#9, 18 марта 2003 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ...
"i" (N9 от 18.03.2003)
... ПЕРСОНАЛ В БРИТАНСКИЕ ПАБЫ, ОТЕЛИ И ДИСКОТЕКИ
Чтобы побывать на берегах туманного Альбиона, достаточно оформить турпутевку. А вот чтобы поработать, турпутевка не годится: трудоустройство иностранцев, в том числе россиян, в Великобритании – вещь достаточно проблематичная.
Вдоль, поперек и вокруг Байкала
Константин БАННИКОВ (N9 от 18.03.2003)
(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОБАЧЬИХ И КОШАЧЬИХ)
Это лишь подступ к очень важной теме – религиозности и теологии животных. Поводом к написанию этого текста послужило то, что мой пес Яков на шестом году жизни, встречая меня, начал отчетливо произносить: «Авва! авва!»
Женевский юрфак МГУ: сумма преимуществ
Беседовала Ольга НИКОЛЬСКАЯ (N9 от 18.03.2003)
В прошлом месяце (см. № 5 от 18.02) «i» уже рассказывал о том, что предстоящей осенью в Женеве откроется отделение московского юрфака. Сегодня о новых подробностях швейцарского проекта рассказывает Валерий МОЛЧАНОВ, заместитель декана юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Летняя кругосветка
Михаил ОЙСТАЧЕР (N9 от 18.03.2003)
Главная особенность летних программ – это краткость. А открываются они чаще всего там, где временно приостановились зимние. В школах, университетах, языковых центрах. Свои студенты уезжают, и, чтобы не простаивать, заведения принимают иностранцев.
Страсти по автобусу
Татьяна КРУПИНА (N9 от 18.03.2003)
Есть сорт людей, для которых дорога – все. Это не автолюбители, которые в сущности являются ее рабами, это не пешие туристы, которым неведом вкус стремительной смены пространств. Это – автобусные странники. Именно им знаком чистый восторг движения, не обремененного занудным слежением за дорожными знаками и потоком соседних машин, именно они, уставившиеся в окно автобуса, за которым мелькают леса, села, водокачки, замки, кладбища и прочая дребедень, понимают смысл гоголевской фразы: «и пошла писать губерния».
1
---------------------
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ...
"i" (N9 от 18.03.2003)
... ПЕРСОНАЛ В БРИТАНСКИЕ ПАБЫ, ОТЕЛИ И ДИСКОТЕКИ
Чтобы побывать на берегах туманного Альбиона, достаточно оформить турпутевку. А вот чтобы поработать, турпутевка не годится: трудоустройство иностранцев, в том числе россиян, в Великобритании – вещь достаточно проблематичная. Обладатели британских студенческих виз – пожалуй, единственная категория российских граждан, у кого есть реальная возможность на абсолютно законных основаниях поработать в Великобритании. А заодно и английский подучить, и страну посмотреть. Такие перспективы открываются перед участниками программы «Работай и учись в Великобритании». Стать ее участником – элементарно. И как раз сейчас «АЛЬТА-БИЗНЕС-ЦЕНТР» («АВС») проводит срочный набор «новичков».
Все затраты по выезду и пребыванию в Англии с лихвой окупаются: по условиям программы, помимо обучения в недорогих, но очень неплохих колледжах Лондона, молодым россиянам предоставляется возможность прилично зарабатывать – от $5,5 в час – в качестве обслуживающего персонала в пабах, магазинах, местных отелях и на дискотеках.
Сроки пребывания в Великобритании участники выбирают сами – от двух недель до двух лет. Все вопросы по открытию и продлению студенческой визы «АВС» берет на себя. Оформление поездки – в течение одной недели. Кстати, саму британскую визу «АВС» может оформить буквально за три дня, и велика вероятность, что вам вообще не придется проходить собеседование в посольстве.
Отбор участников программы проходит вполне лояльно. Важно соблюсти хотя бы несколько базовых требований: кандидат должен быть не моложе 18 и не старше 40, со знанием английского языка хотя бы на школьном уровне.
«АЛЬТА-БИЗНЕС ЦЕНТР» (лиц. ФМС № 15202РФ493); (095)363 1450, 787 9757; e-mail: office@alta-bc.ru; www.alta-bc.ru
...СЕЗОННАЯ РАБОТА В США
Американские компании заинтересованы в приезде из России персонала для сезонной работы в отелях, ресторанах, кафе, парках аттракционов. Работа предлагается как для студентов на период летних каникул, так и для не студентов практически в любое время года. Перечень вакансий стандартный: официанты, горничные, продавцы, повара. Иногда появляются вакансии водителей, администраторов. В зависимости от вакансии возраст кандидатов может быть от 18 до 45 лет. На первом этапе проводится отбор кандидатов и подбор рабочего места, затем работодатель оформляет разрешение на работу и все документы необходимые для открытия рабочей сезонной визы Н-2В. Если правильно оформлены все документы и работник соответствует всем требованиям принимающей стороны, трудностей с открытием визы не возникает. В некоторых случаях сам работодатель, либо его адвокаты, готовы приезжать в Москву и решать все вопросы по оформлению виз. Данную программу можно использовать не только для получения дохода, но и для получения языковой практики и опыта работы. Она должна заинтересовать выпускников вузов, а также бывших участников программы Work and Travel USA. С отобранными кандидатами заключается рабочий контракт от 4 до 9 месяцев Документы необходимо подавать за 3-4 месяца до выезда. Работа предоставляется в нескольких штатах, в т.ч. в Wisconsin, Ohio, California, Florida, Maryland. Для тех, у кого не хватает средств для выезда, разработана программа, по которой можно оформить банковский кредит и оплатить только 20% стоимости программы.
БИЗНЕС-СЕРВИС (лиц. № 15203РФ296/1П); (095)229 7433, 790 7236, 785 4024; е-mail: info@worktravel.ru; http://worktravel.ru.
...В АНГЛИИ: РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Обучение в ВУЗах сейчас стоит недешево, не у всех есть на это средства, поэтому многие студенты ищут возможность заработать деньги. Такую возможность вам предоставляет агентство «ХЭППИ-ТУР». Мы проводим набор студентов на работу в Англию. Оформление всех выездных документов занимает 5 рабочих дней. В Англии студентов встречают представители агентства, которые обеспечивают полный коплекс услуг по размещению, трудоустройству и т. д. Выезд производится по шестимесячной студенческой визе, которую можно продлить, не выезжая из Англии. Если студент не хочет посещать языковые курсы, возможно трудоустройство на полный рабочий день с оплатой труда от 4,5 до 6 фунтов в час. В привычном для нас исчислении это составляет $$1.200-1.600. Кроме работы, конечно предлагается и обширная культурная программа: посещение театров, музеев, а по вечерам и дискотек, многие из которых бесплатные. Поработав с нами в Англии, вы будете вновь и вновь обращаться к нам в агентство, так как качество нашей работы вас приятно удивит, а незабываемые впечатления от знакомства с «туманным Альбионом» останутся у вас на всю жизнь. Многие хотят попасть в Англию, но не все хотят возвращаться оттуда. Стоимость нашей программы составляет $1.150, включая оформление визы на полгода, авиабилет в две стороны, страховка, консультации, устройство на работу.
Агентство «ХЭППИ ТУР» (лиц. ФМС № 15200РФ321); тел./факс: (095)284 3327, 504 6735, 782 5653.
...В АНГЛИИ: «УЧЕБА + РАБОТА»
Компания «Терезис» предлагает всем студентам дневных отделений ВУЗов и техникумов возможность изрядно усилить свой английский язык.
Мы гибко подходим к запросам наших клиентов и предлагаем следующие варианты совместной деятельности:
1. Вы используете предлагаемые нами СТАНДАРТНЫЕ варианты поездки. Это языковые курсы в конкретных школах определенной интенсивности и длительности. Для того, чтобы начать оформление, вы предоставляете: загранпаспорт, копию всех страниц внутреннего паспорта, 4 фото 3 на 4, заполняете анкету. Затем получаете проект счета, сами выбираете нужные цены-сервис, получаете счет, оплачиваете и получаете документы, необходимые для получения студенческой визы в Великобританию.
2. Вы сами ищите подходящее учебное заведение и подходящий курс и обращаетесь за помощью в оформлении поездки, когда уже нужна ТОЛЬКО техническая помощь в оформлении документов.
3. Вы обращаетесь к нам за помощью в подборе и подходящего учебного заведения, и курса.
В Великобритании вы можете получить любые знания. В этой стране насчитывается более трех тысяч учебных заведений, принимающих иностранных студентов. Перед вами открыто множество путей для получения образования. Учитывая свои цели, потребности и уровень подготовки, вы всегда сможете подобрать для себя подходящее учебное заведение и систему обучения. Британские дипломы и сертификаты признаны и принимаются во всем мире. Образование, полученное в Великобритании, – надежная основа вашего будущего и карьеры, гарантия высокой зарплаты. Пребывание в Великобритании положительно скажется как на студенте, так и на стране, куда он вернется после обучения.
Обучение – не единственное дело, которым может заниматься студент. Благодаря недавним реформам, сегодня иностранным студентам в Великобритании стало гораздо легче подрабатывать во время учебы. Новые правила были введены для того, чтобы студентам было проще совмещать учебу и работу. Вы можете работать на полставки, по выходным или по профилю обучения. После окончания курса вы имеете право подать заявление с просьбой остаться работать в Великобритании по программе TWES (Training and Work Experience Scheme). Однако следует иметь ввиду, что это относится в большей степени к студентам профессиональных программ обучения. Наиболее вероятная работа для студентов – рестораны, кафе, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания. Разумеется, при соответствующем владении английским языком и наличии необходимого опыта и квалификации есть возможность устройства по специальности. Иностранные студенты имеют много возможностей найти работу в Великобритании.
Ваши затраты на оформление поездки составят около $900. В ЭТУ СУММУ НЕ ВХОДИТ: визовый сбор посольства, авиабилет, страховка. Весь процесс оформления поездки занимает 1-1,5 месяца.
«Терезис» (лиц. ФМС № 15202РФ227/1П); (095)916 3030; e-mail: icbase@icom.ru, www.terezis.hotmail.ru
//работа
-----------------------
Вдоль, поперек и вокруг Байкала
Константин БАННИКОВ (N9 от 18.03.2003)
У ЭКСТРЕМАЛОВ НАЧАЛСЯ ВЕСЕННИЙ ВСПЛЕСК ВСЕХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У экстремалов разных стран разом случилось весеннее обострение – все вдруг решили мчаться покорять Байкал. Вообще-то «славное море» уже покоряли, и не раз. Первыми практиковали экстремальные способы передвижения, если верить русскому фольклору, всяческие добры молодцы, бежавшие с каторги в омулевых бочках. Современные экстремалы от них отставать не желают и в своей склонности к экзотическим для Центральной Азии способам перемещения в пространстве радуют нас, себя и друг друга.
Одни пересекают Байкал вдоль на коньках, другие поперек на велосипедах, третьи обходят его пешком и по кругу. Просто какая-то путешественническая паранойя. Лед еще не тронулся, но все уже куда-то поехали.
Вот пятеро голландских конькобежцев пересекли Байкал на коньках, с юга на север, преодолев за 18 суток около 650 километров. Ни бурятам, ни эвенкам, ни русским такая идея в голову не приходила. Вот что значит сила традиции: коньки, как известно, – один из культурных маркеров старой Голландии и один из символов особого голландского духа. Только знаменитые каналы Амстердама давно не замерзают, вот и приходится новым голландцам искать льда в Восточной Сибири. Кстати сказать, руководитель экспедиции Ари Лоф – призер Олимпийских игр по конькобежному спорту.
Шестьсот километров за восемнадцать суток – это в среднем по 30 километров в сутки. Скорость для призера-конькобежца невпечатляющая. Но местами они шли пешком: там, где приходится преодолевать участки, занесенные метровым слоем снега, не разгонишься. А в северной части Байкал вообще весь в торосах. Там путешественники меняли коньки на «кошки» и шли, как альпинисты. Несмотря на естественные препятствия, голландцы довольны. Ведь они не за рекордами туда поехали, а за впечатлениями, которыми теперь в полной мере делятся со всеми соотечественниками, поскольку заодоно сняли красивый фильм про зимний Байкал.
А тем временем другой путешественник, Валерий Белый из Томска, совершает в одиночку путешествие «За 60 дней вокруг Байкала». Он один, пешком, где на лыжах, где на «кошках». Хочет пройти по льду озера почти 2.000 километров. При этом он исполнен амбициозных планов – желает улучшить результат польского путешественника Януша Бохенкема, которому в 2000 году понадобилось 63 дня. К слову сказать, россияне до Белого по периметру Байкала не ходили. Как—то не принято это у русских.
К исполнению «одиночной программы» Валерий Белый приступил 10 февраля, а закончить ее намечает 9 апреля. Все идет по плану, несмотря на то, что рекорд под угрозой: мороз за тридцать, высокий снег, а тут еще и волокуша сломалась. А никто и не ждал, что будет легко. В этом весь мазохистский кайф для любого экстремала. Тем более, что Валерий – не «любой». Он имеет более 20 лет туристско-альпинистского опыта по маршрутам высших категорий сложности.
Его проект спонсирует мэрия Томска. Да и кем чиновники были бы, если бы отказали? Ведь свое соло путешественник посвящает 400-летию этого города. Тем более, город прославляется на ирреально скромный по современным понятиям бюджет, не дотягивающий даже до 1.500 долларов. А если учесть, что путешественник, помимо радости общения со снегом и торосами, преследует цель поставить над собой антропологический эксперимент по уточнению возможностей организма в условиях постоянных длительных нагрузок и полного одиночества, то перед нами пример убийства двух зайцев сразу – зайца научного и зайца спортивного.
Недавно еще Байкал пересекли какие-то байкеры. Но с этими-то все понятно, странно было бы их там не встретить. А вот силуэт всадника на живой лошади, скребущей копытами по льду великого озера, отсылает наше историческое сознание в то время, когда еще не было знаменитой Кругобайкальской железной дороги, которая, кстати сказать, сама по себе памятник, достойный отдельного путешествия. Вместо нее в прошлые века действовала единственная на Байкале казенная конная ледовая переправа. Она функционировала с 1673 года, соединяя западный берег с восточным, и была частью знаменитого Великого посольского и чайного пути, соединяющего Восточную Азию с Западной Европой. С развитием железнодорожного сообщения рискованные конные переправы перестали быть необходимыми. Дата последнего конного ледового перехода через Байкал – 1903 год.
Теперь этот маршрут приобретает актуальность вновь. Группа фанатов зимнего Байкала под предводительством Дмитрия Говорухина – профессионального байкальского проводника отправляется 27 марта по льду на лошадях, чтобы разведать и восстановить этот маршрут, и в будущем включить его в программу экологического туризма. Конные путешествия требуют особых, душевных взаимоотношений между лошадью и всадником и в определенном смысле сложнее прочих. В 2003 году группа планирует пройти на конях вокруг всего Байкала за 50 дней, а такого до сих пор не делал никто.
На Байкале с каждым годом становится все оживленнее, и похоже, что род человеческой активности на этом озере качественно меняется каждый новый век. В XIX веке Байкал ассоциировался с каторгой, XX -- с целлюлозно-бумажным комбинатом, и вот XXI, похоже, уже ассоциируется с экологическим туризмом. Тенденция, в общем-то, вселяет оптимизм. Да и самих местных жителей экзотические способы передвижения путешественников по священному озеру нимало не огорчают. Их не смущают даже слухи о том, что не то какая-то политическая партия, не то Главное управление исполнения наказаний к началу новых выборов устроят здесь регату на омулевых бочках в память всех ссыльных и каторжан Забайкалья. Местные ко всему относятся с буддистским спокойствием и только просят мусор не разбрасывать по берегам.
//путешествия
-------------------------
Женевский юрфак МГУ: сумма преимуществ
Беседовала Ольга НИКОЛЬСКАЯ (N9 от 18.03.2003)
В прошлом месяце (см. № 5 от 18.02) «i» уже рассказывал о том, что предстоящей осенью в Женеве откроется отделение московского юрфака. Сегодня о новых подробностях швейцарского проекта рассказывает Валерий МОЛЧАНОВ, заместитель декана юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
– Валерий Владимирович, как и кому пришла идея открыть женевское отделение юрфака?
– России необходимы юристы нового поколения, хорошо понимающие не только российские, но и международные тенденции и особенности развития юриспруденции. У западных университетов, особенно американских, уже давно есть зарубежные филиалы. Уровень же российского образования ничуть не ниже, а по многим параметрам выше западного. Однако сегодня ни один российский вуз не может похвастаться отделениями за рубежом. И это несмотря на популярность российского образования, несмотря на то, что много молодых людей едет учиться в Россию.
Эта проблема несколько лет обсуждалась в МГУ, в том числе и на юридическом факультете, и в результате было принято решение реализовать этот проект.
– На кого в первую очередь ориентировались организаторы проекта?
– Идея не нова. Если говорить о российской истории, то ориентировались на Петра I... В Европе уже давно есть филиалы университетов, работающие по системе «lecturing». Когда основные дисциплины преподаются собственными профессорами, а языки, непрофилирующие предметы и дисциплины местной специализации – профессорами местных университетов. Такая система значительно обогащает программу, позволяет студентам изучать языки в среде общения, а предметы европейского права – в среде их практического применения.
У российских студентов есть уникальная возможность получить диплом лучшего российского вуза, одновременно изучая языки и предметы европейского права. А иностранные студенты смогут специализироваться в областях российского права.
– Что представляет собой вступительное собеседование для абитуриентов?
– Собеседование позволит определить уровень подготовки абитуриента к обучению на факультете. То есть нужно продемонстрировать хороший уровень школьной подготовки, мотивацию, здравый смысл, ну и желание учиться, конечно. Без желания учиться вообще нет смысла никуда поступать.
– Студенты будут учиться по стандартной программе московского юрфака. Сколько лет длится обучение?
– Срок обучения – четыре года (то есть восемь семестров). После этого студент получает звание бакалавра. Отучившись пять лет (десять семестров) – диплом юриста. И наконец, если после бакалавриата посвятить еще 2 года (четыре семестра) изучению юриспруденции, можно стать магистром в этой области. Это и есть «стандартная» программа МГУ.
– Есть ли практика во время учебы?
– Студенты проходят практику в соответствии с программой МГУ. В Женеве много подходящих для этой цели организаций. Женевское отделение поможет студентам определить выбор. Оплачивается такая практика в зависимости от того, как договориться с работодателем.
– Что сдают студенты по окончании программы?
– Студент сдает два госэкзамена – по теории государства и права и по предмету специализации, а также защищает дипломную работу.
– Преподаватели Женевского университета будут читать лекции нашим студентам. А есть ли в Женевском университете свое юридическое отделение? И если есть, в чем же тогда преимущество нашего юрфака?
– В Женевском университете – один из лучших юридических факультетов Швейцарии, и учат там швейцарскому праву. Наши преподаватели – профессионалы именно в российском праве. Диплом МГУ государственного образца означает, что его обладатель получил российское классическое образование, традиция которого существует с момента основания МГУ в 1755 году.
Однако что касается европейского права – мы надеемся обогатить и расширить программу, опираясь на опыт иностранных коллег. В то же время у студента в Швейцарии редкие языковые возможности, ведь здесь говорят сразу на нескольких европейских языках. На старших курсах занятия по европейскому праву вообще будут вестись на иностранном языке, чтобы у наших выпускников в будущем не возникало лексических трудностей при идентификации понятий. В общем, речь идет об объединении преимуществ.
//образование
----------------------
Летняя кругосветка
Михаил ОЙСТАЧЕР (N9 от 18.03.2003)
Главная особенность летних программ – это краткость. А открываются они чаще всего там, где временно приостановились зимние. В школах, университетах, языковых центрах. Свои студенты уезжают, и, чтобы не простаивать, заведения принимают иностранцев.
Летняя публика отличается от зимней тем, что не берет с собой ни шарфов, ни теплых шапок и не рассчитывает на фундаментальное образование. По сравнению с обычным образованием, летнее выглядит легковесными, и здесь, казалось бы, должно быть больше ветренной публики. Однако, нельзя не заметить особенности. С одной стороны, многие программы подразумевают повышение квалификации, и значит, на них съезжается вполне сложившийся в профессиональном отношении народ. С другой стороны, о хотя бы сравнительной серьезности летних студентов говорит то, что краткие программы предполагают знание английского на уровне «intermediate +». А тех, кто ни в чем не профессионал и просто едет за языком, оправдывает природная неутомимость.
ЛОНДОН СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ
Например, Британия. Нет никакой нужды представлять эту страну, объясняя, где она находится (лишь немногие думают, что в Тихом океане, неподалеку от Новой Гвинеи). И если летом человек захочет там поучиться, то обнаружит, что он нарасхват. Завершив очередной учебный год, громоздкая система английского образования с неожиданной легкостью переходит на летние рельсы. Университеты, знающие, казалось бы, только академический ход вещей, зазывают в летние профессиональные школы. Спектр очень широк, и на двух- трехнедельные программы съезжается народ самый разный.
Вот Лондон со своими знаменитыми (уже общими) местами: Тауэр, Парламент, Виндзорский замок, Трафальгарская площадь с одноглазым адмиралом, поставленным на колонну, и университеты, которые уже объявили набор в свои летние школы.
Все лондонские предложения не перечислить, но с помощью пестрого списка можно доказать, что здесь, в Лондоне, желающий найдет что угодно. Он может просто заняться английским или заняться английским, чтобы сдать IELTS. Языковые курсы длятся, как правило, три недели, и несколько часов в день, потраченных на уроки, дополнятся блужданиями в исконной языковой среде.
Чтобы поток чужой речи не был беспорядочным, имеет смысл прислушиваться к ней не только в магазинах, на улицах или кафе, но заказывать время от времени какие-то экскурсии. Если человек выбрал тематический курс, связанный с определенной профессией, то из многочисленных лондонских диковин ему, пожалуй, лучше остановиться на тех, которые соответствуют самому курсу. Тому, например, кто изучает бизнес-английский, стоит посетить в обществе экскурсовода знаменитый сити, маленькую деловую страну внутри Лондона, которую сами англичане называют «квадратной милей».
Население сити (это для справки, чтобы перед экскурсоводом вы себя не чувствовали полным профаном) составляет шесть тысяч человек, хотя каждый день сюда приходит порядка трехсот тысяч сотрудников банков, страховых компаний и биржи. У этих шести тысяч есть свой мэр с правительством и своя полиция.
На сити стоит взглянуть и в том случае, если вы приехали в Лондон не ради английского, а чтобы позаниматься недели три – четыре на бизнес-курсах. В британской столице с множеством экономических школ и факультетов существуют самые разные деловые программы. Среди наших соотечественников особенно популярен тип краткого обучения, который можно обозначить как МВА в миниатюре. Подобные программы несложно распознать по слову «менеджмент», которое, как правило, встречается в названии. Речь на занятиях будет идти об общих вопросах управления компанией, о роли директора (переходим на язык посвященных!), структуре бизнеса, источниках ресурсов, типах стратегии, которые компания может выбрать.
Если же бизнесмен не является управленцем ни по факту, ни в глубине души, он все равно найдет подходящую программу. Общую. Например, такую как «Международный бизнес», посвященную глобальным вопросам (организационная культура, бизнес-коммуникация, международный маркетинг, международная торговля). Или более узкую, более специальную: «Бухучет и финансы», «Принципы маркетинга» и т.д. Такие специальные курсы предполагают вполне конкретные вещи. Например, среднестатистическая программа «Бухучет и финансы» обязательно включает в себя такие пункты, как составление отчетов и разновидности счетов.
Молодым художникам и дизайнерам, ощущающим теоретические пробелы, тоже есть смысл побывать в Лондоне и с помощью какого-то общего курса дополнить и упорядочить свое представление об истории искусства. Для этой цели подойдут программы с самыми очевидными названиями. Например, трехнедельная «История европейского искусства», предполагающая последовательные экскурсы в искусство 19 века, знакомство с импрессионизмом, авангардом и сюрреализмом. Выбирая подобный курс, следует опасаться слишком обширной программы. Стоит задуматься, если за те же три недели вам обещают список, при прочтении которого только запятые мелькают в глазах. Если студенты искусствоведческих программ считают, что досуг – не что иное, как форма внеклассных занятий, они могут проводить свободное время в Национальной картинной галерее.
ЯЗЫК НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ
Впрочем, хватит о Лондоне. Столицы – снобы среди городов. Они похожи на эстрадных звезд, привыкших к вниманию и к тому, чтобы стоять на первых местах в журналистских обзорах. Тем временем интересное происходит не только здесь.
Английскую организацию «Exportise» (программа принимает школьников в возрасте от 9 до 16 лет) нельзя не отметить. Принцип «Exportise» сродни такому явлению, как «языки +». Дети учат английский и одновременно занимаются спортом. Желающий может выбрать любое из трех отделений «Exportise»: Clayesmore School, Epson College, Seaford College. Epson расположен рядом с Лондоном, два других заведения в отдалении, на юго-западе от столицы. Выбор сделать довольно трудно, потому что, с одной стороны, каждое из них – часть «Exportise», с другой – все они находятся в старинных особняках, напоминающих замки «с привидениями». Корпуса окружены футбольными полями, теннисными кортами, площадками для хоккея на траве, регби, гольфа и баскетбола. Вкупе с бассейном, находящимся внутри здания, это и есть то разнообразие спортивных видов, из которого предстоит выбирать. Расписание зависит от желания школьника. Спортом можно заниматься с утра и вечером, оставляя язык на послеобеденные часы. Можно вообще избавить себя от лингвистических проблем и жить по спортивному расписанию без языка.
Программы другого британского заведения MW International Summer School, расположенной в историческом городе Ворминстер, тоже рассчитаны на детей. Возраст примерно тот же – с 11 до 17 лет. Как и в «Exportise», здесь предусмотрены самые разные секции, но не только спортивные. Кроме тенниса, гольфа и верховой езды, можно пройти курс информационных технологий или искусства с дизайном. Но независимо от того, какое внеклассное занятие выбрал школьник, он каждый день посещает английский. Занимаются в группах максимум по 14 человек. Уроки предполагают все виды знакомства с языком: речь, аудирование, чтение и письмо.
ШКОЛЬНИК ДОМА НА ХОЛМЕ
Для отдыха и становления языка можно рекомендовать город Торки, самый большой из трех юго-западных курортов Англии, которые вместе называют Торбей. Из—за песчаных пляжей, пальм и моря, утепленного гольфстримом, эту часть побережья считают «Английской ривьерой».
Город расположен прямо на берегу, он смотрит окнами на Ла-Манш, и для любителей панорамных видов и высоких наблюдательных пунктов здесь есть подходящее место. Школа International House находится на холме, в старом особняке. Звуки почти не доходят сюда, кажется, что море и город внизу бесшумны. Английский постигается в здании школы, а вот ради развлечений, предусмотренных программой (посещение музея Агаты Кристи, Музея Миниатюры, катание на катере, экскурсии в Лондон, Плимут и Дартмут), нужно спуститься на равнину.
The TORBAY Language Centre – еще одна образовательная достопримечательность этих мест. Это большая школа с полусотней современных аудиторий, рассчитанная как на десяти- так и на восемнадцатилетних людей. The TORBAY Language Centre считает себя международной школой, и потому ее классы интернациональны. Учебный график вполне спокойный – 20 уроков за три недели.
АНГЛИЙСКИЙ НАД ОЗЕРНОЙ ГЛАДЬЮ
Наверное, у читателя уже сложилось впечатление, что на свете нет страны, кроме Англии. Но, есть на свете еще Финляндия. О ней, казалось бы, логично вспоминать зимой, потому что существует, в конце концов, устойчивый круг ассоциаций: олени, сани, дед Мороз, вроде, из этих мест. Но все же стереотипы не стоят собственной выгоды и удовольствия. По-хорошему, неизвестно, что лучше – жить на морском берегу или в двух шагах от озера.
Жизнь неподалеку от озера в Финляндии обеспечена. В детстве мы с приятелем играли в войну на страницах географического атласа. По частям, страница за страницей, покоряли мир. Каждый пластмассовый солдат означал полк или дивизию. Так вот, я помню, что на финской карте почти некуда было поставить дивизию так, чтобы она не замочила ноги. Озерная рыбалка – одна из главных местных достопримечательностей, и ни туристу, ни заезжему студенту ее, наверное, не избежать.
Многие удивляются количеству языковых школ в этой стране – смешной финский акцент не вяжется с английским произношением. Но контраргумент очевиден. Просто надо брать в расчет те международные школы, где английский преподают носители языка. Стоит, например, присмотреться к программе «Северные соседи», которая разрабатывалась с участием учебных заведений Финляндии, Швеции и Норвегии. В ее рамках предусмотрен весьма интенсивный курс – пять часов английского в день. Но это не означает пять часов беспросветной зубрежки. Занятия проходят не только в академической, но и игровой форме. Кроме того, надо иметь в виду относительную дешевизну предложений, в которые входит не только учеба, но еще проживание, питание и развлечения. В рамках программы финская образовательная система покрывает часть родительских расходов.
Но не обязательно отправляться в Финляндию именно за языком. Несложно отыскать другой повод, чтобы попробовать сдержанное финское лето. В одной только столице, в Хельсинки, масса самых неожиданных предложений. Чтобы читатель представлял эту, в основном гуманитарную, палитру, можно перечислить некоторые из двух- трехнедельных программ стоимостью 450 евро. «Влияние развития науки и технологий на окружающую среду», «Расширение ЕС. Форма политической системы ЕС», «Успешное управление культурно-развлекательными учреждениями в рамках рыночной экономики», «Влияние культуры стран Америки на культуру стран балтийского региона».
ДОЛГОИГРАЮЩИЙ ДИНОЗАВР ИЗ КАЛГАРИ
Кроме Финляндии есть еще одна лесистая, дремучая, на первый взгляд, страна. Это Канада. Здесь существуют уникальные программы, которые дают возможность не только заняться языком, но и на всю жизнь запомнить эту страну. Одна из них, рассчитанная на три – четыре недели, проходит в провинции Британская Колумбия. Ее предлагает CISS, одна из самых богатых канадских школ.
Логика изобретателей программы была проста. Просто они понимали, что среди озер и лесов, среди городов и городков с индейскими названиями ребенок может помышлять только о приключениях, и чего стоят для него все эти декорации, когда приключений нет?
Выучив очередную порцию неправильных глаголов, ребенок выходит на улицу и становится индейцем. Правда, индейцем современного, цивилизованного пошиба. Он занимается рафтингом, гребет на каноэ, стреляет из лука и катается на велосипеде под присмотром воспитателей (вождей, если сравнение продолжать) в окрестностях скалистых гор Rocky Mountain.
Другая программа – The ESL Canada Road Trip – длится 16 дней и носит познавательный характер. Она начинается в Торонто. Достопримечательности города (самая высокая в мире телебашня и знаменитый Eaton Centre) становятся первыми впечатлениями. Главная тема английских уроков – это география и культура Канады. И каждая новая поездка оказывается живой картинкой к занятиям. На третий день дети наблюдают самую грандиозную иллюстрацию – их везут к Ниагарскому водопаду. На четвертый группа отправляется в Монреаль и заезжает по пути в Кингстон, бывшую столицу Канады. После Монреаля с экскурсией по Парламенту (это, пожалуй, самый официальный пункт путешествия) дети совершают перелет в Калгари, приближаясь тем самым к еще одному сильному впечатлению. В Royal Tyrrell, музее палеонтологии, им предстоит участвовать в откапывании настоящего древнего ящера. Видимо, до приезда новой группы работники музея снова засыпают динозавра землей. Темы занятий смещаются, соответственно, в доисторические области...
О самих уроках надо сказать особо. Учителя, которые колесят по стране вместе с детьми, проводят их в самых разных местах. То в университетской резиденции, то в автобусе, но чаще прямо на улице. В последнем случае это напоминает игру «Treasure Hunts», «Охотники за сокровищами». Разбившись на группы, дети ищут в городе определенное место. И обращаются с расспросами к местным жителям, используя свой пока еще неловкий английский.
ОСТРОВА – БИЛИНГВЫ
Кроме Великобритании, есть еще два «закрепленных» за Европой образовательных острова – Ирландия и Мальта.
Слово «Мальта», если не расхолаживает, то, по крайней мере, нельзя сказать, что настраивает на один только учебный лад. Все-таки солнце, все-таки средиземка. Английский летом на Мальте – очевидно, в этом предложении много невысказанного. Краткость явно намеренная. Не краткость, а умышленная недоговоренность. Если вы придете к человеку, который отправляет на Мальту, с вопросом, что там будет еще, кроме английского, а он пожмет плечами и посмотрит на вас как на праздного шалопая, вычеркните его телефон из записной книжки. Он не понимает, куда отправляет вас, он скучный, не заинтересованный в жизни человек.
Здесь, занимаясь английским, нужно в перерывах обязательно ходить и смотреть. Например, вы отправляетесь в школу IELS в городе Слима, одну из самых крупных мальтийских школ или в другую, столетнюю школу ЕС. Вам от 14 до 18 лет, и не смотря на то, что школы стары и с ног до головы титулованы, они прекрасно понимают ваши запросы. Общий признак мальтийских программ, расчерченных в виде таблицы – это широкая графа «культурные мероприятия», где краткое перечисление часто бывает разбавлено восклицательными знаками. Например: «Каждую неделю: одна экскурсия на целый день! (острова Гозо и Камино, города Мдина и Валетта), диско! поездки на песчаный пляж, купание в голубой лагуне! Ежедневно: теннис, футбол, волейбол, МОРЕ! Вечерние мероприятия: барбекю на пляже, диско! караоке, на Комино под парусом с DJ!!!»
Этот остров, побывавший в руках финикийцев, карфагенян, римлян, византийцев, норманнов, рыцарей иоаннитов, французов, наконец, англичан, пожалуй, единственное место на земле, где сохранились следы такого множества цивилизаций. Приняв за шесть тысяч лет столько гостей, Мальта уже не знает, что такое чужой человек. Она гостеприимна, не смотря на свою насквозь каменную природу – каменистую почву, фортификации рыцарского ордена, пляжи из гальки.
Об английском языке стоит сказать кратко. Он существует здесь наравне с мальтийским. Учат добротно. 20 сорокапятиминутных уроков в неделю, интернациональные классы, в каждом из которых не больше 10 человек – вот типичная мальтийская программа.
Остров Ирландия подвергся нашествию лишь единожды. К маленькой земле, которая находится вдалеке от средиземноморской суеты, завоеватели в очередь не выстраивались. Однако англичане, пришедшие сюда в двенадцатом веке, до сих пор делят Ирландию с кельтами, и два языка здесь соседствуют. О гостеприимстве ирландцев свидетельствует местная пословица: «Незнакомец – это друг, с которым ты еще не успел познакомиться».
Отправиться за английским можно куда угодно. Например, в University of Limerick, в город Лимерик, расположенный на западном побережье и одновременно на берегу Шеннона, самой большой ирландской реки. Тому, кто приедет сюда, предложат отдельную комнату в коттедже. На территории университета можно обнаружить закрытый бассейн с подогревом, теннисные корты и тренажерный зал.
Лимерик наделен славой торгового центра и третьего по значимости города. А можно отправиться в первый город Ирландии, культурную и политическую столицу Дублин, в Alpha Сollege of English. Здесь можно слоняться по залам музеев и галерей или по улицам, которые до вас успели исходить Шоу, Беккет и Джойс.
Языковые программы рассчитаны на три или четыре недели. Уроки идут по 30 или по 45 минут. University of Limerick приглашает школьников в возрасте от 10 до 15 лет, а колледж в Дублине зовет тех, кто вошел в более солидный возраст, отпраздновав восемнадцатилетие.
РУССКИЙ ЭПИЛОГ
Впрочем, желание отправить ребенка за границу с первыми летними днями не должно превращаться у родителей в условный рефлекс. Можно, например, сделать выбор в пользу лагеря Хилтон с весьма обширной, но преимущественно российской географией. Базы Хилтона находятся в Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Томске, Омске и Ярославле. Они работают круглый год, а летом хилтонские смены проходят еще и в турецких, итальянских, американских отелях.
Очутившись в Хилтоне, дети выбирают себе новые иностранные имена. Не только возраст, но и знание языка учитывается при формировании отрядов. На всех этих ников, майклов, рози и питов (а их в смене человек 130) приходится более 20 педагогов. Преподавание строится на знаменитом методе погружения. Цель – помочь ребенку перейти на английский, вытащить наружу то, что было заложено в школе, но никак не могло «проговориться». Представители Хилтона утверждают, что дети в их лагере совершенно привыкают к иностранному языку и нисколько от него не отлынивают...
На Хилтоне обзор завершается, и хочется, чтобы последние фразы были предельно деловыми. Чтобы в них не чувствовался свойственный концовкам лиризм...
Самые младшим хилтонцам – 7 лет, а самым старшим – 17. Смены быают разные. Они могут длится от 8 до 15 дней.
//образование
-----------------------
Страсти по автобусу
Татьяна КРУПИНА (N9 от 18.03.2003)
Есть сорт людей, для которых дорога – все. Это не автолюбители, которые в сущности являются ее рабами, это не пешие туристы, которым неведом вкус стремительной смены пространств. Это – автобусные странники. Именно им знаком чистый восторг движения, не обремененного занудным слежением за дорожными знаками и потоком соседних машин, именно они, уставившиеся в окно автобуса, за которым мелькают леса, села, водокачки, замки, кладбища и прочая дребедень, понимают смысл гоголевской фразы: «и пошла писать губерния». Настоящий автобусный путешественник никогда не задремлет, сидя в кресле: дорога его не утомляет, наоборот – «вставляет». Распахнутые глаза километр за километром наматывают пленку мелькающих за стеклом видов, чтобы потом, среди скучных буден, сидя за опостылевшим канцелярским столом или листая наводящий тоску дневник своего оболтуса-рэппера, вдруг вытащить из памяти пронзительный «кадр» с застывшим на обочине велосипедистом, вызолоченным падающим за горизонт солнцем.
РАЗНОВИДНОСТИ ТУРОВ
Те, кто никогда не бывал в автобусных турах, делятся на две главных категории. Одни говорят: фу, гадость какая, трястись неделю (десять дней, две недели) в консервной банке, в духоте, с непонятными соседями, на сухом пайке, спать сидя – нет, ни за что! Другие считают, что это просто кайф – проехаться по Европе, глядя в окошко на меняющиеся пейзажи, осмотреть за несколько дней массу красот, познакомиться с новыми людьми.
Те, кто побывал в таких поездках, независимо от пола, возраста, образования и уровня доходов, тоже делятся на две категории. Первые – больше никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах, хоть режьте. Такие тяжело переносят долгие переезды, являются абсолютными индивидуалистами, или просто им крупно не повезло – такое тоже бывает. Вторые уверенно говорят: да, вот через полгодика – в другой конец старушки-Европы, а потом, быть может, повторю и первый маршрут – только вместо Парижа чтоб на три дня в Амстердам...
Мощнейший стимул, под действием которого сотни людей ежедневно загружаются в огромные, мягко урчащие машины, устраиваются, поерзав, в своем кресле, и трогаются в дальний и довольно утомительный путь – это любознательность. Она, к сожалению, не всегда сочетается с полной финансовой свободой, но автобусные туры позволяют и при ограниченных средствах достичь максимума удовлетворения любопытства в расчете как на единицу денег, так, кстати, и на единицу времени – тем более, что предложения турфирм чрезвычайно разнообразны. Но даже если вы не особенно стеснены в средствах – есть резон присмотреться к автобусным турам: варианты возможны самые различные, а на что деньги потратить – всегда найдется.
Сейчас отечественные турфирмы предлагают автобусные маршруты разной продолжительности, разной протяженности, чисто автобусные или комбинированные – с поездом или самолетом, целевые (по одной-двум странам) или обзорные (5-7 стран), с отдыхом на курортах и без оного.
Существенная доля сегодняшних туров – комбинированные: железная дорога плюс автобус. На поезде туристы чаще всего добираются до границ СНГ или близких к ним городов, а в Минске, Бресте, Чопе – пересаживаются в автобусы. Это хороший вариант, он сокращает число ночных автобусных переездов. Иногда поездом едут до Берлина или Варшавы. Комфорта, конечно, больше – особенно при пересечении границы СНГ, когда таможню можно миновать в лежачем положении, – но этот вариант дороже. Самые дорогие туры – те, в которых к началу автобусной части туристов доставляет самолет. Как правило, в таком варианте ночные переезды не предусмотрены, зато цена тура резко возрастает. Этот вариант идеален для людей занятых, достаточно обеспеченных, но не утративших стремления увидеть мир во всем его разнообразии.
Многие туры предусматривают остановку на 2-4 дня в какой-нибудь из столиц – Праге, Париже, Берлине, Риме. Это дает возможность и отдохнуть от автобуса, и попытаться уловить дух уникальных городов с богатейшей историей и культурой. Но интеллектуальные удовольствия не обязательно исключают отдых. Во многие туры летом включается остановка на море – в Испании, Италии, Греции – на 3-5 и даже более дней: первая порция впечатлений оседает и утрамбовывается, силы восстанавливаются, и вторая половина поездки проходит легче, чем в некупальный сезон.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
АВТОБУСНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
Если коротко, то плюсы – это дешевизна, познавательность, приличный (как правило) уровень экскурсионного обслуживания, масса впечатлений, новые знакомства, интеллигентная публика, а минусы – длинные утомительные (прежде всего ночные) переезды, долгое сидение в тесном кресле, усталость от обилия впечатлений, риск обострения хронических болезней.
Автобусные экскурсии планируются, как правило, по городам и странам, исторически связанным между собой. Ориентируясь на интеллигентную, любознательную публику, турагентства достаточно внимательно подходят к экскурсионному обслуживанию. Сопровождающие в таких поездках обычно назубок знают достопримечательности маршрута и во время переездов вываливают ворох сведений об истории и культуре посещаемой страны, сопровождая свой рассказ видеофильмами о городах, которые предстоит увидеть туристам. Пешеходные экскурсии проводят лицензированные местные гиды. Ко всему прочему, автомобильные дороги часто пролегают по красивым местам, и вид из окон автобуса оказывается более захватывающим, чем из окон поезда.
Все, с кем довелось говорить об автобусных путешествиях, – менеджеры турагентств, сами туристы – в один голос говорят, что автобус по насыщенности впечатлений, их яркости и глубине не идет ни в какое сравнение с традиционным туром типа «самолет – одна страна». Но положительные и отрицательные стороны здесь составляют некое диалектическое единство. К концу больших, насыщенных информацией маршрутов некоторые туристы, по словам менеджера агентства «Кругозор» Елены Павловой, начинают ощущать изрядную сумятицу в голове – Реймс сливается с Амстердамом, а Брюссель с Женевой.
Цена тура находится в обратной зависимости от количества ночных переездов – чем их больше, тем дешевле обойдется поездка. Ночной переезд – удовольствие, строго говоря, ниже среднего. Кресла в автобусах даже самого высокого класса стоят довольно близко друг к другу – ноги вытянуть никак не получается. Перемена позы внутри отведенного «кресельного» пространства практически не облегчает жизнь, и вместо сна человек устало вертится всю ночь на одном месте. А следующее утро начинается с экскурсии – но все же, как правило, либо после размещения в гостинице, либо после длинной остановки со всеми удобствами – туалетом, душем, комнатой отдыха, кафе.
Кстати, о туалетах: они, конечно, есть в каждом автобусе, но устроены при этом достаточно неудобно, по-моему – специально, чтобы люди пользовались оными в крайнем случае – иначе емкость с отходами переполнялась бы слишком часто. Поэтому лучше не пить в пути много жидкости. Пользуйтесь туалетами на заправках – там и просторнее, и чище, и горячая вода всегда в наличии.
АВТОБУСНЫЕ СТРАННИКИ –
КТО ОНИ?
В автобусные туры ездит, как правило, вполне определенная категория людей – любопытные, жадные до впечатлений, не слишком богатые и более-менее образованные. Все без исключения турменеджеры, с которыми удалось поговорить, о своих автобусных клиентах отзываются очень тепло и уважительно. Особую нежность у них вызывают пенсионерки, неведомыми путями регулярно наскребающие денег на тур. Это воплощение духа чистого познания – они едут с кастрюльками, кипятильниками, чуть ли не с примусами (в целях экономии на ресторанах), заваривают себе в дороге «бомж-пакеты» за два рубля с полтиной или овсяные каши, зато у них с собой всегда оказывается богатая дорожная библиотека по страноведению, полный комплект путеводителей, безотказно работающий «ФЭД» или «Зенит», минимум претензий, максимум терпения и, как ни странно, изрядный запас прочности – ни жалоб на усталость, ни претензий к раннему подъему от них никто не услышит. Так, например, библиограф Валерия Андреевна, которую знают все турфирмы, организующие автобусные туры, в далеко не девичьем возрасте объездила всю Европу по многу раз, и, когда ее спрашиваешь, что в таком туре самое тяжелое, она отвечает: ничего, все окей, все здорово, все интересно.
Экономически активная часть населения – от 20 до 60 – представлена людьми широкого спектра доходов, но примерно близких потребностей. Если коротко – это люди, любящие жизнь во всех ее проявлениях, активные, легкие на подъем. А многие вполне обеспеченные люди, как поведал один из менеджеров турфирмы «Интерс», едут в автобусный тур как в первый обзорный – для того, чтобы решить, куда затем отправиться «прицельно» – на недельку-другую для детального знакомства. Довольно много, по наблюдениям агентств, людей семейных или юных парочек, а во время каникул ощутимую часть пассажиров автобуса могут составлять студенты или школьники – но не «среднего» уровня дохода родителей, а повыше.
Таким образом, публика в автобусе, как правило, подбирается адекватная, живая, даже задорная. В виде исключения встречаются, впрочем, и свежеотштампованные провинциальные бизнесмены средней руки, которые за свои 300 баксов хотят получить отель в 5 наворотов, персонального гида и остановки по требованию каждые 15 минут – это один из самых тяжелых, трудноизлечимых случаев. А иногда в машине, как рассказала исполнительный директор агентства «Туртранс-Вояж» Марина Фоминцева, складывается настолько дружный «коллектив», что люди по пути поют хором – это делает путешествие более легким и приятным для самих пассажиров, хотя и несколько менее результативным в смысле восприятия нового: в такой группе всегда побеждают стереотипы. В автобусе легко познакомиться, «зацепиться языками», начать беседу – поэтому новые дружбы, компании, парочки образуются невероятно быстро. Обычно к моменту прохождения границы СНГ все, кто хочет общения, уже знакомы. А если потребности в контактах нет – достаточно это обозначить, никто насильно вас в общество не потащит. При наличии свободных мест желающие держать дистанцию могут рассчитывать на single и в автобусе – попробуйте договориться об этом в турфирме.
Но необходимо отметить, что такие туры – не вариант для индивидуалистов. Здесь появляется полузабытое понятие «интересы коллектива». Плотная программа не оставляет больших возможностей для капризов, для реализации разнообразных персональных устремлений, лирические отступления не допускаются. Если этого не учесть, отдых будет испорчен – причем не только у вас.
СОВЕТЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Медико-физиологические. Сотрудники турфирм в один голос заявляют, что людям очень крупного формата лучше в автобусные туры не ездить. Как пояснила менеджер турагентства «Веселая планета» Наталья Сизова, высоким некуда пристроить ноги, колени упираются в переднее сиденье, а у полных совершенно не остается пространства для маневра в пределах кресла, сильнее затекают все части тела при долгих переездах. Маленькие дети также не всегда легко переносят дальнюю дорогу. Кроме того, я бы не советовала ездить в автотуры людям с нарушениями кровообращения в нижних конечностях – по крайней мере, без консультации с врачом и без специальной аптечки. Для борьбы с проявлениями радикулита также необходимо принимать адекватные меры – они у каждого свои. При склонности к аллергическим реакциям необходимо запастись специальными средствами – в Европе могут цвести самые разные растения, возможна аллергия на незнакомую пищу и так далее.
Ну и, конечно, пресловутые проблемы деятельности желудочно-кишечного тракта: гастритники-язвенники должны постараться не налегать на консервы, уж лучше подобрать себе гуманные концентраты и покупать диетпродукты в магазинчиках по дороге, а тем, чей кишечник бурно реагирует на смену пищи, воды, обстановки, стоит запастись средствами от диареи или, наоборот, слабительными. И, кстати, не слишком увлекайтесь на маршруте местными незнакомыми деликатесами – вот доедете до города, в котором будете жить несколько дней, там и пуститесь во все тяжкие. Автобусные туры отличаются жестким графиком, и группа не сможет ждать туриста, по собственному недомыслию столкнувшегося с невозможностью покинуть пристанционный сортир.
И тем не менее – в автобусные туры с удовольствием ездят и полные, и высокие, и язвенники, и радикулитчики, и все прочие: главное – знать особенности таких поездок и заранее к ним подготовиться, собрав волю в кулак и личную аптечку.
Психологические. Собираясь в автобусный тур, нелишне представить себе условия, которые ожидают туриста во время переезда. Обычно в автобусе 40-60 мест, летом они заняты практически все. Таким образом, довольно долго вам придется делить пространство и время с большим количеством разных людей. Как правило, повторюсь, это публика вполне приличная, интеллигентная, спокойно относящаяся как к присущим туру неудобствам, так и к нештатным ситуациям. Такая готовность к некоторой степени дискомфорта и опыт предыдущих поездок, имеющийся у многих, – становятся залогом спокойной, доброжелательной обстановки в автобусе. Есть смысл и самому настроиться на максимум лишений – тем приятнее окажется, когда их не будет слишком много. Терпение, толерантность, чувство юмора, спокойствие, понимание того, что случиться в принципе может все, что угодно, – запас таких качеств стоит накопить перед поездкой для того, чтобы сам турист и его соседи по автобусу могли получить максимум положительных эмоций.
Конечно, в таком замкнутом коллективе, как автобусная компания, неизбежно во время, скажем, 10-дневной совместной жизни волей-неволей возникают большие или малые свары: нервы-то не у всех канатные. Оптимальный вариант в таком случае – как ни цинично это звучит – присутствие в группе некоего толстокожего козла отпущения. Над ним можно поерничать, даже шутливо поиздеваться, спустив свое стороннее раздражение. Важно лишь то, чтобы этот человек никогда не обижался. Такие люди, слава богу, бывают: для них главное – внимание со стороны окружающих, а знак этого внимания их, как правило, не интересует. Большое счастье, если в вашей автобусной команде такой человек найдется.
В поездку лучше ехать вдвоем – гораздо приятнее, когда в «ближней зоне» обитает знакомый, а лучше – родной человек. Телесные запахи, охи, вздохи, храп родственника переносятся легче, да и вертеться в креслах много удобнее.
За обстановкой в машине пристально следят сопровождающие, подготовке которых в хороших турфирмах уделяется повышенное внимание: на них ложится гораздо больше задач и ответственности, чем в любых других поездках. Некоторые фирмы, как мне поведали в агентстве «Интерс», готовят персонал к этой роли в течение нескольких месяцев с привлечением опытных сотрудников, психологов. Сопровождающие групп – люди гибкие, часто умеющие «выследить» только начинающийся конфликт и не дать ему созреть и прорваться, решить почти любую проблему в дороге. Опытные спецы, кстати, впервые увидев человека, могут почти со 100-процентной точностью сказать, кто это: будущий нелегал, скандалист или нормальный турист. Не нужно стесняться обращаться к сопровождающему за помощью – это его обязанность.
Технологические. Для минимизации неудобств автобусных туров нужно хорошо представлять себе технологию поездки – и запасаться необходимым. Вот некоторые важные моменты.
1. Покупая тур, не поленитесь потратить достаточное время для выяснения всех деталей поездки, даже мелких. Необходимо представлять себе тип автобуса и график движения, знать, где запланированы долгие (часовые и более) остановки, быть в курсе территориального положения гостиниц. Во многих случаях гостиницы расположены за пределами городов или на окраинах – так дешевле. Поэтому место, заявленное как Франкфурт, может оказаться вовсе не Франкфуртом, а небольшой деревенькой в нескольких километрах от него. Выясните плановый уровень сервиса, чтобы он не стал для вас неприятным сюрпризом, уточните все насчет питания – например, что обеспечивает гостиница: завтрак или полупансион. Узнайте, какие экскурсии включены в цену, а какие – нет, и заранее определите собственные потребности. И, конечно, заблаговременно выясните все условия декларирования денег и ценностей, специфику прохождения таможенного досмотра.
2. Дмитрий Босняк, менеджер агентства «Турлюкс», советует туристам брать с собой мелкие валютные купюры для пользования в нешенгенской зоне – в Польше, например, или в Болгарии рубли и евро не берут, то есть придется разменивать деньги, чтобы воспользоваться туалетом или кафе на стоянке. Нет смысла менять $100 на злотые или левы – потратить их нет времени, а обратный обмен невыгоден. Попробуйте узнать в деталях, сколько остановок планируется в такой зоне, сколько стоит в среднем поход в кафе и ватерклозет, и разменяйте примерную сумму в Москве – дешевле обойдется. Что касается общей величины денежного запаса, то, если не ставить шопинг во главу угла, с собой имеет смысл брать сумму, приблизительно равную цене поездки, или чуть больше.
3. Автобусы бывают одно-, полутора- и двухэтажные. Чем больше этажей, тем больше комфорта. В двухэтажных автобусах на первом этаже расположены кресла со столиками – там можно расположиться компанией, поесть, просто посидеть в более просторных условиях. В полутораэтажных автобусах на первом полуэтаже – багаж и водительское место, а одноэтажные автобусы приличные компании не используют. Кстати, если вдруг группу пытаются посадить в одноэтажный автобус на протяженном маршруте – немедленно звоните в турфирму, пусть обеспечивают замену, иначе намучаетесь.
Сегодня туры бронируются с местами. Как правило, в момент бронирования можно быть уверенным в том, что за вами закреплено определенное место. Если турагентство работает от немосковской фирмы, вероятность перемены места при посадке возрастает. Если этот вопрос вам очень важен – пропишите его в дополнительных условиях договора.
Наиболее удобные места «полуторного» или второго этажа – передние, но их почти никогда не бывает в продаже. Около лестницы на первый этаж чувствуется сквозняк, а мимо все время кто—то ходит. Задние места – последний ряд, где 5 кресел, – продаются как 2 места. Там довольно просторно, можно спать с относительным комфортом, но считается, что там трясет сильнее, хотя по этому вопросу есть разные мнения.
В автобусе всегда есть 2-4 телевизора, по которым показывают художественные фильмы или видеопутеводители, кондиционер, водонагреватель (титан), биотуалет.
4. Автобус делает остановки каждые 3-4 часа – имеет смысл использовать их для разминки. На заправках в Европе, как правило, есть кафе, магазин и санузел – возможно, с душем. Только не отходите далеко и надолго – автобус ждать не будет, а догонять придется за свой счет. Выходя из автобуса, деньги и документы берите с собой в любом случае (тем более, если вы едете один) – даже если вышли покурить. О воровстве среди своих «однокорытников» вроде бы никто и никогда не слыхал, но местные мазурики, прикинувшиеся на полчаса остановки автобуса его пассажирами, бывает, и чистят пустой салон.
Кстати, о курении. Понятно, в самом автобусе курить нельзя, за это можно огрести грандиозный скандал, а в случае второй-третьей попытки запалить сигарету вас безжалостно высадят вон – и это отнюдь не метафора. Подобный финал ждет вас и в том случае, если вы затеете драку в салоне или оскорбительную для всех свару.
5. После обзорных экскурсий в большинстве городов дается свободное время. Пользуйтесь им по своему усмотрению, но не увлекайтесь – не забредайте далеко (см. фильм «Бриллиантовая рука»). Когда же вы доберетесь до основного города маршрута (Парижа, например) – не бросайтесь во все экскурсии подряд, даже если они включены в цену путевки. Честное слово, музей парфюмерии или алмазная фабрика могут подождать следующего вашего приезда. Погуляйте, осмотритесь, посидите в кафе на берегу Сены, наконец – покормите голубей на Монмартре.
6. Можно брать с собой сухой паек: кофе, чай, растворимые каши, супы, пюре – лучше то, что в стаканах. Кипяток в автобусе обязан быть всегда. Не берите скоропортящихся продуктов – холодильника в автобусе обычно нет. Кружки лучше брать с крышками и не наливать их доверху – все-таки автобус не поезд, трясет там сильнее.
7. В дорогу нужно взять с собой влажные гигиенические салфетки – лишний раз протереть лицо и руки не повредит. Бутылка с водой тоже может быть полезна.
8. Желательные вещи. Это – подушка под голову в форме подковы (или просто маленькая «думка»), плед или большая шаль, возможно – легкий складной стульчик типа стула рыбака: его можно и в автобусе под ноги подставить, чтобы поднять их повыше, и посидеть на нем в любом приглянувшемся месте. Возьмите все, что хотите, но не берите лишнего – автобус может везти до 60 килограммов груза на одного пассажира, но туристу приходится чуть ли не ежедневно выгружать и загружать свой багаж. Хорошо иметь плащ или хотя бы зонтик – промокнуть и простудиться во время тура совсем не весело. И, конечно, удобная обувь – залог хороших ощущений. По булыжным мостовым в туфельках на каблуках или с тонкими подошвами не походишь – нужно брать мягкую, привычную обувь, желательно с подошвой толщиной 1-2 сантиметра То же касается одежды – конечно, если планировать посещение ресторанов, то понадобятся и вечерние туалеты, но для переезда и экскурсий лучше одеваться без затей, зато с комфортом. Полезно взять книги, плейеры – ожидания неизбежны, например, на границе, и нужно чем—то себя отвлечь, чтобы не озвереть от наглых таможенных ухмылок. Эта публика в бывшем соцлагере одинаково малосимпатична, берегите свои нервы и достоинство, не доставляйте ей удовольствия своим затравленным видом.
ФОРС-МАЖОР
Форс-мажор возможен даже при самой лучшей организации тура, на то он и форс-мажор. На все случаи жизни советов надавать невозможно, да и не нужно. Важно только помнить, что «их» полиция действительно всех бережет, экстренная медицина – помогает, поэтому главное в любой ситуации – соблюдать спокойствие и сохранять присутствие духа. Если вы заблудились – обращайтесь в полицию, там объяснят, что нужно делать. Конечно, сломавшийся автобус – это как минимум несколько часов ожидания, нарушенный график экскурсий, недосып, но не повод для вселенской скорби и брюзжания. Хочется надеяться, что ничего более серьезного вас не ожидает.
ДЕШЕВО, НО НЕ СЕРДИТО
Итак, автобусные туры – самый дешевый вид заграничных познавательных путешествий. Никакой другой из доступных большинству вариантов зарубежных поездок не дает возможности за короткое время и сравнительно небольшие деньги увидеть несколько стран, множество городов, и не просто поглазеть – понять, прочувствовать, увезти с собой внятные образы увиденного. Некоторые очевидные недостатки сполна компенсируются, по мнению многих заядлых путешественников, этими достоинствами. Если нет строгих медицинских противопоказаний, тяжелой клаустрофобии, если вы не безнадежный мизантроп, не отвергайте сходу идею такого путешествия – возможно, это вариант как раз для вас.
//энциклопедия видов туризма
|