Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#20, 31 мая 2004 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

«Бросили в воду и сказали – плыви...» Сергей ГОГИН (N20 от 31.05.2004) КАК МЕНЯ В АМЕРИКЕ ЖУРНАЛИСТИКЕ УЧИЛИ Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю: год, проведенный в Соединенных Штатах, был одним из самых трудных в моей жизни, но и – самых плодотворных. ГДЕ В МОСКВЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ: СОБЫТИЯ В ИНОСТРАННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ Подготовила Мария МИШУРОВСКАЯ (N20 от 31.05.2004) Понедельник, 31 мая В театре «Школа драматического искусства» (Сретенка, 19) под руководством Анатолия Васильева заканчивает гостить питерский Государственный пушкинский театральный центр. «Надо же так ненавидеть свою страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта!» (М. Жванецкий) Пришлашения иностранцам в Россию (N20 от 31.05.2004) Оформление приглашений для иностранцев в Россию В последние годы в периодической печати появилось немало материалов о наших соотечественниках, живущих за рубежом. Но очень мало рассказывается о том, с какими трудностями приходится сталкиваться, когда те, кто сменил свое российское гражданство на зарубежное, хотят приехать в гости в Россию. Мальта вслед за Кипром теряет туристов Сергей ДУНДИН (N20 от 31.05.2004) На днях в мальтийских средствах массовой информации раздался тревожный голос кандидата в Европарламент от партии «Альтернаттива демократика» профессора Арнольда Кассолы: Мальта в последнее время неуклонно теряет популярность как туристическое направление. Еврейская школа: путь к себе Материалы подготовила Наталия ЗУБКОВА (N20 от 31.05.2004) На Руси издавна различали образование и просвещение. Науки, говорили, образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. И еще: ученье образует ум, воспитанье – нравы. Образовать себя, свой ум и нрав – значило сделаться Человеком. Рецепт Хорватии Алла АББАКУМОВА (N20 от 31.05.2004) Люди, отдыхающие на пляжах, делятся на два вида: работающие, чтобы загорать, и загорающие, чтобы работать. Последние поступают мудрее не только потому, что правильно загорающие люди зарабатывают больше в силу повышенной работоспособности, но потому что знают: первично Солнце, а не офис. Поторопились Татьяна КРУПИНА (N20 от 31.05.2004) Граждане всю прошлую неделю осаждали обменники и требовали менять валюту без паспорта. Это случилось оттого, что кто—то поспешно заявил, будто бы «уже пора». Ничуть не бывало. До начала эры беспаспортных обменных процедур осталось еще 15 дней. Срочно требуются... «i» (N20 от 31.05.2004) ...В ОАЭ: РАБОТА В ОТЕЛЯХ 5***** Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – страна высочайшего уровня жизни, теплого климата, чистого моря и обилия экзотики. Основным местом отдыха Европейских туристов по-прежнему остаются Дубаи и Абу-Даби. iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать… По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N20 от 31.05.2004) CЧАСТЬЕ в личной жизни бывает редко, а если бывает, то недолго. Сказанное не относится разве что к лесбийским парам: у этих девушек проблем не может быть на том удачном основании, что в их компании не болтаются всякие мужчины. 1 ------------------ «Бросили в воду и сказали – плыви...» Сергей ГОГИН (N20 от 31.05.2004)

КАК МЕНЯ В АМЕРИКЕ ЖУРНАЛИСТИКЕ УЧИЛИ

   Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю: год, проведенный в Соединенных Штатах, был одним из самых трудных в моей жизни, но и – самых плодотворных.

   В США я попал в 1995 году как финалист гуманитарной программы «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act Graduate Fellowship Program, ныне – объединенная программа Muskie/FSA), финансируемой американским правительством. Она позволяет выпускникам вузов России и других стран СНГ продолжить образование в университетах США по одной из десятка специальностей, с получением степени магистра или без. Несмотря на политехническое образование, к моменту подачи заявки на участие в конкурсе у меня был шестилетний опыт работы в региональных СМИ в Ульяновске.

   Логично, что я выбрал специальность «Журналистика и массовые коммуникации», хотя мог бы претендовать и на другую, например, Public Policy.

   Выбор «гостевого» университета для финалистов осуществляет организация, администрирующая программу (в моем случае это была IREX). Впоследствии, во время учебы в Штатах, организация-администратор опекает своих «масок» (имя сенатора Эдмунда Маски, отца-основателя гуманитарной программы, стало нарицательным для ее участников). Например, согласно условиям гранта, помимо учебы, нужно быть ассистентом профессора. Первые полгода я прилежно ассистировал: собирал разную информацию в интернете, в библиотеке. Работал на надрыв. Чувствуя, что не успеваю, я попросил IREX, чтобы они избавили меня от непосильного ассистентства. Они это сделали. И во втором семестре я, освобожденный, смог полностью погрузиться в азы американской журналистики.

   Началу основной учебы предшествовал подготовительный период, который мы провели в райском местечке – городе Боулдер, штат Колорадо. Цель этого периода – адаптироваться к «американскому образу жизни»: языку, системе образования, библиотекам, банкам, да и к людям тоже. После этого меня «поместили» в Американский Университет (American University, сокращенно AU) в Вашингтоне, округ Колумбия, то бишь в столице. Это частный университет с более чем столетней историей. Он был основан Объединенной методистской церковью, но сегодня это вполне светское учреждение, причем не из дешевых: годичный курс обучения с получением степени Master of Arts, или МА, обойдется вам, вашим родителям или спонсору в 20 000 долларов.

   Большинство моих коллег-журналистов из числа «масок» учились по двухлетней программе. Это более щадящий режим. Но в IREX решили (вероятно, на основании моих тестов), что я могу пройти «мастерскую» программу за год. Такую программу предлагала Школа коммуникации в AU. Сегодня я думаю, что вряд ли согласился бы пройти через все это еще раз: хотя мой местный политехнический вуз был не из легких, но все-таки в политехе мне не приходилось учиться с таким напряжением.

   Для получения степени магистра в AU надо пройти десять курсов (предметов) соответствующего уровня сложности. Половина из них – обязательные. Освоив этот обязательный набор, получаешь степень МА. Остальные курсы – по выбору.

   К обязательным относились курсы по редактированию, репортажу, очеркистике, а также два семинара – по общественным отношениям и журналистике, – результатом которых стали фундаментальные курсовые работы, в сумме составившие бы небольшую диссертацию. Для американских студентов обязательным также был курс «Правовые аспекты журналистики», но из—за национальной специфики для иностранных студентов он считался необязательным.

   В итоге десять курсов я разделил так: три – на осенний семестр, четыре – на весенний и еще три – на летний. Не думайте, что это мало: три «мастерских» курса – это масса чтения, курсовые работы (term papers), тесты, промежуточные экзамены. Три предмета – уже достаточная нагрузка (плюс, как я уже говорил, неизбежное ассистентство у профессора), а четыре – это вообще работа на пределе. В этой ситуации крайне важным становится планирование. Для наглядности я лепил на оконное стекло бумажки с названием того, что нужно сделать. Знали бы вы, с каким удовольствием я их срывал по мере сдачи работ!

   На нашем «потоке» было около 50 студентов, в основном американцы. «Поток» делился на две специализации (tracks): журналистика печатных и электронных СМИ, причем в каждой из них выделялся еще и цикл (sequence) международной журналистики.

   Перед началом семестра нам устроили «boot camp» – «учебку» для новобранцев. За месяц нужно было освоить практические основы репортерского ремесла – принцип «перевернутой пирамиды», грамотное написание лида статьи, ясное изложение и много всего, не говоря уже об английской грамматике (кстати, американцы, как правило, свою грамматику знают хуже, чем иностранные студенты). Профессор Роуз-Энн Робертсон, в прошлом редактор Associated Press, требовала, чтобы учебные статьи соответствовали оформительскому стилю, принятому в этом агентстве.

   Следует признать, что мой опыт работы в городской газете мало помог в новой ситуации: пришлось изрядно попотеть, прежде чем количество красных профессорских чернил на моих статьях стало соответствовать норме приличия. Я чувствовал себя щенком, которого бросили в воду и сказали – плыви. Например, задание: пойти на слушания в Конгрессе и до конца дня написать статью с изложением сути проблемы. Не могу сказать, что у меня в то время не было трудностей с языком: поди разбери, чего они там тараторят, скажем, по проблеме льгот для индейских племен в сфере игрового бизнеса (я потом сравнил свой текст с репортажем корреспондента AP и убедился, что в суть дебатов практически не въехал). «Лагерь для новобранцев» нужен был и для того, чтобы освоиться в самой столице: узнать, где находятся правительственные здания, изучить систему метро. Кстати, чуть не забыл, всем, получившим грант, полагается стипендия, которая напрямую зависит от минимального прожиточного минимума штата. Я получал 1. 200 долларов в месяц – минимальный прожиточный минимум штата Вашингтон.

   Учеба в осеннем семестре во многом представляла собой эксперимент. Курсы репортажа и редактирования объединили с целью издания всамделишной газеты, которую мы назвали «American Observer». Она выходила в двух видах: в бумажном (ограниченным тиражом, отпечатанном на ксероксе) и в электронном, то есть в интернете.

   Каждый студент из подгруппы «печатных» журналистов получил свой репортерский «beat», то есть тематику, которую он должен был освещать: кто—то писал о конфликте в Боснии, кто—то о вопросах образования, культуры... Мне досталось здравоохранение. «Правила игры» были таковы, что в течение семестра в рамках своей темы надо было написать десять статей – в разных жанрах и с разными уклонами: «жесткая» новость, портретный очерк об общественном деятеле (profile), аналитические статьи и репортажи, раскрывающие финансовые, политические, законодательные аспекты проблем, относящихся к выбранной тематике. Написанное главный редактор (из студентов) на свое усмотрение ставил в газету. Каждый студент мог поочередно побывать в роли «главного», художественного редактора, просто редактора (copy editor), веб-мастера, верстальщика в QuarkXpress. При этом каждый оставался в первую очередь репортером.

   Семинар по общественным отношениям (public affairs) вел профессор Крис Симпсон. Семинар представлял собой довольно свободную дискуссию по поводу происходящих вокруг событий, а также по поводу прочитанных по заданию профессора книг (профессорский список книг казался странным и укладывался в одному ему известную концепцию семинара, например, нужно было прочитать книгу «Карты и территории», в которой изложена история создания карт с древнейших времен и до наших дней). В целом разговор на семинаре так или иначе касался роли СМИ в жизни общества. На основе прочитанного и обсужденного студент выбирал тему курсовой работы. Я в своем «курсовике» искал общие черты американской и российской бюрократии и пришел к выводу, что основа выживания любой бюрократии – это иерархическая структура организации власти (та самая «властная вертикаль») и монополия на информацию.

   Во втором семестре в рамках семинара по журналистике, помимо изучения электронных методов обработки информации, нам предстояло написать большую статью журнального формата на актуальную тему. Я писал о стратегических изменениях на американском международном радио («Голос Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода») в связи с окончанием холодной войны и распадом Советского Союза. Для этого многостраничного труда я сделал больше двух десятков интервью.

   Последний обязательный курс назывался «Вашингтонский репортаж». По сути, это был семинар по очеркистике. За каждый очерк профессор Роберт Стритмэттер, сам блестящий публицист, ставил нам две оценки: первую – за то, как написано, вторую – за то, как переделано. Вторая оценка, как правило, была выше, что закономерно. Стритмэттер с тех пор так и остался для меня идеалом редактора: его заметки на полях и отзыв в конце работы были всегда точны и уместны. Переделав статью в соответствии с его замечаниями, я каждый раз был вынужден признать справедливость его оценок, статья становилась лучше.

   Из курсов по выбору (elective) я взял «СМИ и власть», «Этику журналистики», «Компьютерную графику», «Основы фотографии». В качестве курса мне зачли и летнюю практику в русской службе «Голоса Америки», которая, к сожалению, свелась в основном к переводу на русский язык репортажей, подготовленных англоязычной редакцией (собственно, этим в национальных службах занималось большинство сотрудников). Наибольшее удовольствие в последние месяцы учебы я получил от занятий черно-белой фотографией: я часами бродил по улицам Вашингтона с арендованным «Пентаксом-К1000», выискивая необычные сюжеты для своего курсового проекта «Отражения».

   Я оставляю за рамками этой заметки бытовые детали моего пребывания в Штатах, взаимоотношения с американцами, вопросы мультикультурности и политкорректности, краткие путешествия по стране. Скажу только, что к концу учебы мой английский язык окреп настолько, что профессора уже почти не находили ошибок в моих текстах, а среди трех студентов, сдавших финальный экзамен с отличием, было два американца и один русский (угадайте кто). \\образование -------------- ГДЕ В МОСКВЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ: СОБЫТИЯ В ИНОСТРАННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ Подготовила Мария МИШУРОВСКАЯ (N20 от 31.05.2004)

Понедельник, 31 мая

   В театре «Школа драматического искусства» (Сретенка, 19) под руководством Анатолия Васильева заканчивает гостить питерский Государственный пушкинский театральный центр.

   Этот вечер, бесусловно, для всех, в том числе для иностранцев – любителей театра и русского языка одновременно. В 20.00 начнутся драматические сцены по материалам «Истории Петра» А. С. Пушкина в исполнении народного артиста России Владимира Рецептера – писателя, актера и режиссера. Спектакль назван «Монарх». После драматических сцен Владимир Рецептер проведет мастер-класс. Цены на билеты смешные – от 100 до 200 рублей. Кроме того, можно пройтись по выставке – продаже книг издательства пушкинского театрального центра. На выставке будут продавать «Возвращение пушкинской Русалки» Владимира Рецептера с рисунками Михаила Шемякина и три тома «Пушкин в прижизненной критике» – впервые изданный свод всех известных Александру Сергеевичу критических материалов о его текстах с комментариями специалистов Пушкинского дома.

   Из интервью Владимира Рецептера с Елизаветой Агамалян: «Герой – тоже отчасти артист. И в этот момент я уже не могу писать стихи, играть не могу. Или, кода я выхожу на сцену, имеет ли значение то, что я пишу – стихи ли, прозу ли? Где—то в подсознании это играет роль, но в тот момент я концентрируюсь на поставленной передо мной профессиональной задаче. Но это не ремесло. Ремесло – это свод определенных правил, когда ты следуешь образцам, идешь за кем—то, как Сальери. Творец вечно что—то пробует в этом неясном коридоре, светлом или темном, то светлом, то темном».

   Билеты там, где им и положено быть, – в кассах театра.

Четверг, 3 июня

   Французский культурный центр приглашает к 18.00 в Музей кино (Дружинниковская улица, 15) на программу «Никос Казанзакис: жизнь, творчество, мировоззрение, отношения с Францией и с Россией».

   Покажут документальный фильм о Казанзакисе, потом президент общества друзей Никоса Казанзакиса – Жорж Стасинакис, проведет лекцию-беседу. Беседовать о писателе можно на русском языке. Перевод обеспечен.

   Никос Казанзакис, родившийся на Крите, написавший большинство своих книг живя во Франции, в городе Антиб, – в заслуженном почете у киноманов. По его книгам, им же переработанным в сценарии, сняли два фильма: Михаил Какоянис – «Грека Зорбу», а Мартин Скорсезе – «Последнее искушение Христа». Беседа коснется не только сценарного наследия писателя, но и философских притч, путевых очерков (России посвящен целый том очеркового цикла).

   Вход в Музей кино – по приглашениям, которых можно добиться, позвонив в Музей кино или во Французский культурный центр.

   В Культурном центре «Ротонда» (Ленинский проспект, 18, корп. 2) в 21.00 – концерт Зули Камаловой и группы из Австралии MAPMAKERS.

   Зуля Камалова родилась в городе Сарапул (Удмуртия), в Австралию переехала (или перелетела) в 1991 году. Владеет родными языками: татарским и русским, а также английским, французским и португальским. Поет разную этническую музыку, например, бразильскую, африканскую.

Пятница, 4 июня

   В театре «Школа драматического искусства» в 20.00 – один из лучших ансамблей старинной музыки Франции LE POeME HARMONIQUE (художественный руководитель Винсент Дюместр).

   Вечер придворных арий и балетной музыки времен Людовика XIII называется «Я умираю, но живу». Ансамбль исполнит произведения Антуана Боссе, придворного композитора вышеназванного венеценосца.

   Это он, Антуан Боссе, довел жанр придворной арии до высшей точки его развития, придав пению «неровный характер». Музыковеды говорят, что у Боссе «чрезвычайно экспрессивная манера письма». Именно поэтому, из—за неровностей Боссе, 17 век считается временем расцвета придворной арии.

   Пришедшие услышат: «Наконец пастушка эта...», «Жестокая, куда бы ты ни шла», «Грабеж, грабеж, скорее все сюда» и, конечно, «Я умираю, но живу». Еще – музыку к балету фей из леса Сен-Жермен, к балету сумасшедших и лишенных рассудка (выход Одураченного, выход полусумасшедших и выход Чудаков).

   В составе LE POeME HARMONIQUE сопрано Клэр Лефиятр, контр-тенор Брюно Ле Леврер, тенор Жан-Франсуа Новелли и бас Арно Марзорати, а также сопрановые и басовые виолы, ударные, лютня, гитара и теорба.

   Концерт в театре Анатолия Васильева организован Французским культурным центром в Москве при содействии посольства Франции в России и Русского фонда старинной музыки.

   Пятничная «Ротонда» в 19.00 показывает короткометражные анимационнные фильмы известного Яна Шванкмайера из Праги.

   Покажут «Возможности», «Мужские игры», «Квартиру» и другие мультики, замешанные на коварном подсознательном. Ян Шванкмайер – живописец, скульптор, сценограф, кукольник и режиссер. Причины человеческих поступков, которые он иллюстрирует мультипликацией, ищет за сознанием, в беззапретной зоне подсознательного. Некоторые критики, бывало, обвиняли его в «демонологическом мистицизме». Шванкмайер не оптимист, конечно, потому что говорит о скрытых порогом чувствительности древних страстях. О них по-другому не получается.

Суббота, 5 июня

   С музыкальным фестивалем «ОРИОН КАП КАП» Культурный центр «ДОМ» выезжает на пленэр.

   Точнее, на открытую концертную площадку пансионата «Клязьминское водохранилище» (с 20.00 до 6 утра). Традиционный пленэрный фестиваль ДОМа каждый год меняет свою тему: была музыка еврейских и арабских народов, музыка бывших советских республик. В этом году жанр фестиваля – музыка на воде. Водная музыка существует несколько столетий; ее можно найти, например, в одноименном произведении Генделя и в микромузыке Кейджа. Фестивалить начнут на двух теплоходах и продолжат на территории пансионата. В программе: концерты, видеопоказы, выставки и художественные перфомансы.

   В списке участников – группы «Аукцыон» и «Волков трио»(СПб), STEAMBOAT SWITZERLAND trio, играющая фри-джаз-рок, и Nils Wogram & ROOT 70 (Германия), «Волга» (Москва), Сергей Старостин, Борис Бергер и Тимур Сулейманов из Германии. И дыр., и дыр. Покажут новую версию художественного фильма «ВОЛГА-ВОЛГА», плюс обещают «коньячно-интеллектуальные и ВОДочно-диджейские коллективные действия».

   Теперь внимание! – Как добраться до места события. Вы заранее покупаете билет на теплоход в Культурном центре «ДОМ». И на теплоходе доплываете до открытой площадки.

   Поземные варианты пути к фестивалю: первый – автобусом с табличкой «ОРИОН КАП КАП» от метро «Медведково». Рейсы регулярные – каждый час, с 18.00 вечера и до часу ночи. Утренние рейсы (то есть когда нужно будет обратно) из пансоната до метро «Медведково» – каждый час, с 5 до 10 часов утра. Если вы решили добраться личным автотранспортом, нужно глянуть схему на сайте «ДОМа». Билеты в таком случае вам продадут прямо у входа на территорию пансионата. Пропуск на «кап кап» с прогулкой на теплоходе обойдется в 600 рублей. Без прогулки в 400.

   Языки общения – язык родины, немецкий, английский и кап—кап, то есть водный. И березки, конечно, родные березки. \\образование --------------- «Надо же так ненавидеть свою страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта!» (М. Жванецкий) Пришлашения иностранцам в Россию (N20 от 31.05.2004) В последние годы в периодической печати появилось немало материалов о наших соотечественниках, живущих за рубежом. Но очень мало рассказывается о том, с какими трудностями приходится сталкиваться, когда те, кто сменил свое российское гражданство на зарубежное, хотят приехать в гости в Россию. Всем известно, что теперь для приезда в Российскую Федерацию всем иностранцам нужна российская виза, а для ее получения необходимо приглашение гражданина РФ. Более того, по прибытии в страну необходимо обязательно зарегистрироваться в ОВИРе. Вот и получается, что для того, чтобы приехать к себе на родину на несколько дней, нужно соблюсти целый ворох формальностей. Оформить гостевое приглашение в ОВИРЕ может любой гражданин РФ, достигший 18 лет. Срок оформления приглашения через ОВИР занимает до 2 месяцев и более. Чтобы собрать и сдать все необходимые документы, придется выстоять огромные очереди в различных государственных инстанциях. Сразу же после приезда в Россию иностранный гость должен зарегистрироваться в ОВИРе, куда приглашающая сторона должна предоставить необходимые справки из ДЭЗа или домоуправления. После таких мытарств, унижений пропадает малейшая охота заниматься оформлением всех этих документов через ОВИР. Но избежать бессмысленной траты времени, сил и нервов можно. Не зря многие российские граждане, чтобы пригласить своих иностранных родственников, друзей и знакомых, сегодня обращаются в турфирмы. Там ваше приглашение оформят за несколько минут и отправят его по факсу или по электронной почте, позвонят в посольство и зарегистрируют гостя по приезде. В турфирме даже появляться не обязательно: достаточно прислать туда по факсу или электронной почте необходимую анкету и платежку об оплате услуг в любом банке или на почте. Оформление приглашений для иностранцев www.visa-russia.ru Оформление виз иностранцам в Россию www.formatviza.ru \\визы --------------- Мальта вслед за Кипром теряет туристов Сергей ДУНДИН (N20 от 31.05.2004)

   На днях в мальтийских средствах массовой информации раздался тревожный голос кандидата в Европарламент от партии «Альтернаттива демократика» профессора Арнольда Кассолы: Мальта в последнее время неуклонно теряет популярность как туристическое направление.

   Главную причину этой беды Кассола видит в «общей захудалости» острова, ужасных дорогах, всюду торчащих строительных кранах, грохоте отбойных молотков, в тучах пыли, висящих в воздухе, которые превратили самые популярные и престижные туристические районы в непрекращающуюся стройку.

   Действительно, как сообщает MaltaVista.ru, на Мальте в последние годы разразился строительный бум, мешающий отдыху многих гостей острова. Но что делать? Известно ведь, что нельзя вырастить красивой бороды без того, чтобы первые две недели выглядеть небритым. Чтобы привести туристическую инфраструктуру в соответствие с мировыми стандартами, без забивания свай фундамента, рева экскаваторов, пулеметной стрельбы отбойных молотков, вонючей укладки асфальта и прочих строительных манипуляций, беспокоящих туристов, никак не обойтись.

   Но профессор Кассола убежден, что мальтийские власти делают ошибку, кардинально увеличивая количество отелей и других объектов турсектора. «Нужно не пытаться переварить огромный летний наплыв туристов, – говорит он, – а распределить его на разные сезоны, чтобы туриндустрия не жила по принципу «то густо – то пусто». Кандидат в Европарламент считает, что Мальта, с ее множеством уникальных исторических памятников, должна делать ставку на то чтобы туристы туда приезжали круглый год. С последним «i» полностью согласен и не раз писал о красоте острова зимой и ранней весной. \\туризм ---------------- Еврейская школа: путь к себе Материалы подготовила Наталия ЗУБКОВА (N20 от 31.05.2004)

   На Руси издавна различали образование и просвещение. Науки, говорили, образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. И еще: ученье образует ум, воспитанье – нравы. Образовать себя, свой ум и нрав – значило сделаться Человеком.

   Еврейское образование всегда было нацелено на формирование личности, способной на протяжении жизни воспринимать всю сумму представлений о современном мире, адекватно оценивать его и уверенно ориентироваться в сложнейших лабиринтах взаимоотношений с другими людьми. Наполнение знаниями, высвобождение энергии интеллекта и способность постоянно совершенствовать и укреплять свою душу – на таких основополагающих принципах строится еврейское образование.

   О нем на этих страницах размышляют теоретики и практики еврейского образования.

   В Москве девять еврейских школ. В них помимо общеобразовательных предметов преподают иврит, еврейскую историю и традицию. Мы попросили директоров этих школ представить свое учебное заведение, рассказать о его целях и задачах, об особенностях, режиме работы, порядке набора.

   Разумеется, какие-то моменты являются для всех школ общими.

   Так, во всех без исключения преподают общеобразовательные дисциплины по утвержденной российской программе и выпускникам выдают сертификаты государственного образца об окончании той или иной ступени обучения.

   Среди еврейских школ нет специальных учебных заведений – в российских терминах: английских, математических, биологических и так далее. Обусловлено это тем, что в них лимит дополнительных часов, которые способен осилить ребенок, расходуется на еврейские предметы. Между тем, практически во всех школах классы малочисленны – как правило, не более 15 учеников. Что позволяет уделять каждому больше внимания, вести занятия на индивидуальной основе, учитывая уровень знаний и способности ребенка.

   Большинство детей приходят в еврейские школы, побывав перед тем в летних еврейских лагерях, где они получили начальные представления о традициях своего народа. Однако мотивация родителей, – а чаще всего именно папы и мамы выбирают школу для своего ребенка, – бывает самой разной. Одних привлекают комфортные условия – физические и психологические: теплый дом, индивидуальный подход, отсутствие агрессии, национальной вражды, нетерпимости во всех ее проявлениях, а также таких пороков, как наркотики, пьянство, курение. Другие, молодые современные родители, хотят, чтобы их дети знали, что они евреи, чтобы не боялись и не стеснялись своего происхождения. Третьи планируют эмигрировать и хотят облегчить детям предстоящий болезненный процесс адаптации к жизни в другой стране.

   Однако, осознанно отдавая детей в еврейскую школу, многие родители опасаются, что их дети станут религиозными людьми и отдаляться от своей семьи. Все без исключения школы стараются привлечь родителей, сделать их полноправными участниками школьных и внешкольных мероприятий: поддержка разных еврейских структур позволяет в выходные дни выезжать за город всей семьей, устраивать шаббатоны, где учителя, родители, дети вместе отмечают Шаббат и другие еврейские праздники.

   Обучение во всех школах, а во многих – питание и даже проживание – бесплатные. Государственные школы финансируются российским правительством, получают помощь от различных израильских структур – государственных и частных, и от международных еврейских организаций – религиозных и светских. Частные школы живут исключительно за счет израильских и международных еврейских институтов. Впрочем, это обстоятельство никаких неожиданностей и подводных рифов не таит. Походите по школе, поговорите с директором, учителями, детьми – и вы составите вполне адекватное представление о том, что ждет здесь вашего ребенка, какое образование и воспитание он получит.

   Многие выпускники школ стали студентами столичных вузов, в том числе – и самых престижных: МГУ, МГИМО, РГГУ, Бауманского, Плехановки... Правда, по признанию самих директоров, эти успехи – не обязательно признак качества школы, а скорее свидетельство приоритетов родителей.

   Итак, слово – директорам московских еврейских школ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 1812

ДЕТСКИЙ САД И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАН ХАМА»

   Прием в детский сад и школу на будущий учебный год уже завершен

   Валдайский проезд, дом 20

   Телефон: (495) 458 2923

Директор – Инна КРУГЛЯНСКАЯ:

   – ХАМА – аббревиатура изречения из Торы: «Хеврат мезакей а-рабим – «Удостаивающий многих». Иными словами, это учреждение, предоставляющее услуги детям из всех еврейских слоев. 40 процентов наших учеников – из малообеспеченных или неполных семей, дети с физическими ограничениями здоровья.

   «Ган ХАМА» открыт в 1993 году – сначала как детский сад. Полгода мы добивались разрешения открыть школу, где численность детей в классе не превышала бы 10-12 человек.

   И детский сад, и школа работают в режиме полного дня – с утра и до 18 часов. Поскольку мы расположены на окраине города, а дети ездят сюда из самых разных районов Москвы, в детском саду есть группа круглосуточного пребывания, да и некоторые школьники остаются у нас на всю рабочую неделю – с понедельника по пятницу. По воскресеньям в школе работают культурно-образовательный центр «Ган ХАМА» для родителей и детские кружки.

   Мы придерживаемся баланса между религиозностью и светскостью, который чрезвычайно важен для русской еврейской семьи. В первой половине дня ребята изучают предметы обязательной школьной программы плюс еврейские дисциплины. С первого класса преподается английский язык – в группах трех уровней. Во второй половине дня – занятия в изостудии, уже завоевавшей много призов на различных конкурсах, занятия по программе «Информатика плюс иврит»: дети учатся печатать на трехъязычной клавиатуре, понимать и решать сложные филологические и компьютерные задачи.

   Большое внимание мы уделяем физическому развитию детей. Почти 80 процентов имеют проблемы с позвоночником – сколиоз, искривление в легкой степени, ортопедические проблемы. Поэтому у нас обязательны занятия лечебной гимнастикой, с трехлетнего возраста – ежедневные плавания в нашем собственном бассейне.

   Самые разные дополнительные образовательные и развивающие услуги мы бесплатно оказываем не только нашим 125 детям, мы опекаем еще 41 больного ребенка: некоторые из них приходят к нам регулярно, некоторые – только на праздники, а к тем, кто находится на домашнем режиме, приходим сами.

   Стены нашей школы ребята покидают свободными, раскованными людьми, хорошо понимающими, кто они, из какой семьи, из какого народу-племени. Подавляющее большинство выпускников (в прошлом году – 9 из 10) продолжают учебу в других еврейских школах. Мы рассматриваем это как самое большое наше достижение.

   Желающих отдать детей к нам в сад или школу слишком много, всех принять мы не можем. Поэтому – совет: записывайте ребенка в сад, как только он родился. Иначе гарантировать, что у нас найдется ему место, нельзя. У меня есть резервный список – на случай появления вакантных мест: ежегодно несколько детей уезжают с семьей в эмиграцию.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 1621

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЭЦ ХАИМ»

   Набор во все одиннадцать классов школы производится по результатам собеседования

   В детские сады, которые курирует школа, принимаются дети с 2,5 лет. Их адреса: Ломоносовский проспект, дом 18; Садовая-Черногрязская улица, дом 5/9.

   Малый Козловский переулок, дом 3

   Телефоны: (495) 924 0158; 924 8648

Директор – Владимир СКЛЯНОЙ:

   Школу в 1992 году создавал большой круг единомышленников, в числе которых – главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт и его жена Дара, наш друг и главный помощник на протяжении всех этих лет, группа преподавателей и родителей. Какую цель мы преследовали? Прежде всего, способствовать росту национальной самоидентификации. В нашем неспокойном мире каждый еврейский ребенок должен уметь спросить себя: кто я? что собой представляю? каково мое место в длинной череде поколений? что значит быть евреем? Нам хотелось создать такие условия, чтобы дети могли искать и находить ответы на эти вопросы.

   Мы не стремимся к формированию эмиграционных настроений у детей. Напротив, строили школу для тех, кто будет продолжать жить здесь, развивать и укреплять здешнюю еврейскую общину. Для этого необходимо дать детям такое крепкое базовое образование, которое стало бы основой для их дальнейшего роста. Решить столь многотрудную задачу можно только силами высококвалифицированного педагогического коллектива. Найти же в Москве хорошего учителя – дело непростое. Тем не менее, у нас сложился неплохой преподавательский ансамбль.

   Прошедшие годы показали, что изучение еврейских предметов дает нашим детям серьезную жизненную устойчивость.

   Что греха таить, есть еще немало евреев, стесняющихся своего еврейства, скрывающих его. Таких привлекает более домашняя обстановка в школе, доверительный стиль взаимоотношений учителя и учеников, отсутствие хулиганства, пьянства, всяких прочих прелестей, имеющих место в других школах.

   У нас учатся дети и из религиозных семей, и из светских. Одни мамы и папы интересуются еврейской жизнью, другим она безразлична. Но они знают, что их дети будут под приглядом.

   С пятого класса обучение раздельное. Для тех, кто собирается поступать в вуз, организуем дополнительные подготовительные занятия.

   Мы принимаем в школу всех, кто наряду с общей школьной программой хотел бы изучать иврит, историю и традицию еврейского народа, познакомиться с элементами религиозного знания. И, конечно, тех, кто принимает устав нашей школы и готов вместе с нами двигаться дальше...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1871

С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЕВРЕЙСКИМ КОМПОНЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ «АХЕЙ ТМИМИМ» («БРАТСТВО»)

   Набор во все одиннадцать классов школы, кроме первого, производится на основании собеседования, а также тестирования по русскому языку и математике.

   Детский сад при школе имеет три возрастные группы, начиная с 3 лет.

   Ул. Мясницкая, дом 40

   Телефоны: (495) 925 5485; 923 0185

Директор – Владимир КУРАВСКИЙ:

   – Школа создана в 1989 году. Ее задача – содействовать сближению с еврейской культурой детям, обнаруживающим к этому интерес. Структура школы выстроена так, чтобы дети, изучая еврейскую жизнь во всех ее проявлениях и со всеми особенностями, не испытывали недостатка в получении общего образования.

   Задача может показаться противоречивой: одно вроде бы делается в ущерб другому. Мы стараемся смягчить это противоречие прежде всего за счет квалификации педагогов. Предметы, относящиеся, как сейчас говорят, к этнокультурному компоненту, преподают учителя, получившие образование в России или в Израиле, хорошо владеющие русским языком и ставящие достаточно высокую планку еврейской образованности.

   С такой же предельной эффективностью мы стараемся использовать и часы, отведенные под общеобразовательные предметы. Так организуем учебный процесс, чтобы было как можно больше индивидуальных занятий, чтобы дети с разной степенью подготовленности и разными способностями учились в привычном для каждого темпе.

   В нашей школе это реально, поскольку мы работаем в режиме полного дня, распределяя занятия равномерно с 9 до 18 часов. Уроки перемежаются занятиями спортом, более сложные чередуются с менее сложными, и так далее.

   Вся система этнокультурного образования направлена, прежде всего, на воспитание, на то, чтобы ребенок вырос добрым, порядочным, культурным и образованным человеком. Сегодня образование зачастую не предполагает воспитания. Мы же стремимся вырастить достойных людей. Именно на эту задачу работают еврейские предметы.

   Раздельное обучение с пятого класса мальчиков и девочек диктуется требованиями еврейской традиции. Но не только. По мнению психологов, оно целесообразно и в силу различий в психическом складе: мальчики более склонны к анализу, исследованиям, девочки – более эмоциональны.

   Чтобы развеять сомнения в том, что еврейские предметы могут мешать усвоению общеобразовательных дисциплин, напомню историю из жизни Любавичского реббе Менахема Менделя Шнеерсона, который, как известно, учился в Сорбонне. Как—то на экзамене профессор раздал студентам вопросы и сказал, что, понимая сложность задачи, дает вместо отведенных на экзамен трех часов – пять. Но уже через полчаса Менахем Шнеерсон положил на стол педагогу свою экзаменационную работу. Профессор был убежден, что студент спасовал и решил уйти, и заявил об этом во всеуслышание. Велико же было его изумление, когда он обнаружил, что работа Шнеерсона достойна 100 баллов из 100. На церемонии вручения сертификатов об окончании курса профессор публично извинился перед реббе за свои подозрения. Не удержавшись, он спросил выпускника, как ему удалось так быстро и блестяще справиться с заданием? Шнеерсон ответил: человеку, привыкшему к занятиям Талмудом, не составляет труда ответить практически на любой вопрос по изученному материалу...

   Вот и мы стараемся научить наших детей думать.

   Все услуги школы, включая детский сад, индивидуальные занятия и питание, – бесплатны. При том социальном неравенстве, которым поражено российское общество, мы обязаны предоставлять всем одинаковые образовательные возможности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЕВРЕЙСКИМ КОМПОНЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ № 1311

   Завершается добор учащихся в 1, 2, 3, 6, 9, 10 и 11 классы. Последние собеседования – 4 и 15 июня в 10.00.

   В центр раннего развития «Тинок» принимаются дети с 2 лет без собеседования.

   Ленинский проспект, дом 97-а

   Телефон: (495) 132 3256

Директор – Григорий ЛИПМАН:

   – В нашей школе, уже отметившей еврейское совершеннолетие – 13 лет, учится около 350 ребят. В каждом классе примерно по 25 человек.

   Главная задача – современное, на хорошем уровне образование наряду с приобщением к еврейской истории, культуре и традиции.

   Начиная с 5 класса занятия по русскому и английскому языкам, информатике, математике и физике проходят в группах по уровням.

   С нового учебного года в 10-м классе будет организовано профильное обучение по двум направлениям: гуманитарному и специализированному – видеотехнологическому. Школа заключила договор с РГГУ, и теперь преподаватели этого университета будут вести в гуманитарном классе уроки истории, литературы, английского языка и еврейских предметов. Что касается видеотехнологии, тут мы предполагаем организовать обучение школьников работе на всех этапах создания видеопродукта: от сценария и операторского мастерства до компьютерного дизайна и озвучания.

   Самое современное технологическое оснащение позволяет проводить видеоконференции со сверстниками других стран. В завершившемся учебном году наши старшеклассники участвовали в международном «Молодежном проекте ООН». Так называется деловая игра, в которой старшеклассники и студенты разных стран представляют любую страну по выбору – кроме собственной. Последняя игра проходила в Лондоне, и наши ребята выступали от Израиля. В октябре они поедут на такую же конференцию в Грецию. Право участвовать в этой игре получают победители нашего школьного конкурса, окончившие курс бизнес-английского.

   Мы приглашены к участию в российско-германо-американском проекте Евросоюза по противостоянию молодежи ультраправому экстремизму и антисемитизму. От России в этом проекте будут участвовать три школы – одна еврейская и две специальные, немецкие. Нашим предстоит вести диалог со своими сверстниками на английском.

   Приобщение к национальным ценностям происходит не только на формальных уроках. В школе создан общинный центр, объединивший детей, учителей, родителей, пожилых людей, которые регулярно приходят в школу, а с недавнего времени и малышей из Центра раннего развития «Тинок».

   К слову сказать, «Тинок» – не детский сад, а платная школа для малышей. 2-4-летки занимаются только вместе с родителями, а дошколята постарше – без мам—пап. Это – первая ступень школьной общины. Дети, проучившиеся в центре «Тинок», имеют приоритетное право поступать в школу.

   Один из наглядных результатов деятельности школьной общины – Еврейский музей, в котором собрана уникальная, постоянно пополняющаяся коллекция семейных архивов членов общины.

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛА «БЕЙТ ЕГУДИТ»

   В школе обучаются мальчики и девочки с 1 по 12 классы.

   Набор учеников производится во все классы по результатам тестирования и собеседования с психологом.

   Есть общежитие.

   Улица Клары Цеткин, дом 15-б

   Телефон: (495) 450 2158

Директор – Ривка ВАЙС:

   – Прежде всего, принципиальный момент: мы – не еврейская школа, а школа для еврейских детей. Мы воспитываем их, во-первых, хорошими евреями, а во-вторых, – достойными гражданами страны. Для этого ребенок должен жить в мире с самим собой, быть уверенным в себе. Только тогда он сможет реализоваться.

   Помимо обязательной школьной программы у нас много дополнительных занятий, которые вводят детей в мир русской и общечеловеческой культуры. Пусть это прозвучит излишне вычурно, пафосно, но мы это делаем не только для того, чтобы наши дети были более образованными: мы хотим воспитать в них чувство патриотизма, в изначальном, не опороченном смысле этого слова.

   Вы спросите: а причем тут школа для еврейских детей? При том, что любовь и признательность стране, в которой они живут, должны еще сильнее подчеркнуть их принадлежность своему народу.

   Я не могу назвать нашу школу религиозной, и вообще не знаю, есть ли здесь, в России, религиозные еврейские школы, кроме иешив. Это понятно: в этой стране крайне мало религиозных еврейских семей. Какой же смысл навязывать ребенку образ жизни, не принятый в его доме? Конечно, мы, администрация школы, будучи религиозными людьми, хотели бы, чтобы все наши ученики были соблюдающими евреями – ели кошерное, отдыхали бы не в воскресенье, а в субботу. Но ничего не навязываем: любые запреты обычно бесполезны. Однако спустя какое-то время обнаруживаешь: кто—то стал проявлять серьезный интерес к религиозному образу жизни. Что ж, это их собственный выбор...

   В нашей школе учатся с 1 по 12 класс. В последнем классе занимаются ребята, которые намерены продолжать учебу в Израиле. Аттестат зрелости уже получен, и они могут сосредоточиться на еврейских предметах, иврите и английском. Иврит они должны знать на четвертом уровне (рамат далет), достаточном для слушания лекций в университете, а по английскому языку они сдают Кембриджский экзамен на двух уровнях – low и high.

   В России оканчивают школу в 17 лет, а во всем мире – в 18. Так что у российских выпускников есть фора – дополнительный год на подготовку и на то, чтобы более осознанно и взвешенно спланировать свое будущее. Я была потрясена, узнав, что российские дети вынуждены так рано решать свою судьбу. За год, к 18 годам, они очень заметно взрослеют...

   Школа наша постоянно меняется – по мере возникновения новых запросов. Скажем, в начале у нас учились только девочки. Теперь и мальчики. Пока классы невелики, дети учатся вместе. Что было бы невозможно, будь школа строго религиозной. Однако с каждым годом приходит все больше детей, так что, наверное, вскоре на каких-то предметах придется рассаживать.

   Со следующего года мы вводим подготовительный класс – для маленьких.

   На сегодняшний день у нас 120 детей. Причем не только москвичей – приезжают из самых отдаленных городов, поселяются в нашем общежитии. Правда, до сего дня мы принимали только иногородних девочек, но со следующего года будет общежитие и для иногородних мальчиков.

   Набираем мы детей во все классы. Таков еврейский подход: хочет еврейский ребенок учиться в еврейской школе – нет оснований отказать, при условии, что он прошел тестирование по основным предметам и получил «добро» нашего психолога. Бывает, берем детей даже с низким уровнем знаний, если видим, что у ребенка есть потенциал, просто он учился в классе, где было 40 душ и где он не дополучал должного внимания. Мы даем ему шанс, работаем с ним, стараемся подтянуть до общего уровня. Иногда сажаем на класс ниже.

   Что ж до иногородних, то нежелательно отрывать от семьи до пятого-шестого класса. Но бывают исключения: обращаются родители-немосквичи, просят взять их маленьких детей. Чаще всего эти дети из малоимущих семей, лишенные нормальных условий. Не даром про Россию говорят, что это страна невероятных контрастов, чего тут только не бывает – вообразить невозможно... \\образование ---------------- Рецепт Хорватии Алла АББАКУМОВА (N20 от 31.05.2004)

   Люди, отдыхающие на пляжах, делятся на два вида: работающие, чтобы загорать, и загорающие, чтобы работать. Последние поступают мудрее не только потому, что правильно загорающие люди зарабатывают больше в силу повышенной работоспособности, но потому что знают: первично Солнце, а не офис. Этих людей, философов света, можно встретить только на лучших пляжах Солнечной системы.

   Где еще в нашей Галактике, кроме как в Хорватии, пропитавшись солнцем, морем и вином, можно разглядеть в простых, на первый взгляд, удовольствиях бездну смыслов? Тело на пляже – это вам не какой-нибудь «батон», ленивый и уставший, это поистине экзистенциальный образ, или, если хотите, знаменатель и предел всех истин – голый человек на голой земле!.. Я лично такими горжусь и завидую им, потому как имею неуемную охоту к перемене мест, которая мешает мне подражать этим памятникам пляжной философии, сюжетам титанов Возрождения. Вот и приходится постоянно оттопыривать большой палец и куда-то ехать автостопом. Благо в Хорватии столько мест, которые надо посетить, что за сезон большой палец можно накачать до безобразия, на зависть культуристам.

РАЙ БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ

   «Если хотите увидеть рай на земле, поезжайте в Дубровник», – сказал однажды Бернард Шоу, и это был тот редкий случай, когда он не шутил. Особенно если под раем понимать не столько место, где получают кайф, сколько среду вне времени вообще. В Дубровник стремится попасть всякий, кто желает не просто увидеть средневековый город в его первозданном виде, но еще застать там и самих горожан – прямых потомков первых граждан этого вольного города.

   Он всегда был городом свободных людей. А свободные люди отличаются от несвободных своим свободным взглядом на других людей. Свободным – в том числе и от ксенофобии. Дубровник уже в средние века был мегаполисом по духу. Город не большой, но в нем не было тесно ни францисканцам, ни доминиканцам, ни иезуитам, ни иудеям. Все жили на своих улицах и в равной степени уважительно относились друг к другу. Примечательно, что еврейский квартал Дубровника был отнюдь не гетто, напротив, евреи пользовались всеобщим уважением, поскольку люди города понимали закон, который сформулировал великий Фернан Бродель, историк цивилизаций: «Если евреи прибывали в ту или иную страну, то это означало, что дела там идут хорошо или пойдут еще лучше. Если они уезжали, то это означало, что дела тут идут плохо или пойдут еще хуже».

   Другим источником процветания города была форма политического устройства. Городское вече выбирало исполнительную власть – князя – из лучших представителей потомственной знати рода Лозарини сроком всего на месяц. Срок крайне недостаточный для перехода конструктивных политических амбиций в узурпаторские. Правда, после страшного землетрясения 1667 года правила организации исполнительной власти слегка подкорректировали. Тогда под обломками погибла масса людей, в том числе 33 семьи рода Лозарини, и количество потенциальных кандидатов на должность князя резко сократилось, вот и было решено не наделять князя чрезвычайными полномочиями, но разрешить баллотироваться в князья представителям богатого рода торговцев Антонини. Вот они, исторические корни европейской демократии. А если копнуть еще глубже, то мы их обнаружим в ментальности дубровчан, чье жизненное кредо выражал их средневековый девиз: «Свобода не продается ни за какое золото».

   Идея равенства граждан происходит из идеи равенства перед богом. Горизонт земли – знак посмертного уравнения и черта знаменателя человеческой жизни, знак абсолютного равенства. Поэтому в Средние века мертвых хоронили в полу храмов. Геология соединяется с политикой на мраморной поверхности надгробных плит. Геополитический гибрид в этой метафористике открывается точнее, чем в картах мира с отпечатками пальцев всех полководцев.

   Гуляя в галереях Францисканского или Доминиканского монастырей, вопреки идее уравнения человека с храмовым фундаментом, инстинктивно обходишь плиты надгробий, вмонтированных в пол. Но это не всегда удается. Некоторые надписи имен и девизов давно истерты подошвами и уже вернули камню его первородную анонимность.

ГОРОД-ЦВЕТОК

   Если большинство исторических центров городов современной Европы занимает либо администрация с офисами компаний, либо музеи, то в Дубровнике Старый город – это город своих горожан, живущих в ритме 16 века и не обращающих никакого внимания на туристов, заглядывающих им в окна с крепостной стены.

   Потрясающая степень психологической независимости, которая достигается, наверное, лишь жизнью в клаустрофобных каменных лабиринтах. Как в дзен-буддизме аскеты медитируют в каменных мешках горных пещер. Человеку, червяку собственных отходов, его каменные джунгли всегда казались альтернативным космосом. Но с точки зрения птицы город предстает каменным цветком – с «лепестками» стен, «пыльцой» черепичных крыш, «пестиками» башен и соборов. Птицы, очевидно, считают, что опылять такие цветки прилетают жесткокрылые насекомые-гиганты – самолеты, и в этом они абсолютно правы. Каждый чартер с туристами опыляет этот город сотнями тысяч баксов, отчего процветание страны заметно невооруженным глазом. Ну, хотя бы по количеству новых и просто роскошных автомобилей на дорогах и, конечно же, по довольному и приветливому выражению лиц хорватов.

   После постсоветского бардака жизнь здесь давно наладилась, и это ощущение стабильного развития чувствуется во всем. Но больше всего в том, как лучшие представители среднего класса взялись строить свою жизнь.

ДОЛОРЕС-ЖЕНЩИНА

   Шустрая рыжая женщина по имени Долорес каждый день просыпается в пять утра. Не спится ей потому, что однажды она решила начать новую жизнь. Новую жизнь всегда лучше начинать с банковского кредита. Другой кредит пропил бы, а вот Долорес купила катер и занялась турбизнесом. Свободно болтает по-русски и гостей из России любит и всегда во время морской прогулки на своем катере накрывает для них стол с морскими деликатесами, которые под хорватскую виноградную водочку да на свежем адриатическом ветерке идут особенно хорошо.

   Но это, тем не менее, не пьянка, а это экскурсия. Как там пели Иващенко с Васильевым? «...И водку бессмысленно больше не пить, а пить ее только с особенным смыслом...» Вот и гости Долорес тоже пьют с особенным смыслом, сочетая приятное с полезным на фоне исторических достопримечательностей Средиземноморья. О каждой – у нее отдельный рассказ.

   Вот на выходе из бухты скала с маяком. Маяк в начале девятнадцатого века построили австрийцы, поскольку в этом месте было много крушений. Поначалу его обслуживала одна семья, но после шторма, в который волны перехлестывали скалу, следить за маяком стало некому, и его перевели в автоматический режим.

   Вот остров Локрум. На него штормом выбросило Ричарда Львиное Сердце во время возвращения из крестового похода. За свое чудесное спасение он выложил 12 тысяч золотых дукатов на строительство храма на этом острове. Такой, значит, был религиозный.

   А вот бухта острова Коламут, известного своими подводными гротами. Один из них соединен с поверхностью 12-метровым колодцем. Летом в 11 часов в него заглядывает солнце, и тогда дайверы, находящиеся в этом гроте, слегка шизеют от внезапной «цветомузыки» – пляшущим по стенам и сводам мириадам огней преломленного толщей воды солнца. Те из них, кто не был об этом предупрежден заранее, в первую секунду думают, что со спортом пора завязывать. А во вторую – что никогда!

   Наш катер встал на якоря в бухте напротив двух полузатопленных гротов. Волны в отлив не поднимаются выше арки входа, и это повод туда проникнуть. Просторный грот с разноцветными наплывами известняка на своде, свет в него проникает преломленным водой. Освещенная, сияющая вода, дно, которое хорошо видно, но до которого не достать. А сверху – темный каменный купол. Тихо. Лишь звук редких капель.

   Поплавали мы, поныряли с катера, выпили, закусили, поплыли дальше.

   В туристический сезон многолюдно. К его началу все владельцы и работники прибрежных гостиниц и ресторанов выходят на капиталистический субботник – убирать побережье от мусора, который туда приносят волны.

ДОЛОРЕС-КАТЕР

   Капитан второго катера, носящего чудесным образом имя «Долорес», Стефан, является по совместительству мужем Долорес. Свой катер он построил сам в 1971 году, и ухаживает за ним с такой любовью, что непонятно, то ли он катер назвал в честь жены, то ли жену искал, чтоб именем и прочими достоинствами напоминала катер. То есть чтобы была она у него столь же энергична, изящна и полезна в хозяйстве.

   Она и рада стараться. Вон какой пирог она нам на десерт испекла! В общем, записывайте рецепт. Секрет гастрономического апофеоза раскрыт специально для читателей «i»: 4 яйца, 2 стакана сахара, 2 стакана подсолнечного масла, 2 стакана манки, 2 стакана молока, 2 стакана любого джема (в нашем случае был апельсиновый), 2 ложки разрыхлителя. Как бы ничего сложного. Правда, думается мне, что ничего у вас из этого рецепта не получится, потому что она все-таки утаила от вас главный ингредиент – воздух Хорватии. \\туризм --------------- Поторопились Татьяна КРУПИНА (N20 от 31.05.2004)

   Граждане всю прошлую неделю осаждали обменники и требовали менять валюту без паспорта. Это случилось оттого, что кто—то поспешно заявил, будто бы «уже пора». Ничуть не бывало. До начала эры беспаспортных обменных процедур осталось еще 15 дней.

   Именно 15 июня вступит в силу часть 2 статьи 11 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон был опубликован 15 декабря прошлого года, и большинство его статей (согласно ст. 26 закона) вступают в силу через полгода после опубликования, то есть как раз 15 июня.

