#6, 25 февраля 2003 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
ВОЛЬНЫЙ МРШРУТ
Константин БАННИКОВ (N6 от 25.02.2003)
Туда, где Европа встречается с Азией
У независимого путешественника рюкзак всегда собран, а в голове – два—три детально проработанных маршрута. На всякий случай, если вдруг приспичит куда-то поехать. В самом деле, ведь надо же ехать не куда глаза глядят, а туда, куда они глядят с особенным пристрастием.
За вином к Nicolas!
Дмитрий КАРУСЕЛИН (N6 от 25.02.2003)
Сравнительно недавно на этой программе не было никаких русских студентов. Потом, несколько лет назад, их стали принимать, но осторожно – по два, в крайнем случае, по три человека в год. Теперь русские себя зарекомендавали, и организатор программы Nacel International хочет, чтобы их стало больше.
Работа и учеба в Ирландии для россиян
"i" (N6 от 25.02.2003)
Московская компания «ITA-A» предлагает своим клиентам широкий всесторонний спектр программ в Ирландии на 2003 год. На выбор предлагаются программы изучения английского
языка, курсы General English, ESP, подготовка и сдача экзаменов IELTS, Cambridge, каникулярные туры для школьников и студентов от 2 до 40 недель, специализированные программы стажировок по специальности, популярное направление «гостиничный бизнес», новую программу для программистов, есть специальные предложения для студентов, школьников и взрослых на лето 2003 года.
Пенные странствия
Сергей ДУНДИН (N6 от 25.02.2003)
О пиве можно говорить только серьезно. Понятно, что такое утверждение вызовет скепсис у стандартного любителя этого напитка: еще чего, о самой веселой, самой раскрепощающей, самой объединяющей пьянительной субстанции – и всерьез?
Якутки подались вокруг света
А. Ш. (N6 от 25.02.2003)
ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖЕНЩИНА
«Женщина – тоже человек, и право она имеет!» Примерно под таким лозунгом стартовал кругосветный автопробег семи отважных якутских феминисток, решивших опровергнуть народную мудрость о том, что мощность двигателя обратно пропорциональна количеству баб, присутствующих на возу.
Владимир Подольский, директор компании «Бизнес-Сервис»
Никита АЛЕКСЕЕВ (N6 от 25.02.2003)
Американцы дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждаются
Американские компании заинтересованы в приезде из России персонала для сезонной работы в отелях, ресторанах, кафе, парках аттракционов.
Американцы дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждаются
Владимир Подольский, директор компании «Бизнес-Сервис» (N6 от 25.02.2003)
Американские компании заинтересованы в приезде из России персонала для сезонной работы в отелях, ресторанах, кафе, парках аттракционов.
Статуи отцов желают детям спокойных снов
Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК (N6 от 25.02.2003)
Московская компания «ITA-A» предлагает своим клиентам широкий всесторонний спектр программ в Ирландии на 2003 год. На выбор предлагаются программы изучения английского
языка, курсы General English, ESP, подготовка и сдача экзаменов IELTS, Cambridge, каникулярные туры для школьников и студентов от 2 до 40 недель, специализированные программы стажировок по специальности, популярное направление «гостиничный бизнес», новую программу для программистов, есть специальные предложения для студентов, школьников и взрослых на лето 2003 года.
1
--------------------------
ВОЛЬНЫЙ МРШРУТ
Константин БАННИКОВ (N6 от 25.02.2003)
Туда, где Европа встречается с Азией
У независимого путешественника рюкзак всегда собран, а в голове – два—три детально проработанных маршрута. На всякий случай, если вдруг приспичит куда-то поехать. В самом деле, ведь надо же ехать не куда глаза глядят, а туда, куда они глядят с особенным пристрастием. Но что такое детально проработанный маршрут именно для независимого путешественника?
Это такой маршрут, который позволяет совмещать разные формы активности и при том сохранить большую амплитуду перемещений. Еще желательно, чтобы путешествие не было чересчур дорогим, а миграционные формальности не обременяли бы такой глупостью, как обязательность приобретения билета «туда-обратно». Этот диктат авиакомпаний и миграционных служб чудовищно раздражает, поскольку профанирует саму идею свободного путешествия, заставляя по одной и той де дороге проходить дважды.
С такой точки зрения наиболее привлекательно выглядит Турция: максимум разнообразия и минимум пограничных формальностей. Множество ландшафтов, напластование культур, античные руины, шикарные горнолыжные курорты на севере страны, морские на юге, и это все при том, что чартер туда стоит не дороже, чем такси от Шереметьева до Москвы. Виза по-прежнему ставится прямо на границе за 10 долларов.
Но, конечно, просто прилететь в страну мало. Нужно представлять, куда поехать из аэропорта. Поэтому в обычном случае разработка маршрута стоит денег, которые закладываются в цену тура, если его организует турфирма. Мы же публикуем замечательный маршрут для вольных путешествий просто так, из любви к вольным путешествиям и к путешественникам – тем, которым довелось их пройти, и тем, кому еще доведется.
На севере Турции замечательных мест много. Одно из них – горнолыжный курорт Эрзурум, что в Восточной Анатолии. Туда летают чартеры дешевле чем за сто долларов в один конец. Все горнолыжные курорты Турции, включая этот, соответствуют всем мировым стандартам при гораздо более низких ценах. Поэтому они пользуются популярностью даже среди европейских горнолыжников, которым, казалось бы, ближе ехать кататься в Альпы. В этом году из—за ожидания войны в Ираке народ схлынул, и цены вообще упали. Притом никакой реальной опасности для лыжников нет: обычная европейская потребительская истерия.
Горнолыжная база находится в 5 километрах от центра города на горе Эрзурум. Трасса имеет перепад высот 3.125 – 2.450 метров. Прямо у подъемников можно снять номер в отеле, цены в пределах 20-50 долларов за двухместный номер.
Помимо горнолыжных трасс там есть масса исторических достопримечательностей. Этот крупный ныне город вырос из византийской крепости Феодосиополис, построенной в IV веке. Им в свои времена владели византийцы, турки-сельджуки, арабы, армяне – и оставили, спасибо им, много памятников своего присутствия: Большая мечеть, медресе с двойным минаретом... Еще хорошо выбрать день и съездить к горе Арарат, разведать шансы на случай очередного потопа.
Покатавшись в Эрзуруме, можно перебраться на другой горнолыжный курорт у города Сарыкамыш или же закончить горнолыжную программу. Чтобы не таскаться с лыжами, знающие люди рекомендуют их отправить грузовой посылкой на терминал Шереметьева или Домодедова «до востребования».
А путешествие по Турции лучше всего продолжить на автобусе: во-первых, автобусная сеть покрывает всю Турцию, во-вторых, автобусы стоят недорого, в-третьих, водители и стюарды гуманны к пассажирам и разрешают им не покидать салон и спать в нем после ночных перегонов. Если, допустим, автобус приходит в пункт назначения ранним утром, то пассажирам разрешат досмотреть свои сны часов до девяти.
Из Эрзурума ходит рейсовый автобус на Анкару, Стамбул, Анталию и другие города. В каждом городе – масса достопримечательностей на любой вкус, но вот что непременно стоит посетить – руины Трои (из Стамбула) и Каппадокию (из Анталии) с ее фантасмогорическим и в неменьшей мере героическим ландшафтом, с которого Цезарь послал миру свое кредо: «Пришел, увидел, победил».
А возвращаться можно либо прямым рейсом из Стамбула до Москвы, либо, продлив путешествие, на автобусе или попутке через Болгарию – Румынию – Молдавию – Украину. Обратный путь на рейсовом автобусе или поезде будет стоить примерно столько:
Автобусы Стамбул – София: 20 долларов, София – Бухарест: 15, Бухарест – Кишинев: 15, Кишинев – Киев (поезд): 15, Киев – Москва (поезд): 20.
Удовольствий и приключений масса: самобытная балканская культура, прекрасные люди, коллекционные вина за три доллара банка; с меньшей тарой за вином в Кишиневе не ходят.
//путешествия
-----------------------
За вином к Nicolas!
Дмитрий КАРУСЕЛИН (N6 от 25.02.2003)
Сравнительно недавно на этой программе не было никаких русских студентов. Потом, несколько лет назад, их стали принимать, но осторожно – по два, в крайнем случае, по три человека в год. Теперь русские себя зарекомендавали, и организатор программы Nacel International хочет, чтобы их стало больше. Суть программы проста – это стажировки в парижских отелях для тех, кто работает или только учится и собирается работать в гостиничном бизнесе.
Согласно желанию студента, программа может длиться от двух до шести месяцев. Но первые два месяца обязательны – это тренинг, который каждому предстоит пройти. После тренинга студент волен покинуть Париж или остаться на практику, чтобы проверить качество краткого курса.
Обязательный тренинг предполагает азбучные знания. Но это азбука из четырех ступеней. Первые две недели посвящены кухонному менеджменту, той части отельной и ресторанной работы, которая не видна посетителю, заказавшему легкий завтрак или громоздкий обед. Двухнедельная программа включает изучение таких премудростей, как заказ продуктов, работа со складом, составление меню и калькуляция блюд. Новичок узнает, в каких случаях за вином надо бежать на рынок, а в каких – в знаменитые магазины Nicolas.
Следующие три недели посвящены изучению ресторана, точнее, его внешней, очевидной для посетителя стороны. Студентов будут учить сервировке столов и подаче блюд, закупке продуктов и составлению винной карты, растолкуют особенности VIP-обслуживания. На третью ступень – изучение механики гостиничного дела (бронирование номеров, прием и обслуживание гостей, ведение счетов) – уйдет еще 14 дней. В довершение студенту суждено подняться над суетой портье и разобраться в том, как устроен отель, как действуют и пересекаются самые разные его службы. Этот же «взгляд свысока» будет предложен и в последнюю неделю тренинга, которая посвящена гостиничному менеджменту и бухгалтерии.
Программа ждет молодых участников в возрасте от 18 до 27 лет. Им нужно знать английский или французский. Причем это тот редкий случай, когда французский предпочтительнее. Без него стажер лишится одной из возможностей – ему не разрешат работать в ресторане.
//образование
-----------------
Работа и учеба в Ирландии для россиян
"i" (N6 от 25.02.2003)
Московская компания «ITA-A» предлагает своим клиентам широкий всесторонний спектр программ в Ирландии на 2003 год. На выбор предлагаются программы изучения английского
языка, курсы General English, ESP, подготовка и сдача экзаменов IELTS, Cambridge, каникулярные туры для школьников и студентов от 2 до 40 недель, специализированные программы стажировок по специальности, популярное направление «гостиничный бизнес», новую программу для программистов, есть специальные предложения для студентов, школьников и взрослых на лето 2003 года. Все предлагаемые языковые центры аккредитованы Департаментом образования и науки Ирландии, что гарантирует высокое качество обучения, квалифицированный преподавательский состав, признанную сертификацию по окончании курса, удобное расположение школ. Это обеспечивает и положительную оценку со стороны наших клиентов, которые принимали участие в данных программах ранее.
В распоряжении студентов всегда библиотека, доступ в интернет, помощь координаторов школ и, конечно, общение со студентами со всех уголков мира. Именно на лето организуются программы для взрослых и детей, включающие помимо занятий активный отдых, экскурсионные поездки, великолепную познавательную программу. Кроме того, по желанию клиентов можно организовать легальную трудовую практику студентов во время курса изучения английского языка. Что, несомненно, будет хорошим дополнением для компенсации материальных затрат на проживание и дополнительных расходов, которых в Ирландии очень много, от огромного числа соблазнов в виде сувенирных магазинов, развлекательных и торговых центров до традиционных ирландских пабов.
Тем не менее не стоит забывать установку Министерства юстиции Ирландии: основная цель вашей поездки – обучение, а возможность языковой практики – это лишь приятное дополнение. В общем, у участника программ имеется полная возможность не только выучить английский язык, познакомиться с интереснейшей древней и современной культурой Ирландии, но и
применить полученные знания для дальнейшей карьеры после возвращения из Ирландии. По оценке клиентов нашей компании, более половины
из них смогли применить полученные знания для работы на своих предприятиях после возвращения. Что касается студенческой и школьной аудитории, то, по их мнению, после успешного завершения курса обучения в Ирландии и получения сертификата языкового центра заметно улучшилась успеваемость, а кроме того, возрос престиж в глазах преподавателей и, конечно, сверстников. И появились интересные предложения со стороны российских работодателей.
Клиентам, которых непосредственно интересует только трудоустройство (легальное) в Ирландии, предлагается программа с оформлением рабочего разрешения Министерства труда Ирландии по интересующей специальности. От кандидатов требуется опыт работы в данной сфере, отсутствие криминального прошлого, приветствуется знание английского. Большим плюсом является наличие рекомендаций. Не стоит забывать, что данный вопрос подразумевает подробный и тщательный отбор, проверку предоставленной информации, поэтому минимальный срок оформления составляет не меньше 3 месяцев. Срок востребованных вакансий вы сможете уточнить у сотрудников компании.
Что касается получения въездной визы (это самый животрепещущий вопрос для российских граждан), то, по мнению официального представителя посольства Ирландии в Москве, единственным важным критерием для рассмотрения дела является честность и «прозрачность» клиента, который хочет принять участие в любой из предлагаемых программ.
Все ирландские языковые школы и колледжи готовы предложить российским клиентам самый широкий выбор программ. Со своей стороны, компания «ITA-A» готова помочь своим клиентам в реализации их планов. В офисе фирмы опытные координаторы помогут вам подобрать индивидуальную программу, решат вопрос размещения на территории Ирландии, организуют вам гарантированную встречу в аэропорту, ответят на все ваши вопросы – и во время оформления, и во время пребывания на территории Ирландии. Кроме того, оформят обязательную медицинскую страховку, забронируют авиабилет по самым выгодным тарифам. Прием заявок и документов на летние программы и специальные предложения – в офисе компании с 24 февраля 2003 года.
//работа
---------------------
Пенные странствия
Сергей ДУНДИН (N6 от 25.02.2003)
О пиве можно говорить только серьезно. Понятно, что такое утверждение вызовет скепсис у стандартного любителя этого напитка: еще чего, о самой веселой, самой раскрепощающей, самой объединяющей пьянительной субстанции – и всерьез? И тем не менее, настоящее пиво – вещь строгая и конкретная. Нет, конечно же, все, что связано с его питием, застольями и пивными байками, – здесь каждый волен говорить, что ему на язык ляжет.
Но не о самом пиве.
Один мой приятель вообще делит мир на цивилизованные и дикие страны по степени пивной культуры. «Деление условное, – говорит он, – но я точно знаю, что страна, где делается классное пиво, никак не может быть дикой.» Будем надеяться, человек за свои слова отвечает.
Итак, в путь – по пивным маршрутам, которые, как это ни грустно, отказываются проходить через наше отечество. Нашими «чичероне» будут вышеупомянутый сторонник пивных культур Михаил Калишевский, Константин Курочкин, долгое время проработавший в советском торгпредстве в Чехословакии, и Владимир Страхов, знаток практически всех видов пива, выпускающихся в мире.
Начнем с самой цивилизованной, если придерживаться теории моего друга, страны.
ЧЕХИЯ
Поначалу о том самом «серьезном» – пивной теории и нормативной базе.
Согласно чешскому госстандарту, пиво классифицируется по экстрактности начального сусла: от 8% до 10% (примерно 3% алкоголя) – это «разливное», от 11% до 12% (около 4% алкоголя) относится к типу «лежак» (выдержанное), от 13% и выше – «специальное». Кроме того, есть пиво для диабетиков, легкое, низкоалкогольное и безалкогольное.
Стандарт устанавливает также и различные сроки хранения для всех видов пива, но они слишком подробны и скучны. Определим лишь границы – от 7 дней до месяца (строго при температуре 7-10 градусов по Цельсию).
Далее будем руководствоваться «Инструкцией по уходу за пивом» Пльзеньского пивоваренного предприятия, при соблюдении которой производитель гарантирует качество пива (обратите внимание на нежное «по уходу»).
1. Проделав 85-километровый путь от Пльзеня до Праги в металлических бочках (реже в деревянных – по индивидуальному заказу), пиво поступает в питейное заведение в «разбитом» состоянии (тряска, болтанка, то да се), что плохо сказывается на его качестве. Правила не допускают продажу пива «с колес», а требуют обеспечить ему право на как минимум 24-часовой отдых для дображивания и восстановления вкусовых свойств.
Старопражские «пивняки» – «У двух кошек», «У черного вола», «У Пинкасу», «У воеводы», «У золотого тигра», «У старой ратуши» и др. – конечно, соблюдают эти традиции. У мелких же заведений из—за нехватки складов и оборотных средств порой возникает соблазн подать пиво «с колес».
2. Инструкция также требует традиционного способа хранения пива. Склеп (пивной подвал, склад) для бочкового пива должен быть без солнечного света, сухим, чисто выбеленным, иметь стеллажи для бочек и канавки для стока воды, хорошо проветриваться, не иметь иных запахов, кроме пивных. В нем нельзя хранить другие продукты. Температура пивного склепа должна поддерживаться на уровне 7-10 градусов Цельсия.
3. Протяженность трубопроводов от бочки до крана должна быть сведена к минимуму, иначе придется увеличивать давление для подачи пива – что опять же может «разбить» его структуру и изменить вкусовые качества. Система трубок обязательно промывается до начала работы пивной и при смене бочек разных товарных партий.
4. Наиболее ответственный и сложный процесс – это розлив пива по кружкам, где важную роль играет «человеческий фактор», то бишь работник на розливе, «вычепник». Пиво при розливе должно иметь все ту же температуру – 7-9 градусов. Кружка сразу наполняется максимально (при наличии нормативного давления в кране), избыточная пена поверх краев снимается лопаточкой, а затем следует еще один долив, последний, с шапкой пены. Это можно сравнить с пароходным гудком – «один длинный, один короткий».
Если «вычепник» многократно наполняет кружку и долго отстаивает пену, то вкус пива будет наверняка не тот. Виной всему этому может быть и пиво «с колес», и неотрегулированное давление в трубопроводе, и не та температура, и неумелость «вычепника».
По правилам кружка держится под наклоном, струя пива направляется с высоты 2,5-3 сантиметра над ее краем по стенке. А уж «разбивать» пиво, направляя струю на дно кружки, – это вообще преступление.
Процедуру эту посетителю пивной проконтролировать трудно. Исключение составляют так называемые «форманки» (производное от бытового «форман» – кучер): здесь посетитель находится рядом со стойкой и видит, как действует «вычепник». Еще тридцать лет назад, если кто—то ловил разливальщика на «разбитом» пиве, можно было сказать: «пей сам». Моментально следовала молчаливая замена кружки. Думается, среди чехов подобная реакция бытует и сегодня, ну а иностранцы – да кто ж из них все эти тонкости знает?
Кружки должны быть из прозрачного стекла и содержаться в идеальной чистоте (их промывают 4-5-процентным раствором соды в 40-50 градусов, затем споласкивают холодной водой). Только чистая поверхность кружки способна удержать пену. Если после каждого глотка на кружке остается пенное кольцо, то это признак ее чистоты.
Еще на заметку. Строгое соблюдение правил «по уходу» за пивом исключает так называемую выездную торговлю – ярмарки, базары, банкеты, летние павильоны, передвижные киоски с их пластиковыми стаканчиками. Не мечтайте, настоящего чешского пива здесь вы не встретите. Инструкция обращается со своими правилами исключительно к питейным заведениям, функционирующим на постоянной основе.
Ну и последняя «серьезность» – чешские правила пивопития. Нельзя смешивать один сорт пива с другим или другими напитками (исключение – бехеровка, но о ней позже). Нельзя переливать пиво из одной кружки в другую, чтобы не «разбить» его. Обратите внимание, что чех, берущий разливное пиво домой, никогда не нальет его в одну большую емкость, а понесет в 4-6 кружках на специальном подносе или в корзине. Чешский профессионал, как правило, руководствуется традиционным правилом пивопития и делает это следующим образом: пиво пьется в три глотка, три шнита (по-немецки – шаг). При первом выпивается половина кружки, при втором – половина оставшегося, при третьем – остаток.
Такой способ и опыт пьющего позволяет дать настоящую оценку пиву, поскольку в этом случае вкус определяется задней полостью рта, вкусовыми клетками на корне языка. После двух-трех кружек чех обычно использует вариант «семь-десять шнитов». Но это когда в пивной уже наступает время телевизионных спортивных программ либо время бесед о детях-оболтусах, ремонте машины, о состоянии пивной отрасли, о беспределе русской мафии и т. п.
И наконец: нельзя разбавлять недопитое пиво свежим.
Да, чешское пиво лучшее в мире – об этом писали-переписали. Но прежде всего это касается элитного светлого 12-процентного «Пильзнер урквел» («Пильзенский праздрой») и «Будвайзер», который варят на заводе Будвар в Чешске Будеевице. Эти две марки имеют мировую известность и продаются в других краях только в оригинальном исполнении. Пивоварни, выпускающие эти марки, не передают другим права на их выпуск по лицензиям. Чего не скажешь о пражском смиховском «Старопрамене», который нынче варят и в Калуге. И варят, после снятия лицензионного надзора, преотвратно.
«Пильзенский праздрой» – уникальный напиток. Немцы – тоже знатная пивная нация – во время второй мировой войны пытались повторить его у себя на родине. Даже вывозили с чешского предприятия его мягкую артезианскую воду. Ничего не получилось: в подземных хранилищах пивоварни в Пльзене, где пиво бродит и дохаживает, чтобы получить качество «лежака», «погоду» задавала грибковая плесень, создающая своеобразный климат. Помимо «Урквела» в Пльзене также делают знаменитый «Гамбринус», давший свое название бесчисленному количеству пивных по всему миру.
Впрочем, некоторые из знатоков утверждают, что в Праге есть просто хорошее пиво и очень хорошее: маркой и сортом это не определяется. Все зависит от места. Одно и то же пиво на окраине столицы и в ее центре может быть совершенно разным. На окраине обычно подается просто хорошее пиво, как, скажем, в Германии, – не более того. А вот в центре есть несколько пивняков, где пиво выше наших плебейских похвал. Приготовьтесь к тому, что эти заведения чаще всего оформлены неказисто, сидят здесь в основном «свои» – они в ленивом недоумении поводят глазами на всех пришедших «с улицы». Но в таких заведениях и пиво, и закуска существенно дешевле, чем там, где колготятся толпы туристов.
Вообще, перечислять все здешние знаменитые пивняки – дело пустое: откройте любой путеводитель по Праге, там все о них давно рассказано. Но еще раз не назвать райские пивные места этого одного из самых прекрасных городов мира было бы просто свинством. Итак: «У черного вола» рядом с Пражским Градом (здесь вечный гвалт двух громадных залов, дым коромыслом и отменные «Пильзнер урквел» и «Велкопоповицкий козел»), «У мидвидку» (с распрекрасным «Будвайзером»), «У двух кошек» (с «Пильзнер урквел» и громадными шницелями, состоящими из двух лопат мяса, обжаренными в панировочных сухарях), «У кату» – «У палача» по-русски (студенческое тусовочное место с официантами в кожаных фартуках, с орущими байкерами, рокерами, с тлаченкой, похожей на русский холодец под уксусом и луком, и с чудным «Велкопоповицким козлом»), «У Швейка» – крошечная, с тенями Гашека и его героя, пивная, вход в которую сбоку от основного заведения, огромного, довольно дрянного ресторана «У калиха», неправомерно присвоившего себе знаменитое гашековское название, «У супа» (со светлым единственно крепким в Чехии 14-процентным «Специалом» из своей пивоварни), колоритные «У новоместского пивовара», «У староместского пивовара», «У святого Томаша», «Рудольфинум», «Яма»...
Отдельная категория пражских заведений – пивняки, ориентированные на туристов. Из этих обязательно надо посетить «У Флека» – огромная пивная со внутренним двором, садом, столами на улице. Здесь подают «Флековский лежак» – обалденное черное пиво, чуть горьковатое и какое-то круглое. То есть ощущение от него такое, будто ты проглатываешь пивной шар.
Есть среди прочего две вещи, которые было бы неплохо знать странствующему по Чехии любителю пенного. При заказе пива в кабаке можно выбрать не только марку пива, но и его плотность, скажем, взять для себя «Крушовице» (мягкое пиво, которое варят в небольшом городке на полпути между Прагой и Карловыми Варами) 10-процентной плотности, а для своей спутницы ту же марку– но 8-процентное (дамы обычно предпочитают послабее). Причем менее плотного пива может не оказаться, и ты с обиженным, но вполне понятным для официантов видом можешь спокойно покинуть заведение.
В менее презентабельных пивных, когда тебе приносят пиво и закуску, расплачиваешься сразу. Это делают для того, чтобы клиент мог соразмерить свои финансовые возможности для следующего заказа.
Среди русских существует байка, что чехи пиво с рыбой не пьют: якобы рыбный запах, если паче чаяния кто—то из иноземцев попил пенного с прихваченной рыбкой, с кружек не отмоешь, а посему их просто разбивают и выбрасывают. Наверное, к нашей вонючей вобле у чехов презрение есть. Но вообще-то в каждом пивном заведении есть традиционный карп, судак, а если пивная разрядом повыше, то там найдете и форель с лососиной. Хотите рыбу? Пожалуйте в рыбный ресторан «У Бетлемской капле» (Старе Место), в «Рыбий трг» (там же, Тынский двур), в пивную Союза чешских рыбаков (Мала Страна), расположенную в старом двухэтажном доме с убогим интерьером периода до первой мировой войны.
К упомянутым закускам можно добавить: «клобаска моравска запекана», длинная недурственная шпикачка; соленые роглики; топинки, поджаренные ломтики темного хлеба с чесноком; копченые свиные ребра; брамборовы плацки, картофельные оладьи.
И учтите, после первых двух дней обильных пивных возлияний и объедений в ваших глазах появится осень, а в душе – меланхолия, крайне недостойная Праги. Лекарство от этой беды есть: бехеровка, 38-градусный ликер из Карловых Вар. Обратите внимание, в пивницах официанты на своих подносах разносят не только кружки с пивом и еду, но и маленькие 50-граммовые рюмочки с бехеровкой. Глоток этого напитка производит сказочное санационное действие. Две кружки выпил – проложи бехеровочкой, потом опять пару пива – и еще рюмочку... И настроение, и пивная «производительность» резко повышаются.
Правда, бехеровку надо пить тоже по науке: вливать ее надо сразу на корень языка. Если она попадет на кончик языка, будет щипать – конечно, нестрашно и недолго, но на какое-то время это помешает ощущать вкус пива во всей его чистоте.
Поутру, если похмелье все же скрутит вас, рекомендуется пропустить рюмочку все той же бехеровки или съесть в одном из заведений чесночный суп – оттянет по первому разряду.
Но есть и другой, более эффективный рецепт – суп из рубцов говяжьего желудка с кучей всяческих специй. Называется он «Дршткова полевка». Найти его можно в заведениях третьего разряда, реже второго, либо в «едальнях» (столовых) на окраинах Праги. В свое время такая небольшая столовая, широко известная среди дипломатов стран Варшавского договора и в местных партийных кругах, была за зданием ЦК КПЧ, на углу Климантской и Млшнарской. Открывалась в 7 часов утра и перед началом рабочего дня, особенно по понедельникам, заполнялась народом. Для пражских партфункционеров призыв отведать «полевки» зашифровывался словами «необходимо посоветоваться с партией».
ГЕРМАНИЯ
Пивная культура этой страны, по мнению многих экспертов, все же несколько ниже, чем в Чехии. И это при том, что практически 40% всех пивоваров планеты работают в Дойчланде. И при том, что здесь пива пьют больше, чем в любой другой стране мира: ежегодно среднестатистический немец выпивает по 140 литров пенного напитка.
Тут пиво – «главный участник» всех торжеств и праздников – и народных, и государственных.
Но вот что очень любопытно: суперконцернов по производству пива в Германии вообще нет. Любой немецкий бюргер предпочитает марку пива, выпускаемого в его деревне, международной марке пива.
Наиболее популярной среди многих немецких пивоваров является Pilsner, изобретенный в 1550 году в чешском городке Пльзень. Этот сорт пива до сих пор остается самым продаваемым не только в Чехии, но и в Германии. «Пильзнер» здесь любят за его светлость и слабую алкогольность, он легко усваивается и способствует хорошему пищеварению.
В то же время на севере и северо-западе Германии многие пивоварни производят только одну марку пива, но зато в огромных количествах. А самое распространенное из них – Warsteiner, которого варят около 20 миллионов литров в год. За ним идут Коnig, Вitburger, Каrlsberg (не путать со знаменитой маркой пива датской пивоварни, экспортирующей свое пиво под названием Carlsberg) и Krombacher.
Вдоль великого Рейна раскинулось самое что ни на есть пивное царство. Здесь работают пивоварни, которые больше всего пекутся о том, чтобы их сорт имел свой особый вкус.
Самым же пивным городом страны издавна считается Дортмунд, название, может быть, мало что говорящее русскому, но только не немцу. Пивной центр этой своеобразной столицы – разумеется, DAB (Dortmunder Aktien Brauerei – Дортмундская акционерная пивоварня).
Второе пивное место среди немецких городов занимает Дуйсбург с его знаменитой пивоварней Коning, выпускающей одно, одноименное, пиво, известное всему миру. Konig существует более 130 лет и уже пять поколений находится во владении одного и того же семейства. Пиво простое, горькое, с большим содержанием дрожжей, но варится по суперсовременным технологиям.
Третьей знаменитой пивной буквой «Д» на карте Германии является Дюссельдорф, экономический центр Рурского района. Он же является и центром Alt Bier («Старое пиво»). Самыми классными марками пива Аlt специалисты считают: Schlosser Alt (цвета янтаря), Gatzweilers (довольно сладкое пиво) и Hannen Alt (изготавливается в Мюнхен-Гладбахе). Немецкий Аlt отличается мягким вкусом и высоким содержанием дрожжей. Любые марки этого сорта – менее фруктовые и менее кислые.
В Баварии большинство пивоварен находится в ее северо-восточном районе – Франкене, который славится своим оригинальным пивом. Тут варят самое крепкое немецкое пенное – EKU 28. Этот сорт содержит 13,5% алкоголя – всего на несколько десятых долей процента меньше, чем швейцарское пиво Samichlaus. Но самый необычный напиток Франкена – несомненно, Rauchbier – «копченое пиво» из Бамберга (для этого пива солод высушивают на дубовом дереве).
Франкен знаменит также сортом плотного пива Eisbock, получаемого путем замораживания – так добиваются более высокого содержания алкоголя в напитке. Главная же особенность этого района в производстве пива – изготовление его с помощью пара. Например, пивоварня Maisel в Беаритсе выпускает передержанное Dampfbier (пиво на пару).
Жители Баварии – не только лидеры в пивопитии по всей Германии (240 литров в год на каждого взрослого), но также первые в области поглощаемых ими разновидностей сортов пива. Самые изумительные из них подаются в Bierhalle – пивных заведениях Мюнхена, рассчитанных на несколько тысяч человек. Самая гигантская пивоварня, Mathaser в Левенбрау, располагает 15 залами, в которых одновременно могут пить пиво ни мало ни много 5.000 человек.
В Германии практически всюду можно отведать и «вайсбир» (белое пиво). Это перебродившее пиво, состоящее на 25-50% из солодовой ржи. Оно отличается тем, что содержит не более 3% алкоголя, а также отсутствием всяких добавок. «Вайсбир» кисловат, не горек и содержит немного хмеля для увеличения срока хранения.
Белое берлинское пиво едва фильтруют (в бутылке остается часть дрожжей), и оно продолжает бродить, поэтому пробка вылетает, как из шампанского. Берлинцы пьют его из больших круглых стаканов, иногда добавляя фруктовый сироп – малиновый или клубничный, – чтобы было не так кисло.
Нефильтрованное пшеничное пиво, в отличие от вайсбир, делают на основе пшеницы. Яркими представителями такого пива являются знаменитые марки Paulaner.
Гордость Германии – большие пивные праздники. Они фонтанируют реками превкуснейшего пива, обрушиваются грудами свиных рулек, сосисок, сарделек, тушеной кислой капусты и соленых тминных калачей, гремят литровыми кружками – «массами» и подкованными ботинками, выбивающими дробь баварской чечетки «шупплатль», оглушают грохотом бравурной музыки, ревом и свистом раскачивающихся, танцующих, обнимающихся, поющих про «веселье и уют» немцев и туристов со всего света. Это пивное безумство должен хотя бы один раз в жизни пережить каждый, кто называет себя любителем пива.
Самый известный и бурный праздник пива – это, конечно, Октоберфест, который ежегодно проводится в Мюнхене. В течение двух недель огромное поле недалеко от центра города служит местом действия этого пивного буйства. А начало ему было положено в 1810 году, когда баварскому принцу пришлось устроить большой праздник, чтобы ублажить подчиненных и жениться на прусской принцессе. С того времени праздник проводится каждый год и все время ширится: в последний раз в нем приняло участие около 7 миллионов человек.
На время Октоберфеста пивоварни Мюнхена устанавливают огромные пивные балаганы на десятки тысяч сидячих мест, и еще почти столько же обычно собирается в проходах. В центре сооружается сцена для традиционного оркестра. Праздник проходит всегда одинаково: первые посетители появляются уже днем, затем обстановка накаляется, играет оркестр, и вся собравшаяся толпа время от времени встает, чтобы прореветь: prosit! (на здоровье!). А заканчивается он каждый день ровно в 22.45. Такое впечатление, что в этот момент чудо внезапно захлопнулось: музыка прерывается, огни гасятся, и хмельная толпа безропотно расходится. Спокойствие и тишина удивляют не меньше, чем царившее десять минут назад пивное безумие. А на следующий день все начинается сначала. (Более подробное описание Октоберфеста см. в материале Михаила Калишевского «Строить, пиво варить, свинячить» – в № 37 «i» за 2002 год.)
Пивные праздники проводятся не только в Мюнхене, но и во многих других немецких городах. Например, в Ганновере или в Рейнской области. В Ганновере находится один из крупнейших выставочных комплексов мира Deutsche Messe AG, где в течение года проводятся 12-14 крупнейших выставок. На территории выставочного комплекса расположен один из самых больших пивных ресторанов мира Munchner Halle, который пользуется большой популярностью среди участников и гостей выставки. Ресторан вмещает до 4.000 посетителей. В Ганновере также находится один из старейших ресторанов Zur Eiche, который ведет свою историю с 16 века.
АНГЛИЯ
Это, пожалуй, третья пивная страна. Конечно же, практически любой материковый европеец, разбирающийся в пиве, усмехнется, прочтя это: какое же там пиво, там – эль... Но тем не менее Туманный Альбион занимает третью ступеньку в мире по количеству выпиваемого пива на островную душу, вот это—то обстоятельство и дает нам основание причислить его к третьему пивному раю. В Англии действительно не так много общенациональных сортов светлого пива. И, как ни странно, светлым пивом номер 1 в Великобритании является австралийский «Форстерс», который, впрочем, не завозят с Зеленого континента, а варят у себя – на заводе в Эдинбурге.
Количество элей (пиво из ячменного солода, густое и крепкое) здесь просто не поддается исчислению, ибо почти в каждом доме есть своя минипивоварня. Понятно, что там пиво варится не на продажу, но и в питейных заведениях, подсчитывая сорта эля, вы собьетесь со счета. Общее у всех видов английского пива – то, что оно очень мало пенится. Встретите вы здесь и совсем легкий напиток – шенди: смесь бочкового пива или лагера (аналог «Пилзнера», пиво возрастом от 6 недель до полугода) с лимонадом.
Так вот, английские пивные традиции уходят в глубь веков, и в здешних пабах можно найти совсем древние разновидности подлинного британского эля. Правда, настоящие его ценители предпочитают фри—хауcы – пабы, не связанные с конкретной пивоварней. Крупнейшие пивоваренные заводы – «Янгс» (варит крепкое пиво «Уинтер Уормер») и «Фуллерс».
В Англии также популярны ирландские сорта пива – знаменитый «Гиннесс» и «Мерфис» – темный и красный. В Западной Англии большим спросом пользуется другое ирландское пиво – светлый «Килкенни».
Обычно пабы работают по будням и субботам с 11.00 до 23.00, а по воскресеньям с 12.00 до 22.30. Так что рассчитывайте свое время. (Впрочем, не так давно в Англии вышел закон, разрешающий хозяевам пабов самим устанавливать время работы заведений.) Пива здесь, если вам нет 18, не получите, не говоря уже о более крепких напитках. Детей с собой можно брать только в те пабы, где подают еду, – а иначе что им там делать? Впрочем, и женщинам без сопровождения мужчины тоже там нечего делать. Да и с сопровождением-то сомнительно. Паб – мужское место, вот и все.
Пабов в одном Лондоне тьма, и каждый примечателен по-своему. Самое важное для ценителя пива – найти именно свой паб, который без зазоров ляжет на твою душу. Поэтому и не будем давать никакого перечня их названий: поиск и собственное открытие – это главная пивная прелесть туманного Альбиона.
ОСТАЛЬНОЙ МИР
В сравнении с этими тремя китами пивного мира остальной мир – действительно «остальной». Так что пройдемся по нему легкой походкой, оглядываясь лишь на те марки пива, которые достойны внимания в той или иной стране. Но учтите, кое—где и выбора-то попросту нет.
США – это «Миллер», «слабая моча», сорт, столь любимый российскими девушками, «Бад», сугубо патриотический «Буш» (президенту, как говорится, даже не однофамилец) и непатриотические мексиканские сорта «Корона», «Два креста», «Сол», подаваемые обычно с долькой лимона, напяленной на край бокала, а также – канадский «Молсон». И всюду бутылочный и баночный «Хайнекен», «Хайнекен», «Хайнекен»...
Таиланд – «Тайгер», «Лео» и «Чанг» (с двумя слонами). Но тайцы умницы, они всюду подают свои бутылочки по 0,33 в плотном пенопластовом цилиндре, обмотанном цветной изолентой, – в нем пиво остается холодным до тех пор, пока вы его не прикончите. Попробуйте заказать кружку разливного «Карлсберга» или вынуть бутылку из термостакана – буквально через пару минут они станут температуры окружающего пекла.
Израиль – вполне приличного качества «Голд Стар» и весьма посредственный «Маккаби». Импортные марки в стекле и алюминии – без проблем.
Кипр – местного «Кео» и лицензионного «Карлсберга» вокруг что твоего Средиземного моря.
Турция – практически единственный, но зато собственный «Эфес», который сегодня выпускается и в России, но у нас стремительно приравнялся к «Бочкареву».
Греция – запомнилась светлыми «Марафоном» и «Мифом».
Болгария – родные по звучанию «Загорка» и «Каменица», среднего качества. «Астика» поплотнее, и, пожалуй, на любителя.
Италия – два общенациональных сорта «Адзуро» и «Перони». Еще популярно «Моретти». На севере, правда, свои виды пива. Для этой страны характерен пивной гигантизм – отечественные марки продаются в бутылках по 0,66 литра или в литровых «огнетушителях».
Испания – в Валенсии, сразу скажем, своего пива не было и нет. Общеиспанские марки – «Сан Мигель» и «Маоу». Барселона выпускает пиво с необычным испано-бельгийским названием «Эстрелла Дамм».
Португалия – неплохие «Шагреш» и «Супер Бок», на Мадейре – местный «Коралл». Все сорта – светлые.
Австрия – куча своих недурственных пивоварен (немецкая пивная культура сказалась все-таки – думается, австрияки обидятся на это заявление). «Гессер» выпускается уже и в России, а «Зипфер» и «Кайзер» докатились до нас в виде импортных пятилитровых алюминиевых бочонков.
Бельгия – здесь над пивом когда-то начали колдовать монахи и насочиняли немыслимое количество фруктовых его сортов (гадость-то какая, с точки зрения пивного чеха). Как дань их памяти, большинство здешних пивных – в виде монашеских келий. Особый бельгийский шик – это посуда, в которой пиво подается. Например, в изящной стеклянной колбе с круглым дном, поставить на стол которую невозможно. Бельгийское «Стелла Артуа» не нуждается в представлении.
Голландия – «Хайнекен». Всему миру затычка.
Пивка для рывка. А?.. И мир откроется во всей своей нездешней красоте.
//энциклопедия видов туризма
-----------------------
Якутки подались вокруг света
А. Ш. (N6 от 25.02.2003)
ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖЕНЩИНА
«Женщина – тоже человек, и право она имеет!» Примерно под таким лозунгом стартовал кругосветный автопробег семи отважных якутских феминисток, решивших опровергнуть народную мудрость о том, что мощность двигателя обратно пропорциональна количеству баб, присутствующих на возу. Эти укротительницы бензина и домкрата в качестве транспортного средства избрали отечественный автомобиль марки УАЗ количеством две штуки.
Их маршрут проляжет через снега чукотской тундры и льды Берингова пролива, на который они поглядят с самолета, который перевезет их из Анадыря в Анкоридж, потом по хайвэям Канады и Соединенных Штатов, через пучину Атлантики, над которой они промчатся на каком-нибудь романтическом «боинге» до Британских островов, и далее – через Ла-Маншский туннель, дорожные пробки Европы, цепкие руки белорусских пограничников. А там останется всего ничего – несколько тысяч километров родного рассейского бездорожья и разгильдяйства, раскрученного еще автопроектом всех времен и народов под желтым брэндом «Антилопы-гну». На все про все – 80 дней. Чтобы уделать самого Жюль-Верна.
А цели-то, цели у них какие! Если верить пресс-релизам, цель этого кругосветного путешествия не заключается в самом путешествии, она намного глобальнее: «объединение усилий людей мира в решении экологических, экономических и социальных проблем Арктики и Севера, вовлечение женщин разных стран в решение проблем установления мира на планете». Ни мало ни много.
Да, есть женщины в якутских селеньях. И мы были бы уже готовы снять шляпу перед гиперактивным женским началом, если бы перед самым стартом случайно не обнаружилось, кто на самом деле их вдохновил на великие свершения. Оказалось, что в основе этого феминистического порыва, так сказать, лежит... все-таки мужчина! Этот получеловек, или, как выражаются феминистки, «недоженщина». Судя по достоверным сплетням, свой автопробег героические дамы посвящают годовщине работы президента Якутии Вячеслава Штырова, а также 40-летию полета первой женщины в космос. Вот такой гендерный компромисс.
Арсений ШТОЛЬСКИЙ
Фото автора
P. S. На момент сдачи этого номера нам стали известны первые новости непосредственно с маршрута.
Экспедиция из двух УАЗов, сопровождаемых двумя «Уралами», преодолела самый сложный участок пробега Усть-Нера – Зырянка довольно успешно, несмотря на то, что вскоре после старта на участке близ Томпонского улуса произошло первое крушение: машина Веры Константиновой из—за лопнувшего колеса перевернулась, едва не угробив единственного в этой женской экспедиции мужчину – телеоператора компании НВК «Саха».
Женщины оставили его с сотрясением мозга в селении Теплый Ключ.
А экспедиция продолжает свой путь. По нашим расчетам, к настоящему моменту она должна завершить еще один сложный участок Зырянка – Черский (1.120 километров). Хотя кто знает, не было ли в этом инциденте знака свыше и что там ждет впереди?
Надо бы им на освобожденную телеоператором вакансию пригласить шамана. Тогда и без «Уралов» пролетели бы до Зырянки как на крыльях, и через Берингов, и через Атлантику – да и вообще с шаманами веселей.
Будем следить и вам сообщать.
//путешествия
---------------------
Владимир Подольский, директор компании «Бизнес-Сервис»
Никита АЛЕКСЕЕВ (N6 от 25.02.2003)
Американцы дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждаются
Американские компании заинтересованы в приезде из России персонала для сезонной работы в отелях, ресторанах, кафе, парках аттракционов. Работа предлагается как для студентов на период летних каникул, так и для не студентов практически в любое время года. Именно поэтому сейчас так популярны в России программы с выездом по студенческой программе Work and Travel USA, а также программы с выездом по сезонной рабочей визе Н-2В.
Устроиться на работу в США обладателю туристической или какой-либо другой визы, запрещающей работать, стало чрезвычайно сложно. Во-первых, это противозаконно: работодатель, нарушивший закон, будет наказан, нелегальный работник депортирован, во-вторых, срок пребывания по туристической визе В1/В2, как правило, ограничивается 30 днями, и человек, нарушивший этот срок, автоматически становится нелегалом.
В США, как, впрочем, и в других экономически высокоразвитых странах, существует сложная процедура привлечения иностранных работников. Во-первых, американский работодатель должен доказать министерству труда и Службе иммиграции и натурализации США необходимость привлечения иностранной рабочей силы, предоставить доказательства того, что попытки найти американских работников на те же рабочие места оказались безуспешными, во-вторых, проверяется квалификация и опыт работы кандидата, претендующего на занятие определенной вакансии в США. Таким образом, американские власти регулируют приток иностранной рабочей силы, и дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждается экономика.
Желающим легально выехать на заработки в США необходимо понимать, что без знания иностранных языков и без опыта работы в выбранной сфере найти работу с заключением рабочего контракта и с оформлением рабочей визы очень проблематично, даже если это касается неквалифицированного труда в сфере обслуживания. Язык нужно учить, запасаться рекомендациями и как можно раньше начинать оформлять документы. Кроме того, при оформлении американской рабочей визы заявителям необходимо доказывать отсутствие иммиграционных намерений, а именно наличие постоянной работы и семьи.
Работодателя можно пробовать искать самостоятельно, либо воспользоваться услугами лицензированного агентства по трудоустройству.
Вся эта процедура занимает определенное время и предусматривает финансовые затраты. Работодателю проще воспользоваться услугами агентства или юриста и все затраты возложить на работника. Исключения могут быть только для высококлассных специалистов, им в большинстве случаев оплачиваются расходы по выезду и оформлению документов. Большинство же кандидатов должны быть готовы самостоятельно оплачивать все расходы. Увы, это так, все должны понимать, что речь идет о получении статуса, дающего право вам и вашей семье длительное время жить и работать в одной из высокоразвитых стран.
Данные программы могут быть использованы не только для получения дохода, опыт, полученный в американской компании, а также языковая практика помогут вам при получении престижной и высокооплачиваемой работы в России.
//работа
-------------------
Американцы дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждаются
Владимир Подольский, директор компании «Бизнес-Сервис» (N6 от 25.02.2003)
Американские компании заинтересованы в приезде из России персонала для сезонной работы в отелях, ресторанах, кафе, парках аттракционов. Работа предлагается как для студентов на период летних каникул, так и для не студентов практически в любое время года. Именно поэтому сейчас так популярны в России программы с выездом по студенческой программе Work and Travel USA, а также программы с выездом по сезонной рабочей визе Н-2В.
Устроиться на работу в США обладателю туристической или какой-либо другой визы, запрещающей работать, стало чрезвычайно сложно. Во-первых, это противозаконно: работодатель, нарушивший закон, будет наказан, нелегальный работник депортирован, во-вторых, срок пребывания по туристической визе В1/В2, как правило, ограничивается 30 днями, и человек, нарушивший этот срок, автоматически становится нелегалом.
В США, как, впрочем, и в других экономически высокоразвитых странах, существует сложная процедура привлечения иностранных работников. Во-первых, американский работодатель должен доказать министерству труда и Службе иммиграции и натурализации США необходимость привлечения иностранной рабочей силы, предоставить доказательства того, что попытки найти американских работников на те же рабочие места оказались безуспешными, во-вторых, проверяется квалификация и опыт работы кандидата, претендующего на занятие определенной вакансии в США. Таким образом, американские власти регулируют приток иностранной рабочей силы, и дают разрешение на работу только тем, в ком действительно нуждается экономика.
Желающим легально выехать на заработки в США необходимо понимать, что без знания иностранных языков и без опыта работы в выбранной сфере найти работу с заключением рабочего контракта и с оформлением рабочей визы очень проблематично, даже если это касается неквалифицированного труда в сфере обслуживания. Язык нужно учить, запасаться рекомендациями и как можно раньше начинать оформлять документы. Кроме того, при оформлении американской рабочей визы заявителям необходимо доказывать отсутствие иммиграционных намерений, а именно наличие постоянной работы и семьи.
Работодателя можно пробовать искать самостоятельно, либо воспользоваться услугами лицензированного агентства по трудоустройству.
Вся эта процедура занимает определенное время и предусматривает финансовые затраты. Работодателю проще воспользоваться услугами агентства или юриста и все затраты возложить на работника. Исключения могут быть только для высококлассных специалистов, им в большинстве случаев оплачиваются расходы по выезду и оформлению документов. Большинство же кандидатов должны быть готовы самостоятельно оплачивать все расходы. Увы, это так, все должны понимать, что речь идет о получении статуса, дающего право вам и вашей семье длительное время жить и работать в одной из высокоразвитых стран.
Данные программы могут быть использованы не только для получения дохода, опыт, полученный в американской компании, а также языковая практика помогут вам при получении престижной и высокооплачиваемой работы в России.
//работа
-----------------------
Статуи отцов желают детям спокойных снов
Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК (N6 от 25.02.2003)
12 февраля в московском клубе «Б2» состоялся прощальный концерт «Вежливого отказа»: одна из самых интересных групп героической эры отечественного рок—н-ролла заявила об уходе с музыкальной сцены. Лидер «Вежливого отказа» Роман СУСЛОВ сказал, что у членов состава есть другое место в жизни. Сам он, видимо, удалится в деревню и займется фермерским трудом. Корреспонденты «i» Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК обсудили услышанное, увиденное, а также проблемы ностальгии и связи времен.
ХВАТИТ ПЕТЬ ПЕСНИ!
Н. А.: – «Вежливый отказ» – явление экстраординарное. Для России необычное. Эти музыканты – одни из немногих, очень хорошо понимающие, что они делают. Тем не менее дело не только в простом факте: «Вежливый отказ» больше не существует. Группа жила почти двадцать лет, это долго, и нормально, что люди решили заняться чем—то другим. Но их уход, по-моему, – знаковое событие, несмотря на то, что группа Романа Суслова никогда не пользовалась массовой популярностью.
Они ведь делали музыку для достаточно искушенной публики. И все же последний концерт «Вежливого отказа» – это конец эпохи. Причем не только и не столько в истории музыки. Баха слушают уже больше двухсот лет и будут слушать, я думаю, всегда. А насчет поп- и рок-музыки – я сильно сомневаюсь, что что—то останется очень надолго. Однако не в музыке дело. Скорее, в каких-то социальных вещах. Самые важные периоды в рок-музыке – это 60-е годы и конец 70-х – начало 80-х. Понимаешь, мне пятьдесят лет, эту самую музыку я начал слушать году этак в 65-м. Конечно, записи «Битлс», «Ху», «Стоунс» и прочих доходили до нас с задержкой в год—два. Но какая-то синхронность все же была. И эта музыка, в общем-то, незамысловатая, была настоящим откровением. Поначалу я это все воспринимал совершенно инфантильно. Первые влюбленности, пубертальность, все такое... И в текстах этих песенок я вычитывал какие-то потаенные смыслы – английский-то я тогда знал плохо. Потом выяснилось, что по большей части никаких сокровенных смыслов и не было.
И. К.: – Иногда вычитывать что—то, чего на самом деле нет, куда увлекательнее, чем все понимать верно!
Н. А.: – Само собой. Но, кстати, спасибо этой музыке: благодаря ей я до какой-то степени выучил английский. Родители меня заставляли это делать с детства, но я всячески противился. А тут появился важный стимул: понять, что же они поют в своих загадочных, ненашенских песнях? Правильно, что при советской власти эту музыку запрещали, она на самом деле чуждая. От нее всякие странные мысли появляются. А позже, к концу 60-х, рок для меня стал, как для миллионов других, делом более важным, чем музыка и романтические переживания. Это было бурлящее время. Даже в СССР. Пацифизм, Make Love Not War и все такое прочее докатывались и сюда.
И очень важно: в те годы все переплелось. Политика, музыка, философия, какие-то религиозные устремления, литература, изобразительное искусство. То же самое, но в другой форме, происходило во второй половине 70-х и в начале 80-х. До этого был, по-моему, самый провальный период в поп-музыке. Я ее тогда и не слушал. Меня, к счастью, друзья подсадили на классику и авангардную музыку.
И. К.: – А мне как раз музыка 70-х нравится.
Н. А.: – Ну, не знаю... По-моему, хард-рок и арт—рок – ужасно. Хотя, конечно, великолепные музыканты были и тогда. Фрэнк Заппа хотя бы. Или Капитан Бифхарт. Или Velvet Underground. Или Леонард Коэн. Да Дилан тот же. А вот когда появились панк и новая волна, да еще и всякие замечательные люди вроде Лори Андерсон и Нины Хаген, то стало снова интересно.
И. К.: – Андерсон на самом деле появилась в 70-е.
Н. А.: – Да, но до более или менее широких масс ее деятельность дошла этак году в 82-м. И заметь, что в это время все снова сошлось вместе. Та же Андерсон начинала как элитарная художница-концептуалистка и арт-критик, а потом стала звездой, ее пластинки расходились миллионными тиражами. Кинорежиссер Вим Вендерс работал с Ником Кейвом, да и у нас происходили похожие вещи. Возьми Ленинград тех лет – Сережу Курехина с его «Поп-механикой» или деятельность художников из круга Тимура Новикова и Африки, которые часто одновременно были музыкантами.
Тот же «Вежливый отказ»: тексты для него писал художник и поэт Гор Чахал, он же во время концертов устраивал перформансы. Или художники из группы «Мухомор» с их «Золотым диском». Или попозже – «Среднерусская возвышенность». Не говорю уж о фильме «Асса», где главную роль сыграл Африка, а снимался также – в виде негра – басист «Вежливого отказа» Дима Шумилов. И так далее.
Вот к «Отказу» и вернусь. В те времена в Москве они были чуть ли не единственными перфекционистами в музыкальном смысле. Почти все другие о музыке не особо думали, для них важнее был социальный посыл, драйв, тусовка. А у Суслова музыка была кристаллическая. Их поэтому, наверно, и не очень понимали.
И. К.: – Да, культовой группой они никогда не были. А сейчас могли бы стать. Смотри, в Москву очень часто и с большим успехом, по нескольку раз ездят герои новой волны – Tuxedo Moon, The Residents, cобираются приехать Dead Kennedys. Я не уверена, что они пользуются сейчас большим успехом на Западе, у нас – да. У нас сейчас явная ностальгия по 80-м. А «Вежливый отказ» у нас единственная команда, работающая на уровне Tuxedo Moon или Residents.
Но они уходят как раз в момент, когда созрело поколение людей, способных к ностальгии по такой музыке. Причем Роман Суслов говорит, что музыкой он вообще не будет заниматься...
Н. А.: – Из музыки Роман в начале 90-х уже пытался уйти. Занимался фермерством, разводил лошадей. Кажется, ничего не вышло. У нас и с музыкой очень так себе, а с фермерством совсем плохо...
НЕ ДАРИ МНЕ ЛОРИ!
И. К.: – Возможно, люди просто не хотят становиться ходячим объектом ностальгии? И вообще, из ностальгических побуждений можно не мотаться на концерт, а слушать дома записи. Ты тут сказал о Бахе. Это не совсем корректно. Дело не в том, останется ли музыка Баха, а будут или не будут ее играть живьем. Он есть в тысячах вариантов на записях. В конечном счете, то же самое касается и «Вежливого отказа».
Н. А.: – Уверяю, что на Баха ходить будут. Живое исполнение ничто не может заменить. А насчет записей – я, подозреваю, являюсь уникальным человеком. У меня дома уже давно нет никакой аппаратуры, кроме старого кассетного магнитофона, но его я использую в основном в качестве радиоприемника и чтобы интервью расшифровывать. Недавно вполне случайно появились колонки при компьютере, но компакты покупать никакого желания нет, как и рыться в Интернете.
Это я к тому, что у меня ностальгии нет. Меня, знаешь ли, когда-то не взяли в армию по психической статье, психиатр оказался умный и щедрый, поставил отличный диагноз: «7-Б. Психастения с эмоциональной недостаточностью». Типа от меня любви к родине не дождешься... Не знаю, как насчет любви к родине и прочих страстей, но ностальгией я точно не страдаю. Когда-то вся эта музыка для меня была жизненно важна. Потом перестала такой быть. Я не отсекаю этот кусок своей жизни, просто на каком-то этапе мне стали интересными другие вещи.
И. К.: – Ты же когда-то очень Лори Андерсон любил? Давай я тебе все ее диски на компьютере запишу, слушай на здоровье.
Н. А.: – Лучше не надо. Ненароком что-нибудь приключится. Знаешь, из—за Лори Андерсон в свое время «Мухоморов» в армию загребли. Костю Звездочетова на Камчатку, Свена Гундлаха на Сахалин, Володю Мироненко – на ракетодром Капустин Яр.
И. К.: – Это как?
Н. А.: – А так. Приехала в Москву какая-то англичанка, приятельница Севы Новгородцева. И подарила «Мухоморам» первую пластинку Андерсон, Big Science. По-моему, в Москве ее тогда еще ни у кого не было. А «Мухоморы» в ответ этой англичанке подарили магнитофонный «Золотой диск», на котором они под советскую музыку декламируют свои стихи. Он попал к Новгородцеву, очень ему понравился. Сева начал по Би—би—си в своей передаче его крутить в прокладку с Миком Джаггером, Дэвидом Боуи и прочими гиперзвездами. Тут я возвращаюсь к социальной роли поп-музыки, хотя «Мухоморы», конечно, никакие не музыканты... Так вот, пока они занимались мало кому понятным и широким массам совершенно не нужным концептуальным искусством, компетентные органы на их деятельность смотрели сквозь пальцы. Как только они оказались в сознании гэбэшников в сфере масскульта, наказание последовало незамедлительно.
И. К.: – Трогательная история. А Лори Андерсон ее знает? Надо ей рассказать.
Н. А.: – В свое время мы хотели это сделать. Но из совдепии с Америкой связаться было затруднительно. А сейчас, мне кажется, все уже быльем поросло.
Вернусь к ностальгии. Я эту музыку перестал слушать. Иногда, конечно, приятно услышать что—то из любимого. Остаются, разумеется, и продолжают работать великолепные музыканты. Но они – как художник Илья Кабаков. То, что он делает, очень хорошо, он изумительный мастер, но живого интереса у меня уже не вызывает. И меня поражает, почему люди существенно моложе меня слушают музыку, к которой они, в общем-то, не имеют отношения? Потому что это музыка? Или потому что это фиктивная ностальгия по эпохе, которую они просто не могут знать?
ТЕБЯ НЕ УДИВЛЯЕТ, ЧТО ТЫ СЛУШАЕШЬ БАХА?
И. К.: – Почему люди, родившиеся в 80-е, слушают «Битлс»? Странная постановка вопроса. А тебя не удивляет, что ты Баха слушаешь?
Н. А.: – Потому что Бах он и есть Бах. А насчет «Битлс» – сомневаюсь, хотя Стравинский и заявил как—то, что они самые великие композиторы ХХ века, после него, естественно. Думаю, сказал это ради красного словца. Музыка «Битлс» на самом деле очень простенькая и банальная.
И. К.: – Да ну?
Н. А.: – Они и музыканты так себе. Когда что—то надо сложное было на гитаре сыграть, на место Джорджа Харрисона нанимали Эрика Клаптона. А Ринго – симпатяга, но на барабанах играть так толком и не научился. Так что дело не в музыке... Дело и в инфантильной сентиментальности, и в социальных взрывах, и, конечно, в машине шоу-бизнеса.
И. К.: – А по-моему, это такое же искусство, как любое другое, просто строящееся по специфическим законам. Тебя же не удивляет, что люди до сих пор смотрят фильмы Хичкока?
Н. А.: – Хичкок, по-моему, на самом деле великий мастер.
И. К.: – Хорошо, Годар... Чего в нем больше, киноискусства или шестидесятнической идеологии?
Н. А.: – Наверно, идеологии.
И. К.: – И тем не менее люди продолжают смотреть «На последнем дыхании». Ты прав, в поп-музыке не все определяется тем, хорошо ли тот или иной музыкант играет, у кого какой голос. У Джаггера никакого голоса нет, но слушать его приятнее, чем Баскова.
А способность поп-музыки напоминать о том или ином времени и есть важнейшее свойство этого искусства. И не потому, что поп-музыка принадлежит какому-то одному времени, а именно потому что она является очень мощным инструментом для разметки времени. Для сохранения связи времен, если хочешь. Вообще-то это одна из функций культуры.
Н. А.: – Хорошо, перейдем тогда к теперешнему времени. Я не хочу скрываться, наверно, я на самом деле консерватор и даже ретроград. И, конечно, я себе отдаю отчет, что когда-то мои родители были в полном ужасе от того, что я слушал. Какую-то хрень. She Loves You Yeah! Но теперешняя поп-музыка, по-моему, это что—то совсем страшное. Даже персонажи вроде Тома Джонса, Энгельберта Хампердинка и Пол Анки – неужели знаешь такого? – или, не говорю уж о Элвисе, хотя он полный кретин и мерзавец...
И. К.: – У него-то был голос! Почти как у Баскова...
Н. А.: – Ну да. А теперь – совсем какое-то говно немыслимое – вся эта публика типа Бритни Спирс, «Спайси Герлс» и прочих. Даже непонятно, почему и зачем такую пакость раскручивают, и почему именно этих, а не других. Может, поэтому люди и возвращаются к старой музыке? Понимаешь, в 70-м я бы никак не смог слушать Эдуарда Хиля либо Эдиту Пьеху. А сейчас изредка, под настроение, – вполне. Потому что их песенки превратились в предметы археологии.
И. К.: – А черт его знает, может, лет через двадцать я с большим удовольствием буду слушать Бритни Спирс? Не дай бог, конечно. Но я и сейчас уже с большим кайфом слушаю то, что лет десять назад считалось совсем неправильным для слушания. Я как—то испытала массу нежнейших чувств на концерте Duran Duran. Раньше я их не переносила, а теперь оказывается, что и музыка у них трогательная, и клипы хорошие, и чувство времени у них есть.
Н. А.: – Я говорю о деградации. Duran Duran – явно лучше завязшей на наших языках Бритни Спирс. В музыкальном хотя бы смысле. А если о социальности говорить – то все становится каким-то трансгенным, искусственным. Меня борьба геев за свои права лично не касается, но я с уважением отношусь к позиции Frankie Goes to Hollywood – так они, кажется, назывались? – и к прочим активистам подобного рода. Это была позиция. А теперешняя «Тату» – это просто маркетинговый ход. Продукт в полиэтиленовой оболочке.
И. К.: – «Тату» на фоне прочих продуктов, производимых в нашей замечательной стране, – это все-таки качественно. Иначе у них успеха бы на Западе не было. И «Тату» – это вообще не о том, о чем ты говоришь. Надо быть подростком, чтобы слушать этих милых девчушек. А почему люди слушают старую музыку? Думаю, по разным причинам. Кто—то слушает из ностальгии, естественной или придуманной, по какому-то времени. Кто—то – потому что ему эта музыка нравится, неважно, когда она была сделана. Возможно, кто—то через пятнадцать лет будет слушать страшный отстой в пароксизме ностальгии. Но сейчас есть и просто хорошая музыка, которую будут слушать потому, что она хорошая.
СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ
Н. А.: – Наш разговор мы сперва планировали по-другому, в нем должна была поучаствовать совсем юная барышня, представительница уже третьего поколения. Она не пришла. Может, и правильно сделала. О чем с нами разговаривать? Со мной, дедушкой, или с тобой, так сказать, мамашей? А ты можешь слушать новую музыку, которую слушают эти детишки? Я названий большинства стилей этой музыки даже и не знаю, но у меня от нее обычно попросту начинает зудеть в голове...
И. К.: – Теперешняя музыка – это относительное понятие. Я могу слушать Фэт Бой Слима, какую-то электронную музыку. В основном для меня это фоновая музыка, да и современной ее уже назвать трудно: началась она лет десять назад. И делают ее люди постарше меня.
А что касается совсем новой музыки... Очень сложно понять, что в этой музыке совсем новое, а что придумано достаточно давно. Я недавно была на концерте группы «Пятница», это ребята откуда-то из провинции, совсем молоденькие. Им сейчас сулят судьбу самого успешного русского проекта.
Н. А.: – Я их видел по телевизору. Кажется, они откуда-то не то из Харькова, не то из Днепропетровска.
И. К.: – Они поют reggae по-русски, дурными голосами. Вернее, полурегги, полурэп. Главный хит – спетый таким образом гимн Советского Союза. По-моему, отличные люди.
Н. А.: – Видишь, опять какая-то закольцованность. Почему-то совсем юные ребятишки с Украины поют гимн СССР.
И. К.: – Да, изображают из себя Боба Марли и поют гимн, причем со старыми словами – новые-то ни одна собака не знает. А эти – в школе выучили.
Н. А.: – По-моему, это скучно. Все тот же надоедливый постмодернизм... И не могли они по возрасту гимн в школе учить. Украина уже больше десяти лет – суверенная страна. У них там свой какой-то гимн. Ну и пели бы его, как Sex Pistols – «God save the Queen»...
И. К.: – Да нет! По-моему, очень даже весело. Все сразу повставали, потому что танцевать очень захотелось!
Это про новую музыку. А про старую – она же тоже очень разная. Есть Tuxedo Moon, есть Мадонна, есть Ник Кейв и еще много кто. И они делают вполне достойные новые пластинки.
Н. А.: – Но это, повторю, как Илья Кабаков. И Кабакову, и Мадонне, и Джаггеру, подозреваю, приходится снова и снова выходить на публику не всегда по своей воле. Конечно, наверно, иногда им этого хочется, но бизнес устроен так, что они вынуждены это делать независимо от желания. У Кабакова выставки по всему миру расписаны на пять лет вперед. У звезд шоу-бизнеса – такое же жесткое расписание.
И. К.: – А зачем? Заработать еще один миллион?
МЕНЯ ЗДЕСЬ ВСЕГДА БЫЛО?
Н. А.: – Да, заработать еще один миллион. Возможно, он им и не нужен, но это инерция. Они просто «обязаны быть». На них слишком много всего завязано.
Но что касается «Вежливого отказа» – эти ребята не были включены в шоу-бизнес, они никому ничего не должны и потому, думаю, смогли принять решение об уходе.
И. К.: – Ты знаешь, у этого события есть занимательный фон. Я вчера по телевизору наблюдала удивительное явление – Петра Николаевича Мамонова в шоу «Земля – Воздух». Мамонов из шоу-бизнеса выключен был еще больше, чем «Вежливый отказ». Уехал в деревню, крыша у него явно была долгое время сильно отъехавшей...
Н. А.: – В отличие от «отказников», Мамонов – культовая фигура. И благодаря музыке, и благодаря кино, и благодаря театру, и благодаря СМИ, которые им всегда живо интересовались.
И. К.: – Но он многократно заявлял, что из шоу-бизнеса ушел навсегда, что теперь – только деревня и иногда театр. Но теперь он возвращается из деревни, идет на ТВ, получает какую-то попсовую премию за «вклад в историю российской поп-музыки». По новой начинает светиться в СМИ, по-отечески разговаривает с журналистами и явно собирается вернуться. Причем именно в качестве рок-музыканта. Что—то записывает в студии, чуть ли не новый альбом «Звуков Му». То есть он даже не возвращается, а показывает: «меня здесь всегда было».
Уход «Вежливого отказа» и возврат Петра Николаевича происходили внахлест, и это очень интересно. К чему этот comeback Мамонова, если все так хреново и бездуховно?
Н. А.: – Ну да, перед этим он долго рассуждал о греховности рок—н-ролла. Просто Мамонов – культовый персонаж, его все знают, и он знает это. Суслов – не культовый персонаж и тоже это знает.
И. К.: – Ты уверен, что Мамонова знают все?
Н. А.: – Может, и не все, но миллионы, и если не любят, то – знают. Культовость – это же не обязательно появление in corpore, а то, что о тебе почему-то все время говорят.
И. К.: – С «Вежливым отказом» и с Сусловым интересно еще вот что. Эта группа, пожалуй, самая городская из наших групп. Насквозь урбанистическая. И тут – эти лошади и деревня. У Суслова музыка и сельская жизнь совершенно параллельны, они не пересекаются. В отличие от Мамонова: у него это сечется. Он может сказать: «Привет, ребята, я был в деревне, сейчас вернулся и все вам расскажу про деревню и про то, что Господь вас всех спасет». Сельская жизнь Суслова с помощью его музыки, по-моему, совершенно не рассказываема.
Н. А.: – Нужны шоумены и пророки вроде Пети Мамонова и совсем не нужны ответственные музыканты, разделившие жизнь и творчество?
И. К.: – Похоже. Еще, похоже, массам необходимо ощущение «все, что было не со мной, помню».
Н. А.: – Я—то помню то, что было со мной. Я рок—н-ролльную жизнь неплохо знаю не понаслышке, со многими героями этой жизни дружил или общался. К сожалению, некоторые эти герои умерли – такова рок—н-ролльная жизнь.
И. К.: – Они же не настоящие герои! Настоящие все не здесь!
Н. А.: – Так и они уже не здесь. А Майк Науменко, Цой, Сережа Курехин или Башлачев – по-моему, вполне настоящие.
ВЕЖЛИВОЕ ПРОЩАНИЕ
И. К.: – Насчет этих – согласна. Но проблема в том, что ты их знал, а Джима Моррисона – нет. И Моррисон оказывается большим героем, глобального масштаба. А вот последнее появление Романа Суслова было совершенно лишено патетики. На концерте «Вежливый отказ» сыграл все свои главные песни – «Кузнеца», «Статуи отцов», «Икара». Но сыграно это было очень странно. Группа свою музыку на протяжении многих лет играла с огромным количеством вариаций. Были пластиночные варианты, были концертные, были быстрые, медленные или джазированные, панковые, блюзовые версии. И мне было очень интересно, как они это сделают на прощальном концерте. Ведь последнее исполнение – это обычно высказывание на тему «запомните нас такими».
Но на этом концерте монументальности совершенно не было. Началось все с очень долгих и занудных препирательств со звукооператором, попортивших, по-моему, настроение многим слушателям, которым были совершенно безразличны разногласия Суслова и человека за пультом. Публике ведь можно было просто сказать «Статуи отцов», и она бы сама все спела.
Н. А.: – Интересно, Роман с таким же маниакальным перфекционизмом разводит лошадей?
И. К.: – Не знаю. Да, он еще замечательно выглядел на этом прощальном концерте. Джинсы, заправленные в кирзовые сапоги. И концерт долго задерживался, как потом выяснилось, потому что у Суслова не было одежды для сцены. В результате он снял майку с художника Димы Гутова, пришедшего на концерт. Ничем не примечательная красная майка с длинным рукавом. Почему именно эта майка Суслову так приглянулась – понятия не имею. Я тогда просто не представляю, что же на нем было до этого.
В общем, долго длилась эта возня с майкой и установкой звука, а кончилось очень странными версиями песен. На полпути, такой микс всех версий.
Не «запомните нас такими», а попытка вообще стереть память о песне. «У этой песни нет звучания, которое можно запомнить». Такое желание на последнем концерте стереть из памяти поклонников все, что они знают, показательно. Я не знаю, насколько это было концептуальным жестом.
Наверно – да. Потому что операция по стиранию памяти была произведена великолепно. Играли они блестяще, но так, что все ускользало. Эпоха ушла. А объектом ностальгии они быть не захотели.
Н. А.: – Я повторяю, меня даже не сам «Вежливый отказ» интересует, а ощущение конца эпохи, наступления чего-то совершенно иного. Чего?
И. К.: – Куда идем? Время – разное. Куда оно здесь идет – лучше не думать. Куда оно вообще идет – черт его знает, но, кажется, тоже лучше не думать.
Н. А.: – Что делать?
И. К.: – Предаваться ностальгии. Танцевать.
Н. А.: – Неужели нет ничего лучшего?
И. К.: – Есть. Только это словами не выразить.
//ощущение
|