#37, 9 октября 2001 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Разговоры II
"i" (N37 от 09.10.2001)
Дамы и господа, мы тут подумали и решили сделать ЧАТ на нашем сайте. А потом еще раз подумали, и решили, что уж если есть ЧАТ, то "ФОРУМа" не миновать.
ПОЧЕМУ 15.000 НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ВЫБРАЛИ КИПР ДЛЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА?
Антон Круглов (N37 от 09.10.2001)
Кипр - это одно из немногих европейских государств, куда людей с российскими паспортами пускают без визы. Для граждан западных стран средиземноморский остров притягателен практически полным отсутствием преступности. Деловых людей - в том числе россиян - привлекают богатые возможности этой офшорной зоны. Купив здесь жилье, многие из них перевозят на этот тихий, недосягаемый для бесконечных российских кризисов остров, свои семьи. Не удивительно, что на небольшой территории государства сейчас постоянно проживает уже более 15 тысяч наших соотечественников.
Сообщил о террористах – получи визу В США ВВЕДЕНА «ВИЗА ДЛЯ ИНФОРМАТОРОВ»
"i" (N37 от 09.10.2001)
1 октября президент США Джордж Буш поставил свою подпись под новым законом, который принят в виде дополнения к иммиграционному законодательству. Речь идет о так называемой визе S, которую в народе окрестили «визой для информаторов».
Впервые американская виза категории S появилась в 1994 году, в рамках принятого тогда Violent Crime Reduction Act (Закона о борьбе с насильственными преступлениями).
«i» измеряет туристические настроения.
"i" (N37 от 09.10.2001)
ПОВЛИЯЛИ ЛИ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА НА ВАШИ ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Зарплата Au Pair не положена ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«i» (N37 от 09.10.2001)
Анна КОЧЕТОВА из подмосковного Климовска вернулась из Швеции, где она почти год находилась в качестве участницы программы Au Pair. О том, как Анна туда попала и что там делала, она рассказала «i».
Иммиграция: большая победа зависит от внимания к маленьким деталям
Вадим ПАТАШЕВ (N37 от 09.10.2001)
Иммиграция в Канаду… Последние несколько лет эта тема не сходит со страниц профильных российских изданий, не перестает занимать умы профессионалов, специализирующихся на канадском направлении, и будоражить воображение россиян, задумывающихся о смене постоянного места жительства. Вот и семинар, проведенный на днях компанией МИЦ I.C.Servise, был полностью посвящен Канаде, ее иммиграционному законодательству, а также перспективам взаимоотношений иммиграционного ведомства Канады и потенциальных российских переселенцев
Дети и взрослые после катастрофы
Ирина ЛУКЬЯНОВА (N37 от 09.10.2001)
Сбербанк России и Visa International объявляют об открытии международного конкурса детских рисунков «Visa: Олимпийские Фантазии». В двенадцати странах будут выбраны 22 юных победителя конкурса, которые поедут на зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити в США.
Правительство ФРГ готово оставить в стране каждого иностранного студента
Валерия МОЗГАНОВА (N37 от 09.10.2001)
26 сентября германский бундестаг приступил к обсуждению вопроса о принятии нового иммиграционного законодательства страны, в основу которого должны лечь выводы и рекомендации иммиграционной комиссии при МВД ФРГ. Надо сказать, что предложения комиссии, возглавляемой бывшим председателем бундестага Ритой Зюсмут, уже получили высочайшую оценку как в самой Германии, так и за ее пределами: верховный комиссар ООН по делам беженцев назвал их «путеводными и практичными», немецкие предприниматели – «хорошей основой для единых иммиграционных правил ЕС», а Германский союз адвокатов – «крупным успехом».
1
---------------------
Разговоры II
"i" (N37 от 09.10.2001)
Дамы и господа, мы тут подумали и решили сделать ЧАТ на нашем сайте. А потом еще раз подумали, и решили, что уж если есть ЧАТ, то "ФОРУМа" не миновать. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в тестировании этих нововведений и обращаем ваше внимание на то, что и ЧАТ И ФОРУМ находятся в стадии разработки. Именно поэтому нам было бы приятно услышать ваше мнение ( s@inostranets.ru ).
Общайтесь друг с другом и "iностранцами": http://inostranets.boltalka.ru.
Размещайте свои объявления, вопросы, просьбы, предложения: http://inostranets.webforum.ru.
Обращаем ваше внимание, на то, что вся информация в ЧАТе НЕДОСТОВЕРНАЯ!
В недалеком будущем мы планируем проводить встречи с нашими корреспондентами (которые в этот момент могут находиться в любой точке планеты), интересными людьми и устраивать всевозможные конкурсы и т.п. А пока здесь царит анархия, за что заранее просим прощения у серьезных людей.
Хотя на наш взгляд "разгрузить мозги" безответственным трепом иногда полезно ...
Информацию в ФОРУМе может разместить любой, кто зашел на наш сайт. И в этой связи редакция ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!
За недостоверную информацию в ФОРУМЕ редакция "iностранца" ответственности не несет!
На наиболее часто задаваемые вопросы мы постараемся отвечать на нашем сайте http://inostranets.ru, а если "i" уже публиковал материалы по данной проблематике, будем давать ссылку на материал.
Всегда ваши "iностранцы".
-----------------
ПОЧЕМУ 15.000 НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ВЫБРАЛИ КИПР ДЛЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА?
Антон Круглов (N37 от 09.10.2001)
Кипр - это одно из немногих европейских государств, куда людей с российскими паспортами пускают без визы. Для граждан западных стран средиземноморский остров притягателен практически полным отсутствием преступности. Деловых людей - в том числе россиян - привлекают богатые возможности этой офшорной зоны. Купив здесь жилье, многие из них перевозят на этот тихий, недосягаемый для бесконечных российских кризисов остров, свои семьи. Не удивительно, что на небольшой территории государства сейчас постоянно проживает уже более 15 тысяч наших соотечественников.
Причин для того, чтобы переселиться на Кипр, основать здесь офшорный бизнес или просто вложить здесь деньги, у россиян достаточно. Демократическая республика со свободной рыночной экономикой поощряет иностранные инвестиции "мягким" налогообложением и отсутствием таможенных сборов при транспортировке в страну личных вещей и автомобилей. В "наследство" от Британского Содружества, киприотам досталось множество элитных колледжей и международных школ, обучение в которых стоит гораздо дешевле, чем в Великобритании, а диплом признается ведущими университетами мира. По данным западной статистики, Кипр долгие годы остается одним из самых недорогих мест с точки зрения стоимости жизни. Это касается не только цен на недвижимость, но и продуктов питания, медицинского обслуживания, транспорта.
Более пятисот домов и жилых комплексов построены компанией Pafilia Estates Ltd. Работая с иностранными покупателями уже более 20 лет, сегодня Pafilia Estates может предоставить самый широкий выбор новых домов и квартир по самым разнообразным проектам: одно- и двухэтажные, рассчитанные на семью или нескольких владельцев. Исходя из финансовых возможностей клиента, здесь каждому предлагают наиболее подходящий вариант: Так трехкомнатная квартира площадью 70 кв.м. обойдется вам порядка 80 тысяч долларов, а вилла с садом и бассейном - 200-250 тысяч. долларов.
Покупателям всех категорий жилья Pafitia Estates предлагает гибкую систему оплаты, в том числе с рассрочкой платежа до 10 лет, от 8 процентов годовых. Безусловным условием сделки является ее конфиденциальность и безопасность инвестиций. Последнее условие гарантируется тем, что сразу после уплаты клиентом первого взноса документы на оформление прав собственности передаются в Департамент земельных владений Кипра.
В компании уже много лет работает отдел сервисного обслуживания, работники которого помогают жильцам решать бытовые проблемы, начиная от выбора мебели и заканчивая заполнением холодильника продуктами к приезду хозяев. Учитывая, что Кипр является ведущим туристическим центром, “Pafilia Estates” поможет получить доход от недвижимости, выгодно сдав её в аренду в ваше отсутствие.
Получить информацию о строящихся и готовых к заселению жилых проектах “Pafilia Estates” можно в московском офисе компании. Здесь проконсультируют по вопросам оплаты и юридического оформления сделки, а также, по желанию, организуют ознакомительную поездку на остров для выбора виллы на месте. О каком бы доме вы ни мечтали, на Кипре он есть наверняка. Купив его, в новом тысячелетии вы станете гражданином единой Европы.
Официальные представительства компании “Pafilia Estates” работают во многих Европейских странах - Англии, Шотландии, Швейцарии, Германии, России.
Представительство кипрской строительной компании "Pafilia Estates" в России: Москва, Новинский б-р, 20А, тел./факс: (095)252 7777, 252 7776, 761 9119 (моб.), на Кипре: 8 10 (357)9 603 104 (говорим по-русски).
www.pafilia.ru
E-mail: admin@pafilia.ru
/ НЕДВИЖИМОСТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ /
/реклама/
----------------
Сообщил о террористах – получи визу В США ВВЕДЕНА «ВИЗА ДЛЯ ИНФОРМАТОРОВ»
"i" (N37 от 09.10.2001)
1 октября президент США Джордж Буш поставил свою подпись под новым законом, который принят в виде дополнения к иммиграционному законодательству. Речь идет о так называемой визе S, которую в народе окрестили «визой для информаторов».
Впервые американская виза категории S появилась в 1994 году, в рамках принятого тогда Violent Crime Reduction Act (Закона о борьбе с насильственными преступлениями). Иностранцы, которые располагали какой-либо информацией о лицах, замешанных в массовых насильственных преступлениях, в частности, бывших нацистах и лицах, принимавших участие в массовом истреблении людей в современных «горячих точках», могли поделиться своими сведениями с заинтересованными ведомствами США. А в обмен получить визу S, дающую возможность им самим и членам их семей укрыться на территории Америки, а затем и получить там вид на жительство. Понятное дело, сведения о лицах, сотрудничавших с американскими спецслужбами и вознагражденных за это визой S, не афишировались.
После событий 11 сентября решено закрепить существование визы S в базовом законе об иммиграции (Immigration and Nationality Act) и напрямую увязать ее с борьбой против терроризма. Теперь претендовать на визу S могут люди, способные предоставить – как сказано в законе – «критически важную информацию о террористах, террористических организациях, а также личностях и структурах организованной преступности». Установлена и квота на выдачу виз S – 250 штук в год.
/ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ /
-------------
«i» измеряет туристические настроения.
"i" (N37 от 09.10.2001)
"iностранец" приглашает Вас принять участие в опросе.
Высказать свое мнение и узнать мнения других наших читателей можно в разделе "Темы для обсуждения" на нашем сайте.
--------------
Зарплата Au Pair не положена ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«i» (N37 от 09.10.2001)
Анна КОЧЕТОВА из подмосковного Климовска вернулась из Швеции, где она почти год находилась в качестве участницы программы Au Pair. О том, как Анна туда попала и что там делала, она рассказала «i».
– В прошлом году, находясь на перекрестке жизненных дорог – меня уволили с работы, – я наткнулась на информацию о возможности попасть в Швецию по программе Au Pair. Точнее, будучи постоянным читателем «iностранца», наткнулась-то я на нее не случайно. В Швеции я уже бывала – у меня живет там подруга шведка, английский знаю неплохо. В общем – я решила ехать.
Весь процесс оформления проводился лицензированным агентством-посредником. Услуги агентства, разумеется, стоят каких-то денег, но это избавило меня от хлопот с визой и страховкой. Агентство очень оперативно нашло семью, готовую принять меня – видимо, сказалось знание языка и мое образование воспитателя. Итак, в Юшольме (пригород Стокгольма) меня ждало семейство Халлиусов – мать Ева-Лотта, отец Пер и три чудесных белокурых ребенка: Фредрик, Хенрик и Эмма трех, пяти и семи лет соответственно.
Первая неделя – адаптационная. Ева-Лотта устроила для меня «щадящий режим»: знакомила с домом (трехэтажным особняком), зачастую сидела с детьми сама, помогала готовить еду – времени у нее для этого было предостаточно, из взрослых Халлиусов работал только отец. Но его графика придерживалась вся семья – подъем в 7.00, в 7.30 завтрак (йогурт, бутерброды, молоко), приготовление которого впоследствии стало моей должностной обязанностью. После чего детей отводили в школу – Эмму в обычную, а мальчишек в школу Монтессори. Предполагалось, что этим буду заниматься я, но поскольку управлять стареньким «Фольксвагеном» у меня не получилось, ребят отвозила и забирала мама. Я же тем временем отправлялась на языковые курсы.
Поначалу общались мы на английском, а месяца через два—три – исключительно на шведском. Согласно ранней договоренности, за первый месяц обучения я сама заплатила 500 крон (около $50). В дальнейшем платили Халлиусы – по собственной инициативе. А еще они ежемесячно давали 50 долларов на оплату мобильного телефона. Вообще чего они для меня только не делалиѕ Больше всего запомнился рождественский подарок: Халлиусы купили мне билет до Москвы и обратно на новогодние праздники. Это при том, что они мне ежемесячно выдавали почти $350 на карманные расходы! А каждые выходные – еще по $20 на еду, так как в эти дни я не была «привязана» к их распорядку дня.
Возвращалась я с курсов где—то к 12 часам дня – как раз к обеду. Меню стандартное: макароны, полуфабрикатные тефтели или замороженные блины. Приготовить все это мне особого труда и времени не составляло – сварить, обжарить да разогреть. Да, мыть посуду я вызвалась сама. Тоже делов-то – загрузить в посудомоечную машину и расставить по полочкам. Стирка опять же была на мне, точнее – на стиральной машине. А глажка белья мне приносила даже какое-то удовольствие. В утюге, что ли, делоѕ До этого я это занятие ненавидела. Уборкой квартиры занималась приходящая горничная. Иногда случалось, что она заболеет или куда-нибудь уедет, тогда я вместе с Евой-Лоттой наводила в доме чистоту. Мыть полы в детской комнате для Евы-Лотты было в новинку, она их только пылесосила. Пришлось научитьѕ
После обеда к детям приходили друзья, и я носилась со всей этой ватагой до полдника: фрукты, печенье, молоко. А потом вместе с детьми – теннис, плавание, игры. В 17.30 – ужин, после которого всеобщий просмотр детских передач по телевизору. Но я с этого момента была совершенно свободна – спать укладывала детей сама Ева-Лотта.
Что касается свободного времени, то я его проводила точно так же, как и в России. Книги, учеба, театры, ну и, конечно, подруги, которыми я там обросла. Очень часто ездила на велосипеде в библиотеку в Стокгольм – 15 минут, и ты на месте.
А однажды мы даже выехали всей семьей на три дня на Кипр. Целая история приключилась. Из Стокгольма мы вылетели в Копенгаген, где должны были пересесть на прямой рейс до Ларнаки, но Перу не понравился самолет, и мы целую ночь провели в Копенгагене. Утром добрались до Гамбурга и лишь оттуда отправились на «остров Афродиты». Так по пути на Кипр я побывала в Дании и Германии! А еще Халлиусы каждое лето отдыхают в арендованном коттедже на рыбацком острове недалеко от Гетеборга. Я там тоже была, и мне тоже очень понравилось.
Кстати, раньше в этой семье по программе Au Pair уже побывали канадка и соотечественница моих хозяев из провинции. Когда я от них уезжала, Халлиусы сказали, что я была лучше всехѕ Хотя кто их знает – может, они всем так говорят, но обещали приехать в ближайшее время ко мне в гости.
Записал Андрей МОСКАЛЕНКО
СПРАВКА «i»
Идея круглогодичной международной программы Au Pair состоит в том, что девушка, чей возраст должен быть от 18 до 30, живет в принимающей семье на полном довольствии, помогая убирать дом и присматривая за детьми. Рабочее время – 35 часов в неделю. Занятия языком – по 2,5-3 часа в день. Свободное время – вторая половина дня и один или два полных выходных. Это то, что указывается в контракте. На практике же все зависит от семьи. Зарплаты у Au Pair нет. Деньги, которые она получает, называются карманными – от $250 до $400 в месяц (зависит от страны пребывания). Как правило, семья компенсирует и оплату языковых курсов, и расходы на экскурсионные программы.
/РАБОТА/
/ вакансия, вакансии, трудоустройство /
-----------------
Иммиграция: большая победа зависит от внимания к маленьким деталям
Вадим ПАТАШЕВ (N37 от 09.10.2001)
Иммиграция в Канаду… Последние несколько лет эта тема не сходит со страниц профильных российских изданий, не перестает занимать умы профессионалов, специализирующихся на канадском направлении, и будоражить воображение россиян, задумывающихся о смене постоянного места жительства. Вот и семинар, проведенный на днях компанией МИЦ I.C.Servise, был полностью посвящен Канаде, ее иммиграционному законодательству, а также перспективам взаимоотношений иммиграционного ведомства Канады и потенциальных российских переселенцев. Как считает один из организаторов семинара – адвокат МИЦ I.C.Servise Вадим Паташев, ряд вопросов, затронутых в ходе обсуждения, заслуживают особого внимания.
Неофициальная статистика свидетельствует: если взять 100 человек «с улицы», теоретически согласных на переезд в Канаду, и, не прибегая к услугам профессионалов, просто подать их документы в канадское посольство, примерно 80 процентов получат приглашение на интервью. Примерно 15 процентов это интервью пройдут и станут обладателями иммиграционной визы. Если же переложить заботу о подготовке документов на адвокатов (то есть нацеливать людей, что называется, предметно), то пригласят на интервью почти что всех, а проходными в результате окажутся человек 40-45. Другими словами, посредничество профессионалов способно сократить число отказников почти втрое.
Резонный вопрос – почему так происходит? По нескольким причинам, которые лучше всего объяснять на конкретных примерах.
Возьмем для сравнения две должности – директор и технический директор. И та, и другая – руководящие, руководителей в Канаде и без иммигрантов вполне достаточно, стало быть шансы на получение иммиграционной визы у обладателей обеих этих должностей вроде бы равны нулю. Однако в случае с техническим директором все зависит от того, как именно подготовить его документы, на что сделать упор, что «выпятить» – руководящую или техническую сторону его директорства.
Канадская ментальность не допускает соединения обязанностей: директор – это директор, управленец, технарь – это технарь, специалист. А в России ситуация, при которой технический директор является отменным профессионалом и фактически выполняет обязанности главного инженера, – обычное дело. Поэтому грамотно «подать» человека, детально расписать его должностные обязанности, объяснить канадцам, чем на самом деле он занимается на производстве, – значит существенно повысить его иммиграционные возможности.
Другой пример – computer operator и computer programmer. Первый, по идее, не обладает навыками программирования, и потому получает за свою специальность 6 баллов. Второй, напротив, обязан знать языки программирования, уметь составлять программы, и потому «зарабатывает» 25 баллов. Разница в 19 баллов, согласитесь, существенна.
Да вот беда: нередко название вашей должности, указанное в трудовой книжке, полностью зависит от мнения начальника отдела кадров. Кадровик, ясное дело, не обязан быть специалистом в области IT-технологий, не исключено, что ему что оператор, что программист – один черт. А у вас благодаря его необразованности – полный крах иммиграционных перспектив. Так что и здесь вмешательство профессионального адвоката может оказаться единственным выходом.
И это только несколько примеров, которые, возможно, и не отражают всей полноты картины.
Вообще стоит отметить, что канадская иммиграционно-бюрократическая машина требует неукоснительного соблюдения всех пунктиков правил, даже самых мелких и, на первый взгляд, незначительных. Интернет, книжки-инструкции, рассказы знакомых – все это в данном случае не решает проблемы: ориентироваться в деталях может только человек, находящийся внутри системы.
Скажем, канадская сторона предлагает заявителям представить в посольство, помимо жестко перечисленных документов, любые дополнительные документы – какие сам заявитель сочтет нужным. И никаких расшифровок: а что именно имеется в виду? А вдруг кто—то сочтет весомым дополнительным документом техпаспорт собственного телевизора? Тоже, между прочим, документ.
Не менее сложно обстоят дела и со сроками рассмотрения документов. Основываясь на слухах, домыслах, а то и просто вымыслах, претенденты на иммиграционную визу, стремясь сократить сроки ожидания, подают документы кто в варшавское консульство Канады, кто в парижское. Откуда им знать, что в Варшаве давно уже увеличен срок рассмотрения заявлений? Или что сотрудник какого-нибудь немосковского консульства Канады, получив от российского заявителя документы, в которых не может разобраться, волен переслать их на рассмотрение в Москву? Или что набор документов, который требуют от претендентов канадские консульства в Москве, Киеве и том же Париже, чуть-чуть, но все-таки отличается один от другого?
Ну, а самый показательный пример – правила языкового тестирования, которое проводится во время интервью. Пока в Канаде не введено требование о сдаче потенциальными иммигрантами языкового экзамена, поэтому степень владения английским или французским языком определяет сотрудник консульства во время собеседования. Только вот ни в одной инструкции толком не сказано, как именно он будет это делать. А юридические компании, имеющие за плечами огромный опыт и десятки, если не сотни проведенных дел, отлично представляют себе, как все происходит, и могут подготовить своего клиента – если не на все 100, то на 95 процентов.
Одним словом, как незнание закона не освобождает от ответственности, так и незнание иммиграционных требований не избавляет от необходимости целиком и полностью их соблюдать. А глубокими знаниями в столь сложной области, как иммиграция, могут похвастаться только профессиональные адвокаты. Поэтому вам решать, что проще, выгоднее и просто умнее: сражаться с иммиграционной машиной в одиночку или в партнерстве со специалистом, изучившим эту самую машину до винтиков.
/ эмиграция, иммиграция/
/реклама/
----------------
Дети и взрослые после катастрофы
Ирина ЛУКЬЯНОВА (N37 от 09.10.2001)
Американская трагедия 11 сентября затронула всю нацию и не могла обойти стороной школы. Учителям, родителям и системе образования еще предстоит многое сделать и многое понять. Сейчас трудно даже осознать масштаб изменений, которых требует время, однако первые и самые важные шаги уже сделаны.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ
Уже почти месяц, как на интернет-конференциях, образовательных сайтах и в специализированных изданиях (не только в Америке, но даже и в России) обсуждается главный вопрос: как говорить с детьми о трагедии. В США создаются каталоги интернет-ресурсов для родителей и учителей, Национальная ассоциация школьных психологов распространяет памятки о том, как выражается стресс у детей, как к ним относиться, как с ними разговаривать. В школах организуется психологическое консультирование для сотрудников и школьников; органы образования рекомендуют руководителям школ внести изменения в расписание, помня о том, что консультации и работа групп поддержки должны вестись постоянно.
Детям и взрослым одинаково страшно, пишет американская пресса. Плакать необходимо и тем, и другим, но при детях лучше не плакать: они этого боятся – их единственная опора в мире оказывается слабой и беспомощной. Надо позволить детям выражать свои чувства, слушать их, не преувеличивать и не преуменьшать опасность катастрофы, обязательно напомнив, что большинство людей выживает, что детям ничего не угрожает – еще и потому, что все службы страны работают для их безопасности. Нельзя много смотреть новости – это может и усугубить травму, и выработать в ребенке бесчувственность к чужим страданиям. С детьми нужно проводить как можно больше времени – и не только для того, чтобы обсуждать катастрофу, но и ради обычной болтовни, игр и прогулок: дети должны понимать, что мир не рушится.
Дети хотят знать, что от них тоже что—то зависит, что они могут приносить пользу. Некоторые школы сразу включились в общенациональный сбор средств в пользу пострадавших; в религиозных школах проходят общие молитвы. В Оклахоме дети начали операцию Bears of Hope («Мишки надежды»): они собирают плюшевых мишек и рассылают их по начальным школам Нью-Йорка и Вашингтона в знак поддержки. Пишут открытки спасателям. Можно сомневаться в том, насколько это нужно спасателям и начальным школам, однако для самих участников мероприятий это просто необходимо: вместо того, чтобы горевать и недоумевать, они действуют и понимают, что сами могут что—то изменить в сложившейся ситуации.
Многие выражают свои чувства вывешиванием звездно-полосатых флагов – ими сейчас пестрит вся Америка. Однако в обществе уже высказывают опасение, что такой патриотизм поверхностен и неумен. Профессионалы в области граждановедения и социальных наук напоминают о необходимости разъяснять, в чем смысл патриотизма. Маргарет Бренсон, директор Центра Гражданского образования в Калабасас (Калифорния) говорит: «Дети должны не махать флагами, а понимать, почему они патриоты, почему они должны быть приверженцами принципов демократии. Сегодняшние молодые люди до сих пор не испытывали тех катаклизмов, которые выпали на долю предыдущих поколений, так что этот опыт будет для них очень отрезвляющим».
КАК ИНФОРМИРОВАТЬ, НЕ ПУГАЯ
Тяжелую задачу пришлось решать не только учителям, но и издателям прессы для детей и продюсерам детских программ. Time For Kids, дочернее издание журнала Time, решив, что игнорировать катастрофу нельзя, для определения своей позиции консультировалось с учителями по всей стране. В результате на свет появились специальные выпуски для детей разного возраста. Ученикам 2-3 класса рассказывают о героической работе спасателей и планах восстановления разрушенной части Пентагона, о всемирной поддержке, которую получили Соединенные Штаты. Выпуск для детей 4-6 класса включает хронику событий и материалы о ходе расследования. У обоих выпусков на обложке фото: пожарные поднимают американский флаг. Scholastic News пишет о спасателях и планах правительства по защите страны.
Особенно тщательно отбирают фотографии и видеоряд: они должны нести образы надежды. Time for Kids публикует фотографию араба со свечой возле американского флага – профилактика национальной и религиозной ненависти тоже входит в первоочередные задачи. Телеканал Channel 1, вещающий на школы, отказался от кадров с самолетами, врезающимися в WTC – дети и так повсюду это видели. Вместо этого перед школьниками выступил психолог-консультант, детям показали реакцию школьников по всей стране и сюжет о том, как школьники участвуют в спасательных работах. Впрочем, на обложке подросткового журнала Teen Newsweek все же изображены горящие башни-близнецы: в редакции считают, что их аудитория больше испугается, если попытаться замалчивать факт – так что лучше обсудить его спокойно.
Kidspost, ежедневная детская страничка Washington Post, три дня сообщала о происходящем, а потом переключилась на другие темы: «в Аризоне и Нью Мехико выпустили на волю серых волков». Журналисты не считают нужным зацикливаться на горе, хотя не намерены совсем отказаться от этой темы. 17 сентября в письме читателям они сказали: «Все время думать о печальном – ни для кого не хорошо, мы должны дать нашим умам и сердцам передышку».
И ЛЕЧИТЬ, И УЧИТЬ
Впрочем, проблемы учителей связаны не только с заботой о детях. Довольно скверной новостью для всей страны стала учительская забастовка во время национального кризиса. 400 членов федерации учителей в Гранит-Сити (Иллинойс) 12 сентября проголосовали за забастовку и 17 сентября устроили пикет. В центре внимания – вопросы повышения зарплаты, медицинской страховки и т. д. Решение о забастовке далось нелегко, однако все же было принято: «это наше право при демократии», – говорят бастующие. «Нам просто стыдно за них», – комментируют образовательные власти штата. Забастовка продолжается до сих пор. Родители тоже провели свой пикет с требованием вернуться к нормальной работе.
В Нью-Йорке по сей день не работают восемь школ, здания которых или были разрушены при падении Всемирного торгового центра, или заняты спасателями. Школьников временно устроили в находящихся по соседству школах – например, население знаменитой Brooklin Technical High School почти удвоилось за счет трех тысяч студентов из соседней Stuvesant High School. В результате уроки в школе пришлось сократить с 40 до 30 минут, а работать в две смены: бруклинцы учатся с 7.15 до 13.20, а из гости – с 13.20 до 18. Недовольных, естественно, хватает – особенно среди родителей, чьи дети вынуждены возвращаться домой уже в темноте.
В большинстве школ отменены все поездки за границу и путешествия по стране, требующие перелетов; некоторые школы отменили даже местные экскурсии – из соображений не столько безопасности, сколько этики. Школы взялись за обновление планов своих своих действий при чрезвычайной ситуации.
В некоторых школах пришлось перенести общеобязательные тесты, которые сдаются осенью. В Коннектикуте школьники должны были писать их в течение двух недель после 17 сентября, однако тесты перенесли на период с 3 по 19 октября. Это отчасти связано с тем, что многие коннектикутские родители работают в Нью-Йорке, семьи слишком взволнованы и ошарашены, чтобы дети могли хорошо подготовиться. В Индиане и Юте тесты состоялись вовремя. В Индиане их начали утром 11 сентября и решили не останавливать процесс; говорят, школьники были весьма сосредоточены и справились неплохо, но всем, кто получил плохую оценку, разрешено пересдать тест весной, а не на следующий год, как обычно.
Теракты высветили не только организационные, но и содержательные проблемы. Оказалось, что учителям не хватает подготовки, чтобы объяснить школьникам весь комплекс религиозных, экономических и политических проблем, повлекших за собой события 11 сентября. Уже сейчас высказываются опасения, что в школах «будут много лечить и мало учить» – и предложения срочно внести изменения в учебники экономики, географии, политологии, гражданского права. Некоторые издательства в Нью-Йорке вносят изменения в свои учебники по социальным наукам – на последней стадии издательского процесса. Первые такие учебники попадут в Техас.
Уотсоновский Институт Международных исследований в составе Brown University вывесил в Сети список вопросов для обсуждения на занятиях со старшеклассниками и студентами. В числе вопросов – «Почему Соединенными Штатами многие возмущены?»; «Удачно ли сравнение произошедшего с Перл-Харбором? Почему?»
МУСУЛЬМАНСКАЯ УГРОЗА И УГРОЗА МУСУЛЬМАНАМ
После терактов резко возросло число угроз, избиений, применения насилия против исламских школ и мусульманских детей. Девочек в традиционной одежде оскорбляют; в одной из калифорнийских школ нашли письмо с угрозами убить школьников арабского происхождения; в начальной школе в том же штате поспорили, подрались и ранили друг друга двое родителей, мусульманин и немусульманин. 12 сентября вокруг исламской частной школы в Миннесоте обмотали туалетной бумагой все кусты и деревья. В Аризоне убили сикха и индуса, не особенно разбираясь, арабы они или нет. Мусульмане, сравнивая ситуацию со временем войны в Персидском заливе, говорят, что тогда им вообще не давали слова, а сейчас хотя бы прислушиваются. Но слепая ненависть сейчас сильнее и насилия больше – зато больше и сознательных попыток со стороны органов образования выправить положение.
Школы сами звонят в мусульманские и ближневосточные организации с просьбой предоставить информацию об исламе. Некоторые организации посылают в школы своих сотрудников для бесед с детьми и учителями на тему «Что такое ислам и как он относится к недавней трагедии». Министр образования США Род Пейдж разослал директорам школ письмо, где требует «сделать все, чтобы собрания, дискуссии в классе и другая школьная деятельность, проводимая в память о жертвах трагедии, не превращали арабо-американских студентов в мишень для преследования или обвинения».
/ОБРАЗОВАНИЕ/
/ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ/
/учеба, обучение/
---------------
Правительство ФРГ готово оставить в стране каждого иностранного студента
Валерия МОЗГАНОВА (N37 от 09.10.2001)
26 сентября германский бундестаг приступил к обсуждению вопроса о принятии нового иммиграционного законодательства страны, в основу которого должны лечь выводы и рекомендации иммиграционной комиссии при МВД ФРГ. Надо сказать, что предложения комиссии, возглавляемой бывшим председателем бундестага Ритой Зюсмут, уже получили высочайшую оценку как в самой Германии, так и за ее пределами: верховный комиссар ООН по делам беженцев назвал их «путеводными и практичными», немецкие предприниматели – «хорошей основой для единых иммиграционных правил ЕС», а Германский союз адвокатов – «крупным успехом».
За последние годы число иностранных студентов, в том числе и россиян, приезжающих учиться в Германию, выросло многократно. Причиной тому – активная политика по привлечению иностранцев, которую проводят и учебные заведения ФРГ, и само правительство страны; возможность при довольно мягких вступительных требованиях получить высшее образование бесплатно; наконец, право остаться в Германии после завершения учебы, обосновавшись надолго, а то и навсегда в одной из самых процветающих стран Европы.
Естественно, что теперь всех иностранцев, уже поступивших в университеты ФРГ или только собирающихся это сделать, волнует вопрос: сохранится ли все это благолепие после принятия нового иммиграционного закона (а он может быть принят, как уже писал «i», еще до конца 2001 года)? Не содержат ли рекомендации иммиграционной комиссии положений, существенно ущемляющих нынешние права студентов?
Чтобы сразу снять все волнения заинтересованных лиц, отметим: изменяя законодательство в области иммиграции, правительство ФРГ прежде всего ставит перед собой цель привлечь в страну как можно большее число молодых, образованных, квалифицированных специалистов. Понятно, что при таком подходе к делу иностранные студенты, обучающиеся в немецких вузах, становятся приоритетной категорией – особенно если учесть, что немецкая молодежь проявляет все меньший интерес к высшему образованию. В выводах комиссии Риты Зюсмут черным по белому записано: рекомендовать правительству предоставлять вид на жительство в ФРГ всем иностранцам, получившим высшее образование в Германии.
Правда, для этого им придется подтвердить собственную финансовую состоятельность – доказать, что, оставшись в стране, они не сядут на шею государству и не начнут претендовать на социальную помощь в той или иной форме. Пока сложно утверждать точно, но, скорее всего, власти ФРГ не слишком будет волновать, какие именно доказательства предложат им иностранцы – рабочий контракт, заключенный с германским работодателем, документы о какой-либо спонсорской помощи или бумаги о наличии собственных средств. Главное, чтобы эти средства были.
Не исключено также, что студентов, претендующих на ПМЖ на основе рабочего контракта, будут отбирать в рамках квот, определенных той или иной федеральной землей Германии. Администрации земель будут предоставлять в высшие органы списки – каких профессионалов отчаянно не хватает местному рынку труда, а уж правительство начнет восполнять этот дефицит и за счет выпускников вузов, и за счет профиммигрантов из—за рубежа.
В преддверии принятия нового иммиграционного закона в самой Германии и за ее пределами высказывались опасения, что образование для иностранцев может быть переведено на платную основу. Скорее всего, этого не случится. Судя по настроению германских законодателей, равноправие своих и чужих граждан в образовании будет сохранено, так что иностранцы и дальше смогут учиться в ФРГ бесплатно.
Другое дело, что и сейчас это удается далеко не каждому. Например, одним из непременных условий поступления в германский вуз является хорошее владение языком (кстати, DSH-тест, который сдают студенты, гораздо сложнее Sprach-теста, который сдают поздние переселенцы). Так вот, если вы слегка владеете языком, но этого все же недостаточно для свободного обучения, то университет, который готов зачислить вас в число студентов, может предложить вам свои бесплатные языковые курсы – заниматься на них можно до полутора лет. Но если вы решите просто учить немецкий в Германии, то за посещение языковой школы или языковых курсов придется платить.
Еще один пример. Скажем, в Universitat Giessen на факультете экономики – всего 25 бесплатных мест. Если вам не удалось занять одно из них, а изучать экономику именно в Гиссене очень хочется, придется поступать на платное отделение.
Платить придется и тем, кто решил заканчивать школу или колледж в Германии. Беда в том, что нашего аттестата о среднем образовании недостаточно для поступления в германский университет – в самой Германии школа 12-летняя, так что нашим просто не хватает годочков. Выходов может быть несколько: либо отправиться «добирать» год в частную школу или колледж (где цена обучения колеблется от DM24.000 до DM48.000), либо – как все чаще делают россияне – провести этот год в языковой школе и одновременно дистанционно заканчивать первый курс одного из российских вузов. Тогда к моменту поступления в университет ФРГ все в порядке и с образованием, и с языком.
Напоследок стоит отметить, что принятие нового иммиграционного законодательства Германии очень удачно совпало с решением нашего Центробанка, дающего россиянам право свободно открывать счета в зарубежных банках. Само образование в Германии бесплатное, но чтобы стать студентом университета, необходимо показать наличие средств – причем банковские справки о покупке валюты в данном случае никого не удовлетворят. Официальная финансовая планка, до которой должен дотягивать будущий студент, – DM531 в месяц, но на практике германское посольство оперирует другой цифрой, более приближенной к реальной стоимости жизни в ФРГ – DM1.000 в месяц.
Так вот теперь фирмы, оказывающие россиянам помощь в деле «образовательного» выезда в Германию, будут заключать договоры с банками ФРГ и смогут совершенно легально открывать в них счета своих клиентов еще до того момента, как те уедут на учебу.
/ОБРАЗОВАНИЕ/
/ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ/
/учеба, обучение/
|