Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#1, 04 апреля 2006 года. Содержание номера...

  Рубрика: обучение за рубежом

Научить учиться - вот зачем нужна фирма-поводырь

КОНСУЛЬТАНТЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОМОГУТ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК И ПРИЙТИ К ЦЕЛИ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ

   Выставки и ярмарки языковых курсов и образования за рубежом проходят в Москве и в Санкт-Петербурге не реже раза в неделю. И каждый из нескольких сотен выставочных стендов предлагает "уникальные возможности", открывает "невиданные перспективы". Так что, даже если до сих пор точно понимал, чего хочешь, тут теряешься: как действовать?
   На сельскохозяйственном рынке глупо спрашивать у хозяина товара: "Ваша клубника правда самая сладкая?" На рынке международного образования тоже не приходится рассчитывать на беспристрастный ответ продавца. Нужен эксперт, заинтересованный не во впаривании тебе собственных курсов, школ или университетов, а в том, чтобы выработать оптимальный для тебя лично путь получения образования.
   Поиски эксперта именно с такой репутацией привели нас в НОУ "Учебная группа ЗНАНИЕ-ЦЕНТР", директор которой профессор СЕРГЕЙ ГОЛЫНСКИЙ рассказал о рынке международного образования вообще и о том, как его компания помогает сориентироваться в этом мире и найти каждому собственную дорогу.

- Сами мы ничему не учим. Мы - образовательные консультанты.
   Современная Россия реально присоединилась к рынку международного образования в 1993 году, когда в Москву впервые приехали представители зарубежных учебных заведений и провели в Манеже выставку-ярмарку под названием "Экспо-Лингва". Именно с этого момента представители зарубежных колледжей, школ, университетов и лингвистических центров начали приглашать наших студентов и школьников на учебу в Великобританию, США, Ирландию и другие страны в массовом порядке.
   Так, с того самого мероприятия в Манеже, с 1993 года заработала эта индустрия "Образования за рубежом" - отправка россиян на учебу за границу, а уже в 1994 году наша компания отправила первых студентов в Великобританию. До настоящего времени Великобритания остается страной номер один - именно туда едет больше всего российских школьников, студентов и бизнесменов.
   Сегодня в России наша работа по отправке на учебные программы за рубеж официально классифицируется как одна из форм посредничества: мы помогаем потенциальным студентам и зарубежным учебным заведениям найти друг друга. В то же время за рубежом то, чем мы реально занимаемся, носит намного более благозвучное наименование, а именно - образовательный консалтинг (educational consulting) и рассматривается как полноценная профессия. Равно как есть юридический, медицинский или финансовый консультант.

   В любой западной школе, колледже или университете есть "Сareer guide room", то есть специальный консультационно-справочный центр, где работают образовательные консультанты, причем каждый из них имеет минимум степень бакалавра по образованию - по специальности "Educational Consulting". Их работа по консультированию студентов и школьников по различным аспектам продолжения образования считается преподавательской деятельностью и засчитывается в педагогический стаж консультанта. Если раньше я преподавал в университете физику - читал лекции, вел семинары, принимал зачеты и экзамены, то сейчас я и мои коллеги рассказываем о системах образования в разных странах и их особенностях, проводим сравнительный анализ различных учебных заведений, тестируем студентов и оцениваем их возможности продолжать учебу за рубежом. Попутно хочу отметить, что народ-то у нас весьма амбициозный - каждый второй видит себя студентом Стэнфорда, Йеля, Гарварда или в крайнем случае Оксфорда. Однако после детальной оценки предшествующих академических результатов потенциальных студентов, а также их уровня знания иностранного языка, мы каждый раз убеждаемся, что на поступление в эти университеты могут претендовать не более 1-2 процентов желающих.

   Сегодня подавляющее большинство туристических компаний включили в перечень своих предложений "Обучение за рубежом", посему, по моим примерным оценкам, не менее полутора тысяч компаний декларируют свою готовность отправить россиян на учебные программы за рубежом. Однако следует учитывать, что существует официальное деление рынка международного образования: 99 процентов компаний этого рынка - туристические агентства (Language Travel Agencies), которые включают элементы языковой подготовки в туристическую программу. И существует узаконенный термин - образовательный туризм. Как и любая туристическая поездка, в которой обычно все расписано и программа предусмотрена для целой группы, так и в этих поездках есть жесткое расписание.

   Основное направление нашей деятельности - это консультирование по вопросам образования за рубежом, в первую очередь по долгосрочным академическим и профессиональным программам. Но чтобы поступить на такие программы, прежде всего нужно иметь высокий уровень знания иностранного языка. В отличие от Travel Agencies, в нашей работе нет и не может быть никаких шаблонов, поскольку наши студенты имеют разные уровни подготовки, разные уровни знания языка и ставят перед собой зачастую совершенно разные цели.

   Когда к нам приходит клиент, мы, выслушав, что он хочет получить после завершения учебного курса, оцениваем его реальные возможности, в том числе и уровень языковой подготовки (если он не имеет официальных результатов сдачи тестов - таких как TOEFL, IELTS, FCC, ACC etc.). Для этого мы используем различные тесты наших зарубежных партнеров, что позволяет примерно оценить его знания по шкале TOEFL или IELTS. А исходя из знания его уровня владения языком, полученного ранее образования и предшествующих академических результатов, можно выработать рекомендации относительно оптимального места его обучения, конечно, принимая во внимание вступительные требования зарубежных учебных заведений.
   Скажем, в ежегодном справочнике "Which MBA" одним из условий для поступления в магистратуру престижных университетов является довольно обтекаемое понятие - "good first degree". Что это такое? Это имя университета, который заканчивал этот студент (существует большая разница между именем МГУ или "физтеха" и кооперативной академией в Малаховке). Помимо этого очень важное значение имеют средний балл российского диплома, опыт работы, результаты сдачи обязательных тестов, которые зависят от специализации соискателя. В результате студентам, учившимся в одном из российских коммерческих вузов, даже имеющих государственную аккредитацию, вряд ли имеет смысл претендовать на поступление в университет с мировым именем.
   Задача образовательного консультанта заключается в том, чтобы предложить клиенту различные варианты достижения им поставленных целей и помочь ему в их осуществлении. В принципе каждый студент может сам подготовить все необходимые документы для поступления в выбранное учебное заведение. Однако в этом процессе есть свои подводные камни, и многое зависит от того, как он себя представит: как напишет personal statement, как объяснит свое стремление учиться в каком-то конкретном месте, как объяснит свое желание получить ту или иную профессию. И помощь образовательного консультанта может быть весьма полезной.

   Повторюсь: 99 процентов участников рынка международного образования - Language Travel Agencies, ориентированные на организацию групповых туристических поездок и коротких каникулярных курсов. И, конечно, они не имеют никакого отношения к образовательному консалтингу (хотя некоторые туристические агентства именно так себя и позиционируют). Их девиз - продавать как можно более дешевые программы, поскольку у большинства россиян, по их мнению, нет финансовых возможностей учиться за рубежом. Но я могу абсолютно искренне констатировать, что число людей, готовых заплатить за свое образование или образование своих детей двадцать-сорок-шестьдесят тысяч долларов, постоянно растет. В 1998 году в нашем Центре работало 8 человек, а сейчас в нашем штатном составе 42 сотрудника, работающих в Москве и в 7 других городах России, где мы открыли свои представительства. И с каждым годом спрос на образовательный консалтинг возрастает.
   Чтобы оценить профессионализм того или иного агентства, в которое вы обратились за образовательной консультацией, достаточно попросить показать договоры с зарубежными университетами, которые это агентство официально представляет на российском рынке. Будьте уверены, что подавляющее большинство уважающих себя университетов не выдадут сертификат о представительстве, пока не проверят агентство по многим параметрам - в первую очередь квалификацию консультантов.
   Иногда к нам приходят очень хорошие студенты, у которых не хватает средств на учебу за границей, и просят им помочь в поиске грантов (есть фирмы, которые специализируются на этой работе). Мы этим, в общем, не занимаемся, хотя могу похвастаться, что в прошлом году более 20 российских студентов получили с нашей помощью стипендии в размере от 2.000 до 10.000 фунтов стерлингов на академические программы, а еще 7 студентов - стипендии на краткосрочные языковые курсы. Несколько таких случаев являются предметом моей гордости. К примеру, пришли к нам мама с дочкой, очень толковой дочкой, и заговорили про учебу в Австралии. Мы дочку протестировали, и оказалось, что у нее прекрасные данные. Спрашиваем: почему Австралия? Мама отвечает: "Хотели в Великобританию, но там вдвое дороже".

   И мы предложили девушке попробовать свои силы в стипендиальном конкурсе, который регулярно проводят наши британские партнеры. У нас есть такая возможность. Например, в этом году партнеры выделили нам восемь стипендий размером от 5.000 до 10.000 фунтов. Точный размер стипендии определяют они сами, а вот кандидатов на эти стипендии предлагаем мы. Восемь стипендий нам гарантированы, но не исключено, что число стипендий будет увеличено при наличии большего числа толковых ребят.

