Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#22, 26 июня 2001 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

ПОСОЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗМЕНИЛО ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВИЗОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ Елена АНОСОВА, Ада ШМЕРЛИНГ (N22 от 26.06.2001) У россиян, собирающихся в ближайшие месяцы съездить в Великобританию с помощью турфирм, могут возникнуть неожиданные проблемы с получением визы. 26 июня посольство Великобритании в Москве распространило среди курьеров турагентств, пришедших сдавать документы своих клиентов, некую бумагу, из которой следовало, что с 27 июня изменена система приема визовых документов. Жизнь с Пафосом или запасной аэродром на Кипре Михаил Тимаков (N22 от 26.06.2001) По всем критериям Кипр – райский уголок. Благоприятный климат, экономическая стабильность, безвизовый режим посещения страны, недорогой и недолгий перелет делает его популярным не только для туристов. В последнее время количество людей, желающих иметь свой дом или квартиру на Кипре, значительно возросло. И это вполне объяснимо. Мозговед поет песни своим ребятам Никита АЛЕКСЕЕВ (N22 от 26.06.2001) 18 июня в московском клубе «Петрович» при стечении самой модной публики Андрей БИЛЬЖО представил новый плод своего творчества – компакт-диск «Маленькие московские трагедии», записанный вместе с легендарной группой «Последний шанс» и другими музыкантами. ВЕНЕЦИАНСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ Никита АЛЕКСЕЕВ (N22 от 26.06.2001) 10 июня в Венеции открылась Международная выставка искусства, в просторечии именуемая Венецианской Биеннале, – сорок девятая по счету, первая в новом веке и в новом тысячелетии. Там показали, с каким искусством нам жить дальше. О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Валерия МОЗГАНОВА (N22 от 26.06.2001) «Экологический туризм» – и услужливое воображение немедленно рисует две картинки. На одной пузатое городское семейство расхаживает по полям в обществе мирно пасущихся коровок и молоденького пастушка, на заднем плане – домик в стиле «кантри», приветливая хозяйка в национальной одежде с крынкой парного молока в руках – и подпись: «Агротуризм». 1 ------------------- ПОСОЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗМЕНИЛО ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВИЗОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ Елена АНОСОВА, Ада ШМЕРЛИНГ (N22 от 26.06.2001) У россиян, собирающихся в ближайшие месяцы съездить в Великобританию с помощью турфирм, могут возникнуть неожиданные проблемы с получением визы. 26 июня посольство Великобритании в Москве распространило среди курьеров турагентств, пришедших сдавать документы своих клиентов, некую бумагу, из которой следовало, что с 27 июня изменена система приема визовых документов. В заявлении, в частности, говорилось, что теперь консульский отдел будет принимать заявления на оформление виз только от тех турфирм, клиенты которых «недавно посещали Великобританию» и в «загранпаспортах которых есть визы других государств». В противном случае, консульский отдел оставляет за собой право «некоторое время» не принимать от турфирмы документы ее клиентов-претендентов на британскую визу. Как пояснил «i» консул посольства Великобритании в России Джек ТОМПСОН, «будет достаточно, если у претендента на британскую визу в паспорте уже есть 2-3 визы других государств. Нам все равно, будут ли это азиатские, африканские или европейские визы. Под недавним посещением Великобритании мы подразумеваем визит в страну за последние 18 месяцев. Нас вполне удовлетворит соблюдение хотя бы одного из этих требований». Господин Томпсон уверяет: это сделано для того, чтобы уменьшить очереди и ускорить процесс оформления виз. У турфирм, с которыми побеседовал «i», свое мнение: с введением новых правил число людей, имеющих шанс посетить Великобританию, сократится. А вот очереди в посольство, напротив, увеличатся, и существенно. В настоящий момент на улице у британского диппредставительства уже выстроились «хвосты»: к туристам-индивидуалам присоединились групповики. И это при том, что еще далеко не все туркомпании, работающие с Великобританией, оповещены о новых порядках. / ВИЗЫ / /виза, туризм, отдых, путешествия, странствия/ -------------------- Жизнь с Пафосом или запасной аэродром на Кипре Михаил Тимаков (N22 от 26.06.2001) По всем критериям Кипр – райский уголок. Благоприятный климат, экономическая стабильность, безвизовый режим посещения страны, недорогой и недолгий перелет делает его популярным не только для туристов. В последнее время количество людей, желающих иметь свой дом или квартиру на Кипре, значительно возросло. И это вполне объяснимо. Мягкое налогообложение иностранных граждан, возможность получения ВНЖ и ПМЖ, большие возможности для ведения бизнеса и весьма доступные цены действительно делают этот остров привлекательным для покупки собственной недвижимости. К тому же это достаточно выгодный вклад капитала – цены на кипрскую недвижимость постоянно повышаются. Из пяти крупных городов южного Кипра самым благоприятным для проживания и отдыха считается его древняя столица Пафос – город, который ЮНЕСКО внесла в список городов мирового наследия. В районе Пафоса 325 солнечных дней в году, а температура зимой редко опускается ниже +16. Здесь море сливается с горами и холмы спускаются к уединенным пляжам. Горы Троодос создают естественную преграду между окрестностями Пафоса и остальной частью острова, а морские ветры формируют очень теплый и устойчивый климат. Здесь растут сочные тропические фрукты, зима более мягкая, а лето не очень жаркое. Строительная компания «Аристо Девелоперс» является владельцем наиболее престижных земельных участков (т.н. prime location), расположенных в самой зеленой и колоритной части острова – в регионах Пафоса и Полиса (западная, северо-западная часть Кипра). «Аристо» осуществляет свои проекты по самым высоким стандартам, подтвержденным лондонской Ассоциацией Стандартов Качества (NQA-ISO 9001). Компании принадлежат более 75 проектов, многие из которых представляют собой жилые комплексы или даже небольшие поселки. Такие комплексы построены в едином архитектурном стиле и, как правило, включают в себя бассейн, игровые площадки, иногда теннисные корты. В сферу деятельности компании входит раздел земли на участки, строительство квартир, мезонеттов, вилл по индивидуальным заказам, офисов, торговых центров, зданий для клубов и ресторанов. Владельцу кипрской недвижимости гарантированы высокое качество строительства, пунктуальность при сдаче объектов, поддержка нашей компании, уход за недвижимостью после передачи ее покупателю. Строительная компания предлагает под покупку различные виды кредитования либо оказывает помощь в получении кредита в банке. Речь идет о суммах до 75% от общей стоимости объекта. Вы можете выбрать как готовые объекты, так и строящиеся. На стадии разработки проекта легко можно внести изменения во внутреннюю планировку и отделку объекта. Компания со вниманием отнесется к вашим пожеланиям и постарается учесть их при строительстве. В «Аристо» существует квалифицированный отдел послепродажного сервисного обслуживания и управления имуществом. Сотрудники отдела помогут вам справиться с бытовыми проблемами, задачами по эксплуатации объекта, его текущим ремонтом. Учитывая то, что Кипр является популярнейшим местом отдыха, компания «Аристо» по вашему желанию поможет извлечь из недвижимости доход, выгодно сдав дом в аренду в ваше отсутствие. Московское представительство компании «Аристо» предоставит вам информацию по любым строящимся и готовым объектам. Здесь вы можете получить консультации по вопросам приобретения, оплаты и последующего обслуживания вашей собственности. Мы также поможем вам оформить ознакомительный тур на Кипр (2-3 дня или более). Если вы решите ознакомиться с недвижимостью «Аристо», представитель компании встречает вас в аэропорту и вы осматриваете любые интересующие вас объекты. Он же дает подробные консультации, предоставляет юриста и оказывает любую помощь в адаптации, быту и т. д. 101963, Москва, Армянский пер., д. 11/2а, тел.: (095)923 1145, 924 3484, 925 3058 Наш e-mail: giperion@online.ru ---------------- Мозговед поет песни своим ребятам Никита АЛЕКСЕЕВ (N22 от 26.06.2001) 18 июня в московском клубе «Петрович» при стечении самой модной публики Андрей БИЛЬЖО представил новый плод своего творчества – компакт-диск «Маленькие московские трагедии», записанный вместе с легендарной группой «Последний шанс» и другими музыкантами. Фантастический гигант Бильжо. Человечище. Все хорошо умеет. Ему бы титан Возрождения Леонардо да Винчи обзавидовался, выдрал по волоску свою бородищу и всадил бы себе от безысходности маслину в череп. Правда, А. К. Троицкий, автор вступительного текста к «Маленьким московским трагедиям», считает, что музыкальные занятия Андрея Бильжо есть результат обострения тяжелейшей психической болезни, которой страдает главный врач маленькой российской психиатрической больнички. Но послушаем автора. – Андрей, вы и психиатром работали, и картинки рисуете, и клуб-ресторан открыли, и стихи пишете, и мультипликацией занимаетесь, и в телевизоре шутки шутите. Теперь вот музыка. Но этого же мало! Смогли бы вы обыграть в три хода Карпова, Каспарова и Крамника, создать программный продукт, от которого удавился бы Билл Гейтс, сместить президента Путина и наконец наладить полное счастье в России, а также создать окончательно истинную религию? – Я все-таки по первой профессии психиатр и, оценивая себя, полагаю, что могу себе поставить диагноз. Артемий Троицкий преувеличивает степень моей невменяемости. Думаю, степень самооценки у меня не завышена. И вообще наивно думать, что все психиатры – психи. Того, что вы мне предлагаете, я сделать не смогу. Да и зачем мне это надо? Но уверен, что за «Маленькие московские трагедии» получу премию «Грэмми»ѕ Жанр творения Бильжо – это чисто конкретно городской романс про новых русских. Реалии – пейджер, мобильник, «Мерс», баня, золотая печатка, телка с Тверской, дуло, ствол, клофелин. Музыка – народная, то есть исконная, то есть «симуляционная». Тем и очень хороша. Слова типа: «Третьяковка моя, Третьяковка. Третья ходка моя, третья ходка. Расстреляйте меня у картины Перова, Потому что ведь жизнь так херова». Как вокалист Андрей Бильжо, конечно, не Плачидо Доминго. Но поет со смаком и в ноты попадает. И шоумен – супер-пупер. Бедрами вихляет что твой Элвис Пресли. Этим он выгодно отличается от многих отечественных и зарубежных исполнителей. А что касается музыкального исполнения и арранжировок – здесь рассуждать долго не приходится. Ветераны нашего рок-н-ролла Александр Самойлов и Сергей Рыженко (экс-«Машина времени», экс-«ДДТ», экс-«Футбол») из «Последнего шанса», существующего с 1975 года, – музыканты экстра-класса. Как и Павел Кузин («Браво»), Наиль Кадыров («Зоопарк»), Евгений Гейзлер и Илья Оленев. Так что братва и высоколобые интеллектуалы, кончай разводить тухлый базар. Время поставлено на счетчик. Руки в ноги, быстро стройся и покупай «Маленькие московские трагедии». Каждый проданный экземпляр – шаг Бильжо к пьедесталу «Грэмми», а для нас всех – гарантия того, что ни за российскую попсу, ни за высокую российскую культуру и духовность без балды стыдно не станет. Так что все зависит от нас. Не посрамим же Россию! Для тех, кто совсем тупой, адрес фан-клуба Андрея Бильжо: info@mystery.msk.ru \ КУЛЬТУРА \ ---------------------- ВЕНЕЦИАНСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ Никита АЛЕКСЕЕВ (N22 от 26.06.2001) 10 июня в Венеции открылась Международная выставка искусства, в просторечии именуемая Венецианской Биеннале, – сорок девятая по счету, первая в новом веке и в новом тысячелетии. Там показали, с каким искусством нам жить дальше. ЗОНА ПОВЫШЕННОГО РИСКА Квадратные километры выставочных площадей. Более трехсот сорока участвующих художников. Около трех тысяч пятисот аккредитованных журналистов. Тысячные толпы галеристов, арт-дилеров, кураторов, коллекционеров, представителей музеев и искусствоведов. Интернациональный jet-set, совершающий регулярные миграции с состязаний Формулы-1 на турнир «Ролан Гаррос», с венского Оперного бала на Каннский кинофестиваль, с состязаний по поло на льду в Санкт-Морице на Биеннале в Венецию. Эксцентрики и просто сумасшедшие, жаждущие славы любой ценой. И не поддающееся исчислению количество «просто публики». Цены в Венеции вздуваются. Набережная заставлена яхтами многомиллионной стоимости. Найти место в гостинице независимо от ее «звездности» невозможно. Неудачливые фанаты Биеннале спят на лавках в парке. Здесь отслеживаются тенденции развития искусства на будущее. Здесь за столиком пиццерии или на приеме в палаццо строятся и разрушаются карьеры. Люди вынюхивают, где и когда будет какой прием, кого на нем ждут (Мадонну? Вупи Голдберг? Умберто Эко? Пьера Кардена?) и как раздобыть приглашение. Это – колоссальная ярмарка тщеславия. И это – торжище: на международном рынке современного искусства ежегодно обращаются миллиарды долларов. Оказаться участником Биеннале – большая честь. Сюда просто так не попадают, перед этим кандидат проходит огонь, воду и медные трубы борьбы интересов, скандалов и компромиссов. Участие – важный трамплин. Но, высоко взлетев, можно в одно мгновение рухнуть вниз. Здесь никто никому ничего не прощает. Венецианская Биеннале – это паноптикум и пандемониум, в котором расписаны роли. Если вы видите господина средних лет с недельной щетиной и помятым лицом, одетого преимущественно в черное, в широкополой шляпе, – это Знаменитый Художник (или кто—то, старающийся таковым казаться). Дама в черном, с помятым лицом и экстравагантными украшениями – Знаменитая Художница. Дама в ярко-красном платье от Chanel – Важная Галеристка. Господин в очень дорогом и очень измятом костюме, с цепкими глазами, – Куратор или Музейщик. Господин в сверхорректном очень дорогом костюме, с неброским галстуком, – Банкир или Босс из страховой компании, вкладывающий деньги в contemporary art. Почему именно Венеция, а не какой-то другой город раз в два года становится главным храмом и главным рынком современного искусства? Потому что Венеция для этого идеальная сцена. Современное искусство – область повышенного риска. Здесь постоянно ведутся эксперименты, зачастую ни к чему не ведущие, и ежемесячно выбрасываются на рынок все новые «продукты». А сюрреалистический город, вопреки всему построенный на зловредном болоте (само слово «малярия» – венецианского происхождения), немыслимо красивый, вечно дряхлеющий, живущий на грани Эроса и Танатоса, как нельзя лучше подходит для того, чтобы показать миру очередные достижения и провалы культуры и жизни. ЗА УМЕНИЕ Харальд Зееманн, одна из суперзвезд международного кураторства, являвшийся в этом году директором и главным комиссаром Биеннале, темой предложил Platea dell’Humanita – Plateau of Humankind – Plateau de l’Humanite – Plateau der Menschheit. На русский это было переведено как «Подмостки человечества». Перевод аккуратный, но утрачивается иной смысл, географический. Плато может быть высокогорным, но в любом случае это нечто плоское. И плосковатость нынешней ситуации в современном искусстве на Биеннале чувствовалась ясно. Несмотря на то, что тема очень расплывчатая и предоставляющая возможность всунуть в нее практически что угодно. Биеннале делится на две основные зоны – парк Giardini di Castello, где расположено большинство национальных павильонов, и колоссальный комплекс Arsenale, где проходит собственно международная выставка. Кураторы национальных павильонов показывают то, что считают гордостью своих стран. Так что это конкуренция не только между художниками, но и между национальными традициями. А вот выставка в Арсенале и прилегающих к нему пространствах (а также международная экспозиция в павильоне Италии) формируется главным комиссаром и его ассистентами и представляет собой планетарный синтез. По результатам даются призы. В этом году они таковы (привожу официальные формулировки). Главные призы – Золотых львов – получили «за жизненный вклад в современное искусство» Сай Туомбли и Ричард Серра. Туомбли, американец, живущий с 50-х годов в Италии, – живой классик, великий живописец. Ричард Серра тоже американец. За годы своей карьеры он заставил колоссальными устрашающими минималистическими скульптурами из ржавого железа площади половины больших городов планеты. Мощь и суггестивность – невероятная. Если выбирать между отечественным Церетели и международным Серрой, последний лучше. На Биеннале Серра устроил скандал: узнав, что в зале, где будут выставлены его титанические железные спирали, разместится также инсталляция Ильи Кабакова, он велел отгородить нашего бывшего соотечественника фундаментальной кирпичной стеной. Оставив, впрочем, два прохода, чтобы Кабакова зрители все же могли увидеть. Специальный приз получила итальянка Мариза Мерц, одна из зачинательниц «Бедного искусства» – «величайший художник-визионер нашего времени». Другого специального приза удостоились канадцы Джанет Кардифф и Джордж Бьюрес Миллер – «за умение ввергнуть зрителя в новое кинематическое ощущение, где вымысел и реальность, технология и телесность сплетаются в сложную ткань отношений между временем и пространством». Видео канадцев на самом деле изумительно, а sound-track ошеломляет. Третий специальный приз получил француз Пьер Юиг за световую инсталляцию в своем национальном павильоне – «за умение исследовать восприятие зрителя в области видеопроекции и в целом цифровых технологий, сталкивая зрителя с темами продолжительности, соучастия и движения в пространстве». Абсолютно холодное, стерильное и плоское произведение. Настолько же изящное и поражающее технологизмом. Но, пожалуй, лимонно-желтая инсталляция в японском павильоне в этом жанре будет посильнее. Золотого льва в номинации «Национальный павильон» дали немцу Грегору Шнайдеру за инсталляцию Totenhaus ur («В дом мертвецов перед»), которую он строил почти год, – «за умение трансформировать авторитарную и монументальную архитектуру в навязчивый лабиринт, отражающий тайные страхи, но и дающий предчувствие свободы». Изделие жутковатое, бетонное, нечто среднее между Освенцимом и панковским скватом. Попасть в немецкий павильон было трудно, туда стояла трехчасовая очередь, а Илья Кабаков, посмотрев, ехидно прокомментировал: «не знают они наших коммуналок». Неофициальную премию «Доменико Кьеза» получил замечательный швейцарский художник Урс Люти за инсталляцию «Искусство для лучшей жизни», показанную в павильоне Швейцарии. На одной стене – большие черно-белые фотографии 70-х, на которых молодой Люти позирует в виде садомазохистских трансвеститов. На другой – огромные и веселенькие разноцветные картины с надписями: «Счастье», «Удовлетворение», «Любовь», «Понимание». У фронтальной стены – натуралистический скульптурный автопортрет пожилого мастера. Кроме того, премии были вручены многообещающим молодым художникам. Распределением наград занималось вполне политкорректное и мультикультурное жюри в составе: президент Эри Камара (Дакар – Мексико), Каролин Кристов-Бакарджиев (Нью-Йорк – Рим), Манрэй Сю (Тайбэй), Ганс Ульрих Обрист (Цюрих – Париж) и Виргиния Перес-Раттон (Сан-Хосе, Коста-Рика). С решениями жюри можно не соглашаться. Ясно, что призы присуждались в результате долгого лоббирования и с целью сделать так, чтобы почтенные ветераны не были обижены, а разные тенденции в современном искусстве не оказались обойденными вниманием. Сделать это было трудно: выставка колоссальная и очень разношерстная. Чтобы хоть как—то нанизать компоненты на единый стержень, Харальд Зееман прибег к простенькому, но безошибочному ходу: экспозицию он выстроил по периодам жизни человека и по основным человеческим занятиям. Младенчество, детство, зрелость, старость, смерть. Игры, спорт, торговля, быт, война, политика, религия. Яснее всего эта схема была видна в главной зоне Международной выставки, в Corderia, здании длиной более трехсот метров, построенном в XVI веке для изготовления корабельных канатов. Начиналась выставка кошмарными изделиями Сяо Ю: рукотворные монстры, крысы с птичьими крыльями и головами человеческих эмбрионов, плавающие в формалине. Но рядом – невероятная скульптура британца Рона Мьюка, двенадцатиметровый подросток, сидящий на корточках, испуганно загородившись от мира рукой. Из чего и как она сделана – непонятно. Подходить вплотную и трогать запрещалось. Хорошее искусство? Не знаю. Но по мозгам шибает сильно. И непонятно почему Мьюк оказался за бортом симпатий жюри. Так же, как и вещи корейца До—Хо Сю в национальном павильоне и в павильоне Италии. В международной зоне он заклеил стену обоями, на каждом квадратном сантиметре которых – чей—то миниатюрный портрет. Лица не повторяются. Я подсчитал – всего на стене должно быть несколько сотен тысяч портретов. На полу он установил стеклянную платформу, которую поддерживают руками десятки тысяч микроскопических человечков. Смотришь под ноги – и видишь, что стоишь на ладошках этих крохотных атлантов. А в павильоне Кореи – большая антропоморфная скульптура, сделанная из металлических чешуек. Первое впечатление – «очень корейское искусство». Но когда узнаешь, что каждая чешуйка – это идентификационный жетон убитого корейского солдата, становится не по себе. Не хуже изделие Макса Дина и Раффаэлло Д’Андреа «Стол. Детство». В боксе пять на пять метров стоит деревянный стол. Когда входишь, стол, управляемый сложными сенсорными программами, начинает с тихим жужжанием кататься по боксу и преследовать тебя. Если в боксе оказываются несколько посетителей сразу, стол выбирает кого-то одного и не успокаивается, пока тот не уходит. Кунштюки? То гигантизм, то тяга к настолько маленькому, что и почти несуществующему? Да, конечно. Но во всем этом ясно видно стремление художников говорить о конечных проблемах жизни – о смерти, Боге, любви. Это видно по неожиданному обилию работ, так или иначе связанных с религией. Они – везде. И скульптуры (Ecce Homo Марка Уоллингера, его же видео в павильоне Великобритании), и видео Uomoduomo албанца Анри Сала, и Communication Art Тацуми Оримото, и «Стенная работа» Гэри Хилла, и вечный перформанс Недко Солакова (маляр красит бокс черной краской, потом перекрашивает белой, потом снова черной, и так до бесконечности), и многое другое. О конце, вере, возможности или полной невозможности понять, что такое жизнь – большинство работ участников из России. КАК ИАКОВ БОРОЛСЯ С АНГЕЛОМ Россиян (живущих в стране или эмигрировавших) на Биеннале было шестеро. Олег Кулик выставлялся в павильоне Югославии. Вадим Захаров и Илья Кабаков (ныне подписывающий работы вместе с женой Эмилией) – в Арсенале. В павильоне России были представлены Леонид Соков, Сергей Шутов и Ольга Чернышева. Вадим Захаров – крупнейший художник московского концептуализма. Больше десяти лет живет в Кельне. В Венеции он показал работу из проекта «Теологические беседы». Несколько лет назад, приехав с выставкой в Японию, он провел акцию – нарядившись в сутану священника (Захаров издает великолепный журнал «Пастор», посвященный современной культуре), боролся с мастерами сумо. Естественно, безошибочно проигрывал. В экспозиции – большие принты, сделанные с видеозаписи этих боев. Они оформлены как восточные свитки. Под принтами – таблички с надписью «Теологические беседы» на разных языках. На последнем принте японские борцы-победители держат пастора Захарова на руках, табличка написана на иврите, а вместо одной из резных палочек, на которых держался бы свиток, палка инвалида. Захаров объясняет: – Помнишь, как Иаков боролся с ангелом и охромел? А что касается моего участия в Биеннале – для меня это важно. Я впервые выставляюсь на выставке такого формата. Что будет дальше – не знаю. Не все, в конечном счете, зависит от меня. Я делаю свое дело. Что решат всемирные художественные маршалы, непонятноѕ Илья Кабаков приобрел международную известность еще в 70-е годы. Он единственный художник из России, которому удалось подняться на вершину международного Олимпа contemporary art. Уехал в США больше десяти лет назад. Настаивает на том, что он художник не из России, а из СССР. В Венеции он уже в шестой раз (что само по себе почти невероятно), а в 1993 получил Золотого льва за «Красный павильон». На этот раз работой Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» заканчивается основная экспозиция Международной выставки. В стену врезан макет задней части вагона электрички. Над окном машиниста – «бегущая строка», красными буквами высвечивается «В будущее возьмут не всехѕ В будущее возьмут не всехѕ» Пол засыпан гравием, проложены доски-«рельсы». Вокруг сиротливо валяются старые работы Кабакова. Все это обнесено дощатым П-образным помостом, огороженным забором. Похоже это изделие больше всего на декорацию спектакля 70-х годов в провинциальном советском театре. Странно: Кабаков всегда лучше многих работал с материальностью, и такая слабость, такая «макетность» вызывают изумление. Потом думаешь: может быть, демонстративная беспомощность и туповатая литературность как раз и являются новым достижением знаменитого художника? ЗА НИХ НЕ СТЫДНО. ЗА ДРУГИХ СТЫДНО Что касается нашего павильонаѕ Первое ощущение – не стыдно, в кои—то веки раз! Почти все правильно и хорошо. Нет ни давным-давно надоевшей «постсоветской» продукции, ни провинциальных попыток «быть как все». Более того, на Биеннале и вокруг нее нередко можно было услышать: – Сходи к русским. Один из лучших павильонов. Леонид Соков, замечательный скульптор, покинул родину двадцать лет назад. Прославился как один из зачинателей соц-арта – его работы, сочные, брутальные, сделанные «с плеча» и с фантастической иронией служили гениальной терапией от идиотии советской мифологии. Сейчас он показал работу, на первый взгляд ему не свойственную. «Тени скульптуры ХХ века». Затемненный зал. В центре – стеклянная витрина, внутри которой на полках вращаются сделанные Соковым миниатюрные реплики знаменитейших скульптур ушедшего столетия (Мур, Арп, Дюшан, Архипенко, Малевич, Цадкин, Джакометти, Татлин, Кальдерѕ). Кварцевые лампы отбрасывают завораживающие тени на стены. Одни зрители любуются «ювелиркой» в витрине, другие не могут оторваться от колдовской светотени на стенах. Сергей Шутов выставил инсталляцию «Абак» (интервью с Шутовым «i» опубликовал в № 18(375) от 29 мая 2001). Ряды манекенов, закутанных в черное, мерно, волнообразно раскачиваются, обратившись в сторону распахнутой двери на балкон. За балконом – пристань, Лагуна и небо. Из динамиков доносятся приглушенные молитвы на разных языках, обращенные к воплощениям и отражениям божества. На четырех мониторах высвечиваются страницы священных книг разных народов. Пожалуй, работа Шутова оказалась одной из наиболее точных интерпретаций темы Биеннале, «Плато человечества». Самая слабая вещь в отечественном павильоне – проект «Вторая жизнь» Ольги Чернышевой, живущей в Амстердаме и в Москве. Стены выкрашены тусклой зеленой краской, на них – «лайт-боксы» с фотографиями, сделанными мыльницей: спины москвичек, наряженных в шубы и шапки. «Картинки» фланкированы кадками с искусственными деревьями, в центре зала расставлены аккуратные пеньки, звучит фонограмма – поют птички. Похоже на «Центр фитодизайна» или на бутик средней руки. По мнению куратора проекта Екатерины Деготь, речь идет о том, что русские, носящие меха, как бы сами превращаются в бобров, норок, хорьков и водяных крыс. Омертвляются, слушают мертвых птиц и живут посмертной жизнью в городе-деревне: в подтверждение в сопроводительном тексте имеется цитата из «Московского дневника» гуру академических марксистов Вальтера Беньямина о промежуточности коммунистической Москвы между имперским величием и вегетативной деревенской дуростью. Но даже неудачная, на мой взгляд, работа Чернышевой все же вписана в общий контекст венецианской жизни-смерти современного искусства. Так что не стыдно. Но потом видишь, что провода торчат наружу, что манекены Шутова иногда прерывают свое вечное поклонение неведомому богу (пружинка на каркасе сорвалась), что у Сокова витрина запылилась, потому что не было времени и денег задуматься об электростатике. И выясняется: министерство культуры подписало приказ о российском участии на Биеннале за два месяца до его начала. То есть – бюджетные деньги для Государственного центра современного искусства, являющегося ответственным за Россию в Венеции, были разблокированы «позавчера». Айдан Салаховой и Елене Селиной, директору XL-Галереи, представлявшим Шутова, чудом удалось уговорить частных спонсоров помочь средствами. Леонид Соков нашел деньги в Нью-Йорке – но будь у него в запасе еще пара месяцев, он и про пыль успел бы подумать. И какие деньги? Общий бюджет российского павильона (вместе с помощью спонсоров) составил меньше двухсот тысяч долларов. Много? Сюда входит все – изготовление работ, транспорт, связь, проживание авторов и организаторов, страховки и обязательные представительские расходы. Не можем же мы осрамиться? Так что особое спасибо хозяину легендарного ресторана Paradiso Perduto Маурицио Адамо, устроившему со скидкой фантастический фуршет в честь открытия павильона России. У других как было? Выпивка да чипсы. У нас? Оркестр, море разливанное вина и чаны со вкуснейшей горячей едой. Прав был Маурицио, запретив выставлять на столы привезенные из Москвы банки с икрой: великосветская халява передавила бы друг друга в борьбе за кавиар, а потом обвинила бы русских в неумении себя вести. Для сравнения: американцы на скромненькую экспозицию Роберта Гобера истратили четыре с половиной миллиона. Сколько стоили немецкий, японский, французский павильоны – не считал. Художественный директор ГЦСИ и комиссар павильона Леонид Бажанов с риском для жизни лазал по стеклянной крыше нашего павильона, построенного в 1914 году Щусевым и с тех пор ни разу всерьез не ремонтированного, сбрасывал опавшие листья. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин висел, как Тарзан, на шаткой стремянке, прилаживая на флагшток российский стяг. Художники, кураторы и галеристы подметали и мыли полы, чинили аппаратуру и таскали грузы. Такая самоотверженность и столь высоко развитое чувство локтя похвальны. Но эти качества скрывались от окружающих. Потому что никто из чужих не должен был видеть эту нищету. За павильон не стыдно. Не стыдно за тех, кто смог сделать в нем выставку. А вот с тех, кто официально отвечает за лицо России на мировой арене, спрос есть. Они, разумеется, молодцы, что у нас есть «Золотая маска», «Кинотавр», «Ника» и «ТЭФИ». Честное спасибо за Театральную олимпиаду. Но неужели нельзя понять, что современное изобразительное искусство – это один из важнейших геополитических ресурсов России, отличающийся от газа и нефти тем, что чем больше его тратишь, тем обильнее становятся его запасы? «i» благодарит Государственный центр современного искусства за помощь в подготовке репортажа /РЕПОРТАЖ/ / отдых, туризм, путешествия, туры, странствия / -------------------- О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Валерия МОЗГАНОВА (N22 от 26.06.2001) «Экологический туризм» – и услужливое воображение немедленно рисует две картинки. На одной пузатое городское семейство расхаживает по полям в обществе мирно пасущихся коровок и молоденького пастушка, на заднем плане – домик в стиле «кантри», приветливая хозяйка в национальной одежде с крынкой парного молока в руках – и подпись: «Агротуризм». На другой крепкие загорелые ребята с мужественными подбородками любителей Marlboro отчаянно сражаются на плотах с речным потоком, с бешеной скоростью проносясь мимо других крепких и загорелых, упрямо карабкающихся по отвесной скале, – и подпись: «Экстремальный туризм». На самом деле понятие экотуризм куда шире, чем обывательское представление о нем. Что еще раз доказывает недавно представленная на туристическом рынке российская программа Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Развитие экологического туризма на Дальнем Востоке». КАК ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ НА ПТИЧКАХ Если «вообще туризм» является одной из самых прибыльных областей легального бизнеса, то экотуризм, по оценкам Всемирной туристической организации (WTO), – наиболее быстро развивающаяся отрасль внутри мировой туристической индустрии, с ежегодным индексом прироста в 5%. В целом по миру на долю экотуризма приходится 11,4% общих затрат потребителей. Экотуризм – основной источник дохода для таких стран, как Коста-Рика и Кения: в среднем первая зарабатывает на этом деле по 654 миллиона долларов в год, вторая – по 465 миллионов. А, скажем, ежегодные прибыли Кубы, начавшей развивать у себя международный и в первую очередь экологический туризм лишь с конца 80-х, уже перевалили за миллиард. В 1996 году кубинцы впервые получили от туризма больше, чем от своей коронной отрасли – производства сахара. А все потому, что уставшие от цивилизации европейцы, американцы, австралийцы и продвинутые азиаты, вдоволь намаявшись в пляжно-экскурсионном водовороте, теперь все больше отдают предпочтение отдыху в природной тиши, глуши и чистоте. В нашей же стране экотуризм пока не просто молод, он, по выражению одного маститого эксперта, «еще зародыш». Приморский край, например, до 1992 года был «запретной зоной» не то что для иностранных туристов, но и для большинства соотечественников. Но как только регион открыли для посещений, сюда хлынул настоящий поток зарубежных визитеров. Лидерами посещений были и остаются ближайшие соседи – китайцы и японцы: если в 1996 году на нашем Дальнем Востоке побывало 37.272 китайца, то в 2000 эта цифра выросла до 152.000. Всего же в прошлом году регион посетило 162.690 иностранцев, что принесло доход в 5 миллионов долларов. Одна беда: к туризму как таковому, и уж тем более к экологическому большинство визитов не имело ровным счетом никакого отношения. Любоваться дальневосточными красотами приезжали лишь избранные австралийцы, американцы и еще более редкие европейцы. ЗАЧЕМ ТИГРАМ WWF WWF появился на Дальнем Востоке в 1994 году – в рамках программы по сохранению популяций амурского тигра и дальневосточного леопарда. И тот, и другой являются исчезающими видами. Экологи считают популяцию устойчивой, если она имеет хотя бы 500-600 особей. К моменту прихода WWF амурских тигров в России оставалось 330-370 штук, а дальневосточный леопард вообще был практически полностью истреблен: в мире этих животных насчитывалось не более 70, из них около 30 гуляло по лесам Приморья. Ситуация с леопардами по-прежнему остается сложной – не исключено, что этот вид мы все-таки потеряем. А вот с тиграми дела обстоят получше: сегодня их уже более 400. За титанические усилия по сохранению тигриной популяции координатор программ WWF на Дальнем Востоке Павел Фоменко первым из россиян удостоен международного звания Герой Планеты. WWF – организация некоммерческая, ее деятельность почти целиком зависит от частных пожертвований. Поэтому вопрос, где брать деньги на проведение природоохранных мероприятий, стоит перед ней весьма остро. Особенно в России, где государство выделяет на экологические проекты менее 30% от «природоохранной» доли бюджета, и так урезанной до минимума. Поразмыслив, WWF пришел к выводу, что самый эффективный способ привлечь средства на Дальний Восток – развивать экотуризм. Что фонд и начал делать в 1998 году. Сегодня, два года спустя, программа приобрела реальные очертания. Для начала WWF решил создать туристическую инфраструктуру: профинансировал строительство десяти туристических баз, совместно с дальневосточными туроператорами и сотрудниками заповедников проложил тропы и разработал маршруты. Затем начал продвигать экотуризм путем массового издания и распространения различных книг, буклетов, альбомов и видеокассет о туристических возможностях Дальнего Востока. Наконец, WWF взял на себя подготовку и обучение профессиональных гидов, которым предстоит водить туристов по заповедным, подчас довольно диким местам. Из 180 турфирм, работающих сейчас на Дальнем Востоке, WWF в качестве своих партнеров выбрал чуть менее 20. Отбор был жестким, поскольку фонд стремился найти, во-первых, тех, кто разделяет его взгляды, а, во-вторых, тех, кто уже имеет налаженные связи с дальневосточными заповедниками и охраняемыми природными территориями. Вот в результате и получилась пара десятков. ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХѕ Что же может сегодня предложить Дальний Восток своим экотуристическим гостям? Прежде всего, посещение заповедников, среди которых знаменитые на весь мир Сихоте-Алиньский биосферный, Дальневосточный морской, Лазовский, Ханкайский – всего 18. Кроме того, приехавшие в этот край могут совершить путешествие по особо охраняемым природным территориям, сплавиться по Амуру или реке Туманной на плотах или пройти по ним экспедицией на каноэ, взобраться на хребты Сихоте-Алиня, понырять с аквалангом в водах заповедного острова Петрова, на котором отродясь не велось никакой хозяйственной деятельности, а потому сохранились реликтовые леса, полюбоваться голубыми и розовыми порогами реки Милорадовка или водопадами Амгу, наконец – просто порыбачить на реке Смарга (по мнению WTO – одном из лучших в мире мест для рыбной ловли) или поохотиться: WWF ничуть не возражает против охоты, ведущейся цивилизованно и в рамках закона. Те, кто не слишком жаждет лазить по горам или сплавляться по рекам, могут все время потратить на прогулки и осмотр местных достопримечательностей, среди которых стоит выделить сохранившиеся останки древнего государства Бохай, еще более древней культуры чжурчжэней и, в конце концов, Владивосток. А в рамках круиза по Амуру можно заодно и познакомиться с культурой коренных народностей Приамурья, про которую нам, жителям западной части России, уж точно ничего не известно. Вообще представители WWF считают, что экологический туризм – это прежде всего образовательные программы, позволяющие людям узнать и, вы будете смеяться, полюбить свою планету. Наконец, тем, кто готов внести личный вклад в природоохранную деятельность, WWF готов предложить принять участие в так называемом «Тигрином туре». Вместе с оперативной бригадой «Тигр» и группами студентов из американской Wharton Business School туристам предстоит провести несколько дней в Уссурийской тайге, выслеживая браконьеров. Дело это, конечно, благородное, но опасное: браконьеры – ребята неласковые, к тому же вооруженные, и противостояние им связно с немалым риском. Добавьте к этому жизнь в палатках или небольших домиках, запахи тайги, смешивающиеся с дымком костра, возможность посмотреть в глаза тигру, а если повезет – дальневосточному леопарду, воочию увидеть японского журавля – азиатский символ любви и счастьяѕ Да к черту цивилизованный отдых с его прилизанными пляжами, едально-питейными заведениями на каждом шагу и организованно-табунными осмотрами музеев: хоть раз в жизни ощутить прелесть первобытности – стоит. ТАЙГА – НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИКАРЕЙ Впрочем, первобытность первобытностью, а современный человек обязан относиться к природе с уважением. Поэтому параллельно с программой экотуризма дальневосточное отделение WWF разработало «Основные положения экологического туризма: нормы поведения для организаторов и участников экологических туров». За основу документа были взяты международные правила экотуризма, действующие в Арктике. Кстати, подобные положения действуют и в Кении, и в Коста-Рике, и вообще во всех странах, где существует экологический туризм. Собственно, ничего неожиданного в «Основных положениях» нет. WWF просто призывает туристов не нарушать девственность природы и биологическое разнообразие региона, рационально использовать природные рессурсы, с уважением относиться к местной культуре и быту, словом, вести себя как цивилизованные люди, а не как варвары, оставляющие за собой пепелище. Пока «Положениеѕ» существует лишь в виде проекта. Но предполагается, что в дальнейшем каждая туристическая фирма, рассчитывающая на помощь WWF в организации экотуров на Дальний Восток, обязана будет подписать документ и свято соблюдать каждую его букву. Жаль только, что пока экологические туристы смогут активно посещать Дальний Восток только в летние и первые осенние месяцы. Уже к концу октября начинается сезон дождей, а потом тайга затаивается, замирает – и прощается с гостями. Но всего лишь до будущего лета, а оно уже скоро. Автор и редакция «i» благодарят Всемирный фонд дикой природы (WWF) за предоставленные для публикации фотоматериалы / ТУРИЗМ И ВЫЕЗДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / / отдых, путешествия, туры, странствия /


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru