ЦБ: USD 73.3315; EUR 85.8785; GBP 100.2222      18+          

 

Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование


Клезмеры обосновались в Петербурге

» Эмиграция » 19 июля 2004

   Завершился очередной традиционный "Клезфест в Петербурге" - восьмой по счету фестиваль клезмерской музыки.

   Они играли на свадьбах, бар-мицвах, балах, на праздничных гуляньях и ярмарках. Играли еще в 14-15 веках - в еврейских общинах Германии и соседних стран. И позже: в 16 веке - в Польше, в 17 веке - в Праге. Скрипка, кларнет, цимбалы, контрабас, труба, флейта да еще что-нибудь для отбивания ритма - барабан с тарелками. Они играли, преодолевая неприязнь иноверцев, и дальше, постепенно перемещаясь с европейского Запада на Восток, к Украине, Польше, Литве, Галиции, Бессарабии. Победное это шествие еврейских напевов продолжалось аж до начала ХХ века, избавляясь по мере этого движения от барочных оборотов и насыщаясь национальной мелодикой тех народов, с которыми их сводила судьба - немцев, украинцев, поляков, румын. Так рождалось самобытное, своеобразное искусство со своими жанрами, формами, стиль и манеры музицирования. Экспрессия, неожиданные смены темпа, внезапные сольные импровизации - эта музыка, подобно языку идиш, была своеобразным музыкальным диалектом, понятным и близким слушателям. Многие поколения наших предков выросли на этой музыке, впитали ее в себя - точно так же, как язык, на котором они говорили. Потом все оборвалось, ушло, стало забываться: погромы, войны, революции. Клезмерство становилось ветвью фольклора.

   Рассказывает Александр ФРЕНКЕЛЬ - директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, директор фестиваля "Клезфест в Петербурге":

- Прошедший недавно "Клезфест в Петербурге" по всеобщему признанию - самый удачный за все последние годы. Во-первых, благодаря поистине звездной команде преподавателей. Из Нью-Йорка к нам приехал Майкл Альперт, известный клезмерский вокалист и полиинструменталист, фольклорист, ученый, лучший в мире специалист по еврейскому народному танцу, участник многих ансамблей. Его самый знаменитый клезмерский коллектив носит название Brave Old World (Старый добрый мир). Приехал замечательный кларнетист из Берлина Кристиан Дэвид - не еврей, а немец, одна из крупнейших величин в мировой клезмерской музыке. Дэвид играет в разных ансамблях, но у него есть и своя группа - "Хупэ", что в переводе означает то же самое, но привычнее произносится - "хупа". Из Нью-Йорка приехал Лорин Скламберг, вокалист и аккордеонист, лидер другой знаменитой группы - "Клезматикс". И наконец - Стас Райко, скрипач, бывший харьковчанин, ныне житель Гамбурга, основатель группы "Харьков-клезмер-бэнд", лучшей на бывшем постсоветском пространстве.

   Во-вторых, весьма характерен возрастной диапазон участников: самым юным музыкантам, Льву Зильберману из Челябинска и Матвею Гордону из Питера, по 18, оба вокалисты, поют на идише. А самому маститому, Аркадию Гендлеру из Запорожья - 82. Он народный идишский певец, автор песен - постоянный участник питерских клезфестов.

   На этом фестивале случилось, можно сказать, открытие. А дело было так. Я давно мечтал вернуть к жизни старую идишскую песню "Майн Петроград". Песня эта не была опубликована, найти исходную рукопись мне не удалось, хотя я честно искал ее по всему миру и в свое время даже наткнулся на одну запись. Правда, расшифровать толком ее не удалось - что-то неразборчиво, что-то больно коряво, да и исполнитель, видно, пел по памяти и чего-то напутал. И тут является Гендлер, в 6 утра я его встречаю на Московском вокзале, по дороге жалуюсь ему, что вот, дескать, песню эту никак не могу найти. Оказалось, что Гендлер пел ее в 1930-е годы в домашнем кругу. Вся семья его погибла в гетто в Бесарабии, он единственный уцелел. И он вспомнил почти всю песню, а что запамятовал, то досочинил. За время семинарской части фестиваля музыканты песню аранжировали, а на заключительном концерте Гендлер исполнил этот городской романс 20-х годов "Майн Петроград", и он был принят на ура. По окончании клезфеста был традиционный тур, в этом году музыканты дали концерты в Белоруссии - в Минске, Могилеве. И везде эту песню пел Фима Черный, она, как говорится, пошла в народ, и, вполне вероятно, станет своего рода гимном "Клезфеста в Петербурге".

   Клезмерская музыка - это в широком смысле вся музыкальная традиция еврейского местечка.