   Потерпите, осталось недолго. И можно будет открывать счета за рубежом (не забывая при этом уведомить налоговую, а то поступят, как с Ходорковским), и менять валюту без документов, и ценные бумаги покупать на сумму до $150.000 в год. А все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля будут толковаться в пользу резидентов и нерезидентов. Так в законе написано. \\бизнес ---------------- Срочно требуются... «i» (N20 от 31.05.2004)

...В ОАЭ: РАБОТА В ОТЕЛЯХ 5*****

   Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – страна высочайшего уровня жизни, теплого климата, чистого моря и обилия экзотики. Основным местом отдыха Европейских туристов по-прежнему остаются Дубаи и Абу-Даби. Здесь расположены россыпи фешенебельных отелей, славящихся высоким уровнем обслуживания, который достигается благодаря квалифицированной подготовке персонала.

   Возрастающий приток туристов способствует развитию гостиничного бизнеса, сфере обслуживания которого нуждается в новых кадрах.

   Приглашаются молодые люди и девушки (РФ, СНГ) от 19 до 35 лет со среднем уровнем английского языка для работы в отелях 5***** с предварительным 4-недельным обучением на полном пансионе в ОАЭ, после которого выдается сертификат с правом допуска к работе в отелях от 5*****.

   Предлагается большой спектр вакансий: ресепшн, бармены, портье и другой обслуживающий персонал.

   Заработок от $1.500 и выше в зависимости от вакансии. Контракт заключается перед отъездом после прохождения собеседования с работодателем.

   Оформляется виза резидента на 3 года, позволяющая персоналу во время отпуска путешествовать по всему миру, в том числе и в США.

   Карьерный рост, а также дальнейшее обучение по желанию за счет работодателей предлагается всем, кроме ленивых.

   В рабочий пакет также входит бесплатное проживание и питание, медицинская страховка, ежегодный оплачиваемый отпуск 30 дней. Срок оформления – 4-6 недель.

   «ИНТЕРТРУДКОМПЛЕКТ» (лиц. ФМС № 15203РФ297/1П); (495) 243 2862, 243 2506; e-mail: intertrud@mtu-net.ru.

... В АНГЛИЮ: ПО ПРОГРАММЕ «УЧЕБЫ + РАБОТА»

   Компания «Терезис» предлагает всем молодым, энергичным и самостоятельным людям программу «Учись и работай» в Англии. В рамках программы вы будете изучать язык и будете иметь возможность подрабатывать после учебы. Сегодня иностранные студенты в Великобритании, могут подрабатывать до 20 часов в неделю, зарабатывая при этом по 5-7 долларов в час. Наиболее вероятная работа для студентов – рестораны, кафе, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания. Многие студенты подрабатывают на фермах и стройках. Девушки могут подрабатывать в английских семьях, присматривая за детьми. При этом семья, как правило, предлагает бесплатное проживание и питание. Инициативный студент, при удачном стечении обстоятельств, сможет не только компенсировать свои затраты на оформление поездки, но даже заработать.

   Если вы хотите просто поработать за границей, то для молодежи в возрасте 18-30 лет мы предлагаем рабочие программы в Англии и США с оформлением контракта, разрешения на работу и рабочей визы. Программа называется « Работа в отеле». Вы будете работать как обслуживающий персонал, в качестве горничных, официантов, портье, администраторов или барменов. Вы будете работать по 40 часов в неделю. Зарплата от $1.100 в месяц. В рабочее время работники получают бесплатное питание и спецодежду. Оформляется медицинская и социальная страховка. Все работники обеспечиваются жильем.

   Для тех, кто уже получил диплом о высшем или специальном образовании: для медицинских работников, врачей, учителей, инженеров, кандидатов наук и профессоров – для высококвалифицированных специалистов, компания «Терезис» предлагает новейшую программу «HSMP». Программа позволяет въехать в Англию и там законно, имея право на работу, реализовать свои самые смелые планы, профессиональные знания и опыт.

   Компания «Терезис» оказывает своим клиентам всестороннюю и квалифицированную помощь и поддержку при оформлении поездки. Вы можете у нас в офисе сразу выбрать подходящую вам программу и оформить заявку.

   «ТЕРЕЗИС» (лиц. ФМС № 15202РФ227/1П);(495) 916 3030; www.terezis.hotmail.ru, e-mail: icbase@icom.ru.

...В КАНАДУ: РАБОТА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

   Для тех, кто хочет получить работу в Канаде и владеет английским языком, наша компания может предложить работу в сфере обслуживания, а именно: для молодых и общительных (20-35 лет) – работу официантами, барменами в ресторанах, кафе и барах, помощниками менеджеров на reception в отелях, обслуживающий персонал в магазины, для соискателей более старшего возраста (35-55 лет), с базовым уровнем английского языка наша компания может предложить работу горничными в частных домах и отелях, а также разнорабочими на фабриках, в магазинах, на автомойках, АЗС и автосервисах.

   Для специалистов мы можем предложить следующие вакансии: строителям – широкий спектр строительных вакансий, для имеющих опыт работы в автосервисах – аналогичную работу в Торонто и окрестностях. Срок оформления – около 1 месяца.

   НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЗА РУБЕЖОМ «ВИЗАВИ-МИЛЛЕНИУМ» (лиц. ФМС № 15203РФ278/1П); (495) 788 8900 (многоканальный); www.visavimillennium.ru; e-mail: info@visavimillennium.ru.

...В США: WORK & STUDY 2004 г.

   Продолжается набор на программу «WORK & STUDY 2004 г.г.». Работа в сфере обслуживания (официанты, бармены, уборщики, помощники поваров, горничные, кассиры, парки развлечений и т. д.), з/п $$1.500-2.500 и обучение в лучших американских университетах и колледжах на период от 2 месяцев до 3 лет. Участники программ изучают английский язык, получают разговорную практику, совмещая обучение и работу, могут значительно улучшить свое материальное положение. По окончании программы выдается сертификат американского образца. Студенческая виза F1, открываемая по этой программе, дает право многократного въезда на территорию США. Как показывает практика этого года, процент получения визы F1 намного превышает данный показатель относительно других типов виз для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Тем более, что выезд по визе F1 осуществляется круглогодично. Студентам, закончившим обучение на языковых курсах, предоставляется возможность поступления без экзаменов в университет с последующими стажировками в Америке. Всем своим клиентам компания IST гарантирует всестороннюю поддержку во время пребывания за рубежом, что обеспечивается прямыми эксклюзивными контрактами с американскими колледжами и университетами.

   NEW! Компания IST начинает набор на академические программы в университеты США по всевозможным специальностям.

...В АНГЛИЮ: ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

   Требуется персонал отелей (горничные, официанты, бармены, продавцы, уборщики и т. д.). Оплата почасовая, от четырех фунтов в час (900-1.100 в мес.). Для молодежи от 18 лет выезд по программе «WORK & STUDY». По условиям программы можно совмещать работу в свободное от учебы время, 20 часов в неделю с изучением языка в колледжах Лондона. Языковые курсы рассчитаны на 15 или более часов в неделю. Курсы 5 уровней сложности и различные специализированные направления. Стоимость программы (860 у. е.) включает: стоимость 4-недельного обучения на курсах, авиабилет, услуги компании по тестированию, бронирование курсов и подготовку документов в посольство. Предоставляется проживание, учебные материалы, сертификат по окончанию. Все колледжи имеют государственную аккредитацию.

   Выбрать вакансию и правильно оформить документы, забронировать и выкупить авиабилеты, оформить карточки (ISIC, IYTC), мед. страховку и страховку от отказа в визе можно в компании IST.

   «IST» (лиц. МВД РФ № 20103770629); (495) 631 0033, 684 5650, 681 9864; www.JOB4U.ru; ist@job4u.ru. \\работа ----------------- iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать… По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N20 от 31.05.2004)

   CЧАСТЬЕ в личной жизни бывает редко, а если бывает, то недолго. Сказанное не относится разве что к лесбийским парам: у этих девушек проблем не может быть на том удачном основании, что в их компании не болтаются всякие мужчины.

   Потому что именно мужчины всегда мешали личному счастью человека. Их недостатков не перечесть; правда, кое-какие из этих недостатков можно не то что бы простить, но списать их на мужское несовершенство и не обращать на них внимания. К недостаткам простительным можно отнести, например, их желание питаться три раза в день – тут просто надо не принимать это к сведению и никак не реагировать на докучливые просьбы, и в этом случае рано или поздно даже самый недоразвитый мужчина сообразит, как ему быть дальше. Дальше он либо примется кормиться сам, либо найдет такое место, где его покормят, но в таком случае – туда ему и дорога, нам такой не нужен.

   Параллельно с такими небольшими слабостями у мужчин есть и чудовищные недостатки, мимо которых пройти совершенно невозможно. Многие мужчины даже не сознают, что по десять раз на дню они рискуют жизнью, регулярно допуская такое, за какое вообще-то убивают. Потому что около 99 процентов всех лиц мужского пола не опускают после себя сиденье унитаза! А тот процент, который его опускает, на мой взгляд – либо статистическая погрешность, либо состоит из трансвеститов, которые во всем хотят быть как женщины.

   Кто знает, сколько счастливых пар распалось из—за того, что их мужская составляющая не опускала сиденье! Не опускала месяцами, годами, десятилетиями – а тем временем в сердце женской половины копилась ненависть, выливающаяся в невозможность дальше мириться с существующим положением...

   Однако есть надежда, что скоро этот бич межполовых отношений исчезнет – разумеется, не из—за того, что среди мужчин произошла положительная мутация, а потому что немецкие изобретатели придумали одну такую маленькую штучку. Штучка крепится к тому самому сиденью – и, отметив факт его неопускания, штучка принимается кричать о том, чтобы ее срочно положили на место.

   Пока все это происходит исключительно по-немецки, но есть надежда: в данном случае что немцу хорошо – то и нам хорошо, и скоро штучки, призывающие мужчин хотя бы в сортире вести себя по-людски, появятся и у нас!

   И тогда в нашей стране наступит счастье. Браки станут прочнее, а детей будет больше, потому что женщины перестанут бояться, что у них родится еще один мальчик и устраивать унитазные проблемы примется еще больше народу. Тут же наступит экономический подъем, а удвоение ВВП произойдет просто с пугающей скоростью... И общество наше станет по-настоящему гражданским и свободным, медицина – еще более бесплатной, а недвижимость – дешевой и доступной практически каждому работающему россиянину... Примерно об этом и говорил наш президент в своем послании Федеральному собранию – а ведь ему всего-то надо было издать указ про то, чтобы все мужчины обязательно опускали сиденье на унитазе.

   Итересно, а сам—то он... Впрочем, о чем это я? Президенты в таулет не ходят, они выше этого. Ведь должны же они чем—то отличаться от электората?

   А вообще послание было хорошее, духоподъемное. Я буквально увидела, как где—то к 2010 году легко и непринужденно покупаю кучу разной недвижимости, причем даже не в кредит, а прямо так, сразу за нее и расплачиваясь. Так что я с трудом удерживалась от того, чтобы не поаплодировать телевизору. К счастью, само Федеральное собрание себя в овациях не ограничивало – куча людей в черном, похожих не то на стаю ворон, не то на отряд тараканов, то и дело вступала в президентское послание со своими бурными, продолжительными аплодисментами. Между прочим, там был даже Абрамович.

   Но не один Путин выступал на прошлой неделе. Еще выступал, например, Буш. Буш сообщил, что в рамках демократизации иракского общества и в целях борьбы с рядом негативных явлений, наблюдавшихся во взаимоотношениях американских солдат и иракских зэков, тюрьма «Абу Грейб» будет снесена. А на ее месте будет построена совсем другая тюрьма – новая, светлая, чистая и очень демократическая.

   Здорово. Плохо только, что слова «Абу Грейб» бедному американскому президенту так и не дались. Впрочем, не нам смеяться: этот наш нынешний говорит как пишет, а вы вспомните, что незабвенный Горбачев делал с Азербайджаном!

   Я уж не говорю о величайшем мастере русской словесности, Черномырдине. Ну а что вытворяют все остальные, это совсем уж уму непостижимо. Лично меня интересует одно: все прокурорские работники про свои дела говорят, что они были возбУждены, что неправильно, потому что ударение надо бы ставить совсем в другом месте. Так вот мне любопытно – так они говорят только тогда, когда речь идет об уголовном деле – или же во всех остальных случаях тоже? Например, рассказывая о своих успехах среди противоположного пола, они тоже говорят: «Ах, я был так возбУжден, так возбУужден?» Но если это так – то противоположный пол, скорее всего, тут же помрет со смеху, так что никакого успеха у прокурорского работника быть не сможет (некрофилия у нас вроде бы не разрешена). Все это очень загадочно – если у кого был роман с прокурором, напишите мне про это письмо. Анонимность гарантирована.

   Ну ладно, давайте еще о президентах. Один из них, Туркменбаши, в последнее время борется с культом своей собственной личности – по его намеку с улиц городов принялись убирать излишек его портретов, статуй и цитат из него же. Не знаю, чего это он? Как можно запретить народу публично выражать свою любовь к такому гениальному руководителю? Ведь он велик во всех своих проявлениях – тут недавно выяснилось, что он к тому же еще и гениальный бизнесмен! Оказывается, Туркменбаши в свое время взял кредит для устройства птицефермы – и что? Не прошло и нескольких лет, как кредит возвращен, а президентские петухи и куры, самые вкусные во всей стране, у покупателей просто нарасхват (некоторые недоброжелатели уверяют, что стоят они по восемь баксов за кило, но мы в это не верим: где же в Туркмении могут найтись такие деньги?).

   А еще один президент, правда, бывший, зато перуанский, природный японец Фухимори, как знают все политически грамотные люди, давно уже не президент и не в Перу. Потому что он успел оттуда вовремя смыться, избежав таким образом всяких неприятностей типа суда – в Перу его обвиняют много в чем типа коррупции и даже устранения политических противников. Но Фухимори успел смотаться – и знаете, как ему это удалось? На днях выяснилось, что незадолго до того, как ему испариться из возглавляемой им державы, Фухимори призвал к себе ясновидящую. И именно эта талантливая женщина и дала ему совет брать в руки ноги и еще чего-нибудь ценное и мотать из этой Латинской Америки на родину предков. Что он и сделал.

   То есть каждому уважающему себя политику непременно нужна грамотная гадалка. Впрочем, почему только политику? Каждый человек хотел бы знать, что его ждет в будущем. Хотя некоторые вещи очевидны и без гадалки. Вот, например, я, ни в малейшей степени не обладающая даром предвидения, сейчас в лучшем виде предскажу вам судьбу жителей Буйнакска. Значит, дело будет так: в данный момент около девятисот домов этого несчастого дагестанского города под воздействием оползня уползают куда-то непонятно куда, и в скором времени (это я уже предсказываю) они туда уползут окончательно. И тогда на улице останется больше двух тысяч местных жителей. Им, конечно, пообещают дать денег и помочь с обзаведением новым жильем, но ничего такого не случится: денег дадут, но недостаточно. И жертвам оползня придется пользоваться знаменитым дагестанским гостеприимством – расползутся они со своими пожитками по знакомым и родственникам... А власти посмотрят по сторонам – какие бездомные-то? Никого же на улице нет, все куда-то подевались! И дело замнется, а потом, глядишь, все как-нибудь рассосется само собой.

   Вот что я вам предсказываю, впрочем, это мое гадание основывается на вполне научном методе: именно так в Буйнакске уже год живут шестьсот семей, чьи дома уползли в никуда в прошлом году. Так было, так есть и так будет.

   А попросить международной помощи нам престиж страны не позволяет. Вот на острове Гаити – им просить можно: у них из—за самого сильного за сто лет наводнения погибло больше двух с половиной тысяч человек, десятки тысяч остались без крова, и власти обоих островных государств попросили о помощи. Ну, так ни Гаити, ни Доминиканская Республика в большую восьмерку не входят, щек не надувают, Ирака не восстанавливают, так что им можно просить. А нам нельзя, так что терпите, дагестанцы, вы живете в великой стране, а ноблесс, как известно, оближ.

   Еще одна тревожная для меня как ясновидящей новость пришла из Греции. Там вдруг кровожадно заявили, что если во время Олимпиады греческим ВВС некий летающий объект покажется подозрительным – они его будут безжалостно сбивать! Поймите меня правильно: я очень люблю Грецию. И не только за Парфенон и православие – но еще и за то, что они такие же безалаберные, как мы. То есть любят они покушать, попить вина, поплясать и послушать бузуки, вздремнуть не против, на работе не надрываются, чай, не немцы... Соответственно, военнослужащие – точно такие же греки: покушать там, винца, сиеста. И что им может показаться подозрительным – это очень большой вопрос. Другой вопрос – куда именно они попадут, когда примутся целиться по подозрительному? Так что мой вам совет: в дни проведения Олимпиады сидите-ка вы дома, самолетами не пользуйтесь и смотрите спортивные соревнования по телевизору. Потому что со времени Александра Македонского греки славятся как великие воины, а тут такой случай представляется...

   И напоследок – о достижениях отечественного народного хозяйства. В Петропавловске-Камчатском завелся неизвестный, но абсолютно гениальный изобретатель: этот аноним сконструировал такую систему, которая позволяет гражданам в любой момент останавливать верчение своих счетчиков электроэнергии. Причем для этого достаточно всего лишь нажать кнопку на пульте управления телевизором!

   Вот какие талантливые люди живут в российской глубинке. Теперь изобретателя разыскивают энергетики вместе с милицией – наверное, мечтают как-нибудь его наказать. Что несправедливо и неразумно: думаю, человека с такими мозгами с руками оторвали бы где-нибудь в Массачусетском технологическом или за хорошие деньги выкупили бы обитатели Силиконовой долины. А вырученных от его продажи денег вполне хватило бы, чтобы покрыть долги жителей Петропавловска-Камчатского перед РАО «ЕЭС России». \\читателю


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru