#16, 13 мая 2003 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Как я была летчиком-истребителем
Яна КУЛИКОВСКАЯ (N16 от 13.05.2003)
Кому ни рассказываю, все глаза таращат и спрашивают:
– Что, правда? Можно управлять боевым самолетом? А курсы пилотов? А сертификат?
И я сотый раз втолковываю: ничего такого не надо, вы ведь летаете в паре с профессионалом, так что часть полетного времени можно и порулить.
Деньги любят счет, а эмиграция – расчет
Материал подготовила Наталия ЗУБКОВА (N16 от 13.05.2003)
БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ ЖИЗНИ В ЧЕХИИ
Об иммиграции нами уже писано-переписано: правовые аспекты – куда можно иммигрировать, кому и на каком основании, психологические – трудности интеграции, язык, ментальность...
Примерь на себя шкуру «туннельной крысы»
Михаил КАЛИШЕВСКИЙ (N16 от 13.05.2003)
Вьетнамцы зла не помнят: ныне в стране полно бывших врагов – китайцев, японцев, многолетних колониальных хозяев Вьетнама – французов.
1
--------------------------
Как я была летчиком-истребителем
Яна КУЛИКОВСКАЯ (N16 от 13.05.2003)
Кому ни рассказываю, все глаза таращат и спрашивают:
– Что, правда? Можно управлять боевым самолетом? А курсы пилотов? А сертификат?
И я сотый раз втолковываю: ничего такого не надо, вы ведь летаете в паре с профессионалом, так что часть полетного времени можно и порулить. Все рычаги управления дублированы, ничего с вами не случится. А еще можно кататься на танках, палить из всяческого и очень серьезного стрелкового оружия...
Дабы избавить себя от бесчисленных повторений и освободить время для более интересных сведений, расскажу всем и сразу: в компании «Воентур-М» есть программа «Отдых и развлечения в стиле MILITARY». Там – туры для людей, неравнодушных к военной технике, экстриму и космонавтике. Если у вас есть желание и возможности, приходите, заказывайте и наслаждайтесь тем, что человек гражданский никак иначе испытать не сумеет.
ЧТО ТАКОЕ ТУРИЗМ В СТИЛЕ MILITARY
Впервые натолкнувшись на рекламу военных туров, я опешила: сколько же здесь всего разного! Покататься на танках – предлагают десяток моделей, самолетов – два десятка от едва ли не «летающей этажерки» до сверхзвуковых, а список стреляющих экспонатов вообще занимает несколько страниц. Как это люди выбирают? Спросила у Александра Айрапетяна, руководителя этого направления, он посмотрел на меня как на э—э... И объяснил.
Едут кататься на танках, или стрелять, или летать на самолетах, как правило, люди, уже представляющие, чего они хотят. Если человек всю жизнь мечтает сделать «мертвую петлю» на реактивном самолете, он не будет заказывать «Сессну». Желающие рассмотреть каждое дерево с высоты птичьего полета не соблазнятся на МиГ или Су. Они позвонят в «Воентур-М», расскажут о своих предпочтениях. Останется выбрать из двух-трех наиболее подходящих для этого машин. А чаще всего мужчина изрядно подкован и сам может давать консультации о скорости, потолке полета и всяких других возможностях любой интересной ему модели. Кстати, совсем не обязательно выбирать одну машину, можно полетать на нескольких.
А случайный и абсолютно некомпетентный человек, продолжил Айрапетян, вряд ли решится выложить несколько сотен, а то и тысяч долларов только для того, чтобы потешить самолюбие и поставить галочку в ежедневнике: купил сарделек, поздравил тещу с годовщиной битвы при Айзенкуре, покатался на Т-34...
ЛИРИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
Лысоватый мужчина рассказывает вежливой соседке по столику, чем отличается японский но-дачи от европейского двуручного меча. Двое бледных юношей в толстых очках спорят о сравнительных характеристиках штурмовых винтовок английского и американского образца. Смешной тридцатилетний пузан раскладывает по полочкам ошибки великих полководцев последних трех тысяч лет и предлагает свои варианты идеальных сражений всем, кто соглашается его выслушать. С обложек прекрасных книг о войнах средневековья (античности, современности) на нас щурятся авторы – «книжные черви», явно страдающие язвой желудка. Что манит их? А что манит миллионы тех, кто, месяцами не отрываясь от компьютера, спасает вселенные от ужасных монстров?
К сегодняшнему дню выросло не одно поколение людей, не видевших войны, даже не служивших в армии. Студенты, освобожденные от службы, или не студенты, но от службы «отмазавшиеся». Или служившие, и теперь, за давностью времени, романтизирующие это мужское братство. Люди, в которых не реализована та часть мужчины, которая с оружием в руках защищает женщину, дом, отечество. Состоявшиеся судьбы и карьеры, которые не предполагают стальных мышц и верного глаза. А Вечный Герой дремлет где—то в уголке души...
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Предположим, вы с младенчества хотели быть Чкаловым, а стали Биллом Гейтсом. Ну и что теперь, вешаться? Да, жива, жива в сердце мечта о небе, о ветре, бьющем в лицо, об облаках, оседающих на очках мелкой пылью... Не в силах вынести этой тоски, вы звоните (пишете, шлете телеграммы или мейлы) в «Воентур». С вами разговаривают и объясняют, что до 18 лет управлять самолетом или стрелять из огнестрельного оружия не положено, а выполнять фигуры высшего пилотажа с больным сердцем опасно, что лезть на шпильках в танк неразумно и при весе в полтора центнера прыгнуть с парашютом не получится. Осведомятся, есть ли у вас страховка. Если нет – попросят застраховаться. Когда все подводные камни вы обошли, вам говорят: приезжайте. Конечно, не завтра и, вероятно, не послезавтра. Сначала вы должны сформулировать четко и недвусмысленно – чего хотите. Если боевой самолет, то какой, если несколько самолетов, опять же – какие. И что желаете с ними делать – слетать на экскурсию или выписывать в небе фигуры наивысшего пилотажа на страх и зависть восторженным зрителям. Если танки – какие модели. Какое оружие – ретро или современное, сколько выстрелов...
Вся техника делится на два рода. Одни модели, будь то винтовка времен первой мировой войны или танк «Иосиф Сталин» – хоть и действующие, но, скорее, музейные экспонаты. Другие модели, например, стреляющий нож разведчика или Су-27 – рабочие (то есть те, которые и без нас с вами выполняют кучу работы) образцы. Они выполняют функции «игрушек» по совместительству. Но чтобы вы смогли получить удовольствие, множество людей должно их проверить, подготовить, смазать, заправить и доставить на рандеву с вами.
И не забывайте, что это отнюдь не машинки в парке культуры и отдыха. Вы попадете на территорию настоящего режимного объекта, а значит, нужно оформить допуск, что займет определенное время. Допуск нужен не только вам, но и тем зрителям, которых вы решили взять с собой для демонстрации собственной крутости. На большинство туров паспортные данные всех участников и гостей нужно подать за две недели, для посещения Байконура – за полтора месяца. Проблем с оформлением обычно не возникает. И еще: те места, куда вас повезут, – не предназначены исключительно для удовлетворения любопытства некоторых штатских, там работают серьезные люди. Поэтому именно они ставят условия, кто и когда приезжает, что делает, а чего не делает ни за какие деньги.
Танки предоставляет Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Раньше туристов катали на полигоне в строго определенные временные «окна». Сейчас тур перенесли на территоррию, принадлежащую самому музею, поэтому появилась возможность более гибкого графика поездок. К тому же добавился некий экстрим – определенное разнообразие проезжаемых поверхностей и ландшафтов. Тут вам и грунтовая дорога, и бетонка, и небольшие плиты, через которые танк неспешно переваливается. Стрелковый же полигон в первую (и во вторую) очередь исполняет свои основные функции, а в «свободное от работы время» тоже открывается для туристов. С самолетами не проще. Например, малая авиация не летает по понедельникам, большая – по праздникам и выходным. А еще может случиться нелетная погода. Возможно, для ведения воздушных боев она и не помеха, но мы с вами – гражданские люди, подчиняющиеся гражданским правилам. К тому же вас надо вставить в очередь на вылет, потому что зона для полетов отнюдь не безгранична. Вы ведь не хотите побывать в шкуре камикадзе, берущего соседа по небу на таран? Хотя кто вам позволит.
В общем, с военным туризмом все серьезно и не очень просто. Зато овчинка достойна выделки.
ЖИЗНЬ – ТОЛЬКО МиГ...
Ночь выдалась на редкость беспокойной. Просыпаешься через каждые пятнадцать минут, проверяя, заведен ли будильник. В сотый раз клянешь себя за эту безумную авантюру: если никто еще не упал, не значит, что ты не станешь первой. А отказываться поздно. Да и «перед пацанами неудобно». В конце концов не выдерживаешь этой пытки и встаешь, не дождавшись побудки. Выпив кофе и наглотавшись таблеток против укачивания, ходишь из угла в угол, поглядывая на застывшую стрелку.
Слава богу, звонок – машина у подъезда. Остальные уже там. И им, по-моему, хоть бы хны – будто на шашлыки едем. Наверное, надо обладать железными нервами, чтобы спокойно спать перед первым «самостоятельным» полетом. А может, они просто лучше меня притворяются? Едем на заказанном представительском «мерсе» «Воентура». Можно, конечно, и на своей машине, но так надежнее: не заблудимся, не опоздаем, да и выбирать, кто поведет машину, если после полета все захотят расслабиться, не нужно. Кто позевывает, кто хихикает, а потом как—то незаметно разговариваемся, начинаем задавать гиду Александру вопросы, мотаем на ус его советы и слушаем его байки. Обстановка разряжается, и час с небольшим до места пролетает почти незаметно.
Ворота, КПП – и мы на аэродроме. Когда выбирали, кто что хочет делать, экскурсии по—над Золотым кольцом или вокруг Москвы отпали сразу как неэкстремальные. Полет на статический потолок, когда на МиГ-25 поднимаешься на 27 километров, отвергли как слишком дорогое ($8.750) удовольствие. Зато перед возможностью самостоятельно поуправлять самолетом не устоял никто. Те, кто посмелее, выбрали реактивный Л-29 ($600), а я – поршневой Як-52 ($280).
Дяденьки в форме проводят инструктаж – что куда пристегивать, за какие рычаги дергать и что из этого должно получиться. Куда нельзя пихать ноги, чтобы не ограничивать движения штурвала (меня это не касается, я девушка маленькая, а вот Серега-длинный оч-чень внимательно слушает – его едва не забраковали по росту). С нас берут подписку, что мы люди взрослые, понимаем всю серьезность ситуации и что если мы, несмотря на все предосторожности, исхитримся самолет грохнуть, то родственники не будут держать зла на организаторов нашей безвременной кончины и иметь к ним претензий.
Вроде все. Мой Як-52 подан. Он мне напомнил те самолеты, которые показывают в черно-белом кино про истребители Великой Отечественной. Когда группа героической наружности мужчин подбегает к машине, пилот залезает на переднее сиденье, стрелок-радист на заднее, механики закрывают колпак, раскручивают пропеллер, самолет взлетает... и все погибают в неравном бою против эскадрильи «мессершмитов»... Ой, зачем я все это сейчас, при посадке, вспоминаю? Ноги дрожат, срочно хочется в туалет, надо лезть в кабину (на место стрелка-радиста, который пал смертью храбрых). Хорошо хоть, все понимают, что я баба-дура, что с меня возьмешь: и заталкивают, и пристегивают, и надевают шлем и еще какую-то хрень... И все еще раз проверяют. В какой-то момент мы просто трогаемся куда-то, вот едем, потом разворачиваемся и едем обратно, а теперь мы уже точно никуда не едем. Мамочки, мы уже летим. А передо мной все эти рычаги (я уже забыла, где какой) сами шевелятся. Здесь две кабины, одна за другой, в первой – настоящий пилот, во второй – я. И в каждой – по набору этих хитрых приспособлений для управления. Они между собой связаны – можно управлять с любой панели, только предупредить через микрофон надо, что я хочу сделать. А я ничего пока не хочу. Я в себя прихожу. Когда взлетаешь на обычном самолете в качестве пассажира – это одна петрушка, а если вот так, да еще не поспав как следует... То, что утром не поела – оказалось ошибкой, теперь есть хочу, а вот что пить нельзя было... Может, это у меня индивидуальная особенность организма?
Знаете, человек ко всему привыкает, даже к полету. Самое обидное, что он привыкает к этому в самый неподходящий момент. Из двадцати минут полета первые несколько минут я училась не визжать и договаривалась со своим организмом. Еще немножко любовалась пейзажами (вы знаете, что с высоты нескольких сот метров неровности пейзажа больше всего напоминают мятое одеяло?). Переговаривалась с пилотом (жутко похож на Якубовича) и настраивалась на подвиг. Мы полетали кругами и вензелями над аэродромом, несколько раз аккуратно поменяли высоту. Потом я даже за рычаги подержалась. Вроде как поуправляла, но пару раз меня все-таки обматерили: наверно, на высоте двести метров резко снижаться не стоило. Поэтому я еще раз смирилась с тем, что мы, бабы... ну, сами понимаете. И больше не экспериментировала. А как только вошла во вкус – и время кончилось.
Сидишь в кабине – кровь, конечно, бегает быстрее обычного, и зрение вроде как обостряется, и то плакать, то смеяться хочется (впрочем, если честно, то и плачешь и смеешься, но не все в этом признаются). А вот когда приземлишься и надо вылезать, оказывается, что ноги-то и не идут почему-то. Вроде все хорошо (если не обращать внимания, что ты одновременно смеешься и плачешь), а ноги не слушаются. И опять тебя (баба...) вытаскивают, снимают шлем и еще хрень какую-то (вспомнила – парашют), и ведут к лавочке, и поят чаем... И хочется тут же всем рассказать, как все было замечательно. А в небе над тобой Серега-длинный на Л-29 (круто!) выписывает такие кренделя, что непонятно, как самолет на куски не разваливается. Как он? Там же настоящие перегрузки, не то что у меня. И главное, как он успевает соображать, где верх, а где низ? А потом народ подтягивается, и каждый тоже хочет рассказать, как он летал. И все смеются, кричат, никто никого не слушает, рев, шум, а над этим всем – самолеты.
Зверски есть хочется. Мы идем с края взлетного поля в здешнюю кафешку, а нас там уже ждут. И мы едим мясо, много мяса. И пьем пиво. Благо теперь можно. И говорим, говорим... И хвалим себя за предусмотрительность – кто бы сейчас повел машину, а так – довезут. И едем в город, и день еще в разгаре, а кажется, что вечер. Ведь не может день быть таким длинным.
ЧТО ЗА ПУБЛИКА
Изрядная доля «отдыхающих» – иностранцы. Естественно. Во-первых, цены по меркам Европы-Америки не такие уж и кусачие. Например, покататься на БТРе или танке обойдется в $$470-890 за экипаж. Во-вторых, такая вот у нас репутация на фоне холодной войны сложилась. Стоит вспомнить голливудские фильмы, где показывают Россию – кроме людей в форме, почти никого не видно. Русская экзотика: балет, борщ, Кремль, матрешки, танки. Ну, и в-третьих, действительно есть на что посмотреть. Танковая экспозиция в Кубинке – крупнейшая в мире. Здесь в семи ангарах собрана огромная коллекция бронетехники, с которой могут сравниться разве что английская (где упор, естественно, на первые танки) и американская (с миру по нитке). А у нас и своих достаточно, и трофейных куча, так что мало не покажется. И экскурсоводы – не наспех обученные девочки с истфака, а профессионалы, всю жизнь этими монстрами реально занимающиеся. Экскурсия стоит $$23-80 с человека в зависимости от размера группы. Если совмещать посещение музея с катаниями на танке или еще с какими-нибудь турами, то каждый из них выйдет дешевле: ведь в начальную стоимость входит и транспорт, на котором вас везут из оговоренного места в Москве до места и обратно. А в случае совмещения, экономится «машинное время».
Иностранцы приезжают из отеля в музей Кубинки, слушают экскурсовода, чинно ездят на танке. Переезжают на стрелковый полигон, стреляют из «мосинки» или «калаша» (обычно цена заявки на 5 стрелковых единиц от 600$).Покупают ушанку с кокардой, форму и значки (значительно дешевле, чем на Арбате). В Истре летают на воздушном шаре, получают бумажку, подтверждающую сей подвиг, и счастливые едут к следующей запланированной экзотике. Правда, сопровождающего переводчика они оплачивают дополнительно.
Как ни странно (хотя чего уж тут странного), на туры приезжает много детей. На стрельбах они восторженно смотрят, как стреляют взрослые (до 18 лет нельзя!), болеют за пап и мам, трогают маленькими пальчиками («Осторожно, не урони!») эти жутко интересные и тяжелые штуковины, вспоминают рассказы дедушек (наверное, уже прадедушек) о войне...
На самолетах дети тоже летают. Приехала как—то группа, человек тридцать, и чуть не половина – дети от четырех и старше. Расселись с мамами по кабинам «Аннушек», и поднялась в небо вереница самолетиков, как цыплята за курицей. Малыши полетели на экскурсию, во Владимир. Там они приземлятся, покушают, побродят за экскурсоводом, пролетят на Суздалем и через три часа вернутся. Стоит такая прогулка $270 с человека.
На танковом полигоне для детишек еще большее раздолье. Не каждому мальчишке привалит счастье не только полазить по танку в Парке Победы, а и покататься на таком. Можно забраться внутрь – в шум и грохот, можно высунуться из люка и изображать из себя доблестного воина, поливающего огнем окружающих его врагов. Куча криков, смеха, визг, писк, лязг танка – воспоминаний на полгода. И можно в школе так мимоходом бросить: вот, мол, в субботу с папой на танке ездили... Там такое!
С другой стороны, чего там «такого»? Танки-то музейные, некоторые – чуть ли не единственные оставшиеся экземпляры. Их по оврагам и буеракам никто гонять не будет. Посадят тебя в танк и не очень быстро будут катать по кругу с небольшими препятствиями. Здесь важен не экстрим, здесь важен антураж. А если кто недоволен, позвольте рассказать историю.
Некоторое время назад, будучи в археологической экспедиции, мне довелось проехаться на ГТСе, если по-русски – «гусеничное транспортное средство». По моему скромному мнению – тот же танк, только без пушки. Получилось это так. На переправе через горную речку наш экспедиционный ГАЗ-66 не одолел брода и крепко сел. Своими силами мы его не смогли вытащить и побежали за помощью к ближайшим пограничникам. Те, добрые люди, завели этот самый недотанк и поехали спасать господ ученых. Черт меня дернул ехать с ними, могла бы ведь и подождать на заставе, все равно заезжать отмечаться. Понадеялась я на свой опыт езды по горным дорогам, да не учла, что, когда едешь на своей родной машине, зная, что прыгать на кочках все равно придется, снизу гнездо помягче совьешь, а до крыши далеко не на каждом ухабе допрыгнешь. И водители наши экспедиционные не гонят, берегут ценный груз (это и мы, и экспонаты), ямки да камни по возможности объезжают. На гусеницах же не особо поманеврируешь. Это значит, что если есть на пути неровность – она твоя во всем своем великолепии. Опять же танк не автомобиль, совсем не обязательно выписывать все кренделя, которые предлагает дорога, можно и напрямик. Да перед девушкой покрасоваться, полихачить, как без того? Теперь все ухабы и ямы умножим на далеко не уютное сиденье (синяки на всем теле от шеи до пяток). Прибавим потолок, нависающий над самой головой (каждый подскок отмечается ударом головы об железо, а каски мне не дали). Растянем все это на время, необходимое на то, чтобы проехать несколько километров по бездорожью. В итоге легкое сотрясение мозга и кратковременная инвалидность. Так и вышло, что нашу машину пограничники спасли, а меня благополучно угробили. Как они сами ездят и живыми остаются, я не знаю. Так что по мне чинная прогулка предпочтительнее безумной гонки: хоть в люк можно высунуться, не боясь на очередной кочке вылететь и попасть под колесо, пардон, гусеницу танка.
Вернемся к тому, кому предназначены эти замечательные туры. Основную часть клиентов составляют все же не дети, а мужчины лет 25-35. Они люди состоятельные и, как правило, уже успели пресытиться джентльменским набором из ресторанов, ночных клубов, курортов на побережье, казино, круизов и прочих прелестей досуга. А вот провести день с друзьями в мужских забавах – это что—то новенькое, нестандартное. Некоторые любители отдыха в стиле «милитари» успевают за субботу, плавно переезжая с полигона на полигон, и на танке погонять, и пострелять, и полетать (на самолете и на воздушном шаре), прыгнуть с парашютом, зафиксировать все это на фото и на видео – и домой: спать, спать, спать.
Кстати, о парашютах. Можно прыгать с вертолета с высоты 800-1.000 метров, это $25. А можно – в тандеме с инструктором с самолета с высоты 4.000 метров за $150.
Александр Айрапетян рассказывал, что в последнее время такими «пикниками» мужчины стали отмечать свои дни рождения. Приезжают вместе с гостями и развлекаются по полной программе. Правда, был случай, когда виновник торжества после высшего пилотажа тихо пролежал на лавочке до вечера. Ничего страшного. Зато гости как следует повеселились. А один мужчина, похоже, тестировал на полигоне кандидаток в супруги: приезжал раз в пару месяцев и привозил пострелять новую подружку. Так как девушки не повторялись, можно предположить, что ни одна из них не выдержала сурового мужского экзамена. Наверное, он найдет то, что ищет, но насколько безопасно с такой будет жить?
Бывает, что дружный коллектив решает подарить тур своему начальнику. Начальник как начальник – всегда в костюме и при галстуке. А приезжают на стрелковый полигон – он берет в руки автомат, привычно, как будто всю жизнь только этим и занимался. И выясняется, что он Афган прошел. Или в Чечне служил. А они и не знали...
ДОБАВКУ ХОТИТЕ?
Кроме описанных танков и самолетов, несколько программ связано с космическим комплексом. Можно поехать на Байконур и полюбоваться на настоящий космический запуск. Например, 26 апреля был старт космического корабля «Союз» (следующий – в октябре), в конце мая планируется запуск грузового «Прогресса», дальше – спутники связи, межпланетные зонды и станции, навигационные спутники и так далее. Цены – $$1.900-2.800 за человека на 1 – 4 дня. Если хотите успеть на июньский запуск, поторопитесь: оформление документов занимает около полутора месяцев.
А вот это предложение меня сразило: «попробуйте свои силы на космических тренажерах базы ЦПК им. Ю. А. Гагарина». Посмотреть в специальном «космическом» планетарии на звезды, как они видятся с высоты 400 километров над уровнем моря – дорого ($1.300 за группу в час), но любопытно и безопасно. А вот покрутиться на крупнейшей в мире центрифуге ($2.200, до десяти минут – наверное, дольше люди не выживают) или испытать чувство невесомости на падающем ИЛ-76 ($28.000 за группу несостоявшихся камикадзе) – удовольствие не для слабонервных. На фоне этого невинные стрельбы из почти любых видов боевого оружия не то чтобы меркнут, но кажутся такими доступными, такими домашними...
А пострелять есть из чего: и исторические, и современные, и русские, и иноземные, и ординарные, и суперспециализированные пистолеты, винтовки, автоматы... Что—то около пятидесяти единиц на выбор. Нельзя стрелять только стратегическими ракетами, да это и неинтересно – не видно, куда попадешь. Цены рассчитываются за обойму: карабин «Медведь» – $40 за 20 выстрелов, семейство Калашниковых – $$45-60 за 30 выстрелов, крупнокалиберный пулемет Дегтярева или «Утес» – $120 за 30 «пулек», специальный бесшумный автомат – $100 за 20, «Гюрза» или «Грач» – $72 за обойму из 18 патронов, финские, австрийские, итальянские, германские пистолет-пулеметы – $70 за 20 и так далее, всего не перечислишь.
Ну, кто тут смелый? Подходи.
//энциклопедия видов туризма
-------------------------
Деньги любят счет, а эмиграция – расчет
Материал подготовила Наталия ЗУБКОВА (N16 от 13.05.2003)
БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ ЖИЗНИ В ЧЕХИИ
Об иммиграции нами уже писано-переписано: правовые аспекты – куда можно иммигрировать, кому и на каком основании, психологические – трудности интеграции, язык, ментальность...
Сегодня мы намерены абстрагироваться от душевных метаний и взглянуть на иммиграцию как на д•ловое предприятие, которое требует тщательного планирования и точных расчетов. Иными словами, предлагаем составить бизнес-план иммиграционного процесса одной отдельно взятой семьи.
Как и в любом бизнесе, тот или иной предприниматель решает свою собственную задачу, исходя из индивидуальных обстоятельств и имеющихся у него средств. Посему не надейтесь, что, прочитав эту статью, вы будете точно знать, сколько денег надо накопить, чтобы благополучно перебраться в другую страну. Мы хотим предложить алгоритм составления бизнес-плана, перечислить статьи расхода и разброс цен по этим статьям. Будущему иммигранту останется лишь, воспользовавшись нашими формулами, привести свои расходы в соответствие с имеющимися у него средствами. И оценить: устраивает ли его тот уровень жизни, который способны они ему обеспечить.
Мы намерены разработать алгоритмы обсчета иммиграции в разные страны. Но сегодня решили опробовать этот новый – деловой – подход к иммиграции на самой близкой (территориально и культурно) к нам стране – Чехии.
Помогли нам в этом сотрудники иммиграционной фирмы «Футурум-тур», которые уже много лет консультируют эмигрирующих в Чехию.
Однако сначала напомним, как можно переехать в Чехию.
Строго говоря, Чехия – в отличие от Австралии, Новой Зеландии и Канады – страна не иммиграционная: там нет закона, позволяющего доказать свою исключительную или относительную полезность чешскому обществу и на этом основании получить постоянный вид на жительство в Чехии, еще живя в России. Процесс получения чешского ПМЖ занимает 10 лет, но и отсутствие постоянного статуса – не помеха для полноценной жизни в этой стране.
Итак. Чтобы переехать в Чехию, там надо (если не считать долгого и не всем подходящего варианта с окончанием тамошнего вуза и последующим трудоустройством или же заключением брака) легализоваться – зарегистрировать свою фирму, которая станет основанием для получения годовой бизнес-визы. Грамотное ведение дел фирмы позволяет визу продлевать.
Наличие собственного предприятия предоставляет ряд возможностей.
Во-первых, на имя юридического лица можно приобретать недвижимость (иностранец как физическое лицо на покупку недвижимости в Чехии права не имеет), и если иммигрант в этом предприятии и хозяин, и гендиректор, то эта недвижимость будет для иммигрантской семьи домом.
Во-вторых, предприятие имеет право брать подряды от других фирм. Это означает, что если иммигрант – классный инженер, который не намерен переквалифицироваться в бизнесмены, он может выполнять инженерные работы для какого-то чешского предприятия. Просто устроиться туда на работу ему нельзя: его виза позволяет трудиться только на собственном предприятии.
В России есть фирмы, помогающие зарегистрировать компанию в Чехии, получить визу и грамотно вести дела.
Такова примерная схема иммиграции в Чехию. Ее знание необходимо даже для самой беглой прикидки своих возможностей.
Теперь – собственно бизнес-план.
Сколько стоит каждый шаг будущего иммигранта?
Первая оговорка. Если человек всерьез задумал переехать в Чехию и прислушался к нашим советам – просчитал каждый свой шаг, то он должен настроиться на жесткий финансовый самоконтроль: положил себе, скажем, проедать 500 долларов в месяц – не моги тратить ни цента больше; отложил на покупку квартиры 30 тысяч долларов – не покупай за 32 тысячи; заложил две поездки в год к родным в Россию – не смей ездить чаще, даже если тоска заедает...
Вторая оговорка. Составляя смету хоть и небольшого косметического ремонта в квартире, специалисты советуют тщательно подсчитанную сумму расходов увеличить на 30-40 процентов: мало кому удается избежать непредвиденных затрат. Так и с иммиграцией: обязательно должен быть загашник.
Третья оговорка. Прежде чем начинать анализировать расходы, надо подсчитать средства, которые вы можете потратить на иммиграцию. А уж затем свести дебет с кредитом. Перерасхода быть не должно. Иначе предприятие под названием «иммиграция» прогорит.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Это – легализация. Она включает в себя расходы на регистрацию компании и получение бизнес-визы. Для выполнения этих формальностей в Чехию ездить не нужно – все можно сделать по доверенности, выданной фирме, ведущей дела будущего иммигранта.
Сколько это стоит?
В разных иммиграционных фирмах – разные цены на услуги. Хотя, как утверждают специалисты, на круг выходит у всех одна. Просто кто—то, чтобы привлечь клиента, называет цену пониже – просит сумму, которая покрывает только первичную регистрацию, не оговаривая, что позже придется еще раскошелиться.
Пример. Любая фирма, чтобы быть зарегистрированной в Чехии, должна иметь владельца, коим может быть иностранец, и управляющего (генерального директора) – обязательно гражданина Чехии. Только после того, как владелец-иностранец на основании наличия у него фирмы в Чехии получает бизнес-визу, он сам может стать в этой фирме управляющим. И должен им стать, хотя бы из соображений экономии: ведь наемному управляющему надо платить зарплату, а себе – нет. Это переоформление тоже стоит денег, которые далеко не все фирмы включают в объявленную цену своих услуг.
Таким образом, подготовительный период обойдется в 2.200 – 2.500 долларов, плюс по 450-500 долларов за каждую визу.
За какую такую каждую?
Решила, допустим, переехать в Чехию семья: папа, мама, дети, бабушка, дедушка. Если фирма регистрируется только на делового папу, то он может привезти к себе по программе воссоединения семьи только тех ближайших родственников, которые нуждаются в его опеке – жену, несовершеннолетних детей и родителей после 70. Причем процесс воссоединения не одномоментен – он длится до 120 дней. Если же у него дети взрослые или родители молодые, то основанием для их переезда в Чехию может стать включение их в список владельцев фирмы. Тогда и им будет полагаться бизнес-виза, за которую надо платить отдельно.
Важно знать, что цена регистрации фирмы не зависит от числа ее владельцев. Поэтому рекомендуется регистрировать фирму на семью – на всех родственников, которые, пусть и не сразу, пусть только гипотетически, но могут присоединиться к родным в Чехии.
Так это же бешеные деньги! – воскликнет кто—то, мечтающий о переезде в Чехию. – У нас прекрасные отношения с родителями, взрослый сын с женой и ее папой-мамой тоже хочет жить с нами в одной стране. Итого – 10 взрослых. Значит, на одни только визы надо заранее выложить тысяч пять?!
Ничуть не бывало. Включение всей родни в состав фирмы денег не стоит, зато дает основание для получения виз. А получать визу и соответственно платить за это надо только тогда, когда тот или иной родич надумает двинуться в путь.
Правда, есть еще одно обстоятельство, которым не следует пренебрегать. С момента получения первой визы временный житель Чехии начинает мотать 10-летний срок, по истечении которого он станет постоянным жителем страны. Возможно, после вступления Чехии в ЕС этот срок сократится, но сегодня порядок именно таков.
Тем не менее человеку, в средствах ограниченному, поначалу рекомендуется получить только одну бизнес-визу – для самого отважного и предприимчивого, готового отправиться в Чехию на рекогносцировку и подготовить площадку для высадки тяжелой артиллерии.
Регистрация фирмы в Чехии – после того, как все документы подготовлены в России – занимает месяц-полтора. На получение бизнес-визы уходит от трех недель до трех месяцев. Если все документы оформлены правильно, на собеседование соискателя визы обычно не приглашают.
Получив визу, переселенец в Чехию уже может стать генеральным директором в своей тамошней компании. Для этого компанию необходимо перерегистрировать.
Позволим себе немного позанудствовать и повторим: какие-то иммиграционные фирмы сразу включают перерегистрацию в цену услуг, какие-то – сообщают о дополнительных расходах по мере их появления. Эти расходы не станут неожиданными для тех, кто внимательно читает договор, заключаемый с помощниками в иммиграции, выверяет каждый пункт, не ленится пройтись по нескольким иммиграционным фирмам и сверить соотношение цен и качества их услуг. Вы же косите под бизнесмена, так и ведите себя соответственно: покупая товар (услуги иммиграционных фирм), постарайтесь не вляпаться в пересортицу и не переплатить. Не стесняйтесь показаться излишне подозрительным – в бизнесе это не возбраняется, а вот излишняя доверчивость тождественна глупости.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Продолжительность переходного периода – от получения бизнес-визы до переезда в Чехию – определяется желанием и расторопностью иммигранта. Один быстро сворачивает дела, увольняется с работы, продает квартиру и пакует чемоданы, другой дела завершает неспешно, а третий продолжает колебаться, оглядываться, примеряться, анализировать и, зная, что обеспечил себе тылы, вообще пока никуда не собирается.
Тут надо иметь в виду, что медлительность – удовольствие не бесплатное: через год бизнес-визу придется продлевать. Это стоит 30 долларов, если оформляешь документы сам, живя в Чехии, или те же 450-500 долларов, если за тебя это делает иммиграционная фирма в России. Кроме того, необходимо по меньшей мере имитировать деятельность зарегистрированной в Чехии фирмы – получать почту, сдавать годовой отчет, пусть и с нулевым балансом. Если в Чехии живешь и делами своей фирмы занимаешься сам, это одно, а вот если прибегаешь к услугам адвокатов – то изволь платить за эту имитацию не менее 400 долларов в год.
Рассмотрим случай, когда намерения иммигранта серьезны: он, пусть и не второпях, но реально готовится к переезду.
С бизнес-визой на руках будущий иммигрант может в любой момент отправиться в Чехию. И ему придется это сделать, поскольку вступление в должность гендиректора компании происходит с его непосредственным участием. Вот вам еще одна статья расходов – поездка в Чехию. В зависимости от возможностей иммигрант может добираться туда самолетом, поездом, автобусом, автомобилем или на перекладных – электричками. Останавливаться в Чехии тоже можно в разных местах и платить за постой по-разному – от хостеля за 5 долларов ночь и пансиона на окраине Праги за 10-12 долларов (если живешь там недели три, могут сделать скидку) до 5-звездочного отеля в центре города.
Став генеральным директором в своей компании, можно уже подумать о покупке жилья для всей семьи.
Зачем сразу покупать жилье? – спросите вы. – Почему нельзя пожить пару лет в съемной квартире? Вопрос закономерен.
Специалисты утверждают, что в Чехии, в отличие от стран Западной Европы, покупка жилья предпочтительнее аренды. Объясняют это так: в Западной Европе реальнее найти высокооплачиваемую работу, которая позволяет жилье арендовать. А в Чехии заработки невысоки, особенно в первое время, маловероятно, что их хватит на оплату арендованного жилья, и семье неминуемо придется платить за него из своих российских накоплений, которые имеют свойство иссякать. Поэтому рекомендуется жилье купить и не выбрасывать деньги на аренду. Хотя и тут нужен разумный подход. Невозможно купить квартиру или дом за день-два – надо оглядеться, понять, где хочешь жить, в каком доме, районе, городе.
Эксперты советуют при покупке недвижимости руководствоваться основным правилом.
Долго выбирай – быстро покупай. Что такое удачная покупка недвижимости? Это правильное соотношение цены и качества. Вряд ли надо объяснять, что одна двухкомнатная квартира площадью 50 квадратных метров может стоить 40.000 долларов, а другая, тоже двухкомнатная и той же площади – 60.000. Все зависит от качества и расположения дома, от состояния самой квартиры, ее планировки и еще многих других факторов. Вот это самое соотношение цены и качества каждый должен определить для себя сам. Есть у тебя на квартиру 60.000 – оцениваешь, что же за эти деньги можно купить, и выбираешь лучшее. Ищешь долго, просматривая множество вариантов, сравнивая один с другим. К этому делу можно подготовиться еще в России – такую возможность предоставляет интернет, где есть информация о базовых ценах за квадратный метр в том или ином городе либо районе.
Особое внимание надо обратить на то, что в Чехии есть разные формы собственности – частная, кооперативная и муниципальная. Частная собственность – самая дорогая, но и самая надежная. На этой статье экономить не стоит.
Наконец попалась квартира заданной цены, в которой хочется жить. Тут—то и надо спешить. Хорошие квартиры на рынке не залеживаются. Надо проявить решительность и быстро оформить сделку.
Решив жилищную проблему, некоторые бросаются на поиск работы. По наблюдению фирм, оформляющих переезд россиян в Чехию, доля бизнесменов в иммигрантском потоке невысока. Хотя она и выше доли бизнесменов в населении России – потому что в эмиграцию, как правило, отправляются наиболее активные люди. Так вот, те, кто занимался предпринимательством в России, обычно стараются перенести свой опыт на новую почву. Однако это не всегда возможно, и приходится переориентироваться. Новоиспеченные бизнесмены часто склоняются к операциям с недвижимостью. Дело это более или менее понятное, достаточно надежное (вложение денег в недвижимость позволяет капитал сохранить), но совсем не обязательно прибыльное. Так или иначе, начало собственного дела требует правильной ориентации на местности, потому заниматься этим стоит уже после окончательного переезда.
Обычно, в случае нацеленности иммигранта на переезд, переходный период занимает от 3 до 6 месяцев.
И еще одну статью расходов надо вписать в бюджет подготовительного и переходного периодов. Эта траты на изучение языка: курсы, аудио- и видеокассеты... На это жалеть денег не надо: чем лучше знаешь язык, тем быстрее удастся вернуть деньги, истраченные на иммиграцию.
НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
Все сложилось удачно: семья переехала в Чехию, довольна новой квартирой, обмыла событие... Дальше что?
А дальше – как поется в песне, следует жить: есть-пить, оплачивать коммунальные услуги, пользоваться транспортом или ездить на собственном автомобиле, учить детей, учиться самим, если заболеешь, лечиться, искать работу, отдыхать. Все это расходы. (На этих страницах мы приводим некоторые цены товаров и услуг – в кронах. А поскольку крона только самую чуточку дороже рубля, то все цены без особой погрешности можно сравнивать с российскими без пересчета.) Пройдет еще немало времени, пока заработки семьи начнут их покрывать. Обычно это занимает год или даже два.
Поэтому следующий расчет, который каждый должен сделать, таков: сколько денег придется добавлять в ежемесячный и ежегодный семейный бюджет, пока жизнь не наладится?
Причем, проводя эти расчеты, надо иметь в виду, что бизнес в Чехии не приносит тех прибылей, которые можно получать в России. Там бизнес, приносящий прибыль в 20-30 процентов, считается очень успешным. Многие же российские нувориши в такие смутные времена, как у нас сейчас, меньше чем на 100 процентов прибыли, не согласны. Известны случаи, когда крутые российские бизнесмены, привыкшие жить на широкую ногу, в Чехии прогорали менее чем за год и несолоно хлебавши возвращались в Россию.
Такое происходит с крутыми бизнесменами. А что же делать некрутым? Зная все это, разве может пуститься в эмиграцию, скажем, семья из трех человек, живущая в двухкомнатной квартирке в московских Кузьминках? Пусть выручат они за квартиру 30.000 долларов – что с этими крохами делать?
Жить по средствам, отвечают специалисты. Работать в Праге, а жилье купить в Кладно – промышленном городе-спутнике, где двухкомнатная квартирка дешевле кузьминской. Транспорт в Чехии дешевый, расстояния небольшие, так что за час до работы доберешься – как, собственно, и в Москве.
Или возьмите выходцев из провинциальных российских городов. У них средств еще меньше, чем у москвичей. Но они, к жизни в столицах не привыкшие, о Праге и помыслить не могут – устраиваются в провинции.
У кого изначально мало денег, те относятся к ним более рачительно, понимают, что вынуждены жить очень скромно, и не капризничают. Труднее затянуть ремни тем, кто привык жить на широкую ногу, – они не желают соглашаться с мыслью, что любые, даже очень приличные деньги когда-нибудь да заканчиваются.
Специалисты по иммиграции в Чехии отказались назвать минимальную сумму, с которой можно трогаться в путь. Они неустанно повторяли, что все зависит от человека – от его профессионализма, оборотистости и бережливости. Хотя признались, что владельцу однокомнатной квартиры в Волгограде они все же посоветовали бы не вступать на путь легализации в Чехии, а отправиться туда сначала по трехмесячной визе и попробовать найти работу.
Многое зависит от профессии иммигранта. Например, выпускница МГИМО, владеющая тремя языками, моментально устроилась на работу с окладом 1.500 долларов. И никаких проблем: за 500 долларов снимает квартиру, а на 1.000 живет себе припеваючи. Другое дело врач. Эта профессия в Чехии востребована, устроиться просто. Но – одна закавыка: врач должен подтвердить свой диплом и сдать экзамен по языку. Значит, пока он будет готовиться к экзаменам, ему надо иметь деньги на жизнь.
Проведя все эти расчеты, важно оценить, получится ли у семьи какой-то выигрыш от переезда: станет ли жизнь обеспеченнее или защищеннее, чем на родине, а может быть, ни то, ни другое, зато появится возможность дать хорошее образование детям... Все очень индивидуально.
Вот реальный пример. Одной семье во имя карьеры сына пришлось даже разделиться: папа остался в Орле, чтобы зарабатывать деньги на жизнь мамы с сыном, переехавших в Чехию. Сын – талантливый теннисист. Рядовому тренеру в России приходилось платить 800 долларов в месяц, а в Чехии высококлассный тренер берет 250, и корт вдвое дешевле. Продали в Орле элитную квартиру, купили на окраине Праги неэлитную. Живут очень скромно, мама учит язык, сын ездит на сборы. В России тренировки сына родителям были не по карману, да он вряд ли и пробился бы здесь, а там преуспевает. Этот вариант был очень точно просчитан.
Чем меньше у семьи денег, тем тяжелее процесс адаптации: нет времени на то, чтобы входить в новое общество постепенно – надо бежать зарабатывать. Известно много случаев, когда глава семьи с пяти утра грузит тяжести на каком-то складе, потом бежит на курсы чешского (чего не пришлось бы делать, выучи он язык еще в России), а после занятий мчится на следующую подработку.
Иммиграционные консультанты утверждают, что невозможно отговорить, отпугнуть трудностями тех, кто твердо нацелился на отъезд. Они пришли к выводу, что отговаривать таких людей не стоит, но их обязательно надо как можно обстоятельнее подготовить к тому, что их ожидает.
Намного легче тем, кто имеет возможность сразу купить квартиру, и, пока семья адаптируется к чешской жизни, содержать ее на средства, зарабатываемые в России. Жена живет в достатке, учит язык, дети ходят в школу, посещают разные кружки, заводят друзей. И пути к отступлению оставлены: не понравится – вернемся домой: квартира-то не продана. Однако у таких семей стимул стараться не слишком-то велик. Совсем иначе, когда мосты сожжены: тогда выбора нет, и надо грести только вперед...
И последняя статья расходов, на упоминании которой очень настаивают иммиграционные консультанты. Отдых.
Тут впору возмутиться: о каком отдыхе может идти речь, когда деньги на исходе, все семейство трудится в поте лица, а жизнь никак не налаживается?
Планировать отдых надо обязательно всем – вне зависимости от обстоятельств. Люди-то в Чехию не умирать едут, а улучшать свои жизненные условия. Пусть сегодня человек может потратить на отдых всего 50 долларов – значит, поедет на озера и остановится в дешевом пансионе.
Надо крепко усвоить: переехал жить в Европу – перенимай тамошний уклад. Не живи ради работы, а работай, чтобы жить.
ЦЕНА ДЕТСКОГО И ВЗРОСЛОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чешский детский сад: - до 1.000 крон в месяц
Чешская государственная школа: - бесплатно
Колледж: - до 30.000 крон в год
Вузы на чешском языке: - бесплатно
Школа российского посольства (обучение на русском языке): - 200 – 250 долларов США в месяц
Государственные курсы чешского языка: - 7.000 крон в год (2 часа в неделю)
Частные курсы чешского языка: - 150 крон в час (в группе) и 300 кронв час (индивидуальные занятия)
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Цена медицинской страховки на 1 месяц:
для взрослого: - 850 крон
для детей до 15 лет: - 700 крон
Цена одного визита к врачу частной поликлиники для иностранцев: - 500 – 1.000 крон
СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА ЗА 8-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ПО ГРУППАМ ПРОФЕССИЙ
инженеры: 15.000 – 20.000 крон
врачи: 15.000 – 25.000
педагоги: 11.000 –14.000
менеджеры по продажам: 25.000 – 32.000
экономисты: 15.000 – 40.000
юристы: 18.000 – 40.000
строительные профессии: 18.000 – 20.000
производственные (токарь, слесарь): 10.000 – 20.000
агротехнические специальности (наемный рабочий на ферме и т. п.): 12.000
ЦЕНА ПРОЕЗДА
1 литр бензина: 26 крон
Проездной билет на все виды транспорта (автобус, трамвай, метро) на неделю: 220
Проездной билет на месяц: взрослый: 420
детский (до 15 лет): 100
Пригородный транспорт:
Прага – Карловы Вары: 160
(проезд по стране на поезде дешевле, чем на автобусе)
ЦЕНА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ
Молоко, л: 12 крон
Мясо, кг: 100 – 150
Колбасы, кг: 100 – 200
Хлеб, кг: 20 – 40
Сливочное масло, кг: 100
Сезонные овощи, кг: 10 – 50
Несезонные овощи, кг: 15 – 60
Сезонные фрукты, кг: 15 – 50
Несезонные фрукты, кг: 25 – 80
Макаронные изделия, кг: 20 – 30
Крупы, кг: 50
ЦЕНА АВТОМОБИЛЕЙ
Opel Astra: $13.000
Opel Elegance: $25.000
Volkswagen Passat $25.000 – $30.000 (в Чехии примерно на $1.000 дешевле, чем в России)
Volkswagen Golf 4: $14.000 - $21.000
Toyota Corolla: $16.000 (в Чехии примерно на $1.000 дороже, чем в России)
Tyota Raf 4: $30.000 – $32.000
Peugeot 307: $18.000
Skoda Fabia: 250.000 крон
Skoda Octavia: 350.000 крон
ЦЕНА КВАРТИР
Крупные города
Прага: 800 – 3.000 $/кв. метр
Чешски Будеевице: 300 - 800
Пльзень: 450 - 600
Брно: 500 - 1.000
Провинциальные города
Табор: 300 – 600
Бланско: 300 - 400
ЦЕНА АРЕНДЫ КВАРТИР
Крупные города
Прага:
1-комнатные: 215 – 285 $/мес.
2-комнатные: 350 – 430
3-комнатные: 430 – 570
Чешски Будеевице:
1-комнатные: 180 – 280
2-комнатные: 200 – 350
3-комнатные: 300 – 400
Пльзень:
1-комнатные: 150 – 180
2-комнатные: 200 – 250
3-комнатные: 250 – 300
Провинциальные города
Табор:
1-комнатные: 150
2-комнатные: 150 – 180
3-комнатные: 200 – 250
Бланско:
2-комнатные: около 150
3-комнатные: около 250
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
За 2-комнатную квартиру в Праге: 2.000 – 3.000 крон
За 2-комнатную квартиру в провинциальном городе: 1.500 – 2.000
//эмиграция
----------------------------
Примерь на себя шкуру «туннельной крысы»
Михаил КАЛИШЕВСКИЙ (N16 от 13.05.2003)
Вьетнамцы зла не помнят: ныне в стране полно бывших врагов – китайцев, японцев, многолетних колониальных хозяев Вьетнама – французов. И даже американцы тут гости нередкие, хотя во время войны с США погибло три миллиона этих маленьких раскосых людей. Вообще-то это настоящее счастье, когда народ не наполняется злобной памятью о пролитой крови.
Примером тому служит вьетнамский туристический маршрут по подземным тоннелям Кучи, неподалеку от Сайгона. Вьетнамские партизаны начали рыть эти туннели еще в конце 40-х годов во время войны с французами. В 60-е годы систему подземных лабиринтов расширили, прокопав под землей в общей сложности около 300 километров! Здесь партизаны создали полностью контролируемый ими район и регулярно совершали вылазки против американских и южновьетнамских войск.
Американцы много лет бомбили эту местность, сожгли напалмом все джунгли в окрестностях, посылали танки и отряды специально обученных солдат – «туннельных крыс», применяли собак, газы... Все напрасно. Вьетконговцы все глубже зарывались в землю, построив трехэтажный подземный город с собственной системой жизнеобеспечения, ощетинились минами и примитивными ловушками – «волчьими ямами», утыканными бамбуковыми пиками. Сейчас в Кучи мемориал и музей. Сожженные американцами джунгли вьетнамцы посадили снова, часть же туннелей сделали туристическими объектами.
Лазы в эти туннели так здорово замаскированы, что обнаружить их практически невозможно – лесная тропинка, присыпанная листвой, гид ворошит листву, а под ней крошечный лючок. Все туннели рылись с расчетом на вьетнамскую комплекцию – американцы в них застревали. Сейчас туннели, куда водят экскурсантов, расширены. После ползания по этим катакомбам турист может развлечься стрельбой по мишеням – из «Калашникова» или из американской М-16. Выстрел – доллар. Но, судя по тишине, царящей в Кучи, охотников развлечься таким образом маловато. Уж слишком много стреляли в этих местах.
//энциклопедия видов туризма
|