#21, 19 июня 2001 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
НЕ ОПОЗДАЙТЕ НА МЕДИАФОРУМ!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
21 июня открывается XXIII Московский международный кинофестиваль. Несмотря на некоторые вполне заслуженные нарекания (впрочем, какой кинофестиваль полностью безупречен?), Интерфест год от года набирает обороты и становится все более интересным. В том числе, благодаря разнообразию программы.
Один из важнейших компонентов Фестиваля -- проводимый во второй раз Медиафорум, организованный Интерфестом и МедиаАртЛаб.
МУРАНО В МУАРЕ
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева (теперь все чаще пользующийся уменьшительно-ласкательным названием МУАР) многие годы тоскливо вегетировал. В нем не происходило ровным счетом ничего -- если не говорить о том, что он приходил в запустение и ветшал.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РУССКОМ МУЗЕЕ
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
Московский галерист Марат ГЕЛЬМАН подарил часть своей коллекции Русскому музею. На церемонии передачи дара заместитель директора ГРМ Евгения Петрова сравнила Гельмана с такими великими отечественными меценатами, как Третьяков и Морозов. Сравнение, возможно, преувеличенное, но, тем не менее, это первый случай в нашей новейшей истории, когда один из важнейших музеев страны (и мира) принимает в дар от частного лица большую коллекцию актуального искусства.
Иностранным работодателям больше всего нужны российские строители. КАЖДОЕ ВТОРОЕ РЕКРУТИНГОВОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ – ДЛЯ НИХ
Андрей МОСКАЛЕНКО (N21 от 19.06.2001)
В последние полгода количество рекламных предложений для россиян, желающих трудиться за границей, заметно увеличилось. На получение какой работы могут рассчитывать россияне, какие отборочные требования выдвигаются иностранными работодателями, а главное, какими средствами надо располагать претендентам, чтобы ее (работу) получить – об этом «i» и спросил у отечественных рекрутеров, размещающих объявления в нашей таблице «Вакансии для тех, кто хочет поработать за рубежом».
Божественная рука. ФАБРИКА ТЕАТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ – МЕСТО ДЛЯ «СБЫЧИ МЕЧТ»
Беседовала Юлия БАРЕНГОЛЬЦ (N21 от 19.06.2001)
Горевой Михаил – актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель «Фабрики театральных событий». Окончил школу-студию МХАТ, работал в коллективе «Современник-2», в театре Маяковского, в Школе Станиславского в США. Основные роли в театре: Николай («Уроки музыки»), Похититель («Ящерица»), Амур («Театр времен Нерона и Сенеки»), Джордж («Люди и мыши»). Снялся в фильмах «President & его женщина», «Аляска, сэр!», «Каменская».
Двугорбый Эльбрус
Ольга ВОЛКОВА. Фото: Сергей ЧЕРЕПЕНИН (N21 от 19.06.2001)
Может, мы ему не понравились, может, это просто был не его день: сыро сверху, сыро снизу, дождь и грязь, кругом люди с зонтиками и фотоаппаратамиѕ Дурное настроение Эльбрус и не скрывал – топал на нас ногами, грозно смотрел глазом, сбросил со спины любимого хозяина и в конце концов вообще повернулся ко всем спиной.
После отбоя, как нарочно, ужасно хотелось есть
Записала Валентина ЕРЕМЕЕВА (N21 от 19.06.2001)
В июле-августе, когда студенты университетов разъезжаются по домам, в освободившихся общежитиях появляются школьники – система языковых школ Embassy CES организует для них летние курсы на базе унверситетов в США, Австралии, Великобритании. На курсах в Ричмонде (Лондон, университет Brunel) побывал прошлым летом десятиклассник – москвич Игорь АЛЕКСЕЕВ. Вот что он рассказал.
Вводная статья
Ада ШМЕРЛИНГ, руководитель отдела «Туризм и выездные технологии» (N21 от 19.06.2001)
Когда в московских кофейнях для демонстрации загара и любительских фоток появляются красотки с оголенными плечами, я точно могу сказать: вернулись отпускники первой смены. Потягивая из высоких стаканов «Секс на пляже», они лениво шлепают на столик фото за фото: «Это мы на Лазурном берегу», «На Кипре уже не модно», «Эльба – где Наполеон отсиживался».
1
------------------
НЕ ОПОЗДАЙТЕ НА МЕДИАФОРУМ!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
21 июня открывается XXIII Московский международный кинофестиваль. Несмотря на некоторые вполне заслуженные нарекания (впрочем, какой кинофестиваль полностью безупречен?), Интерфест год от года набирает обороты и становится все более интересным. В том числе, благодаря разнообразию программы.
Один из важнейших компонентов Фестиваля -- проводимый во второй раз Медиафорум, организованный Интерфестом и МедиаАртЛаб. Это событие посвящено видео-арту, новейшим технологиям, экспериментальному кино и всевозможным пересечениям между телевидением, видео, изобразительным искусством, музыкой, кинематографом и интерактивными медиа. В программе Медиафорума, открывающегося 23 июня, и работы живых классиков, и дебюты молодежи из разных стран, а также представительные конференции и круглые столы.
Что такое видео-арт? На вопрос ответить сложно, так как в это понятие включаются как произведения, почти неотличимые от короткометражного и документального кино, так и инсталляции с использованием видео, как компьютерная анимация, так и вполне традиционное использование съемочной техники. Как бы то ни было, Медиафорум дает уникальную возможность за несколько дней познакомиться со всем спектром явлений, которые в будущем несомненно обогатят язык кинематографа: даже самые радикальные эксперименты нередко очень быстро становятся достоянием мэйнстрима.
Торопитесь! Количество мест на Медиафоруме ограничено!
В Союзе кинематографистов (Васильевская улица, 13) в Белом зале в 19.00 состоится церемония открытия Медиафорума. Вход по пригласительным билетам и по аккредитациям ММКФ. После церемонии Ольга Кумегер покажет интерактивный перформанс Computer-Video-Paint-Dance-ART. Затем будет показана программа из медиа-коллекции парижского Центра Помпиду. Эта коллекция -- одна из богатейших в мире, в нее входят и самые ранние произведения видео-арта, и новейшие работы. Для показа в Москве куратор медиа-коллекции Этьен Сандран отобрал видео Жана-Люка Годара, Криса Маркера и Питера Гринуэя.
В тот же вечер в клубе "Алиби" (Никольская улица, 10/2, вход со двора, тел.921 1682) состоится аудиовизуальный перформанс Кирилла Преображенского и DJ Кубикова.
24 июня в Малом зале Союза кинематографистов в 19.00 видеопрограмма "Пандемик 01: Лучшее из Пандемониума" Центра кино, видео и цифровых искусств Lux, Лондон. Куратор программы -- Хелен де Витт
Центр Lux является национальным центром и в своей галерее показывает художественные инсталляции, использующие подвижное изображение. А также он имеет уникальную кинопрограмму, сфокусированную на авторских экранных произведениях, представляющих литературный, музыкальный и художественный андеграунд. ПАНДЕМОНИУМ -- ведущий британский международный фестиваль движущихся образов, представляющий работы лидеров кино, визуальных искусств и цифровой культуры. Программа ПАНДЕМИК 01: ЛУЧШЕЕ ИЗ ПАНДЕМОНИУМА это подборка лучших фильмов и видео из фестивальной программы. В тот же вечер, в 20.45, -- программа американского видео-арта "Континуум". Куратор -- Маша Годованная. Эта программа представляет работы пяти американских видео-художников, которые исследуют изобразительные средства в поисках особенного визуального языка. Размышления на тему повседневных мелочей (Линн Сакс), эксперимент с одним и тем же бесконечным действием (Шэрон Паз), воспоминания о прошлом (Стом Сого), упражнения в философии (Кит Сенборн), импрессионистическая манипуляция движением (Лейтон Пирс) -- вот мотивы этих фильмов. Это очень личные работы, тема которых -- процесс, совершающийся по кругу, вечное движение, континуум...
Затем у вас будет возможность увидеть видеопрограмму кельнского центра "235 МЕДИА", куратор Аксель Вирц, и ретроспективу Датского информационного видео-банка (куратор Торбен Зеборг. Разнообразные по сюжету, концепции и технике видеоработы датских художников рассказывают лирические истории, манипулируют реальностью, подвергают зрителей визуальным экспериментам.
25 июня в Официальном пресс-центре ММКФ (Центральный Манеж) в 16.15 пройдет пресс-конференция Медиафорума. А в конференцзале Союза кинематографистов с 10.00 до 14.45 -- международная конференция "Доступ к вседоступному/Access to Excess". Ее тема очень важная: "Архивы и коллекции медиа-искусства. Методы и политика в сфере коллекционирования, сохранения и дистрибуции медиа-искусства". В эпоху Всемирной Паутины вопрос интеллектуальной собственности и защиты авторских прав становится все более животрепещущим, особенно в такой принципиально открытой области, как медиа-искусство.
В 19.00 в Малом зале Вуди и Штейна Васюлка, пионеры новых медиа, сделают доклад о сегодняшнем состоянии электронного искусства.
В 21.00 в Малом зале -- конкурсная программа "МультиВидео" Международного фестиваля видео-арта. В центре внимания -- художественные видеоработы, синтезирующие на стыке видео и кино, видео и перформанса, видео и музыки, видео и текста различные виды и жанры искусства, а также технологии.
Затем -- видеопрограмма ассоциации HEURE EXQUISE!, Франция. Куратор программы Тьерри Дестриц. Это сборник видеоработ, созданных за последние три года и объединенных темой "ментальной трансгрессивности человеческих состояний и представлений".
Далее -- видеопрограмма Европейского фестиваля медиа-искусства EMAF, Оснабрюк, Германия. Куратор Герман Неринг. EMAF это одно из крупнейших мультимедийных событий в Европе. Этот фестиваль включает в себя выставки, ретроспективы, выступления художников, перформансы, семинары и Электронное кафе. На нем посетители могут получить широкое представление о мире медиа-искусства.
26 июня с 10.00 до 14.45 в конференцзале вторая фаза Международной конференции "Доступ к вседоступному/Access to Excess". На этот раз участники будут говорить об эффективных моделях презентации и дистрибуции медиа- искусства. А в видеозале с 11.00 до 14.00 пройдет показ полных версий видеоработ участников конкурсной программы "МультиВидео", вошедших в общую программу фрагментарно.
В 19.00 в Малом зале пройдет презентация проекта МедиаАртЛаб "Антология российского видео-арта". В 20.00 начнется конкурсная программа "Телеприсутствие в широком диапазоне" и специальная программа, посвященная взаимной "аппроприации" телевидения и искусства новых медиа. Далее у вас будет возможность увидеть специальные видеопрограммы Нидерландского Института медиа-искусства Montevideo/ТВА. Куратор -- Ян Шуйрен. Это видеосборник работ художников, отражающих проблему опосредования коммуникации и взаимотношений между современными медиа, в частности, между телевидением и видео.
В тот же вечер Этьен Сандран покажет еще одну подборку из медиа-коллекции Центра Жоржа Помпиду. Это видеорефлексии классиков видео-арта Нам Джун Пайка, Билла Виолы, Стэна Дугласа, Дары Бернбаум и других по поводу места и роли в современной культуре самого массового из масс-медиа -- телевидения.
27 июня в конференцзале с 10.30 до 12.30 третья часть Международной конференция "Доступ к вседоступному/Access to Excess". Тема -- "Онлайновые базы данных современного медиа-искусства". Затем до 15.15 разговор снова будет идти об авторских правах в эру цифрового воспроизводства.
А в 19.00 в Беломй зале произойдет официальная церемония закрытия Медиафорума (вход по приглашениям и всем видам аккредитации ММКФ). В программе:
Награждение победителей.
Мультимедиа-перформанс Андрея Смирнова и Натальи Борисовой "Brain Game" (Термен Центр). Для биопотенциалов мозга Алексея Исаева, двух программистов и интерактивных компьютерных систем MAX/MSP/NATO".
Видеопрограмма "Видео-эскизы 01/Video Outlines 01" Нидерландcкого Института медиа искусства Montevideo/ТВА.
Видеопрограмма "transmediale 01" Берлинского международного фестиваля медиа искусства "Трансмедиале".
Истинное пиршество для видеоманов!
Но программа Медиафорума этим не исчерпывается.
24 июня в 22.00 в клубе "Алиби" (Никольская улица 10/2, вход со двора, тел. 921 1682) -- подборка с фестиваля медиа-искусства ROOT/Running Out Of Time от Hull Time Based Arts, Йоркшир, Великобритания. Куратор: Кэти Рэ Хоффман. Как заявлено, тема -- "Экономия значений и сиюминутность воздействия: от исторических джокеров до современных медиа хаккеров". После британцев наше воображение потрясут соотечественники. Выступят Алексей Шульгин, кибер-панк-группа 386DX и DJ Град
25 июня в 22.00 там же выступят DJ Гоблин и DJ Кореец.
А 26 июня в 22.00 программа Acid-jazz DJ Модельера.
Постарайтесь не пропустить мероприятия, объединенные программой Медиафорума! И не думайте, что речь идет о чем-то заумном, маргинальном и доступном только эксцентричным снобам от актуального искусства. Повторяем: года через два-три экспериментальные достижения мастеров искусства новых медиа будут переварены лужеными желудками и усвоены чугунными мозгами голливудских супер-ремесленников. Так не лучше ли увидеть исходный материал и не ждать, пока вас посадят на пресную коммерческую диету?
\ КУЛЬТУРА \
------------------
МУРАНО В МУАРЕ
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева (теперь все чаще пользующийся уменьшительно-ласкательным названием МУАР) многие годы тоскливо вегетировал. В нем не происходило ровным счетом ничего -- если не говорить о том, что он приходил в запустение и ветшал. В последнее время ситуация изменилась, и МУАР превращается в одну из интереснейших точек на культурной карте столицы.
Вот список событий, безусловно заслуживающих внимания, происходящих в Музее архитектуры. 20 июня в Аптекарском приказе царя Алексея открылась организованная Итальянским институтом культуры и МУАРом выставка "Таинственный остров Мурано / Murano, l'isola misteriosa". В экспозиции -- чудесные образцы муранского стекла XV -- XIX веков.
26 июня в главном здании МУАРа открывается выставка фотографий Валентина Герцмана "Хьюстон. Архитектурная баллада". Организаторы -- Музей, Greater Houston Convention and Visitors Bureau, Houston Architecture Convention, Kelman Design Studio и Spring Branch Medical Center. Хьюстон -- один из самых поразительных в архитектурном отношении городов США, и фотографии Герцмана удачно передают его атмосферу.
27 июня открывается выставка "Архитектура Колумбии", приуроченная к Х Всемирному конгрессу латиноамериканцев в Москве. Это совместный проект посольства Колумбии в России, Института Латинской Америки РАН и МУАРа. Архитектура Нового Света россиянам пока известна недостаточно -- при том, что в Латинской Америке есть удивительные образцы зодчества. Эта выставка позволяет хоть в какой-то степени восполнить пробел.
28 июня -- еще одна выставка, связанная с Италией. Известный архитектор профессор Витторио Греготти прочтет открытую лекцию о своих международных проектах, в том числе о проекте нового города на 150 000 жителей на черноморском побережье Украины. Утопия? Кто знает...
\ КУЛЬТУРА \
-------------------
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РУССКОМ МУЗЕЕ
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 19.06.2001)
Московский галерист Марат ГЕЛЬМАН подарил часть своей коллекции Русскому музею. На церемонии передачи дара заместитель директора ГРМ Евгения Петрова сравнила Гельмана с такими великими отечественными меценатами, как Третьяков и Морозов. Сравнение, возможно, преувеличенное, но, тем не менее, это первый случай в нашей новейшей истории, когда один из важнейших музеев страны (и мира) принимает в дар от частного лица большую коллекцию актуального искусства. Притом с условием, что она войдет в постоянную экспозицию.
В ГРМ от Марата Гельмана перешло около шестидесяти работ, среди которых важные произведения Виталия Комара и Александра Меламида, Бориса Михайлова, Игоря Макаревича, Гора Чахала, Авдея Тер-Оганьяна, Дмитрия Гутова, Валерия Кошлякова, Татьяны Назаренко, Сергея Волкова, Елены Китаевой, Инспекции Медицинская Герменевтика, Арсена Савадова и Юрия Сенченко и других. А также -- работы художников "Южнорусской школы" (Олег Голосий, Павел Керестей, Олег Тистол, Александр Ройтбурд, Юрий Соломко). Обилие произведений украинских художников объясняется тем, что Гельман начал собирать свою коллекцию в 80-е годы в Киеве и в Одессе.
В Москву Гельман перебрался в середине 80-х из Кишинева. В 1990 году открыл свою галерею, оказавшуюся первой частной галереей современного искусства в тогда еще СССР. Галерея Марата Гельмана стала одним из важнейших центров современного искусства в нашей стране, причем Гельман нередко прибегал в своей деятельности к провокативным стратегиям. В дальнейшем он перестал ограничиваться только художественными проблемами. Гельман боролся с Лужковым и с Церетели против установки памятника Петру Первому, потом вместе с командой московского мэра работал над проектом реконструкции Гостиного двора, совместно с Леонидом Парфеновым и Еленой Китаевой разрабатывал проект новых российских денег, сотрудничал с Фондом эффективной политики Глеба Павловского, вместе с Сергеем Кириенко организовывал альтернативный День Москвы, участвовал в избирательных компаниях СПС, много работал в области информации в Интернете. Сейчас он готовит запуск ночного канала на ОРТ.
Дар Русскому музею, несомненно, не является полностью альтруистическим. Получение коллекцией Гельмана статуса музейной (на федеральном уровне), естественно, повышает статус самого галериста. Но, как бы то ни было, произошедшее имеет очень положительное значение. А ГРМ в очередной раз показал свою готовность к динамическому развитию и принятию неординарных решений.
Адрес Галереи Марата Гельмана: Москва, ул. Малая Полянка 7/7, строение 5.
/ КУЛЬТУРА /
---------------------
Иностранным работодателям больше всего нужны российские строители. КАЖДОЕ ВТОРОЕ РЕКРУТИНГОВОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ – ДЛЯ НИХ
Андрей МОСКАЛЕНКО (N21 от 19.06.2001)
В последние полгода количество рекламных предложений для россиян, желающих трудиться за границей, заметно увеличилось. На получение какой работы могут рассчитывать россияне, какие отборочные требования выдвигаются иностранными работодателями, а главное, какими средствами надо располагать претендентам, чтобы ее (работу) получить – об этом «i» и спросил у отечественных рекрутеров, размещающих объявления в нашей таблице «Вакансии для тех, кто хочет поработать за рубежом». Конечно, чтобы рассказать обо всех вариантах зарубежного трудоустройства, нам не хватило бы и ста страниц, поэтому сделаем обзор по наиболее распространенным вакансиям и странам трудоустройства.
ПОРТУГАЛИЯ
Здоровые мужчины 18-55 лет, имеющие опыт в строительном бизнесе, уехав в Португалию, могут стать строителями и дорожными рабочими. Их работа – возведение и сдача под ключ многоэтажных отелей и частных коттеджей по индивидуальным проектам или укладка автомобильных дорог и железнодорожного полотна. Строить дома и дороги надо в Лиссабоне, его пригородах, а также в Фаро, Порту и на побережье.
Оплата труда – почасовая. Квалифицированным строителям (каменщикам, плиточникам, штукатурам, сварщикам и малярам) будут платить от $5,5 в час, а разнорабочим – от $3,5.
Из требований, предъявляемых к кандидатам, одно из самых важных – наличие опыта работы по специальности. У специалиста (а специалистом португальские работодатели считают не узкоспециализированного каменщика, а действительно мастера на все руки – каменщик, он же плиточник и штукатур) шансов получить работу в Португалии больше.
В среднем, чтобы уехать на работу в Португалию, потребуется около месяца и $500. Эти деньги пойдут на подготовку документов, оформление визы и авиабилета, комиссионые.
ИРЛАНДИЯ
На изумрудном острове нужны в основном высококвалифицированные рабочие – на стройки (плотники, каменщики, облицовщики, электрики, слесари и сварщики), в пищевую промышленность (упаковщики, рабочие на конвейер, водители) или в гостиничный, ресторанный бизнес (горничные, официанты, кухонные рабочие и уборщики).
Гастарбайтеры могут рассчитывать на минимальную заработную плату по ирландскому законодательству – $$5-6 в час. Продолжительность рабочей недели – 40 часов. Если кто хочет и может работать больше – пожалуйста, работайте до 60 часов в неделю. Работодатель возражать не будет, даже напротив, поднимет заработную плату. Квартира и питание – за свой счет: это около $200 в месяц.
Главное, что ценят ирландские работодатели в русских и за что готовы платить – это уникальная способность к переквалификации, а уже потом – физическая выносливость и трудолюбие. Среди требований к претендентам – наличие подтвержденной квалификации (запись в трудовой книжке, диплом, рекомендации с прошлых мест работы). Английский язык – не ниже школьного уровня.
Оформление на работу в Ирландию занимает от двух до пяти месяцев и стоит около $1.200.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Вакансии в английских ресторанах быстрого обслуживания есть всегда. В этой отрасли сохраняется довольно стойкая потребность в работающих супружеских парах. Но женщине, имеющей за плечами соответствующий опыт, найти работу официантки намного легче, чем мужчине, которому чаще всего предлагают трудиться на кухне – на подхвате. В среднем минимальная зарплата таких сотрудников – занятых полный рабочий день – $$5-7 в час. Столько же получает и официант в ресторане при отеле, которому к тому же полагается бесплатное питание. Но официанты – в отличие от обслуживающего персонала, довольствующихся лишь почасовой оплатой, – помимо зарплаты получают чаевые.
В самом Лондоне и в его пригороде требуются каменщики, плиточники, штукатуры и разнорабочие. Им предстоит шесть дней в неделю, по восемь часов в день строить жилые дома, частные коттеджи, стадионы и гостиницы.
Обычно английских работодателей не интересует наличие соответствующего образования и вообще полученные вами теоретические знания – для них намного важнее, что вы умеете делать на практике. Отсюда вытекают и условия оплаты труда (от $3,5 до $8 в час).
Цена оформления на работу в Англию у каждого рекрутера своя – в среднем $$700-1.000.
США
В Америку можно поехать не в одиночку, а с семьей. Мужу (до 35 лет) предлагают поработать автозаправщиком за $$250-350 в неделю, а жене (не старше 30 лет) – в близлежащем супермаркете или в магазинчике при той же АЗС (от $7 в час). Чаевые – $$15-20 за смену. Почти $150 уходит на еженедельную оплату арендованной квартиры и еду.
Как и прежде, в США нужны домработницы и гувернантки в семьи ($$250-300 в неделю), а также персонал в гостиницы ($$200-300 в неделю). Домработница или гувернантка живет полностью за счет семьи, которая наняла ее на работу, а обслуживающий персонал – за счет администрации отеля.
Конечно, услуги по трудоусройству в США – самые дорогие: от $1.700 до $3.000. Зато американские работодатели чаще других используют программы кредитования – например, авиперелета, комиссионых партнерам-посредникам или адаптационных расходов.
/ РАБОТА ЗА ГРАНИЦЕЙ /
/ вакансия, вакансии, трудоустройство /
/ ВОЗМОЖНОСТИ /
-----------------------
Божественная рука. ФАБРИКА ТЕАТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ – МЕСТО ДЛЯ «СБЫЧИ МЕЧТ»
Беседовала Юлия БАРЕНГОЛЬЦ (N21 от 19.06.2001)
Горевой Михаил – актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель «Фабрики театральных событий». Окончил школу-студию МХАТ, работал в коллективе «Современник-2», в театре Маяковского, в Школе Станиславского в США. Основные роли в театре: Николай («Уроки музыки»), Похититель («Ящерица»), Амур («Театр времен Нерона и Сенеки»), Джордж («Люди и мыши»). Снялся в фильмах «President & его женщина», «Аляска, сэр!», «Каменская». Поставил спектакли «О мышах и людях» («Люди и мыши»), «Черта», «Последний Дон Жуан».
Нынешней весной московская «Фабрика театральных событий» под руководством Михаила Горевого представила на суд публики новый спектакль «Последний Дон Жуан».
– Михаил, в одном из своих романов Айрис Мердок определила театр как «порабощение человечества средствами магии». Насколько тебе симпатично это высказывание и можешь ли ты нарисовать свой образ театра?
– Пожалуй, эта идея близка к моему восприятию театра. Но не тождественна ему. Для меня театр это – неизлечимая, но в то же время любимая болезнь, от которой не хочется лечиться. Когда ко мне приходят новые артисты, первое, что я выясняю – могут ли они заниматься чем-нибудь кроме театра. Если человек представляет себя в каком-то другом качестве, ему нет смысла работать в театре. Наша профессия – очень жесткое, порой даже унизительное дело. Но я не знаю ничего выше того наслаждения, когда ты прикасаешься к самой ее сути (а это случается крайне редко), когда удается поцеловать Божественную руку.
– «Фабрике театральных событий» минувшей осенью исполнился год. И за это время она безусловно оправдала свое претенциозное название. Думается, решиться в наше смутное время на создание нового театра способна лишь одержимая личность.
– Я на самом деле неспокойный человек. И в жизни, и в работе меня постоянно кидает в какие-то экстремальные обстоятельства. В 1992 году жизнь забросила меня в Америку. Просто решил проверить, получится ли у меня выжить в новых предлагаемых обстоятельствах. Тогда я слишком много работал – в театре Маяковского играл по тридцать с лишним спектаклей в месяц. И это уже напоминало некий театральный конвейер. Стало тошно, все бросил и уехал. И три года в Штатах топорщил жизнь: работал актером, таксистом, сиделкой, разносчиком пиццы, бизнесменилѕ До какого-то момента это было интересно. А потом стало невыносимо. Я ощутил чудовищную ностальгию по профессии. И вернулся в Москву – с инсценировкой повести Стейнбека «О мышах и людях», которую написал в Америке.
– Но ведь тогда ты еще не помышлял о создании «Фабрики»?
– Тогда я был совсем зеленый. На тот момент мои соображения на этот счет еще не оформились в конкретную идею. Просто свалились шальные деньги, я нашел артистов, художников. И мы сделали спектакль, который стал моим режиссерским дебютом.
– Два с лишним года «Мыши» игрались на самых престижных московских площадках – в «Современнике», «Сатириконе», в театре Моссовета. Исчезновение спектакля с подмостков в 1998 году было связано с кризисом?
– Мы отыграли спектакль в «Современнике» 15 августа, а 17-го пришли в кассу за деньгами. Можешь представить, что мы получили? Тогда я все тянул сам и абсолютно не ориентировался в ситуации на антрепризном рынке. И любимый актерами спектакль пришлось законсервировать. У меня после этого месяцев девять была депрессия.
– Эту работу можно считать экспериментальной по ряду причин. Одна из них – приглашение на главную роль Дмитрия Харатьяна, не участвовавшего до той поры в театральных постановках.
– С Димой мне интересно было поработать как раз потому, что он не был театральным актером. А теперь он им стал.
– В возродившемся спектакле роль Джорджа вы с Харатьяном играете по очереди. Горевому-актеру и Горевому-режиссеру удается сосуществовать бесконфликтно?
– Нужно признаться, что вся эта «мышиная» история затеялась из—за того, что я очень хотел сыграть роль Джорджа. Еще пятнадцать лет назад, когда работал в Маяковке. И только сейчас мечта осуществилась. Вообще, «Фабрикаѕ» – это место для «сбычи мечт».
Но играя сейчас эту роль, я понимаю, насколько тяжело быть одновременно режиссером и актером. Находясь внутри спектакля, я все равно секу – как работает свет, как ведут себя артистыѕ Мой одиннадцатилетний сын Митя, «большой специалист по театру», после каждого просмотра делает мне замечания. Однажды он отчитал меня за то, что я, находясь в образе, шлепаю губами, проговаривая за артистами текст.
– Своими постановками ты пытаешься разрушить традиционный образ театра или лишь усовершенствовать его?
– Я вижу «Фабрикуѕ» театром для людей со свободным сознанием. Это место, где мы делаем то, во что по-настоящему верим. Ведь нынешние маститые театры в большинстве своем – это отстой. Вотчина, где правит барин, чаще всего уже не могущий что-либо сделать. Где артисты стонут от ничегонеделания, пьют «горькую» с тоски, мечтая сделать «хоть что—тоѕ хоть где—тоѕ»
Вот я и возмечтал создать организм, который будет жить полноценной жизнью. Любой театр рождается, расцветает, крепнет, живет и умирает. Но когда помрет «Фабрика», главное – найти в себе силы это признать.
«Черту» я поставил, чтобы проверить, можем ли мы претендовать на осуществление этой идеи. И прихожу к выводу, что можем. Спектакль «Люди и мыши» поставлен Мхатовским методом чувственного реализма. Он получился неспешный, проникновенный, со слезой. А «Черта» сделана в стиле театра абсурда. Но при всей их непохожести есть нечто общее – они одинаково дают зрителям под дых в финале.
«Черта» идет уже год. Сыграно больше сорока спектаклей. Получено множество премий. Я думаю, главный секрет нашего успеха в том, что есть команда. Директор, актеры, художники и постановщики существуют в едином живом процессе. Конечно же, все со своими прибамбасами, амбициями, гонором. Но их способ сосуществования друг с другом – любовь.
– Во время репетиций ты можешь быть как чутким психологом, так и жестким диктатором. Тебе нередко приходится убеждать актеров, несогласных с трактовкой того или иного образа или сцены, в правильности твоего решения. А случается ли, что они в чем—то переубеждают тебя?
– Случается. В ситуации, когда актеры спорят со мной, нет никакого конфликта. Это обычная работа, отлаживание механизма спектакля. И хотя это болезненный процесс, сравнимый разве что с родами, мне он нравится.
Российские артисты всегда отличались от западных коллег тем, что никогда не подчиняются режиссеру беспрекословно. На Западе все отрегулировано. Там даже представить себе невозможно, что кто—то из артистов спорит с режиссером. Но думаю, это не всегда хорошо.
– Постановка спектакля – это прежде всего способ высказаться, донести до зрителя идеи, которые близки тебе самому. Но условия общения режиссера с публикой таковы, что ты вынужден заранее просчитывать, насколько эти идеи будут ей интересны. Тебе приходилось потакать публике?
– Режиссер обязан уметь манипулировать зрителями. Я скорее их обмануѕ заставлю пойти за собой, чем стану потакать. И артистам я всегда говорю, чтобы не смели прогибаться перед зрителями. Ведь публика – очень чуткий организм. Только ты прогнешься, она тебя задавит.
– Обращаясь к пьесе неизвестного в России американца, предвидел ли ты тот успех, который обрела «Черта»?
– Израэля Горовица, автора «Черты», у нас действительно не знают. Между тем, без него не было бы Аль Пачино. В 1967 году он открыл никому не известного актера, который играл в домашнем театре на восемь зрителей. На жизнь тогда Аль Пачино зарабатывал тем, что чинил водопровод, работая управдомом.
Карьера Горовица началась с выпуска «Черты». В 1968 году он стал самым знаменитым американским драматургом. А «Черта» на сегодняшний день – самая долгоидущая офф-бродвейская постановка.
У нас за тот год, что идет «Черта», появились свои поклонники. Есть люди, которые смотрели спектакль десятки раз.
– А певица Нуца до «Черты» ведь не участвовала в театральных постановках?
– Нет. Хотя она исключительно творческий человек. Нуца – член Союза художников, джазовая певица, великолепно танцует. Когда я затевал «Черту», Михаил Ефремов порекомендовал обратить на нее внимание. Мы пообщались несколько вечеров. Я увидел, насколько она неординарная, яркая, наглаяѕ а это было именно то, что мне нужно. Еще она удивительно работоспособная. А это сегодня редкое качество. Многие актеры считают, что если есть талант, все получится само собой. Но если есть актерский дар и ты еще постоянно над собой работаешь – увеличивается вероятность творческого откровения. Мне очень нравится, как работает Нуца. В результате нашего сотрудничества мы получили «Чайку-99» в номинации «Некоторые любят погорячее».
– Недавно состоялась премьера спектакля «Последний Дон Жуан» по пьесе Эдварда Радзинского. Почему ты обратился к достаточно известной пьесе, по которой уже ставил спектакль Анатолий Эфрос?
– А как вообще пьесы попадают к режиссерам? Со мной это происходит так – читаешь-читаешь и вдруг чувствуешь, что она в тебя вонзается. И ты уже точно знаешь – пока эту занозу не вынешь, она тебя в покое не оставит. Именно так произошло с «Мышами», с «Чертой», а сейчас и с «Дон Жуаном».
Спектакль Эфроса уже стал легендой. Когда он его ставил в театре на Малой Бронной, Дон Жуана начинал репетировать Олег Даль, а Лепорелло – Любшин. Но Даль ушел из театра накануне премьеры, а эти роли потом блистательно сыграли Андрей Миронов и Лев Дуров.
– Как ты считаешь, будет ли твоя трактовка «Дон Жуана» интересна людям, знакомым с работой Эфроса?
– Думаю, да. Прежде всего любопытна сама история о Дон Жуане, чьи вековые странствия заканчиваются в современной Москве. У Радзинского пьеса называется «Продолжение Дон Жуана». Когда я с ней поработал, понял, что у меня будет «Последний Дон Жуан». Эдвард Станиславович ничего не имел против. Мы вместе ее немного переписали и он благословил меня на работу. Получилось нечто яркое, наглое, громкое, танцевальное, поэтическое, трагическоеѕ Словом, шоу.
– Расскажи, пожалуйста, подробнее о художественном решении спектакля.
– Со мной работают весьма продвинутые, талантливые люди. Сценограф спектакля – художник и дизайнер Анатолий Исаенко. Он делал спектакли в театре Вахтангова и все самые яркие шоу в Москве – концерты Стинга, Тины Тернер, Дайаны Росс. В общем – дока по части современных материалов и технологий.
Трепетная экстремистка-модельер Маша Цигаль придумала костюмы. Ее модели производят впечатление бесконечного салюта. Работать с Машей легко и весело. Это ее первая театральная работа.
Благодаря этим людям спектакль получился яркий, красочный, праздничный.
Совокупность смысловых и музыкальных акцентов, визуального ряда – необычайно важна. Она помогает уловить образ нынешнего, современного героя. Ведь сейчас все художники – и в кино, и в театре мечутся в поиске современного героя и современного звучания.
/ РАЗГОВОРЫ /
----------------
Двугорбый Эльбрус
Ольга ВОЛКОВА. Фото: Сергей ЧЕРЕПЕНИН (N21 от 19.06.2001)
Может, мы ему не понравились, может, это просто был не его день: сыро сверху, сыро снизу, дождь и грязь, кругом люди с зонтиками и фотоаппаратамиѕ Дурное настроение Эльбрус и не скрывал – топал на нас ногами, грозно смотрел глазом, сбросил со спины любимого хозяина и в конце концов вообще повернулся ко всем спиной. Ну что же – каждый имеет право на то, чтобы иногда быть не в духе. Тем более молодой двугорбый верблюд.
Эльбрусу – четыре года, то есть по верблюжьим понятиям он еще подросток. А привезли его из—под Астрахани два года назад – просто однажды Ольга и Николай Мельбарды приехали в вольное верблюжье стало, где жил себе совершенно дикий и еще безымянный юный верблюд, и купили его по цене мяса, получилось около трехсот долларов. Поймали его арканом, посадили в машину-коневозку – а он лег на пол, положил Ольге голову на колени и заплакал. Правда заплакал: у волнующихся верблюдов из глаз льются крупные горькие слезы. Так и ехал – весь в слезах, но на остановках непременно выглядывал из окна и страшно развлекал всех гаишников.
До Подмосковья добрались за сутки – и тут кроткий рыдающий верблюд впервые продемонстрировал, что не такой уж он и кроткий, ибо наотрез отказался покидать так понравившуюся ему машину. Вытягивали его наружу все наличествовавшие в этот момент люди – вытащили. Вышел злющий, на всех нафыркал и ушел жить под навес: поначалу новые хозяева решили ни в какие сараи его не запирать, чтобы не травмировать замкнутым пространством нежную верблюжью психику. Тем более, что из—за нервов он первое время наотрез отказывался от еды: родных астраханских колючек подмосковная Немчиновка предложить ему не могла, а всякие изыски вроде сена, травки и уж тем более овса или даже сахара были ему категорически незнакомы. Так и стоял он в своем углу – мрачный, подозрительный и голодный, и Ольга с Николаем не очень знали, на какой козе к нему подъехать.
Собственно говоря, о верблюде мечтал Николай. Не то чтобы с детства – но давно, с тех пор, как прочитал айтматовский «И дольше векаѕ» – помните, там у главного героя Едигея есть потрясающий верблюд, с которым у хозяина сложились несколько своеобразные отношения. Так вот – с тех пор стал Николай мечтать о том, чтобы завести своего верблюда, и как только смог себе это позволить, тут же и завел. Это к вопросу о том, зачем человеку деньги – кто обвешивается золотом, кто покупает яхту и ставит ее на прикол в Сен-Тропезе, а Николай Мельбард, став валютным дилером и директором фирмы FXCLUB, купил себе верблюда. И не только его – но про это потом; главное, что, став, наконец, верблюдовладельцами, ни сам Николай, ни Ольга не очень-то себе представляли, что с этим делать дальше.
Ну, к еде его приучили довольно быстро: в конце концов, проголодавшись, Эльбрус был просто вынужден с отвращением попробовать сена. Понравилось – и он твердо решил, что сеном он теперь и ограничится. Пришлось хозяевам прятать в охапку сена овес, или хлеб, или сахарѕ Вот так вот Эльбрус и узнал, что на свете есть много вкусных вещей, и теперь ест все подряд, но за овес готов продать душу. Про бананы я и не говорю: бананы – это любовь его жизни. Так что если вы вдруг решите завести себе верблюда, то знайте: прокормить его проще, чем лошадь, в еде он куда неприхотливее и переварить способен буквально что угодно. Хотя Ольга говорит, что знала лошадь, которая больше всего на свете любила гречку с курицей.
Зато пьет он редко, как и положено верблюду из книжки: если на улице сыро, так неделю не пьет. Зато уж если начинает, то пьет как верблюд – сразу четыре ведра. И прямо на глазах округляется, разбухаетѕ
Однако научить верблюда есть – это дело нехитрое. А вот все остальноеѕ Даже невоспитанная кошка может устроить хозяевам кучу проблем, а уж непослушный верблюд – просто катастрофа, стихийное бедствие, к тому же смертельно опасное. С Эльбруса недоуздок-то в первый раз три часа снимали – не давался, никого к себе не подпускал. Так как же все-таки усмиряют верблюдов?
Специальная верблюжья литература на этот счет ничего не говорила. Никаких пособий по дрессировке верблюдов Ольга с Николаем тоже не нашли. Поехали по циркам, искать специалистов – как назло, все цирки уехали на гастроли. Наконец нашли одного знатока, воспитавшего уже четырех верблюдов – и тот их всему научил.
Знаете, как, например, добиться от верблюда того, чтобы он по команде ложился – иначе ведь на него и не сядешь? К каждой ноге надо привязать по веревке, а к каждой веревке приставить по здоровенному дяде, и все дяди тянут в свою сторону, а хозяин при этом говорит «лежать!» и дает вкусное. Лежать Эльбрус научился за один день – и тут же принялся ложиться даже тогда, когда его никто об этом не просил. А этого ему тоже делать нельзя – пришлось отучать.
А вот под седлом ходить согласился он не сразу. Ольга как—то на него села – так он тут же ее сбросил, да еще и немного походил по ней. Пришлось делать хитрое: из старой одежды сшили чучело, набили соломой, назвали Бомжом и посадили рядом с эльбрусовым стойлом. Эльбрус привык; через несколько дней Бомжа водрузили ему на спинуѕ Эльбрус побрыкался – но привязанный Бомж держался крепко. Тогда Эльбрус подумал, что раз уж это, сидящее у него на спине, все равно ничего плохого не делает – так пусть себе сидитѕ
И вот такой был его первый выход в свет: Ольга и Николай ведут под уздцы верблюда, на спине у которого восседает соломенное чучело! Потрясенные соседи рукоплескали. Ну а теперь Эльбрус преспокойно катает маленьких детей – и взрослых, конечно, тоже.
Вот на масленицу Эльбруса пригласили катать народ. Он катал, катал – а потом устал и заплакал. То есть в смысле практической выгоды от него толку мало. Так и заводили его не для того, чтобы на нем зарабатывать, а исключительно для души.
Нет, есть от Эльбруса и польза – он дает шерсть. Зимой он мохнатый, как медведь – а к лету его вычесывают, так что накопились у Ольги три мешка роскошной шерсти. Из которой надо будет что—то сделать, хотя пока непонятно, что именно.
А еще Ольга очень радовалась, что Эльбрус никогда не плюется. Вот, думала, какой у них отличный и добрый верблюд! Но тут приехал к ним один их приятель – дело было весной, а весной верблюды несколько нервничают. Впрочем, не только верблюды. Так вот – только этот приятель сел на Эльбруса, а тот обернулся, посмотрел на него с негодованиемѕ Тут—то и оказалось, что верблюды плюются совсем не так, как это показывали в фильме «Джентльмены удачи»: все получается гораздо эффектнее – разлет продукта достигает двух метров, так что попадание стопроцентное, причем во всех сразу.
А еще, оказывается, нельзя позволять верблюду себя покусывать. Потому что сначала кажется, что это он играет, совсем не больно – а потом он может увлечься, схватить человека за шкирку и бросить куда подальше.
Договориться с верблюдом можно, но не так—то это легко: с лошадьми поладить куда легче. Вот, скажем, если у Эльбруса дурное настроенеие, то он старается все делать ровно наоборот: хозяин ведет его домой – а он специально разворачивается и тянет в другую сторону. Какая лошадь будет так вредничать? Лошадь только поверни головой к конюшне, и она сразу туда побежит.
Да и привязанности к хозяевам, по словам Ольги и Николая, у Эльбруса особой не наблюдается – то есть он, конечно, их узнает, но так чтобы по-лошадиному людям радоваться, этого нет. Потому что верблюды – гордые индивидуалисты.
Живет он в конюшне, бок о бок с шестью лошадьми – еще одной отрадой Ольги и Николая. Пока все стоят в стойле – живут тихо, только все внимательно следят за тем, чтобы соблюдалась справедливость в процессе кормления: если кому-то чего-то не так дать, то обиженный немеделенно устроит жуткий скандал с битьем ногами по дверям загона. А вот если Эльбрус и лошади встречаются вне конюшни, то никакого удовольствия им от этого не получается: лошади верблюда опасаются, а он так и вовсе их панически боится. Коза Маргарита ему нравится гораздо больше.
И еще верблюды совсем не азартны – вот лошади на скачках сами получают удовольствие от бега, а верблюдам, в общем-то, все равно. Впрочем, Эльбрус на бегах был и весьма разгорячился – но не оттого, что хотел всех победить, а потому что очень уж ему не понравился верблюд Шурик. Он на этого Шурика все время пытался напасть – а потом, когда начались собственно бега, то бедный Шурик уже думал только о том, чтобы удрать от Эльбруса, а Эльбрус, наоборот – мечтал догнать его и проглотить целиком. В результате Шурик пришел вторым, ну а Эльбрус, соответственно, третьим.
А еще Ольга и Николай боялись, что будет, когда на бегах Эльбрус впервые в своей взрослой жизни увидит верблюдиц: ведь влюбленный верблюд становится совершенно неуправляемым. Но на этот раз обошлось: увидел, поглядел – а так ничего. Ну это пока, молод еще. Проблемы с дамами у него еще впереди – пройдет год-другой, и хозяевам придется что—то с этим делать.
Пока же Николай подумывает о том, как бы ему съездить с Эльбрусом в ОАЭ – там шейхи очень любят особые верблюжьи забеги на длинные дистанции. На очень длинные – в 180 километров, причем без остановки, что при средней верблюжьей скорости в 10 километров в час занимает восемнадцать часов. Впрочем, Николай пока не знает – допускают ли арабские правила присутствие среди их одногорбых верблюдов нашего, двугорбого? К тоже же говорят, что двугорбые тихоходней одногорбых – ну и что? Поучаствовать было бы все равно интересно.
А пока бегал Эльбрус только в Москве, на ипподроме. Международные поездки светят не ему, а Мести, одной из шести лошадей Мельбардов, красавице ахалтекинке. Не так давно она участвовала в новом для нашей страны виде соревнований, так называемом дистанционном конном забеге длиной в 160 километров. Однако лошадь – не верблюд, столько сразу не пробежит: поэтому каждые 30-40 километров им положена остановка, небольшой отдых – и, главное, осмотр ветеринаром. Если ветеринар увидит, что лошадь слишком устала, или сбила ногу, или еще что—то не так – все, с дистанции ее снимают. И это происходит с пятьюдесятью, а то и с семьюдесятью процентами всех скакавших. То есть лошадь на таких соревнованиях, к счастью, не загонишь – мало того, иногда победа присуждается тому, кто ехал медленнее других, зато коня сберег. Так вот: Месть с Николаем на спине прошла всю дистанцию и пришла восьмой, что совершенно достаточно для того, чтобы получить право поехать на чемпионат Европы. И они поедут – в Италию, в сентябре. Только сначала потренируются в Кабардино-Балкарии: в Италии забег будет проходить на высоте полутора километров над уровнем моря, так что подмосковной Мести надо к такому попривыкнуть.
Кстати – этот вид спорта тоже очень любят в ОАЭ. А вот в Швейцарии и Финляндии придумали ездить за лошадьми на лыжах; и Николай с Ольгой, страстные горнолыжники, хотят этому научиться, чтобы соединить в одном флаконе две свои любови – лошадей и лыжи. Самое сложное – научиться не только держаться на лыжах, но при этом еще и самостоятельно управлять лошадью: можно, конечно, чтобы на лошади сидел верховой – но это легкий путь, для дилетантов.
А еще у Ольги и Николая есть уже упоминавшаяся коза Маргарита с тремя детьми, некоторое количество кур, возглавляемых одноглазым, но драчливым и голосистым петухом, и добрая овчарка Адей – большая Эльбрусова подружка, с которой они все время целуются. Единственное, чего им не хватает – это осла: собственно, в основном за осликом и поехали они тогда, два года назад, в Астраханскую область. То есть верблюда они тоже имели в виду – но ослика хотелось еще больше. И только на месте выяснилось, что с ослами там в наше время совсем плохо.
Впрочем, когда-нибудь у них непременно будет и осел. Между прочим, в тех же Эмиратах время от времени проходят и скачки на ослах – может быть, Ольга и Николай захотят попробовать и это? Говорят, что ослы упрямы и уговорить их скакать куда надо – большое искусство. Но трудно ли поладить с осликом тем, кто смог договориться с верблюдом?
/ ЖИВОТНЫЕ /
-------------------
После отбоя, как нарочно, ужасно хотелось есть
Записала Валентина ЕРЕМЕЕВА (N21 от 19.06.2001)
В июле-августе, когда студенты университетов разъезжаются по домам, в освободившихся общежитиях появляются школьники – система языковых школ Embassy CES организует для них летние курсы на базе унверситетов в США, Австралии, Великобритании. На курсах в Ричмонде (Лондон, университет Brunel) побывал прошлым летом десятиклассник – москвич Игорь АЛЕКСЕЕВ. Вот что он рассказал.
– Родители мечтают, что я поступлю (а я, может, и правда поступлю) в британский университет. Вот и отправили меня на три недели на эти курсы, чтобы я попробовал самостоятельно пожить в общежитии и сделал рывок в английском.
Когда мы приехали и пошли на предварительное тестирование, я рассчитывал, что попаду в группу самых продвинутых, так и вышло. В школе делят студентов по уровням – их всего пять. К тому же в Ричмонд именно на эту смену приехали целых две группы русских. Японцы, китайцы, венесуэльцы, итальянцы и поляки оказались в меньшинстве. Родители приуныли: стало ясно, что затея с погружением не удалась, после уроков я буду говорить по-русски, и пять уровней им показалось мало, дескать, будет, как в сельской школе, где в одном классе вместе сидят и неграмотный Филиппок, и завтрашний студент. Но когда начались уроки, оказалось, что сомнения неуместны, потому что наши преподаватели – волшебники и маги.
Через два часа мы их уже просто обожали. Они моментально нас всех запомнили и каждому давали то, что надо: одному вопрос попроще и говорят с ним помедленнее, другому – сложное задание и почти скороговоркой. Нас посадили так, чтобы у русского был обязательно не русский сосед, а задания выдавали на двоих. Например, я сидел с девочкой из Польши. Она не знает русского, и с ней удобнее всего общаться по-английски. Нам досталось такое «парное» задание: «Вот греческая ваза. Придумайте легенду, да так, чтобы имена царей, названия городов, детали быта – все было из древней Греции». Мы сочинили, что эта ваза – подарок-проклятье доброму правителю от злой волшебницы: разобьется ваза – царству конец. И начались всякие случаи из серии «нарочно не придумаешь», и долго нашему царю удавалось подхватывать падающую вазу, но в конце концов она у нас разбилась.
Верите, что на таком уроке не скучно? Некоторые пары так сдружились на этих сочинениях, что до сих пор переписываются, а некоторые даже ездят друг к другу в гости. Еще об интернациональной дружбе: мы после уроков много играли в футбол. На поле человека видно сразу – кто в команде играет, кто тянет на себя. Опять же, в игре бывают моменты, когда кто—то разозлится, и тут уж он весь на виду: кричит, лезет в драку или только скажет себе под нос что—то неразборчивое. Короче, мы подружились с ребятами из Венесуэлы и из Польши, они оказались «нашими»: пиццу заказывают на всех, соседу 10 пенсов не хватило – дадут не раздумывая. А с итальянцами не получилось: варят они на кухне свои макароны, не то, чтобы угостить, даже если попросишь чуточку попробовать – не дадут, да еще скажут: «Иди—иди, не нюхай тут, это наше».
В общежитии у каждого отдельная комната – спальня-кабинет (диван, шкафчик, кресло, столик для занятий), а кухня – общая, удобства – общие: две душевые в конце коридора. Чтобы не иметь утром проблем, я вставал пораньше и мылся. И все так делали. Кроме итальянцев, которые до самого завтрака спали, а потом все разом выскакивали и устраивали крикливую очередь в душ.
Нас в столовой кормили три раза в день: мясо, жареная картошка, овощи, соки. Достаточно. Но как только 23.00 – отбой, и все рассредоточились по комнаткам – невозможно хочется есть, как назло. Вообще-то мы режим соблюдали: уставали за день, почти каждый день бродили до изнеможения по Лондону, да еще футболѕ Но приходилось все-таки иногда в последнюю секунду перед отбоем выбегать в fast food прямо у школьных ворот и хватать там пакетик какой-нибудь еды. Когда я был в летней школе пять лет тому назад (мне тогда было одиннадцать), это было невозможно – шевелиться после 22.30 категорически запрещали. А в студенческом общежитии к нам, шестнадцатилетним, уже отношение как к взрослым. Мы сами себе стирали в прачечной и готовили на кухне, если хотелось. Однажды русская группа отважилась налепить пельменей. Мы угощали всех и, как сказал бы старик Хоттабыч, потрясли учителей своих и товарищей своих пельменями своими.
Так получилось, что в нашей смене главными мировыми новостями, которые обязательно обсуждаются на уроках развития речи, были новости из России: взрыв на Пушкинской и гибель подлодки «Курск» – не знаешь, что и сказать.
Другая ежедневная тема – Лондон. Каждый день мы что—то узнавали про этот город, пусть не сенсации, но интересно. Мы с удовольствием описывали на уроках исторические ансамбли старого Лондона и Ботанический сад, рассказывали, что помнили из Конан Дойла про Скотланд Ярд. Ходили в Британский музей, осмотрели купол «Миллениум». Чтобы попасть на построенное по случаю нового тысячелетия гигантское колесо обозрения, пришлось стоять в очереди часа полтора. Мы отстояли и не пожалели. Сходили на футбольный матч «Челси» – «Манчестер-Юнайтед», заплатили за билеты спекулянтам по 50 фунтов (в кассах все было давным-давно распродано), и тоже было не жалко. Видели даже двух безумцев, купающихся в Темзе. Жаль, не знаю, чем дело кончилось: выловила их служба спасения или сами вылезли.
Короче, рывок в английском я сделал. И понял, что университет Brunel мне подходит. Осталось выяснить, подхожу ли ему я.
/ учеба, обучение /
/ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ /
/ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ /
----------------
Вводная статья
Ада ШМЕРЛИНГ, руководитель отдела «Туризм и выездные технологии» (N21 от 19.06.2001)
Когда в московских кофейнях для демонстрации загара и любительских фоток появляются красотки с оголенными плечами, я точно могу сказать: вернулись отпускники первой смены. Потягивая из высоких стаканов «Секс на пляже», они лениво шлепают на столик фото за фото: «Это мы на Лазурном берегу», «На Кипре уже не модно», «Эльба – где Наполеон отсиживался».
Но, кажется, все это уже в прошлом. За соседними столиками говорят о премьерах и новых бутиках – и ни слова о пляжах, хилтонах, дайвингах и серфингах. У кого хватает на отдых за границей, были уже и в Турции, и в Испании. Их уже не удивишь глянцевыми картинками с «видами» и байками типа «как нас принимали в Ницце» или «обокрали в Риме».
Что же нужно вам сегодня, дорогие читатели «i»?
Принимая эстафету у наших коллег, верой и правдой служивших разделу «Отдых», мы хотим прежде всего объяснить, что будет представлять из себя новый раздел «iностранца» – «Туризм и выездные технологии».
Это рассказы о еще неизведанных российскими туристами местах Земли. Это поиск необычного и нетипичного в хорошо знакомом, хоженом-перехоженном. Это ваши истории и впечатления от путешествий. Это приключения, экспедиции, открытия, с одной стороны, и отдых как таковой, с другой.
«Туризм и выездные технологии» – это теория и практика. До сих пор две составляющие единого целого были представлены в «i» в разных разделах – «Отдых» и «Технология отъезда». Но сегодня для человека, который хочет увидеть мир, нет «просто отдыха». Даже в «пляжной» стране нам мало только моря и солнца. Все кончается тем, что мы заказываем экскурсии и начинаем путешествовать.
Сегодня нет и «просто отъезда». Чтобы увидеть мир, мало оформить загранпаспорт и визу, – надо понимать, куда и зачем ехать. И кто бы вы ни были – бизнесмен, студент, командированный, – за рубежом вы в первую очередь путешественник, или, если по-иностранному, турист.
«Туризм и выездные технологии» – это информационное поле для профессионалов турбизнеса, это возможность разговора с клиентом, это советы потребителям. Это возможность построения новых отношений между турфирмой и туристом – более уважительных с обеих сторон. Наконец, это формирование нового лица российского туриста: чтобы не стыдно было.
/ ТУРИЗМ И ВЫЕЗДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ /
/ ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА /
/ отдых, туризм, путешествия, туры, странствия /
|