   Волна эмиграции конца 19 - начала 20 веков унесла за океан и клезмерскую музыку. Но с упадком идишской культуры она и там стала помаленьку забываться. Только в середине прошлого, двадцатого, столетия неожиданно проснулся новый интерес. Майкл Альперт был у истоков этого возрождения.

   Попутно под понятие "клезмерской музыки" стало подверстываться все: и инструментальная традиция - собственно клезмеры, и песни на идише, и нигуны - хасидские напевы без слов. Чем дальше, тем больше эта музыка приобретает популярность, на Западе выходят компакт-диски, в самых престижных залах проходят концерты. Но, пожалуй, одним из убедительнейших признаков возрождения стала растущая популярность клезмерской музыки среди неевреев - как слушателей, так и исполнителей. В Австрии, например, есть сейчас известная группа "Гоим" - в самом названии подчеркивается именно эта особенность: ее участники - неевреи. У нашего педагога Криса Дэвида тоже была когда-то группа, которая называлась "Клезгоим". Кстати, Дэвид прочел на клезфесте лекцию "Поиск национальной идентичности в клезмерлэнде" с подзаголовком: "Где ты взял такие ботинки?".

   Дело в том, что Дэвид выходит на сцену в весьма экзотических башмаках с загнутыми носками, не обратить на них внимание невозможно. Свою лекцию Дэвид начинает с объяснения, почему он выступает в таких башмаках. Оказывается, раньше, когда он выходил на сцену, его обязательно спрашивали: почему ты, немец, играешь клезмерскую музыку? Ему это надоело, и он добыл где-"то такие прикольные штиблеты - и все тут же перестали доставать его с его нееврейским происхождением и стали спрашивать: "Где ты добыл такие клевые ботинки?". После этой байки пошел уже вполне серьезный разговор.

   В известном смысле начало возрождения клезмерства в бывшем СССР положил наш "Клезфест в Петербурге". В числе его инициаторов и основателей были многие мои друзья, а также блистательный музыкант из Казани, ныне покойный Леонид Сонц. Девизом, задачей этого начинания было и остается возвращение клезмерского искусства по месту его рождения: в Восточную Европу, в страны бывшего Советского Союза. Это живая, развивающаяся музыка, поэтому, я убежден, успех обеспечен. Есть группы, отдельные музыканты, которые пытаются воспроизводить исходный аутентичный стиль и исполнять произведение так, как оно звучало в 19 веке. Наряду с этим есть и принципиально иная тенденция - соединять клезмерскую музыку с современным джазом или еще с чем-то. Интерес к этой новой музыке совпал с увлечением этнической музыкой, что, в свою очередь, является частью некоего общего процесса поиска корней, подлинных истоков. Наглядный пример выхода клезмерства из рамок чисто еврейской культуры - одна из лучших питерских групп "Добраночь". Это не клезмерская, а общеэтническая группа: она играет балканскую музыку, музыку восточноевропейских народов - и, конечно, клезмерскую.

   В этом году было более сорока участников фестиваля, они приехали из разных городов России - трое были даже из Владивостока, - с Украины, из всех стран Балтии, из Молдавии, одна участница за свой счет прилетела из Америки, другая из Вены. Заявок поступило около 100. Как обычно, желающие прислали в оргкомитет записи своих выступлений, на основании которых проведен строгий отбор участников. В программу включаются только серьезные профессионалы или любители высокого уровня. Около половины нынешних участников попали на фестиваль впервые.

   Клезфест - это четыре дня интенсивной учебы: мастер-классы, репетиции, репертуарные занятия, лекции, ежедневные уроки идиша. Причем занятия по идишу проходят в двух группах - начальной и продвинутой. В этом году в продвинутой группе было 15 человек. Одну из полуторачасовых лекций прочла Мария Рольникайте, о музыке вильнюсского гетто. Альперт вел на идише занятия по фольклору.

   Однако с самого начала из всех участников выделяется некое ядро, примерно десять музыкантов, которым отводится время на подготовку концертной программы. Правда, времени на репетиции явно не достаточно, поэтому вовсю включается стихия импровизации - музыка рождается на сцене, здесь и сейчас. С подготовленной в таких "полевых условиях" программой эта группа отправляется в концертный тур. В прошлом году питерский клезфест гастролировал в Кишиневе и в Москве. В столице они дали два концерта в клубе "Проект О.Г.И.". Выступления тогда прошли с таким успехом, что на сей раз организаторы клезфеста изменили уже сложившуюся, казалось, традицию: не стали давать концерта в большом зале на Невском проспекте, а, перебравшись в молодежный питерский клуб, устроили что-то наподобие дискотеки под музыку клезмеров.

   Но одна традиция остается неизменной: завершающая "Клезфест в Петербурге" ночная прогулка по Неве на пароходе, где уже все участники показывают свое мастерство импровизации.

Записала Наталия Зубкова

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами    Рейтинг@Mail.ru 
© «iностранец» 1993 – Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.