   Так вот, этой девушке по результатам нашего тестирования британский колледж предложил стипендию в размере 10.000 фунтов, что как раз компенсировало ее семье разницу между ценой учебы в Австралии и Великобритании. Речь идет о стипендии на двухгодичную программу A-Level. Сейчас эта девушка учится уже на третьем курсе Кембриджского университета. Но мы отвлеклись. Расскажу поэтапно, как мы работаем с будущими студентами зарубежных школ-вузов.
   Пришел к нам потенциальный студент, мы выслушали его пожелания, проанализировали, насколько они соответствуют результатам его предшествующей учебы и знанию языка, - и занялись поиском оптимального пути достижения поставленной студентом цели.
   Вариантов множество. Взять хотя бы британское образование. Кто-то после окончания российской школы готов пойти на 2-годичную программу A-Level, которая дает возможность претендовать на поступление в любой университет, включая Оксфорд и Кембридж. Другой не собирается в Оксфорд-Кембридж, не хочет делать карьеру медика или ветеринара, а потому ему достаточно отучиться один год на программе Foundation. Кто-то предпочитает сэкономить - проучиться после окончания школы два года дома, в российском вузе, параллельно осваивая английский, и только потом перевестись в английский университет. Кто-то готовится к сдаче английского IELTS (без которого ни в британский, ни в австралийский университет не примут) на курсах в Великобритании, а кто-то корпит над этим самостоятельно. А для жителей Дальнего Востока удобнее и дешевле сдавать этот экзамен в Китае, там его принимают в любом городе с миллионным населением, у нас же - только в Москве в Британском совете. Кстати, после того, как Ноттингенский университет открыл филиал в Китае, там можно получить даже диплом британского университета, абсолютно идентичный полученному в Англии. Причем год обучения в этом университете в Британии стоит 11.000-12.000 фунтов, а в Китае - 8.500 долларов. И жизнь в Китае дешевлеѕ

   Мне кажется, что нам удается адекватно оценить способности студента к учебе в том или ином учебном заведении, но вот за что мы не беремся - так это за оценку его психологической подготовленности к самостоятельной жизни в чужой стране, вдали от родителей. Поэтому один из возможных контрактов, которые мы заключаем с родителями несовершеннолетнего студента, включает обязательство курирования студента во время его учебы. То есть мы готовы оказывать содействие в решении проблем, возникающих во время его пребывания за рубежом. Мы переводим и отправляем родителям все отчеты, которые регулярно приходят из школы или колледжа на каждого студента, контролируем их учебные достижения, в случае необходимости созваниваемся с их преподавателями, подключаемся к решению проблем, связанных с проживаниемѕ Но может быть и другой контракт, без курирования. Вот мы помогли студенту поступить в учебное заведение и более его не контролируем. Понятно, что первый контракт дороже второгоѕ

   Но не сомневайтесь, эти дополнительные деньги мы отрабатываем с лихвой. Наши сотрудники раз в три месяца ездят в Великобританию, где традиционно учится самое большое число наших студентов, встречаются там со студентами и их педагогами. Конечно, в Австралию или Канаду мы так часто не ездим, но поддерживаем постоянные контакты с учебными заведениями, где есть наши студенты. Сотрудники Центра, отвечающие за эти страны, всегда могут позвонить в американский, канадский или австралийский колледж и сказать: у нашей студентки какие-то проблемы, родители волнуются, поговорите с ней, выясните, в чем дело, и, пожалуйста, сообщите нам.
   Бывает, что у ребенка, который во время учебы за границей живет в семье носителей языка, не складываются с этой семьей отношения. Узнаешь об этом вовремя, колледж всегда поможет поменять семью - и проблема разрешена.
   На решение всех этих житейских проблем у нас уходит очень много времени.
Правда, это касается в основном школьников.

   А вот со студентами старше 18 такие вещи не проходят. На Западе есть жесткая иерархия: никакую информацию о студенте университета вам не выдадут без его письменного согласия.
   Как-то по настоянию родителей мы таки выяснили, что некий студент Ланкастерского университета загулял. И тут же он написал нам возмущенное письмо: мол, по законам Великобритании мы не имели права интересоваться его успеваемостью, а тем более сообщать родителям.
   Конечно, современные молодые люди очень неплохо ориентируются в жизни вообще и на мировом образовательном поле в частности. Многие сами благополучно находят подходящее место учебы, добывают гранты и стипендии, успешно проходят интервью в посольствах.
   И тем не менее поток наших клиентов не иссякает, хотя для большинства россиян поездка на учебу за рубеж пока еще не стала обыденностью.
   Так что есть все основания полагать, что, как и на Западе, со временем обыденностью станет обращение за советом к профессиональным образовательным консультантам, к коим мы себя и относим.

  Вернуться к содержанию номера

  Следующая статья: вопрос-ответ [образование]


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru