Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#7 (571), 15 апреля 2008 года. Содержание номера...

  Рубрика: обучение за рубежом

Религия как предмет

   Религия - обязательный предмет в немецких школах, оценки по которому включают в аттестат. Преподают его под углом зрения либо католической, либо евангелической ветвей христианства.

   Религия - единственный учебный предмет, наличие которого в школьной программе гарантировано Конституцией Германии, принятой в 1949 году. Впрочем, ее авторы, тщательно соблюдая принцип отделения государства от церкви, ограничились общей формулировкой и передали реализацию соответствующей статьи в ведение земель.

Как преподавать ислам

   В Конституции нет указаний на то, обязательным или факультативным предметом является Закон Божий. Нет и пояснений, вправе ли школьник изучать именно ту веру, которую исповедует. Скажем, обязана ли школа присылать ученику-мусульманину по его просьбе муллу или же можно ограничиться основами традиционных для Германии католицизма либо протестантизма? К слову, преподавание ислама остается отдельным спорным вопросом. В ряде земель, особенно в Берлине, число молодых мусульман в последние годы резко увеличилось. В ряде школ они составляют более половины учеников. Но основы ислама в программу не включены. Религиозное воспитание мусульман проходит за стенами школ, нередко под влиянием экстремистов. Многие политики, например министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble), предлагают включить ислам в школьную программу, причем, только на немецком языке.

   Идею преподавания ислама в школах поддержал Координационный совет мусульман Германии. Его председатель Бекыр Албога (Bekir Alboga), признав, что в ФРГ живут приверженцы разных течений в исламе, заявил: "У нас нет разногласий по принципиальным вопросам, поэтому мы вполне можем представить себе, что вместе с властями федеральных земель нам удастся составить учебный план, в котором будет учтено многообразие мусульманских общин в Германии".

Схема преподавания

   Что же касается преподавания религии вообще, то здесь преобладает следующая схема. Религия - обязательный предмет, оценки по которому включают в аттестат. Преподают его под углом зрения либо католической, либо евангелической ветвей христианства. Есть и альтернатива, учитывающая пожелание родителей-атеистов или просто тех, кто не хочет, чтобы их детей обучали Закону Божьему: это внеконфессиональный предмет, который тоже обязателен. В Северном Рейне-Вестфалии он называется "философия", в Гамбурге - "этика" или "философия". В ряде земель эту схему применяют с поправкой на местные особенности. Так, Нижняя Саксония предлагает ученикам православный Закон Божий, если это обусловлено количеством православных школьников. В Гамбурге организация уроков религии поручена евангелической церкви. В Бремене церковь вообще отстранена от преподавания Закона Божьего, который официально именуют внеконфессиональным христианским уроком религии.

   Самым революционным путем пошли в Берлине. С марта 2006 года там введен новый предмет - "этика", знакомящий детей с нравственными ценностями, философией вне привязки к религии. Посещение этих уроков для школьников обязательно. Закон Божий предлагается параллельно на факультативной основе. Католическая и евангелические церкви, а также представители партий ХДС и СвДП этим недовольны. На их взгляд, сенат, состоящий из социал-демократов и членов Левой партии, ущемляет преподавание религии. У школьников, посещающих "этику", не будет ни времени, ни сил на религиозный факультатив. По данным церквей, после введения новой системы число детей, посещающих Закон Божий, сократилось на четверть. 35 тысяч родителей-берлинцей уже подписались под призывом вернуться к прежней модели - выбор между двумя обязательными уроками "этика" или Закон Божий.

  Олег Зиньковский

Православие станет обязательным предметом в российских школах

   Православные священники настаивают, и министерство образования не против введения в школе обязательного предмета "Основы православной культуры".

   Постепенное, но планомерное внедрение церкви в светскую российскую школу должно завершиться в 2009 году. Новый образовательный стандарт, который это предполагает, и который именно из-за этого неоднократно подвергался критике, тем не менее, будет принят. Твердость решения о введении предмета православной культуры продемонстрировал замминистра образования и науки Исаак Калина.

   "Никого же не напрягает, что в школах изучается русская литература. Точно также, мне кажется, не должно напрягать изучение православной культуры, - сказал в частности замминистра образования. - Я только хочу, чтобы через православную культуру люди приходили к многообразию мира".

Без риторики

   Чиновник неоднократно подчеркивал свою лояльность к другим конфессиям, однако в русской православной церкви на эти оговорки внимания не обращают. Например, директор синодальной библиотеки московского патриархата протоиерей Борис Даниленко, заявил, что православие все равно должно главенствовать. Дословно это звучало так: "Я очень бы хотел, чтобы основы исламской культуры преподавались в школе, но только в таком варианте, в каком они устраивают русскую православную церковь".

   Иеромонах московской духовной Академии Киприян и вовсе не прикрывал свои заявления риторикой о толерантности. "Святейший патриарх развеял недавно один из мифов, которыми окружено появление предмета православной культуры в школах. Россия, как сказал Алексий Второй, не многоконфессиональное государство, а всего лишь полиэтническое и поликультурное сообщество граждан, - процитировал главу РПЦ иеромонах Киприян. – В России нет национального большинства и меньшинства. Однако в стране, где более 80 процентов населения составляют русские, православные, мы надеемся на скорейшую разработку концепции, в которой считаем необходимым введение обязательного предмета "Православная культура" в школах".

Наука на стороне религии

   Ведущий научный сотрудник государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Игорь Метлик, тоже занял позицию церкви. По его словам, православную культуру, как обязательный предмет в школе, можно вводить даже против воли детей и их родителей. "Мы уже дозрели до того, что в школах может появиться предмет интересный одной части общества и неинтересный другой", - аргументировал свою позицию Метлик.

   Скрытую суть нововведений, то есть стремление русской православной церкви стать частью государства, открыл один из авторов новой образовательной концепции, директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. По его словам, именно православие и только православие может сделать из россиян нацию.

Церковь - это государство

   "Миссия образования - это формирование российской идентичности в подрастающем поколенье, - сказал Кондаков. - Поэтому исключительно важно, чтобы в условиях поликультурности, был кто-то, и этим ядром консолидации общества могла бы стать РПЦ".

   Вопрос об изучении основ православной культуры на базе факультатива, что позволяет придерживаться принципа свободы совести, больше не рассматривается. А введение в школьный курс программ по изучению других религий отложен, поскольку, как заявили авторы концепции, представители других конфессий самоустранились от участия в проекте.

  Егор Виноградов

  Вернуться к содержанию номера

  Следующая статья: Тем, кто недобрал баллов IELTS и TOEFL [Образование за границей]


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru