Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#35, 11 октября 2004 года. Содержание номера...

  Рубрика: обучение за рубежом

Осень с патриархами

   Ближайшие осенние школьные каникулы можно провести по-разному. Вариантов масса: круглосуточное сидение у телевизора, путешествие по Интернету с редкими перерывами на трапезы, компьютерные игры без перерывов на трапезы, экскурсионные поездки с комфортом и без, турпоходы...

   А можно наконец поучиться. Тому, что действительно интересно. Поучиться по-взрослому – самостоятельно составить себе программу и прослушать лекции университетских педагогов.

   Такую возможность обеспечили будущим гуманитариям, мечтающим – а может быть и не смеющим мечтать – поступить, скажем, в элитарный Институт Азии и Африки МГУ, профессора российских и израильских центров изучения иудаики: Центра иудаики и еврейской цивилизации (ЦИЕЦ) ИСАА при МГУ, Высшей гуманитарной школы имени Семена Дубнова, Центра Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского Университета в Иерусалиме и Московского образовательного Центра еврейской и израильской культуры «Бейт-Агнон».

   С 4 по 9 ноября под Москвой состоится Осенняя школа по иудаике для старшеклассников.

   Тот, кто пройдет отбор требовательных специалистов и попадет в Осеннюю школу, сможет прослушать пленарные лекции видных российских и израильских ученых, также три выбранных им самим миникурса (в каждом миникурсе по три занятия).

   А под занавес – олимпиада. Участвуют все. Под пристальным взором профессуры.

   После закрытия Осенней школы талантливые и увлеченные при желании не расстанутся с педагогами: москвичи смогут встречаться с ними каждую неделю в Воскресной школе в Еврейском культурном центре на Никитской (Большая Никитская, дом 47/3), а иногородние либо будут с нетерпением ждать Весенней школы, либо вступят с педагогами в переписку – устроят себе что—то вроде заочного освоения захватившей их темы.

   Но это все в будущем, а сейчас главное – прорваться в Осеннюю школу и решить для себя, чем там заниматься.

   Времени на обдумывание немного, а потому советуем ознакомиться со всем предлагаемым ассортиментом прямо сейчас.

ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

   Языки евреев Восточной Европы

   На каких языках говорили ашкеназы, крымчаки, евреи Балкан, караимы, сефарды, жившие в Восточной Европе? Существовал ли еврейско-славянский язык?

   Требование к слушателям – знание еврейского алфавита.

   История письменности семитских языков

   Почему на иврите пишут справа налево? Почему у букв есть названия и чем обусловлена их форма? Почему в еврейской традиции буквам и их сочетаниям приписывается магическая сила?

   Деятельность Элиезера Бен Йегуды и «возрождение» языка иврит

   Был ли иврит «мертвым» или «молчащим» языком в течение семнадцати веков? Современный иврит и язык святости, язык Торы – разные ли это языки? Что связывает иврит с русским, идишем, английским, арабским языками?

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРЕЕВ В ДРЕВНОСТИ

   Эпоха 2-го Храма: от текста к комментарию

   Как происходил переход от традиционного библейского текста к раввинистическим комментариям?

   Этничность в Древнем Израиле и библейских текстах

   Чтобы разобраться в сложных взаимоотношениях древних израильтян с соседями, необходимо ответить на вопросы: по каким признакам осуществлялось деление «свой» – «чужой»? что библейские авторы вкладывали в понятие «народ»? и как менялись представления о народах в разные исторические периоды?

   Введение в Тексты Кумрана

   Что такое тексты Кумрана? Кто мог написать их на рубеже эр и спрятать в пещерах в I веке новой эры? Кто нашел их двадцать веков спустя? Почему эта находка оказалась одним из самых важных археологических открытий двадцатого века?

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИСТИКА

   Ранний хасидизм

   Как возник хасидизм? В чем суть вероучения и духовных практик основоположников хасидизма?

   Философия и Тора. Соотношение двух типов учений

   Что такое философия вообще, и как она связана с мифологией? Как развивалась философия в древности и в новое время, и как она взаимодействовала с Торой? Есть ли в Торе своя философия, и чем она отличается от древнегреческой? Каково соотношение Торы и философии в настоящее время, каковы перспективы их взаимодействия в будущем?

   Споры о вере в 18-19 вв. в еврейских сказках, историях, анекдотах

   18 век стал для еврейских интеллектуалов временем формирования современной картины мира. Именно тогда начались споры о том, что такое истинное знание? как оно связано с еврейской эзотерической традицией – каббалой? можно ли изучать каббалу и другие тайные науки не только ученым, но и простецам? каков еврейский ответ эпохе Просвещения с ее неверием? Отклики этих споров звучат в еврейском фольклоре: историях, сказках, анекдотах. Читая эти истории, мы попытаемся восстановить интеллектуальный облик той эпохи.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРЕЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА

   Внутренняя жизнь евреев Прованса в средние века

   Как была устроена жизнь евреев Прованса: семья, конфликты, общинное управление, судебные казусы. Как четырьмя сравнительно честными способами можно было заставить богатую невесту выбрать неугодного ей жениха и пренебречь более подходящим кандидатом? Как тремя относительно гуманными способами можно было заставить своего врага прийти в суд, устроенный ему на погибель?

   Курс рассчитан на слушателей, владеющих ивритом хотя бы на начальном уровне.

   Элементы смеховой культуры в средневековой еврейской литературе

   «Смех – очень серьезная вещь» для понимания средневековой культуры. Средневековую литературу, как на христианском Западе, так и на арабо-мусульманском Востоке, невозможно представить без «карнавальной» стихии, без «перевернутого мира», пародии, гротеска, плутовства, сатиры, иронии. На занятиях мы познакомимся с образцами пародий, сатир, плутовских новелл и эпиграмм еврейских авторов средневековья.

   Отношение евреев к истории в средние века

   Действительно ли в Средние Века евреи презирали изучение истории? Правда ли, что они либо описывали совсем недавнее прошлое, либо обращались к событиям совсем глубокой древности – периода Храма? Действительно ли средневековые евреи считали, что настоящее предопределено событиями, которые произошли давным-давно? В каком времени они вообще жили – в настоящем или прошлом?

ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

   Русский национал-радикализм и еврейский вопрос в ХХ веке

   Еврейские общины столичных городов (Москвы и Ленинграда) в советский период

   Евреи и царизм. От императрицы Екатерины до второй русской революции

   Как разные русские цари относились к евреям, чем было обусловлено это отношение, и как оно влияло на еврейское законодательство – начиная с правления императрицы Екатерины, в период которого евреи впервые попали в орбиту российского законодательства, вплоть до 1917 года, когда евреи России впервые получили равные права с христианами.

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

   Куда ведет дорога?

   Мотивы пути, дома, судьбы в произведениях еврейских писателей. Три встречи – три писательских судьбы, три пути, три ответа на вопрос, звучащий в названии курса

   Х.Н. Бялик – «солнце» ивритской поэзии

   Главные темы и мотивы поэзии Хаима Нахмана Бялика в переводах на русский язык, сохранивших особенную образность и выразительность оригинала.

   Современный израильский короткий рассказ

   Знакомство с современной литературой Израиля через короткие рассказы, написанные в Израиле на иврите в 90-е годы XX века.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

   Еврейский народный календарь

   Народные традиции различных еврейских общин имеют универсальные и специфичные черты, характерные для разных еврейских субэтнических групп (ашкеназов, сефардов, евреев Востока и др.). О происхождении того или иного праздника – умея читать на иврите – можно узнать из фольклора: устных рассказов, сказок и легенд.

   Библия в Коране

   Как известно, Библия и Коран – это два Священных Писания, лежащие в основе трех мировых религий. Бытует мнение, что Коран – это переписанная Библия. Так ли это на самом деле? Что общего и в чем разница между этими книгами?

   Библейские апокрифы в средневековой Руси

   Курс посвящен обзору и анализу некоторых «отреченных» произведений – нежелательных и даже запретных в официальном православии, которые, тем не менее, активно переписывались и читались в среде образованных людей – монахов и книжников. Для этих сочинений можно в ряде случаев установить еврейские параллели, а возможно, и оригиналы. Функционирование, идеология, литературные особенности этих текстов и их роль в реконструкции еврейских прототипов будут предметом особого внимания в курсе.

СОВРЕМЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ

   Что такое ЭКОНОМИКА и есть ли она в ИЗРАИЛЕ?!

   По всему миру веками бродит слух об экономическом могуществе евреев. Воплотился ли он в реальность в Израиле?

   Проблема терроризма в арабо-израильском конфликте

   Государство Израиль и антисемитизм сегодня

   Чем является Государство Израиль для евреев в современном мире – гарантом безопасности или одним из факторов, разжигающих антиеврейские настроения?

   Главное, не превратиться в буриданова осла, и понять, что нынешняя Осенняя школа – лишь вступление в интереснейший, необъятный мир.

   Первый шаг в него – заполнение анкеты-заявки на участие в Осенней школе. Повторимся, шаг этот надо делать очень быстро – число мест в Осенней школе ограничено.

   Форму анкеты-заявки можно получить, позвонив по телефону в ЦИЕЦ ИСАА при МГУ (495) 203 3121 или направив свой запрос по одному из адресов электронной почты osenjud@yahoo.com или nkoriakina@mail.ru.

  Автор: Наталия Зубкова

  Вернуться к содержанию номера


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков

Для вас в нашей компании тонирование стекол зданий в рассрочку со скидками. Для вас в нашей компании тонирование стекол зданий в рассрочку со скидками.

Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru