#18, 17 мая 2004 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
«Надо же так ненавидеть свою страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта!» (М. Жванецкий)
Пришлашения иностранцам в Россию (N18 от 17.05.2004)
Оформление приглашений для иностранцев в Россию
В последние годы в периодической печати появилось немало материалов о наших соотечественниках, живущих за рубежом. Но очень мало рассказывается о том, с какими трудностями приходится сталкиваться, когда те, кто сменил свое российское гражданство на зарубежное, хотят приехать в гости в Россию.
iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать…
По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N18 от 17.05.2004)
САЛЬВАДОРУ Дали, самому, наверное, сумасшедшему художнику на свете, на прошлой неделе исполнилось ровно сто лет. И только этим фактом я могу объяснить совершенно сюрреалистические новости последнего времени – похоже, старик Дали с того света расстарался, нам на радость, себе на вдохновение.
Петр ВЕГИН: Русская душа и русская духовность в изгнании
Беседовал Юрий МАРЬЯМОВ (N18 от 17.05.2004)
ПО ТУ СТОРОНУ ОТ ЕВТУШЕНКО
Поводом позвонить известному российскому поэту Петру Вегину, ныне живущему в Америке, в Лос-Анджелесе, стала недавно появившаяся в Москве его книга «Опрокинутый Олимп. Записки шестидесятника».
Кипр – дача России
Ольга ВОЛКОВА (N18 от 17.05.2004)
Конечно, у нас и так полно субъектов федерации. Но субъект субъекту рознь, и вообще: хороших субъектов должно быть много. И вот если бы все мы, россияне, купили бы себе по недвижимости на Кипре – глядишь, со временем стал бы Кипр еще одним нашим субъектом...
Срочно требуются...
«i» (N18 от 17.05.2004)
...В ОАЭ: РАБОТА В ОТЕЛЯХ 5*****
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – страна высочайшего уровня жизни, теплого климата, чистого моря и обилия экзотики. Основным местом отдыха Европейских туристов по-прежнему остаются Дубаи и Абу-Даби.
Высшее образование – на высоту
«i» (N18 от 17.05.2004)
АЭРОФЛОТ ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР БОРТПРОВОДНИКОВ СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» начинает кампанию по конкурсному отбору молодежи для работы в Службе сервиса на борту.
1
--------------------
«Надо же так ненавидеть свою страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта!» (М. Жванецкий)
Пришлашения иностранцам в Россию (N18 от 17.05.2004)
В последние годы в периодической печати появилось немало материалов о наших соотечественниках, живущих за рубежом. Но очень мало рассказывается о том, с какими трудностями приходится сталкиваться, когда те, кто сменил свое российское гражданство на зарубежное, хотят приехать в гости в Россию.
Всем известно, что теперь для приезда в Российскую Федерацию всем иностранцам нужна российская виза, а для ее получения необходимо приглашение гражданина РФ. Более того, по прибытии в страну необходимо обязательно зарегистрироваться в ОВИРе. Вот и получается, что для того, чтобы приехать к себе на родину на несколько дней, нужно соблюсти целый ворох формальностей.
Оформить гостевое приглашение в ОВИРЕ может любой гражданин РФ, достигший 18 лет. Срок оформления приглашения через ОВИР занимает до 2 месяцев и более. Чтобы собрать и сдать все необходимые документы, придется выстоять огромные очереди в различных государственных инстанциях.
Сразу же после приезда в Россию иностранный гость должен зарегистрироваться в ОВИРе, куда приглашающая сторона должна предоставить необходимые справки из ДЭЗа или домоуправления.
После таких мытарств, унижений пропадает малейшая охота заниматься оформлением всех этих документов через ОВИР.
Но избежать бессмысленной траты времени, сил и нервов можно. Не зря многие российские граждане, чтобы пригласить своих иностранных родственников, друзей и знакомых, сегодня обращаются в турфирмы. Там ваше приглашение оформят за несколько минут и отправят его по факсу или по электронной почте, позвонят в посольство и зарегистрируют гостя по приезде.
В турфирме даже появляться не обязательно: достаточно прислать туда по факсу или электронной почте необходимую анкету и платежку об оплате услуг в любом банке или на почте.
Оформление приглашений для иностранцев www.visa-russia.ru
Оформление виз иностранцам в Россию www.formatviza.ru
\\виза
-------------------
iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать…
По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N18 от 17.05.2004)
САЛЬВАДОРУ Дали, самому, наверное, сумасшедшему художнику на свете, на прошлой неделе исполнилось ровно сто лет. И только этим фактом я могу объяснить совершенно сюрреалистические новости последнего времени – похоже, старик Дали с того света расстарался, нам на радость, себе на вдохновение.
Вот мы и радуемся абсурдному, но, к сожалению, не нашедшему отражения в творчестве Дали известию про то, что датские рыбаки поймали в свои сети, расставленные на мирную селедку, добротную немецкую субмарину. Типа тятя, тятя, наши сети... Хорошо еще, что на этот раз удалось обойтись без мертвецов! А все потому, что НАТО устроило такие секретные учения, что вообще ничего никому не сказало. Вот и ходи после этого на рыбалку!
Но это еще что. Все-таки самой большой сюрреалистической удачей последней недели лично я считаю Фрадкова – а именно то, как он ходил по думским фракциям и как бы знакомился с депутатами, причем делал это всерьез, словно у них это в первый раз; как потом, на заседании Думы, обещал еще больше любить родину, а большинство депутатов сидело и кивало головами, как китайские болванчики; и как Жириновский на это ответил, что во всем виноват Греф (а раньше-то был Чубайс, вот новости-то), а виноват он в основном потому, что немец, а немцы как начали нам вредить в 1941, так до сих пор остановиться не могут; но Фрадков не немец, и ЛДПР проголосовала за Фрадкова, и вообще – за исключением жалкой кучки отщепенцев в количестве 70 человек из «Родины» и КПРФ все депутаты были за Фрадкова, кто бы в этом сомневался... И вот смотрю я на все это и думаю: кто из нас тут дурак? Я или они? Наверное, я, потому что я – никто, а они – власть и все такое. Вот и хорошо – потому что если дурак я, то от этого никому, кроме моих друзей и близких, плохо не будет. А если дураки они – то это же какая катастрофа всероссийского масштаба могла бы произойти!
Хотя на самом деле меня сейчас даже Фрадков волнует не очень сильно. Потому что на прошедшей неделе произошла история, куда более животрепещущая и не могущая оставить равнодушными никого из людей доброй воли. Разумееся, речь идет о трагедии собак Абашизде, которых он бросил в Абхазии.
На мой взгляд это – последнее дело. Бросать можно жен и детей, бриллианты и ковры – но бросать собак нельзя, потому что это самое большое из всех мыслимых предательств. А собаки не понимают, что с ними поступили подло; они ждут хозяина, они чахнут и грустят... Неужели же в самолете Иванова, на котором Абашидзе бежал из Аджарии, не нашлось места для нескольких собачек? Хотя, с другой стороны – все-таки этих собачек у Абашидзе было больше шестидесяти, и почти все – из крупных.
Тогда, значит, Абашидзе должен был либо вывезти собак заранее, либо не уезжать вовсе, а остаться рядом с ними и, как положено порядочному человеку, принять свою судьбу. А раз он позволил себе бросить собак, тогда все, что с ним произошло, безусловно правильно: человек, способный на такой поступок, не имеет морального права занимать государственные должности, и это я предлагаю записать в конституции всех стран мира.
Впрочем, есть надежда на то, что, поскольку новое грузинское руководство выглядит довольно демократично и вообще пытается быть как американцы, тем более что жена там у них – голландка, то они не позволят себе жестокого обращения с животными. И если Саакашвили додепортирует (в дополнение к уже высланной в Россию собаке Аслана Абашидзе) оставшихся к их хоть и негодному, но любимому хозяину, тогда он будет самый хороший, благородный и добрый человек на свете и надо его скорее сделать кем—то вроде президента объединенного человечества, напечатать его портрет на пятисотевровой бумажке и заказать у Церетели его прижизненный памятник высотой с трех Петров. Дорогой Саакашвили! Пожалуйста, сделай так, чтобы все собаки Абашидзе были здоровы и счастливы!
А тем времем в другом Закавказье, а именно в Азербайждане, отмечали десятилетие перемирия насчет Нагорного Карабаха. Молодой Алиев в связи с этим намекнул: с Карабахом надо что—то делать. Потому что земля эта, как считают в Азербайджане, исконно азербайджанская, с чем категорически не согласна Армения, считающая Карабах исконно армянской землей. А поскольку войны во этому вопросу нет уже десять лет, то все подзабыли, как это было. И вот новый Алиев сделал намек в том плане, что в принципе можно бы родной Карабах немного поотстаивать и с оружием в руках.
Ну да. А то все вокруг воюют – а им нельзя, что ли?
Что до серьезно воюющего Ирака, то прошедшая неделя показала: зря Россия считала себя такой прямо-таки любимицей Ирака и думала, будто с ее гражданами ничего не может там случиться плохого. Один раз наших похитили – но тут же вернули, из—за чего мы только укрепились в той мысли, что, мол, мы хорошие, мы – друзья, иракцы это знают и поэтому нас не тронут. Тронули. Одного убили, что с двумя похищенными – когда я это писала, было непонятно, надеюсь, когда вы читаете, с ними все благополучно... Так что, ребята, никакие мы не исключительные, и нас точно так же будут резать перед видеокамерами, как зарезали на прошедшей неделе одного совершенно штатского американца.
И вообще – почему так много наших специалистов до сих пор торчит в Ираке? То есть понятно: у всех семьи, на родине платят копейки, все банально и обыкновенно. Только вот насколько лучше будет семьям, если их папаш поубивают?
Впрочем, жизнь в России всегда стоила недорого. Вот в Свердловской области сейчас происходят ужасные наводнения, и МЧС примчался на помощь, увозить народ в безопасное место. А что народ? Народ отдал спасателям несколько детей и старушек, а сам остался дома, караулить имущество. То есть раньше была жизнь за царя, а теперь – жизнь за телевизор и три стула. И опять же все можно понять: мародеры утащат все подчистую, а надежд заработать на новый телевизор – никаких. Но все-таки, все-таки – жизнь-то одна! Хотя, с другой стороны, что за жизнь без телевизора?..
К тому же местный народ привык к наводнениям, приспособился – почти все на крышах своих домов понастроили отдельные маленькие домики, в которых привычно переживают паводки вместе с собаками и козами. Но что будет, если однажды наводнение будет сильнее обычного и вода затопит и эти обиталища карлсонов? Ужас.
И что самое обидное – вот если бы можно было взять лишнюю воду из Свердловской области и как-нибудь телепортировать в Омскую область! Потому что в Омской области сейчас все ровно наоборот – там горят леса, причем так, что за половину мая уже сгорело больше леса, чем за весь прошлый год, тоже в смысле пожаров небедный! В огне пропали две тысячи гектаров леса, и, как утверждают местные специалисты, практически все загорелось не из—за какой-то глупой молнии, а в результате созидательной деятельности человека. То есть некие бизнесмены поджигают лес – а потом скупают его по дешевке и дико радуются. Может, с коммерческой точки зрения это и правда гениальный ход, но только в том случае, если данные бизнесмены напрочь лишены инстинкта самосохранения, а также каких-либо родительских чувств: как им самим, так и их детям в этой жизни понадобятся не только деньги, но и всякие штуки вроде кислорода, я уж не говорю о ягодах и грибах. А кислород, как и грибы, бывает в основном от деревьев, и любой человек вроде бы должен это понимать. Но это понимает, как выясняется, далеко не любой человек – так что если вдруг у вас начнет расти третья голова и жабры, то теперь вы знаете, кого за это надо благодарить.
А если вы вдруг начнете покрываться чешуей, то за это вы можете сказать спасибо коммунальщикам: весна в наших краях символизируется не столько всякими листочками-цветочками-мини-юбочками, сколько отключениями горячей воды. И они уже начались: в моем доме – как раз сегодня, да и у вас, я думаю, если не сегодня, то завтра. Каждый год я даю себе слово купить нагреватель и каждый год я нарушаю это слово – не знаю, может, я слишком дикая, но меня почему-то страшно смущает соседство электричества и воды, а газа в моем доме нет. Так что началось в жизни время, когда мы ходим в гости не как попало, а выискивая исключительно тех знакомых, у которых на данный момент есть горячая вода; и ездим мы к ним не с тортиком и бутылкой, а с мочалками и полотенцами... Конечно, такое потребительское отношение к людям – это нехорошо: утешает то, что придет время – и они сами приедут к нам с той же целью. И вообще неприлично ходить грязным – а мытье из кастрюльки только размазывает по человеку грязь, так что человек получается на вид загоревшим. Что, впрочем, тоже неплохо. К тому же есть мнение, что долго не мыть голову – очень полезно для волос.
Кстати, о грязи: оказывается, самое в этом смысле незаурядное здание Нью-Йорка – это здание ООН. Надо же; причем мало того, что чиновники Объединенных Наций, как недавно стало известно, сидят во въевшейся за долгие годы в стены и пол грязи, так они еще и ежедневно подвергают свои жизни опасности – потому что в здании нет нормальных средств пожаротушения. Вот какая сложная, рискованная работа у ооновцев. В общем, нужен ремонт; на ремонт требуется около миллиарда долларов – а захотят ли входящие в ООН страны на это дело скидываться, это тот еще вопрос. Зато ооновские зарплаты – одни из самых высоких чиновничьих зарплат в мире.
А в Мексике совершенно точно летали НЛО, непонятно только, сколько их было. Мексиканские ВВС говорят, что одиннадцать, а на пленке запечатлелось только три. Хотя, на мой взгляд – даже одной, но стопроцентно достоверной летающей тарелки совершенно достаточно, чтобы мы все окончательно обалдели.
А вот интересно: если к нам действительно прилетит кто—то на тарелочке – это ведь будет событие такого же масштаба, как, например, всемирный потоп. И потрясенное человечество, разумеется, остолбенеет – вопрос только в том, как глубоко оно остолбенеет и долго ли остолбенение продлится? Ну, я про что—то типа того: если над Азербайджаном примется летать НЛО – будет ли этого достаточно, чтобы не начинать войну за Карабах?
Впрочем, ответ на этот вопрос мы узнаем только тогда, когда над нашими населенными пунктами зависнут большие, поблескивающие таинственными огоньками летающие тарелки и мы, открыв рот и задрав головы кверху, забудем даже про то, что через пятнадцать минут начинается сто восьмая серия суперфильма «Бедная Настя».
\\читателю
-----------------
Петр ВЕГИН: Русская душа и русская духовность в изгнании
Беседовал Юрий МАРЬЯМОВ (N18 от 17.05.2004)
ПО ТУ СТОРОНУ ОТ ЕВТУШЕНКО
Поводом позвонить известному российскому поэту Петру Вегину, ныне живущему в Америке, в Лос-Анджелесе, стала недавно появившаяся в Москве его книга «Опрокинутый Олимп. Записки шестидесятника». Книга, жанр которой автор, сам бывший «олимпиец», определяет как роман-воспоминание, – это зарисовки московского литературно-артистического бомонда 60-х – 80-х годов ХХ века: подробности взаимоотношений тогдашних кумиров публики Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Александра Галича, Василия Аксенова.
– Начнем по порядку, с того, что твой отъезд не был случайным и неожиданным – так, по крайней мере, можно понять из книги. Как же это все произошло – отъезд и роман?
– Роман я начал писать еще в Москве, года за два до отъезда. Вчерне он был готов. Не буду уточнять подробностей. Но некоторые бывшие «товарищи» просили меня больше не писать и никому не давать читать куски этого романа. Я, естественно, не послушался. Это был 87-й – 88-й год. Не знаю, их ли стараниями, или судьба так распорядилась, но при перелете в Америку рукопись «потерялась». Дело в том, что мы с дочкой летели через Лондон, Союз писателей взял мне билет только до Лондона...
– Что значит Союз писателей взял? Это была обычная туристская поездка?
– Я был приглашен в международную писательскую программу при университете штата Айова. Они до этого меня приглашали трижды, но ГБ не выпускало. Все это время я был в контакте с дирекцией программы, это мои хорошие товарищи. И они пригласили меня в четвертый раз. Я пришел в СП с приглашением, в то время я уже жил с дочкой, без жены. Говорю: так и так, лечу только с дочкой. Ах, как же так, ты будешь там один. Я говорю: ребята, если я здесь справляюсь один с дочкой, то там тем более справлюсь. Здесь мне нужно было бегать утром за молоком, вечером за творогом, дочке в то время было шесть с половиной лет.
Визу дали нам обоим. Честно признаюсь: на тот момент внутренне я для себя решил, что еду в один конец. В романе есть об этом страницы. От Лондона до места назначения, штата Айова, мы летели на американском самолете, билеты меня ждали в Лондоне, там я в последний раз увидел два своих больших чемодана – больше я их никогда не видел. Там были все мои дипломы, куча фотографий, очень ценных для меня книг и черновая рукопись этого романа. Университет обратился с письмом в компанию PanAm, те пообещали, что будут искать в течение года, ничего они не нашли. Я думаю, что можно было бы найти, если бы не было здесь какого-то злого умысла. Любой багаж находится рано или поздно, я много летал за границу, в соцстраны, в Румынию, Венгрию, тогда тоже пропадали багажи, но через два—три дня находились. Здесь год не могли найти. Прислали мне компенсацию – по 600 долларов за каждый чемодан. Что было делать? Значит, судьба велит писать все заново. И я потихонечку начал по новой. Может быть, к лучшему. Тот, как мне сегодня кажется, был несколько вычурней, там было меньше хроники, больше литературы, а я преследовал иную цель, не литературную. Начал с главы о Володе Высоцком. Поначалу был большой соблазн дать всем какие-то клички, реальные или вымышленные, но потом я понял, что это ни к чему, надо писать, называя людей, героев моих воспоминаний, настоящими именами. Вот так, с длительными перерывами я писал книгу десять лет.
– И сколько лет ты уже в Америке?
– Четырнадцать. Когда я начал заново писать эту книгу, я еще преподавал в университете русскую литературу, поэзию и грамматику студентам старших курсов. У меня был короткий контракт, всего на год, потом меня пригласили в газету «Панорама» в Лос-Анджелесе. Мы сели с дочкой Катей в нашу первую машину, старенький «Додж-Дипломат», и три дня пилили через всю Америку в Лос-Анджелес. Это было замечательно.
Закончив этот роман, я стал искать издателя. Кстати, то, что ты знаешь – в твердой обложке – это второе издание. Первое вышло годом раньше, как ни странно, в городе Красноярске. В том издании нет только фотоглавы – редких уцелевших фотографий из моего личного архива с моими комментариями.
– Фотоальбом в книге очень хорош. Его тоже пришлось восстанавливать?
– Многие фотографии пропали с концами – они были уникальны, в единственном экземпляре. Какие-то позже прислали мои сестры...
А потом вдруг у меня завязались отношения с московским издательством «Центрполиграф». Мне прислали контракт – очень скромный, я подписал его и по e-mail отправил обратно. Книжка вышла, но идут годы, а я ни копейки так и не получил. Когда я звонил главному редактору и представлялся, он бросал трубку. Ну, о кей, заработали на мне восемьсот-тысячу зеленых – бог с ними, на здоровье. Главное, что книжка дошла до людей – все-таки пять тысяч, неплохой тираж.
Я собираюсь дописывать роман, некоторые главы у меня не то что пропущены, есть вещи, которые нельзя обнародовать, то, что связывает меня с моими друзьями интимно. В то время, когда я заканчивал этот роман, я не нашел хода к главам, которые хочу дописать сейчас. Это будет большая глава о живописцах, о художниках-леваках – от Эрнста Неизвестного, Славы Калинина, Бориса Жутовского до Володи Янкелевского и многих других, без которых не было бы того прибоя, который подтачивал скалу советской власти. И психология еще меня увлекала – искусство и реальность, искусство и жизнь. Так и будет называться – «Живописцы». Там непременно будут главы о Юнне Мориц, о Белле Ахмадулиной.
– О Юнне у тебя уже много написано. Она бежит по страницам сквозь весь роман, как по тоненькой пропасти.
– Осталось еще много недосказанного, я хочу сделать отдельную главу – она очень дорогой для меня человек. И о Саше Ткаченко, конечно, без которого я своей жизни не представляю.
– Это директор русского ПЕН-центра?
– И очень яркий поэт. Вот эти новые четыре-пять глав в 100-120 страниц будут написаны для романа. Уже сижу за компьютером, потихонечку кропаю... Как ни смешно, прозу и журналистику я пишу только на компьютере, а стихи – только от руки. Стих на компьютере не пишется.
У меня большие симпатии к издательству «Независимой газеты», оно выпустило много блистательных книг – например, Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским» и Людмилы Штерн о том же Бродском.
– Так что пока точка в этой книге не поставлена? Скажи мне, Петя, вот что: по моим представлениям, роман, написанный в Москве, и роман, написанный в эмиграции – две разные вещи. Не так ли? Разве не изменилось твое отношение к персонажам, не произошла переоценка?
– Ты знаешь, определенная переоценка произошла во всем, и во мне самом, и в отношении к собственным стихам. Но не такая резкая, как можно предположить. Переоценка каких-то событий – да. Но к людям, с которыми я столько лет был дружен и люблю до сих пор, живы они или их нет на свете, отношение осталось неизменным. Здесь никакой переоценки просто быть не может.
– Ну, как же, с дистанции времени и особенно географической все немного идеализируется, прихорашивается. Или, напротив, обостряются былые обиды.
– У меня этого нет. Но на некоторые события действительно меняется взгляд. Как ни странно, я намного меньше сейчас пишу стихов, нежели в России. И очень этому рад. Потому что нельзя гневить Бога, нельзя не признаться себе, что там между нами, поэтами, было какое-то спортивное соревнование. Это болезнь, которой всех нас заразили Евтушенко с Вознесенским. Вознесенского до сих пор безумно люблю, а Евтуха очень не люблю. Sorry.
– Сейчас только ленивый не ругает его, перечеркивают все его заслуги. А они ведь у него были. И огромные залы в Москве он по-прежнему собирает. В Америке тебе приходилось с ним встречаться?
– Да, мы несколько раз виделись, когда он приезжал в Калифорнию на выступления. Он очень высокомерен. Не знаю, не знаю, но его поведение для меня очень странно. Понимаешь, он выходит на сцену, одетый как клоун, и начинает кривляться. Читая при этом много прекрасных стихов. Например, великолепное стихотворение «Карликовые березы»: при его росте гнуться до пола, изображая из себя карликовую березу, ветви, ствол – ты меня прости, это позор! Я встал и вышел из зала. До этого стихотворения было то же самое. Американцы – лопухи, они думают, что такие все русские поэты. Я там написал, что такой человек, как Евтушенко, не имеет права не думать о своем имидже, образе, о своем поведении на публике. Дома делай что хочешь, но когда ты на сцене, ты – русский поэт, ты не должен скоморошествовать.
– Твоя нелюбовь к ЕЕ сильно явлена и в книге. В ней вообще много откровения. Желание врезать правду появилось там или уже присутствовало в Москве?
– Это во мне всегда присутствовало. Это было и в черновом, утерянном варианте. Я всегда думал так. Это естественный натуральный момент.
– Вот ты упомянул Вознесенского и Евтушенко. Но они – и ты, и многие другие вместе с ними – взлетели в условиях сильной общественной потребности. Эта политизированная поэзия была колокольным звоном шестидесятничества, ныне обруганного и оболганного.
– Если Вознесенскому можно простить многие политические декларации и лозунги...
–...типа «Уберите Ленина с денег!», поэмы «Лонжюмо»?
–...за его прекрасную, высокую, блистательную лирику, то у Евтушенко политизированности столько, что он до сих пор не может от нее отделаться. Ну, какого черта писать, живя в Америке, стихи «Горбачев в Оклахоме»? Он – какая-то поэтическая агитационная машина, такой агитпроп рифмованный, который уже не может не писать и не агитировать. Непонятно только, за что. Он себя этим очень сильно умалил. По сравнению со своей настоящей лирикой.
А Андрей при всем, что было политизированным в его поэзии, сумел остаться настоящим большим русским поэтом. До сих пор и его эксперименты интересны.
Возьми события 11 сентября. Андрей, я думаю, первым в мире написал поэтический отклик на этот ужас. Это была политическая акция. Но это – блистательные стихи, а не просто маяковская агитка.
– И они дошли до американцев?
– Не знаю. Стихи Андрея были напечатаны в одной из лучших здешних газет «В новом свете».
– Это общеамериканская газета?
– Ее читают повсюду. В одном Лос-Анджелесе своих русскоязычных газет штук восемь. Из них надо в первую очередь назвать «Лос-Анджелесский вестник», недавно начавший выходить. Великолепная газета! А самая старая здешняя газета – «Панорама», где я работал одно время главным редактором.
– Стало быть, тебе есть где печатать стихи?
– С этим нет проблем.
– Кроме стихов, что еще пишешь?
– Дописываю один рассказ – «Фотография на фоне 37-го года». У меня сохранилась уникальная фотография: компания молодых людей, среди них мои отец и мать, меня еще нет, я только через два года появлюсь на свет; сзади маминой рукой фиолетовыми чернилами написано: «12 сентября 37 года». Они там такие прекрасные, молодые, сияющие, гуляют в городском саду, около аквариума, где рыбки плавают. Сзади них – цветущая акация, деревья. А вообще-то сзади 37 год. И мне вдруг пришло в голову: а представляют ли они, что всех их ждет? Если мне удастся справиться с этим рассказом, то уже будет готова книжка прозы – рассказы разных лет, несколько эссе, и я написал такой цикл «Когда земля была еще белой». Десяток коротких рассказов, от полстраницы до двух-трех страниц. Я их называю «белогвардейские». Дело тут вот в чем: мало кто знает, что мой дед по матери был полковником белой армии, его следы потерялись в Крыму. Я много раз бывал в Румынии, Югославии, пытался через церкви русские разыскать его следы, но нигде ничего не находил. По линии отца наш род идет от довольно известных армян – я по отцу армянин. Дед был очень известным священником армяно-григорианской церкви, который после геноцида 1912 года через Баку убежал в Ростов. У нас в семье старались не вспоминать, даже не упоминать его имени. Потом из каких-то оговорок, недомолвок я мог предположить, что дед был человеком крутого нрава, кстати, тогда он уже ушел из священников – этого требовала его женитьба на моей бабке, которую я никогда не видел. Я думаю, что он порезал какое-то количество турок, поэтому должен был бежать, чтобы самому не быть убитым. В Ростове я и появился на свет. Это я про свои веточки. Я здесь очень много общался с людьми из первой, как их у нас называют, «кадетской», или «белой», эмиграции. Здесь их очень много – уже согбенные старики, больные.
– Их почему-то больше всего в Калифорнии?
– В основном в Сан-Франциско. Но и в Лос-Анджелесе их немало. Я подружился с одним человеком – сейчас его уже нет на свете, и затевал даже роман о его любви к одной женщине, он мне очень много рассказывал, читал свои дневники. Совсем другая культура была: люди вели дневники, писали, записывали все о своей жизни, о событиях. Теперь это документы времени, которым цены нет. Так вот, он мне многое рассказывал и читал о неудачной любви. Он писал стихи – любительские, но искренние. И я начал роман со стихов – такой пастернаковский прием. К сожалению, его не стало, а его дети, по возрасту ближе ко мне, сказали, что они не хотят, чтобы об этом было написано, и отказались дать дневники. Роман завял, от него остались только стихи. Кстати, недавно в Америке у меня вышла книжка стихов «Блюз для Бога», и там есть стихи из ненаписанного романа.
Но, как говорится, года к суровой прозе клонят. К сожалению, много времени уходит на журналистику. Это поденщина, которая дает заработок. Но, прости за нескромность, люди с диким удовольствием читают, подходят в магазине незнакомые: прочитал вашу статью, здорово, спасибо, интересно. Сам понимаешь, мне любая форма человеческого внимания очень дорога, как любому художнику, писателю.
– Скажи, что представляет собой русская литературная тусовка в Америке?
– Понимаешь, я живу в русском районе. Город Лос-Анджелес – громадный мегаполис, который делится на несколько городков. Русский язык – везде, особенно в Эсхолливуде. Это практически русская столица. Что касается литературной тусовки, или, говоря высокопарно, культурной жизни, то вот сегодня я, например (чтобы не пропустить нашу беседу и вовремя попасть домой), не пошел на вечер Игоря Губермана, которого я ужасно люблю. У нас довольно часто проходят литературные вечера, это бывает в концертном зале мест на 300 при русской церкви. Конечно, в былые времена мы собирали стадионы, но это все осталось в прошлом. В Америке приходят люди, долго и с удовольствием слушают. Устраиваются и в синагоге поэтические вечера. Вот совсем недавно я ездил в Сан-Диего, два с половиной часа на машине, там организовали мой вечер в новом книжном магазине. Ребята очень волновались: придет ли народ. Была реклама, афиши. Магазин – битком, что меня самого сильно удивило. Я читал три с половиной часа. Около одиннадцати закончил, потом еще долго стояли на улице.
Так что жизнь литературная, тусовка, как ты говоришь, бьет ключом. Я хочу назвать ребят, которые очень преданы поэзии, они работают на самых разных работах – понятно, что на поэзии здесь никто не проживет, это тебе не бывший Советский Союз. Очень хорошо развивается Анатолий Берлин, Боря Штейн, Марина Гельчикмахер, Володя Пятецкий, Лариса Перинская. Прекрасную прозу пишет Дина Севидова: сказки не сказки, этакие притчи для детей и взрослых. У нас очень сильное движение бардов. Дважды в год, весной и осенью, сюда съезжаются из Канады, из Нью-Йорка, из Чикаго, из разных городов Америки, каждый год проходят слеты – здесь, у нас. Собирается до трех тысяч человек. Три дня люди в лесу жгут костры и поют свои песни. Это не просто «костерная» самодеятельность. Сооружается сцена, ставится хорошая звуковая аппаратура. Это настоящая авторская песня, то, что делали Высоцкий, Визбор.
– В достойную компанию ты их определил. Не преувеличиваешь?
– Ты не понимаешь: я им иногда просто завидую! Если бы нам, поэтам, их славу. Но поэзия – явление более интимное, нежели бардовское искусство. У всех есть уже по несколько дисков, я уж не говорю о кассетах, они раскупаются мгновенно. Очень популярные люди.
Словом, что касается культурной, особенно литературной жизни, здесь скучать не приходиться. К тому же к нам постоянно приезжают гастролеры. Кого только не бывает! И Джигарханян, и Полищук, и мой давний друг Володя Кочан, и...
– Ты с ними общаешься, когда они приезжают?
–...вплоть до Аллы Пугачевой.
– Я про общения с гастролерами...
– К сожалению, минимальные – график гастролей довольно жесткий: сегодня – Лос-Анджелес, завтра он уже в Сан-Диего, послезавтра в Сан-Франциско, а оттуда летит в Сиэттл. Это их работа, заработок.
– Поэтому места лирико-ностальгическим чувствам не остается?
– Иногда после концерта собираемся у кого-нибудь дома, часик посидеть в интимной обстановке. Или кофейку попить за сценой.
– В той литературной среде, в которой ты сейчас находишься, есть ли тяга друг к другу, потребность в общении?
– Именно потребность. Я думаю, здесь это даже острее, чем в России. Нас меньше, мы в чужом окружении. Поэтому мы общаемся постоянно. Не бывает дня, чтобы я кому-то не позвонил или кто-то мне. С новыми стихами или просто поболтать. Часто встречаемся, ездим в гости, ходим на концерты друг к другу. Здесь духовная потребность друг в друге проявляется в более выраженных формах. Но это не свидетельство изоляции. Как я могу не пойти на концерт Володи Рагимова, моего близкого друга в течение более двенадцати лет?
– А с теми, с кем ты был близок в Москве и кто теперь живет в Штатах, – с ними у тебя тесных контактов нет?
– Почти нет. Но, я думаю, так сейчас происходит у русских во всем мире. Ведь и мы здесь не так просто живем, далеко не так празднично, как я рисую. Надо вкалывать, оплачивать жилье, автомобильную страховку, кормить семью и так далее. И все вкалывают дай бог как. Причем не по своим специальностям.
– Взаимоотношения внутри литературной эмиграции – страшно интересная тема.
– И совершенно отдельная... Но вот мы с Васей Аксеновым часто общаемся. Это, пожалуй, самая прочная связь после того, как не стало Бродского.
Вася с Иосифом не были, скажем так, друзьями. Это известно. Иосифу я звонил чаще, чем Васе...
У меня нет ощущения изолированности от русской культуры, от русской духовности. Абсолютно нет. Может быть, даже наоборот. В мою бытность в СССР были эти святые общения, застолья, друзья, кухонные посиделки. Тогда мы не ценили этого, считали в порядке вещей. А здесь это ценишь, здесь это очень дорого. И я придаю этому большое значение. Я знаю, что многие люди, не один и не два человека, имеют на меня зуб за то, что я уехал в Америку. Это их право.
– Времена изменились, мало у кого сейчас найдутся аргументы, чтобы судить кого-то за подобный поступок.
– Каждый сам себе судья. Не все знают об объективных причинах моего отъезда. Самым главным для меня была моя дочь. Знаешь, есть интуиция. Дело в том, что когда мы приехали сюда, ей было всего шесть с половиной лет. Сентябрь 89 года. А в 93 году у нее обнаружился очень сильный диабет. Помню, в газетах писали, что в стране нет инсулина. Люди гибли пачками. Я бы просто потерял дочь, понимаешь? Может быть, я сделал это интуитивно, я сейчас не оправдываюсь перед кем-то, я просто анализирую свою интуицию.
Помнишь, Пастернак говорил: прислушайтесь к собственным словам. Мы иногда проговариваемся о своей судьбе. И вот однажды, уже здесь, перелистывая свою записную книжку, я наткнулся на стихи, в которых есть строчки: «я взбегаю по скрипучим ступеням в дом (не помню) и, обнимая глобус, прижимаюсь щекой к Тихому океану и повторяю: я вас люблю». Почему к Тихому, а не к Атлантическому или к Индийскому? Хрен его знает. Вот, понимаешь, накаркал себе. Лет двадцать назад написал. Помню, когда году в 76 уезжал Эрик Неизвестный – даже день помню – 8 марта это было, мы гуляли отвальную в его мастерской. И вот Эрик приобнял меня за плечи, сказал: «Хрена ты здесь сидишь? Ты молодой, талантливый, известный – давай мотай отсюда...» Я говорю: Эрик, во-первых, я не гений и известен только в России. А потом – самое важное: я никогда из России не уеду. Поверь, я ведь и вправду не вынашивал этого решения, оно пришло ко мне довольно больно и неожиданно, примерно месяцев за восемь до собственно отъезда, и единственным человеком, который знал о моем решении, была Юнна Мориц.
– В какой мере на твое решение повлияли личные проблемы?
– Главная проблема была во мне. Честно признаюсь. Просто я стал задыхаться. Я очень устал горбиться перед литературными чинушами. Даже при моей тогдашней известности это было неизбежно, обойти, миновать практически невозможно. Я подумал: ну хорошо, еще пять, десять, двадцать лет – что изменится? Настанет день, и, если не сопьюсь, рано или поздно умру. И будет в Малом зале ЦДЛ стоять мой гроб, и будут какие-то слова. Все стало привычно-неудобным, неуютным, и воздуху стало не хватать. Я очень рано почувствовал, что перестройка обернется тем, что сначала начнет осыпаться штукатурка с фасада советской власти, потом будут падать кирпичи, потом колонны, и неизвестно, удастся ли уцелеть при этом падении и как будет дальше. А у меня дочка на руках.
– Ты сознавал, что знаменит в России?
– Я этим никогда не кичился.
– Но ты приезжаешь в чужую страну свободным от славы, девственно безвестным. Осознание это, по-моему, способно тормознуть любого. Ведь тяжело сознавать такое...
– Не знаю. Меня это не смущало. Я очень быстро адаптировался в Америке, тем более, что мы приехали в маленький университетский городок, в котором всего пятьдесят тысяч жителей, из которых тридцать тысяч студентов. Думаю, что если бы я сразу приехал в Нью-Йорк или Чикаго, или даже в Лос-Анджелес, было бы труднее. А там я как-то быстро отдышался. И неожиданно для себя быстро начал писать стихи, буквально через месяц.
– Кате сейчас сколько?
– Двадцать два.
– Барышня. А как она?
– У нее очень русская душа – чувствительная, тонкая, добрая. Но, конечно, она – американка, у нее блистательный английский. Сейчас она изучает историю искусства, хочет быть дизайнером по интерьеру.
– Круг ее общения американский?
– Не только, хотя много американских знакомых. Одно время была у нее русская компания, но между собой все говорят по-английски. Я был удивлен и спрашивал: девочки, вот вы собираетесь вместе, вы же можете говорить по-русски? А нам, говорят, так привычнее и удобнее. Понимаешь, в школе, на улице – они всюду окружены английской речью, они везде в языке. И они вросли в него. Дома мы, конечно, говорим только по-русски. Возможно, в этом причина того, что я намного хуже знаю английский, чем Катя.
– Но поскольку приходится зарабатывать на хлеб журналистикой, тебе нужен хороший английский.
– Я же пишу для русских газет!
– А как делать интервью, добывать информацию?
– Я пишу о русских и армянских художниках, артистах. О нашей диаспоре. И с английским неплохо. Но могло бы быть лучше.
– Не тот уровень, на котором можно уже работать?
– Что ты, писать по-английски я никогда не смогу. Мой поезд ушел. Потом, sorry, я откровенный лентяй, за почти полтора десятилетия жизни в Америке в руки не взял учебника, только то, что наматывается на ухо. Со словарем интересные тексты еще осилю. А так – все со слуха, в общении в магазине, с телевизора, на улице. Нормальный бытовой английский. Мне его вполне хватает для американской жизни, а главное для меня – общение с нашими, русскими.
– И не испытываешь никакой ущербности, общаясь только с ними?
– Конечно, испытываю. Но структура американского общества такова, что в моем возрасте туда уже не войти. При всем дружелюбии американцев. Для наших детей двери в американское общество открыты, русские дети знают и чувствуют своеобычие американского юмора.
Не только они для нас, но и мы для них – закрыты. Однажды я брал интервью у одной американской актрисы – она играет в чеховской пьесе, поставленной нашим российским режиссером, – и общался с ней по-английски. В конце она сокрушалась: «Питер, если бы я могла прочитать, что ты написал!»
– Насколько я понимаю, уровень Аксенова – уникален и для русского литератора почти недостижим?
– Вася наследует Набокову – в свободном писании по-английски. Но у него английский еще из России. Первое время он постоянно себя натаскивал: брился, завтракал, проговаривая про себя бытовые английские сюжеты. Недаром он профессор одного из крупнейших университетов, где преподает по-английски...
Я понимаю, что живу в другой стране, в другом полушарии. Но внутренне, душой я в России. Душевного отрыва у меня нет – для меня это очень важно и очень дорого. Здесь России столько, что ты себе представить не можешь. Например, я на днях еду по улице, за мной полицейские на мотоциклах. Я сворачиваю, останавливаюсь. Один подходит: сэр, ваше водительское удостоверение. Я лезу в карман. А он спрашивает: «Ду ю спик рашен? Я тоже русский. У нас выборочная проверка». Мы оба рассмеялись и расстались с улыбками и рукопожатиями.
– Ты говоришь: состояние души. Но в этом ведь есть и вынужденность – вроде как иного не дано. Может быть, ты и рад бы был расширить свой круг, чтоб душа не рвалась между тем и этим...
– Нет. Я не хотел. Мне слишком поздно входить в американское общество. Хоть я и американский гражданин, мне бы не хотелось становиться стопроцентным американцем, быть полноправным членом этого общества. Наше намного душевнее, богаче.
– Все-таки это вынужденное признание – для смягчения дискомфорта?
– Я нисколько не умаляю американцев и категорически отвергаю расхожее мнение о них как о людях бездуховных. Полная чушь! Зайди в любой книжный магазин – молодые люди сидят на полу, листают книги, читают. Близкая Катина подружка работает в магазине и говорит, что книг покупают много. А что творится в музеях! Один день в неделю – бесплатный. Народу – битком. Пусть это несостоятельные люди и им не по карману выложить двадцать долларов за билет. Это не только пенсионеры, но и очень много молодежи, ребята специально освобождают этот день для музея.
Еще одно расхожее мнение: американцы сидят у телевизоров и пьют пиво. А почему бы и нет? А что, в Москве не сидят, не пьют? Есть, конечно, масса различий, нюансов, но их слишком мало для катастрофически глобальных обобщений и выводов: вот они такие, а мы – такие. Не стоит упрощать и огрублять.
– Очень противны эти разговоры о русской духовности и американской бездуховности.
– И довольно удобная тема, чтобы спустить унитаз на другого.
– И оправдывать свое нежелание войти в ту культуру.
– Я думаю, что в этот момент у людей срабатывает такая форма самовозвышения...
– И самозащиты...
– Но это уже комплекс.
– Русский комплекс, который с нашими детьми, с твоей Катей должен избыться, умереть.
– Сейчас Америка – очень сплоченная страна после трагедии 11 сентября.
– А Ирак не разрушил этой сплоченности?
– По внешним признакам не скажешь. По-прежнему на машинах флаги – в знак солидарности и памяти. И у меня тоже на заднем стекле. Страна стала другой – это чувствуется во всем. Даже в магазинах, где всегда вежливы, заметно: что-то произошло, люди более внимательны, как будто божеское поселилось в каждом человеке, благодарность за то, что остался жив сам и твои сыновья не погибли в чужой земле. Беда сделала американцев более чуткими, более добрыми друг к другу.
\\эмиграция
--------------
Кипр – дача России
Ольга ВОЛКОВА (N18 от 17.05.2004)
Конечно, у нас и так полно субъектов федерации. Но субъект субъекту рознь, и вообще: хороших субъектов должно быть много. И вот если бы все мы, россияне, купили бы себе по недвижимости на Кипре – глядишь, со временем стал бы Кипр еще одним нашим субъектом... Мечты, мечты. Чистая маниловщина, конечно – и все-таки: как бы это было кстати, если бы этот чудный остров вместе с местом рождения Афродиты и прочими местными чудесами вдруг взял бы да и оказался кусочком нашей родины. А то что у нас за острова – Земля Франца-Иосифа, что ли? Б—р—р, холодно. Хотя и весьма экстремально.
Но мы мирные люди, мы ни за что не будем завоевывать чужую землю с оружием в руках. Мы лучше придем туда жить – что, собственно, мы и делаем последние полтора десятка лет.
Кипр стал нашей первой любовью. Но в отличие от большинства первых любовей наш роман с Кипром не закончился до сих пор. Почему? А потому. Нравится нам здесь, и все тут.
Может, из—за спокойствия и безмятежности, может, климат нам подходит. Море опять же – впрочем, море много где есть. А может, соседи нас устраивают? Киприоты – они же в сущности греки, то есть православные, что в нашей стране почему-то привлекает даже убежденных атеистов, а во-вторых – они весьма близки нам по духу. То есть любят киприоты повеселиться, вина попить, вкусно поесть, на работе особо не надрываются, строгой пунктуальностью никого не мучают. Словом, совсем как мы, только говорят по-гречески. Хотя теперь многие научились и по-русски, так что нам вписаться в эту страну – нет проблем.
...По пустынному пляжу идет человек. Человек как человек – две руки, две ноги, обтрепанные джинсовые шорты, четыре огромных собаки. Четыре собаки бросаются ко мне – я замираю: в принципе я люблю собак, но мало ли что? Да нет, все нормально – они просто хотят целоваться, а я не против.
Человеку приятно, когда посторонние любят его собак, поэтому человек подходит и начинает общаться.
В результате оказывается, что человек называется Янис и он простой кипрский миллионер – то есть не то чтобы он прямо так сразу сказал: я, знаете ли, миллионер – нет, это стало понятно только потом, в процессе общения. И что дома у него есть еще две собаки – они остались дежурить, и если вдруг придет кто чужой, то дежурные собаки будут лаять. Правда, кто прибежит на их лай – не совсем понятно: миллионерский дом стоит на отшибе, до ближайшего соседа целых три километра.
Узнав, что я русская, Янис принимается радоваться. Потому что он знает очень многих русских, и все эти русские – очень хорошие, вери-вери френдли! Так что Янис может немного по-русски: прьивет, как дела, друг... А друг моего друга – мой друг. Видимо, именно так рассуждал Янис, когда вот так, сходу, пригласил незнакомого человека, то есть меня, выпить вина в своем миллионерском и, наверное, набитом сокровищами доме.
Но кроме собак, других очевидных сокровищ в доме миллионера не наблюдалось. Да, просторно и приятно – но где золотые унитазы? Где бриллиантовые дверные ручки? А нету.
Вино, правда... Да, вино вполне миллионерское. Ну и то хорошо. Сидим, пьем, говорим о злободневном. То есть обо всем подряд.
И знаете, отчего это Янис стал таким вот миллионером? А потому, что ему немыслимо повезло с прадедушкой. Умный прадедушка в конце ХIХ века был страшно осуждаем всей семьей за совершение совершенно идиотского поступка: он за гигантские по нынешним временам деньги, то есть, если в привычной нам валюте, долларов за сто, скупил много-много совершенно бессмысленной земли. Плохой земли, на которой толком ничего не росло и вообще непонятно, что с ней такой делать.
Зато когда правнук Янис вырос и стал всерьез заниматься недвижимостью – то в честь прадедушки ему стало уместно построить специальный храм. Сколько уже им застроено участков и в Лимасоле, и в Пафосе, и у моря, и в горах – а пустая земля все не кончается! И мы выпили в память прадедушки: спасибо ему.
А раз недвижимость, сообразила я, то наверняка Янису постоянно приходится иметь дело с русскими – по моим представлениям, мы как начали покупать себе дома и квартиры на Кипре в самом начале девяностых, так и до сих пор не можем остановиться. Уж, наверное, изо всех иностранцев мы – самые распространенные в здешних краях владельцы недвижимости?
А вот и нет. Оказывается, в этом смысле нам очень далеко до англичан! Англичане – основные покупатели недвижимости на Кипре, а мы только на втором месте. По-моему, это не просто обидно, но даже как—то неприлично: что такое Англия? И сколько этих Англий можно разместить в одном Красноярском крае? А вот поди ж ты.
Зато англичане, оказывается, не так привередливы: им почему-то более-менее все равно, где будет их кипрский дом – а наш покупатель тверд и непреклонен в своем желании иметь дом на море, и точка. «Почему это?» – удивляется Янис. А по-моему, ничего удивительного: я бы и сама, если бы покупала дом, так тоже хотела бы, чтоб обязательно было море...
Первый раз я была на Кипре лет шесть назад. И тогда было вполне реально купить славный домик в средиземноморском стиле тысяч за сто (долларов, кипрский фунт почти в два раза дороже). Теперь о таком счастье можно забыть: здешние цены каждый год растут процентов на 20-25... Впрочем, если особо не капризничать, еще можно найти односпальную, то есть двухкомнатную квартирку в комплексе возле моря тысяч за восемьдесят, но это самое наидешевейшее предложение: если вам нужен отдельный дом, да еще с приличным участком, то готовьте не меньше трехсот тысяч долларов.
Кстати, об участках: на Кипре есть закон, запрещающий иностранцам покупать больше трех донумов земли. Сколько в донуме квадратных метров, специалист по недвижимости Янис точно сказать не мог. Но путем размахивания руками и пояснениями типа: «Это как если взять четыре моих кухни и еще полгостиной», он описал мне территорию, примерно равную сорока соткам. Это и есть те самые три донума – если вам интересно, что такое один донум, считайте сами, но по-моему, это не суть важно: важно, что сорок соток – вполне приличный участок даже в нашей гигантской стране, а уж для Кипра это и вовсе немыслимый простор.
Впрочем, еще недавно иностранцу позволялось вообще только два донума, а теперь вот стало лучше. А скоро, возможно, и эти ограничения снимут – Кипр вступил в ЕС и приводит свое законодательство в соответствие с европейским. И тут Янис сделал несколько скептическое лицо – он явно не уверен, что Кипру прямо так уж нужен этот ЕС. То есть в смысле политическом – может быть, но в экономическом плане...
Визы вот для россиян появились – правда, это никого из покупателей не отпугнуло, но все-таки. И еще: вот раньше никакого НДС на строительство на острове не было – а из—за ЕС будет, так что все может подорожать еще процентов на 10-15, причем официально эта неприятность должна начаться еще до конца этого года. Но киприоты стараются как—то это смягчить, поскольку продажа земли иностранцам – это чуть ли не главная статья дохода для острова. И поэтому НДС НДСом, но то, что начало строиться по старым правилам, то по старым и будет заканчиваться, хоть десять лет строй. Больше того: даже если строительство сейчас еще не начато, а есть только земля, все равно на ней можно будет строить без всяких НДС. Так что если кто хочет инвестировать в строительство на Кипре – это еще не поздно сделать.
А вообще с налогами на Кипре все страшно интересно. Например, налог на недвижимость зависит от того, сколько эта недвижимость стоит, и если стоит она меньше ста тысяч фунтов, то налога вообще платить практически не надо. Но вся штука в том, что для налогов почему-то положено оценивать дом не во столько, сколько он стоит сегодня, а во столько, сколько он стоил бы в 1980 году! Это касается даже тех сооружений, которые построены прямо сейчас – то есть вы понимаете, что, если считать по ценам 1980 года, немного на Кипре наберется домов, которые стоили бы больше ста тысяч.
Почему это цены приравнивают именно к уровню 1980 года – это Янису опять-таки неизвестно. Он даже куда-то специально позвонил с этим вопросом – но про загадку-1980 не знали и там. А впрочем, какая разница – хотя если бы цену приравнивали к 1913 году, было бы еще лучше, ибо получилось бы, что все вокруг живут за чертой бедности и надо срочно оказывать им серьезную материальную помощь.
Ну а что касается прочих расходов по содержанию собственности, то вот их минимальный размер: все вместе, то есть обязательное страхование, вода, свет и прочие мелочи типа вывоза мусора встанут владельцу самой маленькой недвижимости примерно в 600 долларов в год. По-моему, это более чем скромно.
Тем более что кипрская недвижимость запросто себя окупает. Ведь та самая минимальная квартирка, если в сезон ее сдавать, принесет владельцу 50-60 долларов в день. Впрочем, по словам Яниса, такими вещами в основном занимаются все те же англичане: российский человек сдавать свое жилье в аренду не слишком любит. Он там лучше сам будет жить, а если не сам, то его дети с сосланной приглядывать за ними бабушкой. А что – детям тут хорошо: море, солнце и все в этом духе, плюс очень неплохие школы, как русские, так и английские, так что чего бы им тут и не жить?
...Легендарные времена, когда новые русские приезжали сюда с чемоданом заляпанной кровью наличности, ушли в прошлое. Теперь и мы, как все вменяемые люди, поняли прелесть покупки в кредит – а кредиты кипрские банки выдают на очень приятных условиях. Иностранцу – на 10 лет (правда, киприоту – на 20) выдают 60 процентов стоимости дома (увы: это нам, а остальным – все 70) под 4 процента годовых. Супер.
Поскольку я постоянно нахожусь под давлением воплей наших патриотов, предупреждающих об опасности распродажи родины, я спросила Яниса: как у них с этим делом? Кипр маленький, покупателей много – раскупят страну, и что тогда?
Янис развеселился: по-моему, мысль об опасности распродажи страны иностранцам ему даже в голову не приходила. И потом: самый крупный кипрский землевладелец – это церковь. А церковь свою землю продает редко – если в аренду, то сдает лет на сто, а так чтобы совсем продать – это нет.
Да и вообще – не похоже, чтобы на Кипре боялись иностранцев. Впечатление такое, будто бы они здесь ничего про ксенофобию даже не слышали – хотя само слово «ксенофобия», если не ошибаюсь, греческое. То есть они придумали ксенофобию, пустили ее гулять по всему миру, а себе ни капельки не оставили. Ну а нас – за общность веры – они просто любят.
Уж не знаю, за православность или просто так, но Янис (после приличного количества выпитого вина, между прочим, но на Кипре и это – не проблема) загрузил в машину часть собак и повез меня в отель. А по дороге очень тревожился: хорошо ли в этом отеле меня кормят? А то если плохо, то пусть я лучше к нему буду приходить обедать, а то еще сложится у меня неправильное впечатление о стране.
Не беспокойся, Янис, со впечатлением все в порядке: нас и здесь, в гостинице, неплохо кормят. Вернее, так: нам нравится.
\\недвижимость
----------------
Срочно требуются...
«i» (N18 от 17.05.2004)
...В ОАЭ: РАБОТА В ОТЕЛЯХ 5*****
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – страна высочайшего уровня жизни, теплого климата, чистого моря и обилия экзотики. Основным местом отдыха Европейских туристов по-прежнему остаются Дубаи и Абу-Даби. Здесь расположены россыпи фешенебельных отелей, славящихся высоким уровнем обслуживания, который достигается благодаря квалифицированной подготовке персонала.
Возрастающий приток туристов способствует развитию гостиничного бизнеса, сфера обслуживания которого нуждается в новых кадрах.
Приглашаются молодые люди и девушки (РФ, СНГ) от 19 до 35 лет со среднем уровнем английского языка для работы в отелях 5***** с предварительным 4-недельным обучением на полном пансионе в ОАЭ, после которого выдается сертификат с правом допуска к работе в отелях от 5*****.
Предлагается большой спектр вакансий: ресепшн, бармены, портье и другой обслуживающий персонал.
Заработок от $1.500 и выше в зависимости от вакансии. Контракт заключается перед отъездом после прохождения собеседования с работодателем.
Оформляется виза резидента на 3 года, позволяющая персоналу во время отпуска путешествовать по всему миру, в том числе и в США.
Карьерный рост, а также дальнейшее обучение по желанию за счет работодателей предлагается всем, кроме ленивых.
В рабочий пакет также входит бесплатное проживание и питание, медицинская страховка, ежегодный оплачиваемый отпуск 30 дней. Срок оформления – 4-6 недель.
«ИНТЕРТРУДКОМПЛЕКТ» (лиц. ФМС № 15203РФ297/1П); (495) 243 2862, 243 2506; e-mail: intertrud@mtu-net.ru.
...В АНГЛИЮ, КАНАДУ, ОАЭ ДЛЯ РАБОТЫ И УЧЕБЫ
Обучение в ВУЗах сейчас стоит недешево, не у всех есть на это средства, поэтому многие студенты ищут возможность заработать деньги. Такую возможность вам предоставляет агентство «ХЭППИ-ТУР». Мы проводим набор студентов на работу в Англию. В Англии студентов встречают представители агентства, которые обеспечивают полный комплекс услуг по встрече, размещению, трудоустройству и т. д. Выезд производится по 6-месячной студенческой визе, которую можно пролонгировать не выезжая из Англии. Если студент не хочет посещать языковые курсы, возможно трудоустройство на полный рабочий день с оплатой туда от 4,5 до 6 фунтов в час. В привычном для нас исчислении это составляет $$1.200-1.600 в месяц. Кроме работы, конечно, предлагается обширная программа – посещение театров, музеев, а по вечерам дискотек, многие из которых бесплатные. Поработав с нами в Англии, вы будете вновь и вновь обращаться к нам в агентство, так как качество нашей работы вас приятно удивит, а незабываемые впечатления от знакомства с «туманным Альбионом» останутся у вас на всю жизнь. Многие хотят попасть в Англию, но не все хотят возвращаться оттуда.
Кроме этого мы можем предложить вам подобную программу по Канаде и работу в ОАЭ.
Агентство «ХЭППИ ТУР» (лиц. ФМС № 15203РФ321/1П);тел./факс: (495) 684 3327, 783 3598, 504 6735;
...В АНГЛИЮ: ПО ПРОГРАММЕ «УЧЕБА + РАБОТА»
Компания «Терезис» предлагает всем молодым, энергичным и самостоятельным людям программу «Учись и работай в Англии». В рамках программы вы будете изучать язык и будете иметь возможность подрабатывать после учебы. Сегодня иностранные студенты в Великобритании, могут подрабатывать до 20 часов в неделю, зарабатывая при этом по 5-7 долларов в час. Наиболее вероятная работа для студентов – рестораны, кафе, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания. Многие студенты подрабатывают на фермах и стройках. Девушки могут подрабатывать в английских семьях как «Au Pair». Таким образом, вы сможете не только компенсировать свои затраты на оформление поездки, но даже заработать.
Впервые, по программе «Учись и работай» мы можем гарантировать вам полный возврат средств за курс обучения и жилье, в случае отказа в визе.
Если вы хотите просто поработать, то для молодежи в возрасте 18-30 лет мы предлагаем рабочие программы в Англии и США с оформлением контракта, разрешения на работу и рабочей визы. Программа называется «Работа в отеле». Вы будете работать как обслуживающий персонал, в качестве горничных, официантов, портье, администраторов или барменов. Вы будете работать по 40 часов в неделю. Любые переработки оплачиваются. Зарплата от $1.100 в месяц. В рабочее время работники получают бесплатное питание и спецодежду. Оформляется медицинская и социальная страховка. Все работники обеспечиваются жильем.
Для тех, кто уже получил диплом о высшем образовании: для медицинских работников, врачей, учителей, инженеров, кандидатов наук и профессоров – для высококвалифицированных специалистов, компания «Терезис» предлагает новейшую программу HSMP. Программа позволяет въехать в Англию и там законно, имея право на работу, реализовать свои самые смелые планы, профессиональные знания и опыт.
Компания «Терезис» оказывает своим клиентам всестороннюю и квалифицированную помощь и поддержку при оформлении поездки. Вы можете у нас в офисе сразу выбрать подходящую вам программу и оформить заявку.
«ТЕРЕЗИС» (лиц. ФМС № 15202РФ227/1П); (495) 916 3030; e-mail: icbase@icom.ru, www.terezis.hotmail.ru.
...В США: WORK & STUDY 2004 г.
Продолжается набор на программу «WORK & STUDY 2004 г.г.». Работа в сфере обслуживания (официанты, бармены, уборщики, помощники поваров, горничные, кассиры, парки развлечений и т. д.), з/п $$1.500-2.500 и обучение в лучших американских университетах и колледжах на период от 2 месяцев до 3 лет. Участники программ изучают английский язык, получают разговорную практику, совмещая обучение и работу, могут значительно улучшить свое материальное положение. По окончании программы выдается сертификат американского образца. Студенческая виза F1, открываемая по этой программе, дает право многократного въезда на территорию США. Как показывает практика этого года, процент получения визы F1 намного превышает данный показатель относительно других типов виз для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Тем более, что выезд по визе F1 осуществляется круглогодично. Студентам, закончившим обучение на языковых курсах, предоставляется возможность поступления без экзаменов в университет с последующими стажировками в Америке. Всем своим клиентам компания IST гарантирует всестороннюю поддержку во время пребывания за рубежом, что обеспечивается прямыми эксклюзивными контрактами с американскими колледжами и университетами.
NEW! Компания IST начинает набор на академические программы в университеты США по всевозможным специальностям.
...В АНГЛИЮ: ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ
Требуется персонал отелей (горничные, официанты, бармены, продавцы, уборщики и т. д.). Оплата почасовая, от четырех фунтов в час (900-1.100 в мес.). Для молодежи от 18 лет выезд по программе «WORK & STUDY». По условиям программы можно совмещать работу в свободное от учебы время, 20 часов в неделю с изучением языка в колледжах Лондона. Языковые курсы рассчитаны на 15 или более часов в неделю. Курсы 5 уровней сложности и различные специализированные направления. Стоимость программы (860 у. е.) включает: стоимость 4-недельного обучения на курсах, авиабилет, услуги компании по тестированию, бронирование курсов и подготовку документов в посольство. Предоставляются проживание, учебные материалы, сертификат по окончанию. Все колледжи имеют государственную аккредитацию.
Выбрать вакансию и правильно оформить документы, забронировать и выкупить авиабилеты, оформить карточки (ISIC, IYTC), мед. страховку и страховку от отказа в визе можно в компании IST.
«IST» (лиц. МВД РФ № 20103770629); (495) 631 0033, 684 5650, 681 9864; www.JOB4U.ru; ist@job4u.ru.
\\работа
-----------------
Высшее образование – на высоту
«i» (N18 от 17.05.2004)
АЭРОФЛОТ ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР БОРТПРОВОДНИКОВ СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» начинает кампанию по конкурсному отбору молодежи для работы в Службе сервиса на борту. Основным объектом кампании станут студенты выпускных курсов московских вузов, поскольку традиционно к бортпроводникам «Аэрофлота» предъявляются самые высокие требования по уровню образования и знанию иностранных языков.
Активная фаза кампании продлится до самого конца мая и охватит около 50 высших учебных заведений столицы. Специальные команды будут распространять среди студентов информацию об «Аэрофлоте», возможностях и преимуществах работы в Службе сервиса на борту, о требованиях к отбору и об обучении в Центре подготовки персонала авиакомпании. Запись кандидатов в бортпроводники будет вестись в Службе сервиса на борту авиакомпании «Аэрофлот».
Другой целевой аудиторией акции станут финалистки только что прошедшего интерактивного национального конкурса красоты «Мисс Вселенная, Россия». Самые красивые девушки нашей страны имеют внеочередное право пройти обучение в школе бортпроводников «Аэрофлота».
\\главные новости
|