ЦБ: USD 89.8225; EUR 99.7156; GBP 118.1884      18+          

 

New! Срочная доставка документов (паспортов) по России (в консульства) и за рубеж
Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование

Кредитная карта Альфа Банка, год без процентов!

Срочное оформление банковской карты в Беларуси, надёжно.

Срочное оформление банковской карты в Киргизии, надёжно, есть SWIFT-пополнение и никаких санкций.

Срочное оформление банковской карты в Казахстане, надёжно, есть VIP-оформление с авторизацией в Москве

iностранец #8 ( ), 11 марта 2003 года » к содержанию номера

Русский студент на экспорт

» Эмиграция » 11 марта 2003

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ ПЕРЕСЧИТАЛИ ОБРАЗОВАННУЮ МОЛОДЕЖЬ И УБЕДИЛИСЬ В ЕЕ ЭМИГРАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЯХ ФОРМЫ МИГРАЦИИ НА ПМЖ

   Эмиграция новейшего времени – то есть последних нескольких лет – это в огромной степени вопрос выбора.

   Свобода выбора – для одних бич, растерянность перед неизвестностью, но и безусловное благо для других, тех, кто знает, как строить свою судьбу, чего хочет достичь в жизни, кто объективно оценивает свои силы и возможности. И еще: представляет себе то место на Земле, где, как ему кажется, ему будет хорошо, где воплотятся его самые дерзновенные мечтания или хотя бы осуществлятся простейшие бытовые надежды жить в достатке и не знать нищеты.

   Буквально на наших глазах решительно изменяется характер миграционных процессов. Гигантская, сизифова глыба – выезд на ПМЖ – одоление которой требовало мужества, терпения и сил, раскололась на множество камушков помельче и сменилась постепенным, шаг за шагом, переездом из до боли знакомой страны в загадочную, неведомую, непостижимую издалека.

   Многие ли идут этим путем?

   Сегодня выезд на ПМЖ все в большей степени замещается двумя новыми формами миграции – поэтапной и латентной.

   Поэтапная миграция – это когда едут на временную работу или учебу, затем оформляют вид на жительство и позднее могут получить и гражданство. Латентная – это случаи, когда уже сам тип въездной визы не соответствует цели или статусу пребывания. К примеру, выезжают по гостевой или туристической визе в надежде найти работу и со временем добиться рабочей визы, а в случае успеха начинает работать принцип миграции поэтапной.

   С этими «теневыми» каналами национальной статистике никак не совладать. Задача осложняется еще и отсутствием строгих требований к оформлению документов при выезде из России на длительный срок.

   Существование «теневой миграции» не позволяет объективно оценить и динамику выезда на ПМЖ. Например: по официальным данным численность эмигрантов из Москвы в 2001 году по сравнению с 1992 годом сократилась на 72%. (При этом общая численность эмигрантов из России за это же десятилетие сократилась лишь на 24,8%.). Доля же эмигрантов-москвичей в общей численности эмигрантов-россиян за тот же период упала с 12,6% до 4,7%. Рассматривать эти данные как точные показатели динамики эмиграционных процессов – невозможно. Из—за неучтенной миграции неясна объективная картина: возможно, что масштабы эмиграции вовсе не сократились или сократились существенно меньше.

   Меняются не только механизмы и каналы миграции, происходит трансформация и в самой структуре мигрантов. Мы это наблюдаем по иммиграционной статистике США. Поток мигрантов из России в эту страну молодеет, в нем все больше студентов. По данным Института международного образования (Institute of International Education) число российских студентов в США в 2000/2001 учебном году было в 10 раз больше, чем в 1992/1993. Чуть больше половины из них обучается по программе последипломного образования. Общая схема, по которой предпочитают действовать молодые люди, ориентированные на эмиграцию, выглядит так: высшее образование – в России (бесплатно и хорошего качества), продолжение его – в США, по завершении учебы остаться там.

   Не секрет, что российские вузы практически готовят кадры «на экспорт». Ситуация эта в последнее время активно обсуждается на всех уровнях, но реальных масштабов явления никто себе не представляет. Мы же предприняли попытку ответить на этот вопрос. Поскольку сосчитать число студентов и молодых специалистов, выезжающих за рубеж, невозможно, мы решили взглянуть на проблему, оценив миграционные настроения молодежи. С этой целью Центр исследований и статистики науки Министерства промышленности, науки и технологии и РАН совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова провели опрос студентов выпускных курсов. Руководитель проекта – профессор Леван Миндели, помощь в реализации проекта оказал ректор МГУ академик Ввиктор Садовничий, финансовая поддержка – Министерства промышленности и науки Российской Федерации.

   МГУ выбран не случайно. Во-первых, это признанный лидер среди вузов страны, а во-вторых, – его универсальность позволяет одновременно охватить представителей различных специальностей.

   В опросе, проведенном в октябре – ноябре 2002 года, участвовали 465 студентов-выпускников шести факультетов: химического, физического, механико-математического, вычислительной математики и кибернетики, биологического и экономического. На каждом факультете было опрошено от 20 до 30 процентов выпускников. Из них большую часть (78,5% от всех опрошенных) составили будущие специалисты в области естественных наук, а 21,5% – представители общественных наук (выпускники экономического факультета).

   Целью исследования было выяснение не только миграционных настроений молодежи, но и выявление проблем трудоустройства, отношения к научной деятельности и так далее.

А РЕСПОНДЕНТЫ КТО?

   Больше половины опрошенных студентов – выходцы из столичного региона (48,2% из Москвы, 11% – из Московской области), 40,8% – иногородние.

   Материальное положение своей семьи 60,6% оценивают как среднее, а 31,8% уровень семейного бюджета считают низким. Доля респондентов с высоким уровнем дохода колеблется от 0% до 5% – в зависимости от факультета. Относительно более обеспеченные студенты учатся на экономическом факультете и факультете вычислительной математики и кибернетики.

   Студенты МГУ отличаются хорошей языковой подготовкой. Английским языком владеют в разной степени практически все (за исключением лишь 3 человек из общего числа опрошенных). Свободно владеют английским 41,3% девушек и 28,6% юношей. Примерно каждый пятый знает немецкий (22,1%) или французский (18,7%).

   51,8% опрошенных – победители конкурсов и олимпиад, именные стипендиаты, получатели грантов. Наиболее яркие успехи демонстрируют студенты-химики (77,1%) и физики (58,0%). У экономистов результаты здесь более скромные – лишь 40%.

   Треть (32,5%) опрошенных выпускников уже имеют научные публикации. Четверть (23,7%) принимала участие в международных исследованиях и проектах. И здесь лидируют химический (50% респондентов) и физический (30,9%) факультеты.

   26% выпускников поддерживают профессиональные контакты с иностранными студентами, профессорами и учеными. Самые активные здесь химики (45,7%), биологи (29,6%), физики (28,4%) и экономисты (27%).

   Что касается выезда за рубеж в летние школы, на стажировку, по различным программам обмена, на конференции и т. п., то здесь первенствуют экономисты: 26% опрошенных студентов этого факультета принимали участие в подобных мероприятиях. За ними следуют химики – за рубежом побывал каждый пятый опрошенный (21,4%), и биологи (18,5%).

   Выбирая будущую специальность, респонденты исходят в основном из своего призвания и личного интереса к той или иной области знаний. Это особенно характерно для студентов-естественников, а среди экономистов таких оказалось чуть меньше половины. Каждый десятый экономист ориентировался на престижность своей профессии, а каждый седьмой – на ее конкурентоспособность на российском рынке труда.

МИГРАЦИОННЫЕ НАМЕРЕНИЯ

   Наиболее яркое представление о настрое студенческой молодежи дает модель выбранной ими жизненной стратегии (диаграмма 1).

   Только четверть опрошенных изъявляют желание после окончания университета жить и работать в России! А 69,6% в той или иной форме хотели бы свою судьбу строить за пределами родины. Это, разумеется, всего лишь модель поведения или просто мечта, которую реализуют далеко не все. Однако такое настроение сегодня доминирует – и это говорит о многом.

   Как показало исследование, выезд за рубеж планируют 35% опрошенных выпускников: именно эту часть студенчества можно рассматривать как потенциальных мигрантов. Твердые намерения выехать за рубеж сразу после завершения учебы выразили 9,9% «реальных мигрантов». В какой степени эти категории связаны с полученной специальностью, наглядно показано в таблице 1.

   Выездные настроения наиболее популярны на биологическом факультете МГУ, где планирует выезд 50% опрошенных студентов; далее следуют химический (38,6%) и физический (34,6%) факультеты. Если же рассматривать «реальных мигрантов», то картина несколько меняется: здесь лидирует химический факультет (21,4%), за ним следуют биологический (12%) и экономический (10%) факультеты. По-видимому, у студентов этих факультетов больше шансов реализовать свои планы. Это может быть связано как с выбором принимающих стран, так и с возможностями самих выпускников.

   Интересно, что из числа тех, кто после окончания университета планируют уехать за рубеж, 70% выбрали в качестве жизненной стратегии постоянное проживание за рубежом, среди них и те, кто едет для продолжения образования. Надежд на их возвращение немного.

ЗАЧЕМ УЕЗЖАТЬ?

   Исследование показало: потенциальные мигранты свою дальнейшую судьбу в основном связывают со специальностью, полученной в МГУ (диаграмма 2). Целью своего предполагаемого отъезда почти половина из них (45,3%) назвали работу по специальности, 33% намерены продолжить по ней образование. Желание поучиться за границей по другой, смежной специальности проявляют втрое реже (12,3%), 6,3% – собираются работать, но не по специальности.

   Если среди потенциальных мигрантов 51% назвали в качестве цели работу за рубежом, а 45% – учебу, то у тех, кто собирается уехать сразу же по окончании университета, эти цели распределились в обратном порядке: большинство едет учиться (52%), и лишь 42% – работать.

   Представление о том, как меняются цели выпускников в зависимости от факультета, на котором они обучаются, показывает таблица 2.

ГДЕ ДЕНЬГИ БРАТЬ?

   Те, кто намерен продолжить образование за пределами родины, надеются, что финансировать их обучение должны в основном страны-реципиенты. На стипендию принимающих университетов рассчитывают 68%, на учебные гранты от зарубежных фондов или других спонсоров надеются 39%. Каждый десятый потенциальный мигрант, едущий учиться, планирует привлечь заемные средства.

   Почти половина из тех, кто едет за знаниями, намерена одновременно работать, чтобы самим оплачивать учебу. И лишь 19% из тех, кто нацелен на продолжение зарубежного образования, могут рассчитывать на собственные или родительские средства. (Отвечая на вопрос о формах финансирования, можно было указывать несколько источников, поэтому в сумме они превышают 100%).

ПУНКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ

   Выпускники университета называют 22 страны, привлекательные для эмиграции, а также европейский регион в целом. При всей обширности географии все же чаще других называется шестерка стран-лидеров: США, Германия, Великобритания, Франция, Канада и Европа в целом (таблица 3). По частоте упоминаний в сумме они дают почти 80% как среди потенциальных, так и среди реальных мигрантов.

ШАГ ЗА ШАГОМ

   Уже на момент проведения опроса трое из четырех потенциальных мигрантов предпринимали конкретные действия для осуществления своих планов отъезда за рубеж: учили иностранный язык, собирали информацию о возможностях выезда; по меньшей мере половина потенциальных мигрантов вела работу с зарубежными университетами, фондами, спонсорами, возможными работодателями, рассылали документы, сдавали экзамены и т. д.

   Откуда же выпускники черпают информацию о возможности выезда за рубеж? Самый массовый источник информации, по данным опроса, – интернет: отсюда берут необходимые сведения три четверти (73%) планирующих отъезд.

   Половина потенциальных мигрантов – 43%, как это ни парадоксально, нужные сведения получают от преподавателей, профессоров, сотрудников МГУ. От них, вместе с профессиональными знаниями, они узнают массу полезных сведений о ведущих мировых учебных и научных центрах, трудах зарубежных коллег и т. п., что, помимо прочего, помогает интеграции наших студентов в международные научно-образовательные сети.

   37% выпускников, поглядывающих в сторону Запада, черпают информацию из личных непосредственных контактов с зарубежными коллегами, университетами, организациями и т. п. Немало полезной информации поставляют специализированные зарубежные образовательные структуры, имеющие представительства в Москве (21% потенциальных мигрантов пользуются их услугами), а также зарубежные посольства (13%). 6% вычитывают нужные сведения из российских и зарубежных СМИ, получают консультации по вопросам выезда от российских фирм.

СИЛЫ ВЫТАЛКИВАНИЯ

   Что вынуждает молодых специалистов покидать родину? Здесь действует целый комплекс факторов, которые можно разбить на три основные группы: экономические, социальные и личные.

   Видимо, те молодые люди, которые, выбирая модель жизненной стратегии, в качестве страны проживания выбирают Россию, а работать предпочитают за рубежом, находятся в большей степени под влиянием экономических факторов. Главная причина – в асимметрии образования и рынка труда. Это выражается, во-первых, в том, что система подготовки специалиста не всегда отвечает запросам экономики. Во-вторых, сам уровень профессиональной подготовки неадекватно оценивается рынком труда. Отсюда большая доля выпускников, планирующих отъезд за рубеж: в России они столкнулись с проблемами маленькой заработной платы, невозможностью профессиональной самореализации и низким спросом на специалистов их профиля.

   При доминировании социальных факторов молодых людей привлекает более широкая возможность социальной мобильности и сам стиль жизни в странах-реципиентах. Характерно, что среди тех, кто хотел бы уехать за границу, больший процент (по сравнению с общим массивом опрошенных) выходцев из семей как с высоким, так и с низким уровнями доходов. Очевидно, что первых привлекает возможность продолжить образование и перенять «зарубежный» образ жизни; вторых – перспектива подняться по социальной лестнице, которой в своей стране они не видят.

   Личных факторов миграции так много, что классифицировать их крайне сложно. Здесь и стремление повидать мир, и желание уехать от родителей, и жажда новых впечатлений, и т. д., и т. п.

СИЛЫ УДЕРЖИВАНИЯ

   По мнению выпускников МГУ им. Ломоносова нынешнего, 2003 года, главное, что способно сдержать отток талантливой молодежи за рубеж, – материальный фактор. Так считают 80% опрошенных. Решение этой проблемы требует в корне пересмотреть существующую политику в сфере оплаты высококвалифицированного труда. Нам никогда не удастся создать в стране экономику, построенную на знаниях, если оплата труда не будет напрямую связана с уровнем квалификации. В противном случае отток молодых специалистов из страны будет продолжаться. Причем дело не только в том, что за границей заработная плата значительно выше, но и в том, что соотношение между оплатой квалифицированного и неквалифицированного труда рассматривается молодыми людьми как более справедливое.

   Наиболее приемлемым для себя стартовым уровнем заработной платы две трети респондентов считают доход от 300 до 500 долларов США в месяц. Лишь 10% выпускников согласны работать за меньшую зарплату. Вместе с тем каждый пятый претендует на начальный оклад свыше 500 долларов, в том числе 2% – свыше 1.000 долларов в месяц. На диаграмме 4 представлен средний желаемый начальный уровень заработной платы в зависимости от специализации опрошенных.

   Значимыми факторами, способными повлиять на миграционные настроения молодежи, по мнению респондентов, являются также улучшение социально-экономической ситуации в стране (57,8%), возможность профессионального роста, успешной профессиональной карьеры (48,4%), более широкие возможности для реализации профессиональных знаний (37,0%). Все прочие факторы на шкале приоритетов стоят значительно ниже (таблица 4).

   Иностранные фирмы – научные центры, университеты и т. п. не скрывают своей заинтересованности в выпускниках естественных факультетов МГУ. Так, 10% биологов, 11% физиков и 13% химиков еще за несколько месяцев до окончания университета получили предложения на работу за границей. Результаты проведенного нами исследования показывают: идет своего рода «охота» за наиболее способными студентами. Мы отобрали группу, в которую вошли одновременно и отличники, и победители конкурсов или олимпиад, и именные стипендиаты, и получатели грантов; здесь и молодежь, имеющая научные публикации, участвующая в международных исследованиях и проектах; поддерживающая профессиональные контакты с иностранными студентами за рубежом, профессорами, учеными; уже выезжавшая за рубеж по учебно-профессиональной линии (летние школы, стажировки, программы обмена, конференции и т. п.). Из отобранной группы 60% попали в зону интереса иностранных работодателей (в среднем же по выборке этот показатель равен 7%).

   Хотелось бы обратить внимание еще на один факт. Анализ результатов проведенного исследования показывает, что из числа респондентов, желающих после завершения университетского курса посвятить себя научной деятельности (35% от их общего числа), только немного более половины (56%) связывают свои планы с отечественной наукой. Остальные 44% из числа будущих ученых настроены на эмиграцию и намерены реализовать свои ученые амбиции на ниве зарубежной науки.

   В заключение – еще один факт. По данным американского института Research Institute for new Americans (RINA), независимого информационно-аналитического центра, изучающего русскоязычную общину, 60% взрослого русского населения в Америке имеют высшее образование. Русская иммигрантская община – самая образованная за всю историю иммиграции в Америку.

   Как говорится, no comment.

Елена НЕКИПЕЛОВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦИСН Минпромнауки и РАН;

Людмила ЛЕДЕНЕВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

   Практически одновременно с этим исследованием ученые МГУ тоже изучали настроения студентов-выпускников. Правда, они не ограничились рамками своего вуза, а решили посмотреть шире, для чего включили в выборку студентов нескольких московских вузов и нескольких иногородних. Их результаты отличны от опубликованных выше.

   Нам представляется интересным познакомить вас и со второй работой, что мы планируем сделать в самое ближайшее время.

Авторы: Елена Некипелова, Людмила Леденева

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами    Рейтинг@Mail.ru 
© «iностранец» 1993 – Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.