#18, 29 мая 2001 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
ЗАКРАСИМ РЕКЛАМУ!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N18 от 29.05.2001)
"Надоело, достало, допекло, набило оскомину, тошнит уже, видеть больше не могу!" - говорим мы, отводя взгляд от назойливых, порой аляповатых рекламных щитов, установленных в центре Москвы и Питера. 90х60х90, гладковыбритые (небритые) молодцы, назойливые призывы, плохо переведенные на русский язык рекламные лозунги - вот что представляет из себя большинство рекламных плакатов, "украшающих" наши города".
Рав Исроэль ЗЕЛЬМАН: «Нет ничего тяжелее, чем иметь дело с евреями»
Беседовала Наталия ЗУБКОВА (N18 от 29.05.2001)
Впервые раввина Исроэля Зельмана я увидела, когда он произносил здравицу по случаю двадцатилетия раввинской деятельности Адольфа Шаевича. Потом поняла, что и прежде приходилось его слышать – на праздниках в синагоге. Но оттуда, с высоты женского положения, раввина не разглядишь, да и какой интерес? Поет хорошо, «текст слов», похоже, понимает – значит, пришлый.
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
5 июня в 16.00 в посольстве Австралии по адресу Кропоткинский пер., 13 (метро "Парк Культуры") состоится открытый семинар по образованию в Австралии. Семинар проводят г-н Виллиам Деланей
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
Британская образовательная компания "Westland Education & Travel Ltd" (телефоны (095)956 2982, 246 0604, 246 0200) предлагает программы для детей от 10 до 16 лет "Каникулы в международных детских и юношеских лагерях" с 15 июля по 19 августа.
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
Учебная группа "ЗНАНИЕ-ЦЕНТР" (телефоны (095)131 2502, 131 7251, e-mail: znaniye@orc.ru) объявляет набор на летние каникулярные программы в Германии для детей от 8 лет в июле-августе.
И я была девушкой юной... ДЕСЯТИЛЕТИЮ ПАДЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» ПОСВЯЩАЕТСЯ
Ада ШМЕРЛИНГ (N18 от 29.05.2001)
Впервые я оказалась за границей осенью 89-го. За прошедшие с того времени годы я объездила полмира – мои многочисленные загранпаспорта украшает целая коллекция виз. Теперь я уже с трудом припоминаю, как это было в 89-м – получить загранпаспорт, купить билет, поменять валюту...
iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать…
По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N18 от 29.05.2001)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, отчего это теперь любой простой российский человек (с деньгами) свободно бороздит любые заграничные просторы, и думать забыв о том, что еще совсем недавно и мечтать о таком не смел? Вот лично меня с детства мучала мысль о том, что я умру, так и не увидев пирамид. И вот теперь я видела пирамиды целых три раза, и ничего, не умерла.
А иностранного работодателя поощряют. ЕСЛИ ОН БЕРЕТ НА РАБОТУ ТИНЕЙДЖЕРА
Подготовила Анна КУБАСОВА (N18 от 29.05.2001)
Проблема трудоустройства молодежи актуальна не только для России, но и для Ирландии, Испании, Бельгии, Франции, Великобритании и Нидерландов. Правительства этих стран принимают законы, разрабатывают специальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройством молодежи.
Согласно конвенции МОТ, минимальный возраст для приема на работу – 15 лет.
Давай дойдем до Золотых ворот...
Елена АНОСОВА, Ада ШМЕРЛИНГ (N18 от 29.05.2001)
По пятницам самолет Lithuanian Airlines вылетает из Москвы в 22.10, через 1.55 – уже в Вильнюсе. За два выходных дня мы успеем съездить в Тракай, к морю, присоединившись к какой-нибудь экскурсионной группе, исполним туристический долг в соборе Петра и Павла, взберемся к Вильнюсскому замку, а потом будем спокойно бродить по бесчисленным вильнюсским паркам, улицам Cтарого города и наконец дойдем до Золотых ворот (говорят, что вечером, когда здесь уже нет туристических толп, слышно как звенит тишина).
Кто возьмет на работу подростка. С НИМ ВОЗНИ МНОГО, А ТОЛКУ МАЛО
Андрей МОСКАЛЕНКО (N18 от 29.05.2001)
Официально, по данным Минтруда, в России сейчас около 1.100.000 безработных. И это взрослых, опытных работников – со стажем, связями и трудовыми навыками. Молодому человеку, у которого всего этого нет, найти работу гораздо труднее. Но все же можно.
1 2
Чтобы помнили
Катерина КАРМАНОВА (N18 от 29.05.2001)
Большинство взрослых, кому не дается иностранный, хорошо помнит и семью Стоговых из учебника Старкова и Диксона, и вузовские тексты про Лондон, город контрастов, и сдачу ненавистных «тысяч». После такого курса нужна не столько языковая практика, сколько психологическая реабилитация: теперь сколько ни учи язык, а подспудная ненависть оказывается сильнее.
1 2
-----------------------
ЗАКРАСИМ РЕКЛАМУ!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N18 от 29.05.2001)
"Надоело, достало, допекло, набило оскомину, тошнит уже, видеть больше не могу!" - говорим мы, отводя взгляд от назойливых, порой аляповатых рекламных щитов, установленных в центре Москвы и Питера. 90х60х90, гладковыбритые (небритые) молодцы, назойливые призывы, плохо переведенные на русский язык рекламные лозунги - вот что представляет из себя большинство рекламных плакатов, "украшающих" наши города".
10, 11 и 12 июня жители Москвы Санкт-Петербурга станут зрителями весьма занимательного события - акции ART 6x3, организованной сигаретным брендом Pall Mall, входящим в корпорацию British American Tobacco.
Некоторое время назад в основных художественных ВУЗах обеих столиц были расклеены объявления, приглашавшие молодых художников (возрастом старше восемнадцати лет - спонсор акции табачная компания!) принять участие в конкурсе на создание картин размером 6х3 метра, которые должны быть вывешены на рекламных билбордах. Из пятидесяти четырех кандидатов в Москве были выбраны двадцать, которые и украсят своими творениями билборды города. В Питере отбор произойдет на днях.
У компетентного жюри (его состав: журналист и арт-критик Светлана Куницына, один из ведущих отечественных дизайнеров Антон Логвин, старший научный сотрудник Третьяковской галереи и преподаватель МГУ Александра Обухова, галерист и художник Айдан Салахова, главный редактор журнала "ПТЮЧ Connection" Игорь Шулинский) задача была сложной. Из предложенного ему надо было выбрать вещи, удовлетворяющие двум требованиям: быть произведениями искусства, а не чисто рекламной продукцией, но одновременно соответствовать "Философии Pall Mall" ("Ночь твоя", "Мистика города"...).
Прошедшие первую фазу конкурса получили каждый по четыреста долларов (недурная прибавка к студенческому бюджету) и за три дня должны будут осуществить свои эскизы, вручную расписав билборды, расставленные в разных местах двух городов. Риск, конечно, есть. У большинства конкурсантов не имеется опыта работы на больших форматах, пользоваться услугами помощников им запрещено. Два и вообще, может ветер задуть или дождь полить. Впрочем, организаторы оптимистичны. К тому же 12 июня это национальный праздник, День Независимости, - глядишь, ради такого дела тучи разгонят.
Среди участников будут избраны призеры. Первый приз - $3.000. Второй приз - $2.000. Приз журналистских симпатий - $1.000. Специальный приз жюри - недельный визит в Лондон на выставку Королевской академии искусств.
Зачем все это нужно Pall Mall и BAT - понятно. Это хорошо просчитанная и удачная рекламно-коммуникационная акция. На билбордах будет стоять логотип Pall Mall - но и, конечно, "Минздрав предупреждает...".
Здесь надо заметить, что BAT вообще много внимания уделяет поощрению культуры и изобразительного искусства. Корпорация помогает Третьяковке и Русскому музею - она предоставила, например, средства для закупки некоторых произведений, находящихся ныне в коллекции современного искусства ГТГ. ВАТ спонсировала несколько важных выставок, в том числе - знаменитую "Амазонки русского авангарда" и недавно открывшуюся в Московском центре искусств выставку Павла Филонова. И большое спасибо табачному гиганту. Бизнес есть бизнес, но улучшая при помощи свой образ, корпорация делает много полезного.
Для молодых художников участие в ART 6х3 это возможность удовлетворить свои амбиции и попробовать силы в работе над большим форматом.
А жители Москвы и Питера наверняка позабавятся, наблюдая, как молодые ребята, взгромоздившись на леса, что-то красят на билбордах. Даже если не все им удастся, и если многие картины кому-то покажутся странными и шокирующими, - это все равно лучше, чем настырная и тупая реклама.
Так что очень советуем 10, 11 и 12 прогуляться по выставкам. Адреса расписных билбордов вы можете узнать у организатора конкурса, в "Агентстве Правда PR" - тел (095) 797 2689. Или по электронной почте - stanislav@pravdapr.ru либо ann@pravdapr.ru
/ КУЛЬТУРА /
--------------------
Рав Исроэль ЗЕЛЬМАН: «Нет ничего тяжелее, чем иметь дело с евреями»
Беседовала Наталия ЗУБКОВА (N18 от 29.05.2001)
Впервые раввина Исроэля Зельмана я увидела, когда он произносил здравицу по случаю двадцатилетия раввинской деятельности Адольфа Шаевича. Потом поняла, что и прежде приходилось его слышать – на праздниках в синагоге. Но оттуда, с высоты женского положения, раввина не разглядишь, да и какой интерес? Поет хорошо, «текст слов», похоже, понимает – значит, пришлый. Раввины-то у нас все больше швейцарцы да итальянцы. А если кто из местных, то непременно эмигрант заморской выучки. На сей раз привычная логика подвела: рав Исроэль оказался москвичом с высшим светским образованием. Выступал он на таком большом – не синагогальном – собрании явно впервые. Вопрос, кто таков, задавали друг другу не только наблюдатели, но и активисты еврейской жизни, руководители ведущих организаций, члены самых разных комиссий и комитетов.
И дело даже не в том, что невесть откуда объявился человек, обученный произносить яркие речи, построенные по канонам раввинского ораторского искусства. Выступал уверенный в себе лидер, которому внимала многочисленная группа поддержки – молодые люди, которых прежде ни на каких съездах-конференциях видно не было.
Любопытство мое разыгралось не на шутку, однако я решила справок о нем не наводить, а расспросить его самого: кто он да откуда? Но расспрашивать не пришлось – раввин Зельман предоставил мне исчерпывающую автобиографическую справку и только потом ответил на вопросы.
– Я рос в обычной семье московских интеллигентов. Родители – ученые, не чуждые прекрасного: папа пел, а у мамы одна из самых больших в Москве коллекций репродукций живописи. Так что в детстве я насмотрелся на картины, на которые теперь мне смотреть нельзя.
Меня со страшной силой готовили к занятиям искусством – литературой, живописью, музыкой. Прочили карьеру искусствоведа и профессионального музыканта.
Поначалу все шло по родительскому плану. Я закончил музыкальную школу, Гнесинское училище как историк и теоретик музыки, Московскую консерваторию – как композитор. Но заканчивал ее уже в шляпе.
Папа всегда мечтал петь на сцене. Не случилось. И тогда он перенес свою мечту на меня – ему очень хотелось, чтобы я стал профессиональным певцом. Его мечты осуществились, но весьма причудливым образом – вот уже восьмой год я работаю кантором в московской хоральной синагоге. Моей сценой стал амвон.
Папа внушал мне с детства, что я должен делать себя – не гулять-развлекаться, а без устали работать. И я делал.
Не теряя времени попусту, в 18 лет я женился на светской девушке Жанне. И мы вместе начали двигаться в сторону еврейской религии. К этому привели меня прежде всего занятия философией, а также то, что еврейской религии я не знал абсолютно. Незнание чего-то всегда было для меня сильнейшим искушением, стимулом – узнать. Тем более, когда невежество касается моей культуры.
Так я оказался в московской иешиве Охалей-Яаков, занимался с разными раввинами, довольно быстро научился самостоятельно читать Талмуд. Через полтора года начал работать кантором в московской хоральной синагоге и, мало зная сам, осмелился преподавать в иешиве.
Еще в раннем детстве друзья и знакомые делали из меня дармового душеприказчика. Поэтому в работе с людьми для меня не было ничего принципиально нового.
Служа кантором и преподавая в иешиве, меня не покидали мысли о собственном будущем. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт решил мне помочь – устроить раввином в какую-нибудь общину Германии. Я хорошо знал немецкий, но смихи (раввинского диплома) у меня не было. Он хотел попробовать меня на этом поприще – и в случае удачи обещал дать мне смиху. Рав Пинхас стал учить со мной «Шульхан Арух» (свод еврейских законов, знание которых необходимо для сдачи экзамена на раввинский диплом. – Н. З.).
И Девятого Аба (День разрушения Храма. – Н. З.) раввин Гольдшмидт для пробы дал мне возможность выступить в синагоге. Девятое Аба для меня – мистическая дата: в этот день я поступил на работу кантором, в этот день впервые говорил драш (комментарий к Торе) перед московской еврейской общиной. Было это лет семь назад. И услышав, как я говорю, у раввина Гольдшмидта появилась, как он признался, идея поинтереснее: не посылать меня ни в какую Германию, а оставить здесь. Так я стал заместителем главного раввина Москвы.
Сам главный московский раввин постоянно опекал меня и готовил к раввинскому экзамену. И года полтора назад я поехал в Иерусалим. Никто не верил, что мне удастся сдать экзамен. Проблема была в отсутствии времени: я обязан быть в синагоге каждый Шаббат. Поэтому я выехал по окончании одной субботы, а вернулся к началу следующей. И в руках у меня было аж четыре диплома – сдал экзамен четырем уважаемым иерусалимским раввинам.
Обычно моя жена больше, чем на сутки, меня никуда не отпускает. И мы поехали в Иерусалим вместе, прихватив с собой двух старших детей (к этому времени их у нас было пятеро, сейчас уже шестеро).
Супруга моя просто героический человек. Она создала мне все условия, чтобы подготовиться к экзамену и закончить учить весь Талмуд. Сейчас я, с Б-жьей помощью, эту книгу читаю во второй раз, постигаю ее глубины. Это совершенно необходимо. Потому что вся мудрость иудаизма сконцентрирована в Талмуде.
Поскольку преподавать я начал очень рано, к моменту получения смихи у меня накопился приличный педагогический опыт. Я преподавал в Охалей-Яаков, в Эш а-Торе, в синагоге. Но в последнее время понял, что один с такой нагрузкой не справляюсь, и организовал учебный центр. Днем даю урок педагогам-консультантам, а те уже несут полученные знания в массы: индивидуально занимаются с теми, кто приходит в центр по вечерам.
Все эти годы я собирал вокруг себя людей, причем внимание уделял каждому. Ведь и Гольдшмидт, и Шаевич заняты чудовищно трудным делом – представляют нашу общину за рубежом и во властных коридорах родного отечества. Простые евреи всегда доставались мне. Из них я пытаюсь строить общину.
Помимо учебного центра у меня есть специальная программа для женщин: чудесные посиделки – раз в неделю по четвергам, – где я преподаю законы благословений, Шаббата и «Пророков» – для души; по воскресеньям даю уроки иврита для начинающих.
На Шаббат молодежь приходит молиться в синагогу. Тех, кто живет далеко, мы размещаем в гостинице.
Раз в две недели собирается бизнес-клуб. В нем евреи-бизнесмены знакомятся, договариваются о сотрудничестве – и иногда отчисляют десятину на разные проекты, в том числе помогают старикам, больным, беженцам и нашему учебному центру.
В отличие от раввина Гольдшмидта я склоняюсь к тому, что ставка на крупный бизнес – проигрышная стратегия. Крупный бизнес в России не может быть вне политики. А значит, связываться с ним очень опасно, хотя и очень заманчиво.
В святых книгах прямым текстом сказано: мы должны быть осторожны с властью, держаться от нее подальше, власть приближает к себе человека только для своих целей, она прикидывается любящей фаворитов, но в час испытаний бросает их на произвол судьбы. Сторонишься власти – продлишь дни свои.
Разве пример Гусинского недостаточно убедителен? У себя я собираю малый и средний бизнес – крепкий, с надежным доходом и хорошей репутацией. Но олигархов – ни—ни.
Работаю по двадцать часов в сутки, а дело движется жутко медленно. Усилий затрачено столько, что, кажется, должна была бы уже вырасти процветающая община человек в семьсот. Ан нет. Евреев, как известно, считать не положено, так что не могу сказать, сколько народу мы объединили. Одно скажу: когда на третью субботнюю трапезу в синагоге ставится огромный стол, почти на весь большой зал, за ним нет ни одного свободного места. Причем это только молодежь – костяк нарождающейся общины.
Некоторые из тех, с кем я занимался, ушли – в бизнес, в работу. Я их потерял. Возможно, не хватило сил и времени, а возможно, я что—то делал не так. Понимаю, что людям нужно зарабатывать, одолевают повседневные заботы, и допускаю, что они не потеряли интерес к иудаизму, ушли лишь на время. Но каждый такой уход я воспринимаю как личное поражение.
Помимо всех прочих обязанностей я еще занимаюсь кашрутом, возглавляю отдел кошерного питания в раввинате, проверяю, насколько предприятия соблюдают предписания правил кошерности. Зачем это им? У каждого свои цели, например, кому-то нужен сертификат для выхода на мировой рынок. В Москве уже немало кошерных производств: «Русские сладости» с их ставшими популярными тортами «Птичье молоко» и прочими вкусностями, линия изготовления шоколада на «Красном Октябре», Лианозовский молочный комбинат, майонезный завод, маргариновый, 6-й хлебозавод, водки разные, производитель соков «Вимбильдан»ѕ
– Известные раввины, как вы верно заметили, в основном представительствуют, так что никому и в голову не придет обращаться к ним со своими будничными проблемами. Я понимаю, что вы очень загружены, но люди должны знать, что есть адрес, где их хотя бы выслушают.
Видите ли вы себя раввином хоральной синагоги? Как происходят подобные назначения?
– Не знаю, где и кем это решается. Формально раввина нанимает на работу московская еврейская община. Последние четыре года именно я являюсь заместителем главного раввина. Но принципиально то, что сам я не хочу работать главным раввином ни Москвы, ни России, не хочу заниматься политикой, представительством, участвовать в межрелигиозных диалогах и прочей суете.
– Раввин – это ведь не только политик, это еще и учитель, консультант, советчик, судья, оратор. Какая из перечисленных ипостасей вам больше по душе?
– Из перечисленных – никакая. Мне в радость быть композитором, поэтом, искусствоведом.
– Однако вы начали свой рассказ со слов «я не могу смотреть на картины».
– Конечно, не могу. На голых женщин?! Всякому понятно, что не могу!
– И не можете слушать женское пение?
– Это – могу. В «Шульхан Арух» рабби Моше Исерлес пишет, что пение женщины может слушать тот, кто к нему привык. Я музыкант, мне голос ставил человек, стажировавшийся в Ла Скала. Для меня нет разницы между живым пением и магнитофонной записью. Женский голос меня не волнует.
– Даже если вам и удастся вернуться к творчеству, раввином вы все равно останетесь. Как вы собираетесь воспитывать ваших крошек? Сможете ли дать им то, что дали вам ваши родители, то, чем вы так дорожите?
– У меня замечательные дети: старшая Шуля – Суламифь – уже ходит в школу, ей семь лет, Соломону шесть, Моисею – Мойше – скоро пять, Шушана, Шунамит, и последний, Елисей – Элиша, ему одиннадцать месяцев.
Я не могу дать им всего того, что дали мои родители мне. Придется фильтровать. Но не могу допустить, чтобы мои дети не знали Достоевского, Гете, Шекспираѕ Мои дети должны знать и понимать написанное ими.
Как-то раз в Эш а-Торе, объясняя разницу в подходе к женитьбе у Моисея, у которого была одна жена, да и с той он не жил, и у Соломона, у которого было бесконечное количество жен, я позволил себе провести параллель с Рафаэлем, который был чудовищным развратником, отчего и умер, и Леонардо, у которого была одна женщина, с которой он если и жил, то очень короткое время. Что тут началось! Трудно мне с фанатиками. Хотя я и сам фанатикѕ
Тяжелее всего мне пришлось, когда в марте 1998 года я сделал в Театре на Таганке моноспектакль. В нем я предлагал талмудический, кошерный взгляд на искусствознание, на творчество Данте, Пушкина, Шекспираѕ Получилась своеобразная театрализованная лекция с цитатами знаменитых раввинов. Идея была буквально следующей: никакой самый гениальный художник не может восприниматься как идол, талант не дает ему такого права, все люди равны перед Б-гом вне зависимости от дарованияѕ
Идея-то совершенно кошерная. Но форма кому-то показалась неприемлемой. Мне же очень хочется примирить то, что многим представляется несовместимым. И пытаюсь передать собственные творческие противоречия.
– Как родители отнеслись к столь неординарному повороту вашей карьеры?
– Сейчас уже успокоились, любят внуков – счастливы. А поначалу был просто кошмар!
Теперь ужасаюсь я. Ведь я ничего не добился для себя, то есть добился того, что занимаюсь вовсе не тем, чем хочу.
– Как же вы, извините за выражение, во все это вляпались?
– Когда человек прочитывает наши священные книги, он понимает: слишком мала вероятность, что все в них сказанное – вранье. Отвратительно ничтожная вероятность! Никуда не денешься. Поэтому все, что написано там, надо выполнять. Хочешь не хочешь – делай. И не просто делай. А как в заповеди: по-настоящему хорошо, весело, с улыбкой!
Помните: если не я, то кто? Кто будет скреплять разрушающиеся семьи, искать деньги на лечение женщин, больных раком, обустраивать беженцев, обхаживать бизнесменов?.. Сейчас это должен делать я.
– Хоть вы так убедительны в роли уставшего от жизни старика, вам ведь нет и тридцати. При этом вы учите, жените, улаживаете конфликтыѕ Не мучают ли вас сомнения, страх ошибиться?
– А что делать? Формальная логика, которую я когда-то штудировал, научила меня не страдать из-за того, что я не в силах изменить. Конечно, было бы лучше, если бы на моем месте был седобородый старец с многолетним опытом, который видит далеко вглубь. Но такого человека у нас нет.
Что ж теперь, страдать из-за того, что я могу ошибиться? Стараюсь не ошибаться. А что еще прикажете делать, удавиться?..
Конечно, ничего нет хуже, чем заниматься евреями.
– Думаю, решать проблемы людей всегда тяжело – будь то проблемы евреев или не евреев.
– Э, нет! Евреи – это особый случай. Тут молоко за вредность требуется. Попробуйте в чем-то убедить еврея, побороть его чудовищное, ослиное упрямство, о котором написано в наших книгах – в них еврей называется твердошеим, жестоковыйным. Шея у него будто окаменелая, он всем торсом вынужден поворачиваться, да с каким скрипом!
– Каково же будущее этих жестоковыйных в России?
– В России вообще о будущем говорить непродуктивно. Если гвардии подполковник завтра никакой гадости не придумает, если нас оставят в покое, и еще много разных «если», то мы создадим крепкую общину.
– А светским организациям вы какую роль в этой общине отводите?
– У нас никогда не было светской культуры отдельно от религиозной. Мы прожили три с половиной тысячи лет, живем и будем жить дальше с Б-жьей помощью только благодаря тому, что мы концентрируемся вокруг своих истинных, национальных, основных – то есть религиозных – ценностей. Нас спасла, сохранила и будет хранить Тора.
Скорее всего, светские организации что-то делают. Я не в курсе – никогда с ними не работал. С Сохнутом и с израильским государством не работаю принципиально. Я из числа тех религиозных людей, которые считают, что это государство некошерное и в настоящий момент чудовищно далекое от идеала.
– Некошерное потому, что оно создано людьми, а не Мессией?
– Это во-первых. Еще потому, что там творится: Тель-Авив полон разврата, как, впрочем, и Хайфа. Я – убежденный антисионист.
/ ПЕРСОНА /
----------------
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
5 июня в 16.00 в посольстве Австралии по адресу Кропоткинский пер., 13 (метро "Парк Культуры") состоится открытый семинар по образованию в Австралии. Семинар проводят г-н Виллиам Деланей, представитель сиднейской школы Pittwater House School International и директор курсов подготовки в университеты Австралии и всего англоязычного мира. Запись на семинар по телефонам в Маскве: (095)232 3284, 286 5911, в Австралии (8 902)672 7005.
/ ОБРАЗОВАНИЕ /
/ учеба, обучение /
-----------------
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
Британская образовательная компания "Westland Education & Travel Ltd" (телефоны (095)956 2982, 246 0604, 246 0200) предлагает программы для детей от 10 до 16 лет "Каникулы в международных детских и юношеских лагерях" с 15 июля по 19 августа. Цена от $910 за две недели в Великобритании и Ирландии, от $750 на Мальте (включено обучение, проживание, отдых, спорт, экскурсии). Студенты могут стать участниками программ "Учеба + работа" в Ирландии.
/ ОБРАЗОВАНИЕ /
/ учеба, обучение /
----------------
Inform
Подготовили корреспонденты "i" (N18 от 29.05.2001)
Учебная группа "ЗНАНИЕ-ЦЕНТР" (телефоны (095)131 2502, 131 7251, e-mail: znaniye@orc.ru) объявляет набор на летние каникулярные программы в Германии для детей от 8 лет в июле-августе. В различных городах и летних лагерях DID Deutsch-Institut и Humboldt-Institut организуют занятия немецким языком в сочетании с множеством спортивных, культурно-развлекательных мероприятий и экскурсий. Продолжительность программ от 2 недель, цена от 1.600 марок за две недели (обучение, проживание и питание в семьях или общежитиях).
/ ОБРАЗОВАНИЕ /
/ учеба, обучение /
-----------------
И я была девушкой юной... ДЕСЯТИЛЕТИЮ ПАДЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» ПОСВЯЩАЕТСЯ
Ада ШМЕРЛИНГ (N18 от 29.05.2001)
Впервые я оказалась за границей осенью 89-го. За прошедшие с того времени годы я объездила полмира – мои многочисленные загранпаспорта украшает целая коллекция виз. Теперь я уже с трудом припоминаю, как это было в 89-м – получить загранпаспорт, купить билет, поменять валюту...
В мае нынешнего года Россия отметила 10-летие падения «железного занавеса» – отмены выездных виз для граждан Союза и предоставления им полной свободы передвижения по свету. Есть повод оглянуться назад и вспомнить, чего же нас лишил Горбачев одним росчерком пера.
Я была вполне сознательным, но все-таки весьма наивным существом, когда приятельница-немка (славистка, приезжавшая в Россию собирать материал для своих научных изысканий) позвала меня в гости в Западную Германию. Мое представление о «железном занавесе» и запретах на выезд из СССР сводились к мнению, что мы не можем поехать за границу потому, что у нас нет друзей, готовых нас пригласить, – и в этом главная гадость советской власти. Про проверки на лояльность я, конечно, слышала, но ничего эдакого за собой не знала – разве что чтение «подпольной» литературы, что поводом для невыпуска меня из страны не считала.
Поставщики «нелегальных» книжек немедленно просветили меня, что первым делом надо пойти в ОВИР (мне это заведение казалось чем—то вроде ЖЭКа, где сидят обсыпанные перхотью тетки и выдают людям справки). Честно говоря, я даже не очень понимала, зачем. Но позвонила по «09», узнала телефон этого самого ОВИРа, потом позвонила в него (причем, я совершенно не представляла, что ОВИР – это аббревиатура Отдела виз и регистраций, поэтому писала его в одно слово маленькими буквами – овир).
Телефонный разговор с ОВИРом был очень коротким:
– Здравствуйте! Я бы хотела узнать, как мнеѕ
– Ваша фамилия! Имя! Отчество!
– Да я только узнатьѕ
– Где вы прописаны!
– Узнать яѕ
Словом, пока я не выдала говорившей со мной мадам всю информацию о себе и своих ближайших родственниках, я так и не услышала от нее заветного «приходите» и адреса, куда, собственно, приходить. Кто не знает – в телефонных справочниках тогда не было адресов ОВИРов.
После лекций в институте я добралась по указанному адресу. Вообще-то надпись на двери – ГУВД Бабушкинского района – меня удивила и насторожила чуть-чуть. Наверно, подумала я, бедному «овиру» просто не нашлось приличного места, вот и ютится в здешней комнатке. Так что когда я открыла заветную дверь и натолкнулась на пристальный взгляд грудастой дамы, упакованной в ментовский китель с погонами майора, я испытала настоящий шок. Я – девушка приличная, с милицией сроду дела не имела, а тутѕ да по своей волеѕ
Я даже рта раскрыть не успела, как раздался ее грозный окрик: «Ваш паспорт». «Да я только спросить», – снова завела я. Не тут—то было – она уже записывала мои данные в какой-то журнал, в котором меня же и заставила расписаться. У меня до сих пор ощущение, что в тогдашних ОВИРах просто насильно «опаспортивали» всех зашедших спросить.
Замечу, что очереди не было. Никакой. В коридоре пусто. Дальше все было почти как сейчас: анкеты, фотографииѕ Правда, дама потребовала от меня характеристику из института, приглашение и его копию (копию оставила себе, приглашение отдала обратно – для посольства). А в анкете непременно надо было указать, для выезда в какую страну я оформляю паспорт – по нынешним временам, глупость несусветная. Недолгое ожидание (меньше, чем сейчас), и вот я – обладатель заветного документа со штампом «Для выезда в ФРГ». Я чувствовала себя человеком, у которого есть то, чего нет ни у кого. Ну, почти ни у кого.
Затем предстояло получить визу. Вот там все было точно как сейчас, только очередь у дверей посольства ФРГ, тогда находившегося на Малой Грузинской, была еще больше. Кстати, за три дня, бессменно проведенные в соседнем скверике, я встретила много знакомых. Что несколько подорвало мою веру в собственную исключительность. Одним словом, перестройка шла вовсю.
Следующий этап – обмен денег. Денег было мало, сильно меньше, чем разрешалось тогда менять. В посольской очереди мне кто—то надышал в ухо, что буквально на днях открылся новый обменный мидовский пункт (по-моему, второй или третий в Москве), про который мало кто еще знает. Поэтому операция обмена прошла безболезненно и быстро. И только курс меня удивил: за свои смехотворные рубли я получила безумное количество марок. Я не помню, сколько именно, но зато точно помню, что я на них купила в Германии. По списку «Мечты идиота»: настоящие небесно-голубого цвета джинсы, яркие-яркие кроссовки, не менее яркий, люминесцентный рюкзак, красный свитер и двухкассетник Sharp, очень крутой по тем временам.
Еще одна проблема, к решению которой я вовсе не была готова, – добыча билета в Германию. Во дворе интуристовских касс на Петровке, где я появилась в 6 утра, было черно от людей. Эмигранты там просто жили, пытаясь разжиться билетами в Вену и уже готовые уехать хоть куда-нибудь, лишь бы вырваться с Петровки. Мой номер был 1.674ѕЯ поняла, что билета я не куплю никогда.
Оставалось лететь самолетом. Но денег на такую роскошь не хватало, хоть умри. Сколько это стоило, даже вспомнить не могу. А билет на поезд до Берлина – всего 25 рублей.
Но опять нашлась добрая душа, которая уже в другое ухо надышала мне, что я – полная кретинка. И что мне надо идти в кассу на Таганке, где продают билеты в соцстраны, доехать до Восточного Берлина, перейти там границу и уже в Западном Берлине спокойно купить билет до куда мне надо. Сейчас меня, наверное, удивило бы – как это при тех строгостях мне, с моим приглашением в ФРГ, продали билет в ГДР. А тогда я и в голову не брала – продали и слава богу.
На Белорусском вокзале меня, как, впрочем, и всех остальных пассажиров поезда Москва – Берлин, провожали всем гуртом, с шампанским и цветами. Может поэтому поезд опоздал и пришел в Восточный Берлин, когда германо-германская граница уже была закрыта. Пришлось ждать утра, потратив ночь на осмотр местных достопримечательностей: за 20 западных марок таксист провез меня чуть не по всему городу. В 6 утра у погранпункта на Фридрихштрассе уже была толпа и границу я проходила, будто колбасу покупала – расталкивая соседей локтями. А потом меня ждало еще одно потрясение: свинцово-серое, ранне-утреннее «оперение» советского Берлина сменилось какими-то невероятно яркими рассветными красками Берлина капиталистического.
Меня еще очень долго мутило от этих ярких красок – домов, листвы, одежды, фруктов, мясаѕ
После возвращения я должна было сдать загранпаспорт в ОВИР. Не помню в течение какого срока, но должна. Когда собралась это сделать, знакомый голос майора пробубнил в телефонной трубке, что уже не надо. Принесу, если еще поеду за границу.
Ровно через год после моего возвращения из Германии пала Берлинская стенаѕ
Друзьям, улетавшим в Данию в памятный день 19 августа 1991 года, выездная виза уже была не нужна. А со свои первым в жизни загранпаспортом я рассталась задолго до даты «годен доѕ» В
93-м пришлось менять на новый, чтобы получить уже с записью в графе гражданство «РФ». Мой номер в очереди был трехзначный. Несколько постаревший грудастый майор вела прием в штатском платье в горошек.
Нам только кажется, что мы все помним. Каждый, кого я просила помочь мне восстановить хронику событий, отвечал: «Конечно, сейчас все расскажу». И надолго задумывался...
/ ТЕХНОЛОГИЯ ОТЪЕЗДА /
/ выезд, въезд /
-----------------
iНОСТРАНЕЦ - ЧИТАТЕЛЮ: Что хочу сказать…
По поручению «i» — Ольга ВОЛКОВА (N18 от 29.05.2001)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, отчего это теперь любой простой российский человек (с деньгами) свободно бороздит любые заграничные просторы, и думать забыв о том, что еще совсем недавно и мечтать о таком не смел? Вот лично меня с детства мучала мысль о том, что я умру, так и не увидев пирамид. И вот теперь я видела пирамиды целых три раза, и ничего, не умерла.
К чему это она клонит? – подумаете вы. А это она клонит к тому, что на прошлой неделе исполнилось ровно десять лет со дня принятия первого, еще советского закона о въезде и выезде. То есть чуть-чуть ездить за границу нам позволили несколькими годами раньше, но было это как—то хаотично – а в мае 1991 года процесс поездок организовался. Народ немедленно ломанулся кто куда можетѕ
И вот сейчас, возвращаясь из Турции, я лениво листала каталог самолетного дьюти фри и благодарила родное руководство прежних лет за то, что теперь имею возможность беспошлинно купить крем ночной и дневной для лица с говорящим названием «Примордиаль». Ну и что? Продавалось же не так давно у нас заграничное детское питание с рискованным названием «Бледина» – и, говорят, что в нем все было хорошо. Кроме, разумеется, названия, которое некоторые особо робкие молодые родители стеснялись произносить вслух, а потому были вынуждены питать своих младенцев отечественным кормом под названием «Малютка».
Кстати, о Турции, которая, как совершенно верно отметил наш талантливый художник Виктор Коваль, местами находится в Средиземноморье (см. ровно в центр данной полосы, туда, где картинка), – во время моего там пребывания я позвонила маме, и мама сообщила мне, что у нас там, то есть в Турции, наводнение, так что как же я спасаюсь? Надо сказать, что никакого наводнения как раз в Турции-то я и не заметила – зато когда приехала, тут же заметила кошмар, который творится в Якутии. Причем всякие специалисты чуть ли не с прошлой осени предупреждали, что наводнений надо ждать и готовиться к худшему – однако все началось, само собой, как снег на голову, поэтому принимать меры пришлось, как всегда, героическим образом, то есть под носом у прорывающейся воды. Кстати – власти Якутии настоятельно посоветовали журналистам не называть воду «прорвавшейся» – гораздо тактичнее было бы, по их мнению, отзываться о ней как о «просочившейся», «появившейся», «подмывшей», ну и так далее, но все равно поделикатнее.
Ну что же – деликатное я люблю. И поэтому должна сказать вам, что в ближайшее время на лондонских улицах появятся совершенно независимые от общественных туалетов, одиноко стоящие писсуары. Таким образом власти города хотят добиться от ночных прохожих, чтобы те перестали уже справлять нужду непосредственно на культурные достопримечательности британской столицы.
Особенно от этого дела почему-то страдает Национальная галерея, расположенная на Трафальгарской площади – рядом с ней есть автобусная остановка, которая по ночам очень удачно маскирует страждущих облегчения, коих в Лондоне так много, что фундамент галереи уже начал разрушаться. А еще в конец записанным оказался Вест-Энд, где происходит вся местная ночная жизнь.
Разумеется, появления писсуаров мы, как люди опрятные и бережно относящиеся к старине, не можем не одобрить. Однако мы же, как люди, выступающие за равенство полов, просто обязаны с негодованием спросить: а почему это только писсуары?
Для тех, кто утомлен сортирной темой и хочет теперь изящного, я сообщаю: в Японии текущий год считается годом хризантем. Информация абсолютно бессмысленная, зато вполне уравновешивающая пассаж о писсуарах.
А в Ленинградской области из двух СИЗО одновременно, не сговариваясь, сбежало 20 заключенных. Не понимаю, что им не сиделось – ведь, судя по всему, в местах лишения свободы у нас не жизнь, а малина.
Чем занимаются наши зэки? Ну, например, искусством. Вот, согласно агентству ИМА-пресс, в Пушкинских горах Псковской области проходил смотр-конкурс художественной самодеятельности среди учреждений пенитенциарной системы. Коллективы заключенных привезли на него оригинальные программы, составленные из чтения стихов, танцевальных и вокальных номеров, спектаклей. Однако грамоту «За лучшую театральную постановку» получили сотрудники областного управления исполнения наказаний Минюста РФ, воплотивших на сцене сказку «Репка». Видимо, «Репка» звучала у них так: «Посадил дед Репку. А Репка вышел и замочил деда».
А вот в Липецкой исправительной колонии № 6 заключенные в своем зональном судомодельном кружке увлеченно клеют кораблики. Вы только подумайте – какая пасторальная картинка: сидят мрачные татуированные дяди и, сопя и высунув от усердия языки, строят модельки самых известных кораблей мира! Просто слеза прошибает.
Кстати, о татуировках: недавно в питерских «Крестах» происходила презентация альбома «Татуировки заключенных». Его автор – Данциг Балдаев, ветеран МВД, за годы своего труда на ниве перевоспитания оступившихся срисовавший с натуры больше 3.000 разных нательных шедевров. Правда, в книгу поместилось всего восемь сотен, так что художник от милиции надеется на появление и второго, и третьего тома.
Что же до сотрудников издательства «Лимбус пресс», осуществлявшего выход книги в свет, то не все они оказались настолько крепкими, чтобы не моргнув глазом исполнять свой профессиональный редакторско-корректорский долг: некоторые из них категорически отказались от участия в проекте, потому что сил их не было смотреть на то, что там нарисовано и написано. По слухам, кое—кто даже попытался упасть в обморок.
Однако ничто не помешало «Татуировкам заключенных» выйти в свет трехтысячным тиражом, а сигнальный экземпляр, побывавший на Лондонской выставке, получил там очень высокую оценку. Хорошо, что редкие англичане умеют читать по-русски, а если и читают, то не настолько виртуозно, чтобы по достоинству оценить наши разнообразные «Жизнь дала трещину».
А теперь, для контраста, я перейду от падших, то есть зэков, на самый верх. А наверху туркменский президент Сапармурат Ниязов показал себя хорошим сыном: по его велению в центре Ашхабада разбит парк имени Героя Туркменистана Атамурада Ниязова, то есть батюшки нынешнего Туркменбаши. Помимо скульптуры собственно Атамурада, в парковом мемориальном комплексе имеются еще и изваяния его супруги, подарившей нации великого сына Сапармурата, и двух его, великого сына, братьев.
Но и мы не лаптем щи хлебаем, мы тоже продолжаем любить своего великого сына. Во Владимире Путине каждый видит что—то свое: согласно опросу общественного мнения, проводившемуся исследовательским центром РОМИР, 18 процентам россиян Владимир Путин напоминает Юрия Андропова. 6,8 процента респондентов увидели в нынешнем президенте сходство с Борисом Ельциным, 4,9 процента полагают, что это – вылитый Петр I. 3,7 процента улавливают в нем что—то от Михаила Горбачева, 3 процента сравнивают Путина вообще с Лениным, 2,4 считают, что он – прямо Билл Клинтон, 2 – что это практически Хрущев, 1,9 сравнивают его с де Голлем, 1,5 – с Иосифом Сталиным. При этом 37,5 процента респондентов считают, что Путин так превосходен, что вообще ни на кого не похож.
А на Кусинском литейно-машиностроительном заводе, это в Челябинской области, начали работу над моделями для отливки из чугуна бюстов Владимира Путина. Давно пора – а то в последнее время у нас в смысле бюстов стало совсем скудно. Тем более что книжки про Путина уже есть, так что самые маленькие дети имеют возможность ознакомиться с этапами славного путинского пути. Получился каламбур.
А в Грузии депутаты Тбилисского городского собрания дали из личных средств по 20 лари на покупку матрасов для Цхнетского детского дома. Поскольку один матрас стоит аккуратно 20 лари, то получилось так: один депутат – один матрас. Однако сирот всегда почему-то получается гораздо больше, чем депутатов, так что лишние пока спят на голых пружинах.
И немного о преступности: из дома-музея Сталина в Гори украли самовар, хранившийся здесь с 1937 года. А у нас, в Питере, прямо на Невском проспекте гражданин Монголии попытался украсть кошелек у гражданина США.
Вы только подумайте – какие расстояния эти двое должны были преодолеть, один с запада, другой с востока, чтобы вот так вот встретиться! Из чего следует: случай – великая вещь, и упускать его никогда нельзя. Вот монгол и постарался. К сожалению, неудачно – американец схватил его за руку. Что со стороны американца просто свинство: ну, подумаешь, украли бы у него пару сотен. Он бы не обеднел, а монгол со всем своим стойбищем долго и благодарно жил бы на эти деньги. Так что я думаю, что американцу должно быть стыдно.
/ шутка, шутки, юмор, развлечение, чтение, чтиво /
-------------------
А иностранного работодателя поощряют. ЕСЛИ ОН БЕРЕТ НА РАБОТУ ТИНЕЙДЖЕРА
Подготовила Анна КУБАСОВА (N18 от 29.05.2001)
Проблема трудоустройства молодежи актуальна не только для России, но и для Ирландии, Испании, Бельгии, Франции, Великобритании и Нидерландов. Правительства этих стран принимают законы, разрабатывают специальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройством молодежи.
Согласно конвенции МОТ, минимальный возраст для приема на работу – 15 лет. Хотя национальными законодательствами может допускаться прием на работу по найму подростков в возрасте от 13 лет, но только на ту работу, которая не нанесет ущерба здоровью или развитию ребенка, не будет сказываться на успеваемости в школе.
Так как работодатели считают невыгодным нанимать молодежь, правительства пытаются компенсировать часть расходов по привлечению молодых работников с помощью разных субсидий и соглашений о заработной плате.
Например, в Ирландии работодателей поощряют к приему в качестве дополнительного персонала молодежи, не имеющей опыт работы. В течение 6 месяцев каждый молодой работник получает не облагаемое налогом пособие, которое выплачивает работодатель. А ему эта сумма компенсируется Национальной службой трудовых ресурсов. Финансирование идет за счет введенного в 1982 году 1% налога, взимаемого с личных доходов в пользу занятости молодежи.
В Испании также действует положение о субсидируемой временной занятости – предприятиям, нанимающим на работу молодежь в возрасте до 26 лет, на 50% снижаются налоги на социальное развитие. Существует и специальный договор «замещения». За три года до достижения пенсионного возраста трудящиеся имеют право перейти на неполное рабочее время (конечно, с более низкой оплатой) при условии, что его работодатель нанимает молодого специалиста на оставшуюся часть рабочего времени. Подобный метод найма молодежи практикуется также в Бельгии и во Франции.
Двухгодичная система профессиональной подготовки в Великобритании позволяет выпускникам школ (16-17 лет) совмещать профессиональное обучение и работу на производстве. После чего до 60% молодых англичан находят работу по специальности на условиях полной занятости – у своих же первоначальных работодателей.
В соответствии с программой «Растущая занятость» в Нидерландах молодежи в возрасте до 20 лет предлагается работа в течение 20-24 часов в неделю, затем – по мере роста трудового стажа – занятость (само собой и зарплата) постепенно возрастает до 32-36 часов в неделю.
СПРАВКА «i»
В мире сейчас «по-взрослому» работает около 250.000.000 детей, из них: 50-60 млн. – в сферах деятельности, опасных для здоровья. Особо широко, массово и дешево детский труд используется в Бразилии, Мексике, Китае и Турции.
/ РАБОТА /
/ вакансия, вакансии, трудоустройство /
/ МОЛОДЕЖЬ /
---------------
Давай дойдем до Золотых ворот...
Елена АНОСОВА, Ада ШМЕРЛИНГ (N18 от 29.05.2001)
По пятницам самолет Lithuanian Airlines вылетает из Москвы в 22.10, через 1.55 – уже в Вильнюсе. За два выходных дня мы успеем съездить в Тракай, к морю, присоединившись к какой-нибудь экскурсионной группе, исполним туристический долг в соборе Петра и Павла, взберемся к Вильнюсскому замку, а потом будем спокойно бродить по бесчисленным вильнюсским паркам, улицам Cтарого города и наконец дойдем до Золотых ворот (говорят, что вечером, когда здесь уже нет туристических толп, слышно как звенит тишина).
Конечно, можно было махнуть на weekend в Париж, Берлин, Амстердам или Лондон. Тем более, что у многих авиакомпаний и гостиниц есть специальные тарифы выходного дня. Но условия оформления виз такие, что к двухдневному вояжу пришлось бы готовиться тщательнее, чем к выходу замуж. А в литовском посольстве получить визу – совсем несложно. Значит, уже 1:0 в пользу Вильнюса.
2:0 – это цены. Выходные в Вильнюсе (включая билеты и гостиницу) обходятся дешевле, чем в любой другой западноевропейской стране и даже дешевле, чем в хорошем подмосковном пансионате.
И, наконец, решающий «гол» – дружественная языковая среда. В Вильнюсе и стар, и млад легко переходит с литовского на английский, немецкий и, что особенно приятно, на русский.
3:0. Игра закончилась победой Вильнюса.
Мы не были в Литве уже десять лет. Последний визит совпал со страшным энергетическим кризисом, последовавшим сразу после отделения Прибалтики. Темные улицы, редкие фонари горели только на улице Ленина, пустые кафе, огромная кондитерская с ломящимися от вкусностей прилавками – и ни одного покупателя. Странное было ощущение: та встреча, скорее, напоминала прощание. Вскоре Литва ввела въездные визы, а в России были отменены выездные визы – и мы рванули на запад: гулять по Елисейским полям, кварталам Красных фонарей, тротуарам Курфюрстендам, Корсо и Пикадиллиѕ
Надо признать, без «нас» Вильнюс стал лучше.
Бывшая улица Ленина – снова проспект Гедиминаса. Вернулись и другие старые названия – Pilies (Замковая улица), Didzioji (Большая улица), Ausros Vartu (улица Городских ворот). В старом городе теперь мало что напоминает о закопченных, обветшалых домах конца 80-х – начала 90-х. При этом нынешний Вильнюс не выглядит, как картинка из глянцевого журнала: в нем нет сувенирного лоска, присущего многим городам Европы. Старый Вильнюс реставрируется так, чтобы приезжие могли почувствовать его почтенный возраст, а вильнюсцы – достойно жить в нем. Образно говоря, за этим городом ухаживают, как за лесом, а не как за газоном в регулярном французском парке.
Туристам уже не приходится маяться в поисках старушек, сдающих койки и «углы». Не надо давать на лапу швейцару в гостинице Lietuva, чтобы он навел на какую-нибудь Алену Ивановну, укладывающую в своих «меблированных комнатах» приезжих – по 2 рубля с носа. Гостиница Narutis с номерами по 60 копеек за койку и сортирами на этаже превратилась в роскошный отель – с бассейном, внутренним двориком, рестораном и номерами по $$100-200. Neringa, куда в былые времена мы прямо с поезда отправлялись «завтракать по-заграничному» (к омлету здесь, по всем законам этикета, подавали ложку), – теперь современный отель сети Scandiс. И изысканно в нем уже все – от кухни в ресторане до сантехники (Villeroy & Boch). Старинное здание «Астории» «захватили» предприимчивые скандинавы: вложили в него уйму денег и открыли шикарную Radisson SAS Astorija. А нынешние алены ивановны держат веселые уютные отельчики с номерами по $55-$60, где в ванных комнатах полы с подогревом, а хозяйка сама кормит гостей домашними завтраками.
Множество небольших частных гостиниц (от дешевых хостелов, переделанных из студенческих и рабочих общежитий, до фешенебельных вилл) – характерная примета современной литовской столицы. Один из отелей стал даже городской достопримечательностью.
Balatonas, открытый в начале 90-х, был первой частной гостиницей в постсоветском Вильнюсе. Ее нынешний директор не без гордости рассказывал нам за кофе, что именно здесь останавливались «Смоуки», «Бони-М», Владимир Винокур, Валерий Меладзе, многочисленные высокопоставленные дипломаты и государственные люди. Однако, несмотря на высокий ранг постояльцев, в Balatonas сохраняется стиль «домашнего» отеля. На стоянке перед гостиницей полным-полно машин, но возникает ощущение, что эта белоснежная вилла с колонами полностью предоставлена лишь тебе одному. А все сотрудники гостиницы – горничные, портье, садовник – скорее твои добрые соседи, чем обслуживающий персонал.
Район Жверинас, где на одной улице с Balatonas расположилось, между прочим, и российское посольство, считается заповедным и очень дорогим районом Вильнюса. Виллы, частные дома, сады, река Нерис, тишина и такой чистый воздух, что кажется, будто ты не в центре большого города, а на даче у бабушки. По утрам кричал петух, и мы шутили, что это побудка в российском посольстве.
Надо признать, Вильнюс не изменил себе.
Православный монастырь стоит «плечом к плечу» с католической святыней – Золотыми воротами. Прямо напротив входа в христианский храм – дом с памятной доской, на которой с «ятями» написано: «Наследственный после покойного купца Лейбы Мееровича Фегельсона дом Виленских, еврейской богадельни, Талмуд – Торы, дешевой столовой и общества Мишмерес-Хойлим». Религиозные святыни различных конфессий живут и здравствуют в таком же близком, почти родственном соседстве, как и вильнюсцы в своих домах.
Как и 10, 20, 50 лет назад в вильнюсских дворах за отреставрированными фасадами идет своя тихая, размеренная жизнь, в которой до сих пор под открытым небом сушат на веревках белье, играют в домино, мальчишки гоняют голубей, разводят костры и пекут картошку, мужики в майках и трениках лежат под машинами, мамаши зовут из окон обедать, дети ссорятся из—за «великов»ѕ И все они ничуть не смущаются туристов, заглядывающих в калитки и подворотни.
Стоит свернуть с «ламинированной» улицы, как за углом – весь в старых, тяжелых кустах сирени деревянный дом с цветами на окнах и кошкой на завалинке. У входа – кресло с вылезшим от времени мочалом, и – о, чудо! – в майской мягкой траве – железная кровать с панцирной сеткой. Хорошо, наверно, так жить: приходишь домой и – с толстой книжкой во двор, читать пока не стемнеет.
Для городского человека, мечтающего хоть на два дня вырваться из смога, шума, толкотни и суеты, поездка в Вильнюс может стать альтернативой загородной прогулке. Вильнюс – сплошной «мишкас» (по-литовски лес), в котором живут «кишкасы» (зайцы). А если говорить серьезно, то, пожалуй, ни в одной другой европейской столице вы не увидите столько зеленых насаждений на квадратный метр.
Чтобы обойти весь Вильнюс, заглянуть во все подворотни, погулять по всем паркам, осмотреть все храмы и музеи, двух дней не хватит. Но ведь weekend – возможность наслаждения отдыхом, не скованным конкретными целями и программами.
Поездка в Тракай – это, конечно, не обязательно. Но будет здорово: 20 километров от Вильнюса и из барокко – сразу в средневековье. Тракайский замок великого литовского князя Кястутиса был практически разрушен. Ничего, восстановили. Советские власти не приветствовали, если республики восстанавливали свои исторические памятники – это считалось проявлением национализма. Но когда союзные чиновники от культуры стали искать для каких-то своих показушных дел практически полностью восстановленный исторический памятник, то выяснилось, что есть это только в Литве. Литовцы по-тихому из республиканских закромов выделяли средства на Тракай. В результате в двух часах лета от Москвы стоит настоящий княжеский замок времен борьбы древних литов с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.
Что приятно, ходить в замке можно повсюду – никто за рукав не тянет, замечаний не делает, и указателей «начало осмотра экспозиции», «выход» и «руками не трогать» нет. В особом восторге дети – от богатырской кольчуги, мечей, шлемов, арбалетов и глиняных кувшинов с кладами, некогда зарытыми защитниками Тракая и найденными лишь в ХХ веке.
Прямо в замке, в бывших конюшнях – стилизованная под средневековье харчевня, где детей развлекает актер в костюме княжеского глашатая (можно и из лука пострелять, и в дуду подудеть), а взрослых потчуют кушаниями с «рыцарского» стола.
Кушания в Литве все так же обильны, наваристы, вкусны и дешевы. Гаргантюа был бы доволен – количеством и качеством. И как француз отметил бы, что литовские кулинары понимают вкусы разных стран и народов. «Держите себя в руках», – напутствовали нас в московском турагентстве, взявшем на себя заботу об организации нашего weekend в Вильнюсе. Но перед цепелинами, политыми грибным соусом и присыпанными свиными шкварками, перед картофельными кугелесами, начиненными свиными ушками и хвостиками, драниками по-цыгански, всяческими сырами, творожками и колбасками мы не устояли.
Здоровый образ жизни был нарушен. К слову сказать, в отличие от соседей-эстонцев, которые из местных напитков могут предложить гостям лишь десертные вина, ликеры да пиво, литовцам удаются всяческие настойки неземной вкусноты и разнообразной градусности (от себя особо отметим «Суктинис»), ликеры, бальзамы и даже собственный джин. Впрочем, сами они отдают предпочтение древнему кельтскому напитку виски, а также литовской водке и местному пиву, которое, между прочим, на последних европейских конкурсах неизменно получает призовые места.
Надо признать, Вильнюс живет без «нас».
На улицах города повсюду слышна русская речь. Но это не туристы из России, это говорят литовцы. Три здоровенных вильнюсца-баскетболиста, потягивая пиво из огромных кружек, вставляли в свой разговор крылатые фразы из «Мастера и Маргариты». Маленький столичный житель кричал на всю улицу другу: «Отдай мой велик!» Интеллигентные парочки, возвращаясь из театра, обсуждали по дороге последнюю премьеру в Русской драме модного московского режиссера: «А, помнишь, когда он сказалѕ», – и далее по-русски. Таксисты, ожидающие клиентов на площадях старого города, слушали «стол заказов» «Русского радио». Бородатый гитарист на Пилесе пел по-русски песни собственного сочинения.
В Литву едут белорусы, немцы, англичане, шведы, датчане, поляки, французы. Российских туристов – единицы. И, как мы поняли, это зря. Летом, когда наши гоняют чартерами в Турцию, Грецию, Эмираты, Испанию, – в Палангу и Клайпеду летят прямыми рейсами из Франкфурта и Берлина самолеты Lithuanian Airlines, забитые немцами. Из Копенгагена, Стокгольма, Дублина, Белфаста, Манчестера, Рейкьявика, Осло опять же целыми самолетами приезжает в Литву разношерстная туристическая публика из Европы. Она понимает толк в отдыхе. Она объездила весь мир. Ее, по большому счету, уже мало чем можно удивить. А, между тем, в разгар сезона на литовских курортах, приехав «дикарем», не найти места ни в гостинице, ни в «частном секторе».
Продвинутый западноевропейский турист уже давно не клюет на любую наживку, он умеет выбирать, соотнося цену и качество. Литовские курорты по этим критериям выигрывают у многих средиземноморских. Конечно, на Балтике погода и море – на любителя. Есть моря, в которых купаются, есть моря, на которые приезжают, чтобы дышать. Когда «запад» это понял, мы успели это забыть.
Чем и как живет город, за два дня понять трудно. Есть очевидные вещи. Очень много автомобилей: по статистике, на три миллиона жителей Литвы приходится миллион машин. Много иномарок. Правда, среди них больше старых, чем крутых.
В фирменных магазинах одежды и предметов интерьера мало посетителей. Ювелирных бутиков практически нет. В то же время все известные марки одежды, обуви, аксессуаров, предметов роскоши на витринах представлены и по ценам заметно ниже московских.
В кафе и ресторанах на проспекте Гедиминаса выпивают и закусывают преимущественно иностранцы. Зато во всех закоулках старого города в кабачках, пабах и клубах народу по вечерам столько, что залетная птица «ветку» может не найти.
Тусовочная вильнюсская молодежь, пьющая пиво на площадях, целующаяся в парках на скамейках, собирающаяся на тротуарах вокруг уличных музыкантов, выглядит несколько старомодно. Длинные волосы по хипповской моде, потертые джинсы, видавшие виды кожаные косухи, холщовые рюкзаки, «фенечки» на запястьях. Практически полное отсутствие «кислотных» цветов, «космической» синтетики, штанов-хулиганов, роликов, самокатов, концептуальной косметики на лицах – короче, всего того, без чего немыслима жизнь российской столицы. Зато в Вильнюсе не страшно гулять по ночам и ходить на дискотеки. Зато в ночных клубах нет хамов-охранников, унизительного фэйс-контроля, в кафе официанты не смотрят косо, если ты заказываешь только чашку кофе, всегда приносят сдачу до цента и смущаются, когда ты, забывшись, даешь «на чай» немного лишнего.
И туристов здесь не трясут как груши – ни в гостиницах, ни в ресторанах, ни в такси, ни в принимающих турфирмах. Двух дней достаточно, чтобы понять: литовские бизнесмены – это прежде всего люди, во главу угла поставившие закон. Никому из них даже в голову не придет крутить «черный нал», уходить от налогов, искать дырки в законодательстве. Если они торгуют молоком, то это будет именно молоко с полагающимся процентом жирности, вкусом и цветом. А если они работают с туристами, то никогда не будут впаривать им самое дешевое по цене самого дорогого. И коль скоро сотрудник турфирмы называется гидом, то это будет суперпрофессионал, умеющий работать с группой любого состава – шопников или профессуры МГУ, детей или участников ВОВ, бизнес-вумен или скромных сельских учительниц.
Конечно, новый Вильнюс не назовешь буржуазным, сытым или довольным городом. Навязчивых клошаров, собирающих с туристов мелкую монету, и стеснительных старушек, предлагающих жалкие букетики, в литовской столице – как в российской. И, к сожалению, без всяких «зато». Но непростая жизнь в Литве (невысокие зарплаты, дорогие коммунальные услуги, недостаток рабочих мест) – не тема для разговора с гостем. Литовец скорее будет помогать приезжему решать его туристические проблемы, чем афишировать свои – бытовые, деловые, семейные. И в этом Литва – очень западная, очень европейская страна.
Если система отношений между людьми выстраивается по принципу «зачем делать плохо, если можно сделать хорошо», в этой стране можно и хочется жить. И не только два дня.
СПРАВКА «i»
В распоряжении Lithuanian Airlines, полностью поменявшей парк самолетов, доставшихся ей в наследство от советских времен, теперь исключительно «иномарки» – комфортабельные SAAB и Boeing. Вообще компания выдерживает строгий «деловой» стиль: без излишеств, зато все необходимое – лучшего качества. Скажем, практика работы немецких и швейцарских авиаперевозчиков доказала, что пассажирам удобнее летать в кожаных креслах – поэтому в пассажирских салонах Lithuanian Airlines все кресла – только кожаные. Тот же принцип в организации питания: не закармливают (да и не нужно в недолгом полете), зато подают французское вино, а утомленным бизнес-путешественникам – даже горячее питание. И на просьбу принести воды стюардесса непременно поинтересуется: вам стаканчик или бутылочку? Каждый клиент имеет право на индивидуальностьѕ
Условия оформления одноразовой туристической визы в Литву: оплаченная туристическая путевка государственного образца или тревел-чеки (из расчета $50 в сутки на человека), заполненная анкета,
1 фотография. Консульский сбор – $$10-30 в зависимости от типа визы.
Национальная валюта – лит. Уже много лет курс лита по отношению к доллару не меняется: $1 – 4 лита. В обменных пунктах доллары меняют по курсу 3,98 лита. Бегать по городу в поисках обменника с курсом повыгоднее – бессмысленно, курс везде практически одинаковый с разницей в 1 цент. По выходным банки не работают, поэтому менять валюту можно в аэропорту, на центральном вокзале и в лобби гостиницы Radisson SAS Astorija на улице Didzioji, 5/2.
Такси и городской транспорт. Услугами таксистов-бомбил (здесь их называют «гусехваты»), цепляющих за руки приезжих у выхода из вильнюсского аэропорта, лучше не пользоваться. Будет дешевле и надежнее взять такси на официальной стоянке, которая расположена прямо у центрального входа в аэропорт или вокзал. Проезд из аэропорта до центра города – не более 20-25 литов. Поездка в пределах центра города – до 10-12 литов. Все официальные такси в Вильнюсе оборудованы счетчиками. В любом кафе или ресторане можно попросить вызвать такси. Машина прибудет максимум через 5-7 минут, подача – бесплатно. Кроме того, много такси на стоянках в туристических местах. Цена поездки на муниципальном транспорте – 0,8-1 лит. Билет на электричку до Тракая стоит около 8 литов.
Еда. С этим никаких проблем. В дорогом кафе (например, на площади Гедиминаса) обильный обед на двоих с горячим, кофе, соками и Martini – 110 литов. В национальном ресторанчике средней руки в старом городе ужин на двоих со спиртным – 35-40 литов. В кафе на Пилес чашка очень хорошего кофе – 1,5-2 лита (иногда цена поднимается до 3 литов), кружка литовского пива – 2-3 лита, джин-тоник – 6-8 литов.
Rent-a-car. Правила аренды соответствуют европейским. Представлены те же Hertz, Europcar, Avis, цена аренды – в среднем около $50 в сутки. Бензин: 1 литр 95-го – 2,52-2,58 лита.
Экскурсионные программы. На любой вкус – по историческим местам, по католическим и православным святыням, обзорные по городу и масса тематических экскурсий, в том числе – «История еврейского Вильнюса». Услуги высокопрофессионального личного экскурсовода, заказанного через фирму, обойдутся примерно в $10 за час его работы – независимо от количества человек в группе (обычно экскурсоводы не берут группы более 30 человек). Если же присоединиться к уже организованной группе, экскурсия обойдется в сущие копейки.
Авторы и редакция «i» благодарят за организацию поездки: посольство Республики Литва в России; московское представительство авиакомпании Lithuanian Airlines: (095)203 7502, e-mail: lal@lal.msk.ru; вильнюсский отель Balatonas: (370 2)722 250, e-mail: info@balatonas.lt; туристическую компанию Laisvas Laikas: (370 2)239 434, 239 219, e-mail: lailai@tdd.lt; туристическое агентство «Юнистэк»: (095)298 3729, e-mail: egor@egor.msk.ru
/ ОТДЫХ /
/ туризм, путешествия, туры, странствия /
/ WEEKEND /
--------------------
Кто возьмет на работу подростка. С НИМ ВОЗНИ МНОГО, А ТОЛКУ МАЛО
Андрей МОСКАЛЕНКО (N18 от 29.05.2001)
Официально, по данным Минтруда, в России сейчас около 1.100.000 безработных. И это взрослых, опытных работников – со стажем, связями и трудовыми навыками. Молодому человеку, у которого всего этого нет, найти работу гораздо труднее. Но все же можно.
По российскому законодательству, каждый российский ребенок может работать с 14 лет, но не более 4 часов в день – на каникулах, а в учебный период и того меньше – 2 часа, и с разрешения родителей. Правда, после 15 лет никаких разрешений не нужно.
Поскольку нормальному работодателю сегодня совсем невыгодно брать на работу несовершеннолетнего (возни много, а толку мало: работает он неполный рабочий день, неумело и так далее), во многих городах, пошли по пути создания специальных рабочих мест для подростков. Например, в Москве этим занимается центр труда и занятости молодежи «Перспектива».
Это и ТОПы – трудовые объединения подростков, больше всего напоминающие студенческие отряды прошлых лет. Это временная бригада, которая делает такую работу, на выполнение которой взрослые вряд ли согласятся. Зимой, например, это заливка и расчистка хоккейных площадок. Летом, осенью и весной – благоустройство дворов, ремонт детских площадок и подъездов. Или круглогодичные специализированные молодежные предприятия со сменным графиком работы. Это и рекламно-издательское агентство «Перспектива» с собственным дизайн-бюро и мини-типографией, и молодежная служба новостей (МСН), где ребята несмотря на возраст профессионально снимают и монтируют видеосюжеты для студий телевидения и кабельных каналов. Есть и строительная фирма «Синекура».
Тем, кто учится в медучилище или думает о том, чтобы туда поступить, имеет смысл обратить внимание на молодежную службу милосердия (МСМ), куда возьмут на работу студентов медицинских институтов и школьников.
Младшие сестры и братья милосердия работают в городских больницах и оказывают социальную и медицинскую помощь одиноким инвалидам и старикам на дому. Они не только ухаживают за теми, кто в этом нуждается, но и – как медики – могут, в случае необходимости, оказать первую доврачебную помощь, провести курс уколов или, например, сделать массаж.
Есть еще отряды для будущих педагогов, психологов, дефектологов: они работают с детьми, имеющими проблемы в развитии. У каждого работника под опекой находится три ребенка, к которым он ходит минимум два раза в неделю.
Естественно, возникает вопрос: а сколько, занимаясь всем этим, можно получить? К сожалению, немного.
В ТОПах подростки могут заработать от 160 до 1.000 рублей в месяц. На молодежных предприятиях – до 2.000 рублей. Сотрудники МСМ получают около 700 рублей в месяц – при 18 часовой рабочей неделе.
/ РАБОТА В РОССИИ/
/ вакансия, вакансии, трудоустройство /
/ МОЛОДЕЖЬ /
-------------------
Чтобы помнили
Катерина КАРМАНОВА (N18 от 29.05.2001)
Большинство взрослых, кому не дается иностранный, хорошо помнит и семью Стоговых из учебника Старкова и Диксона, и вузовские тексты про Лондон, город контрастов, и сдачу ненавистных «тысяч». После такого курса нужна не столько языковая практика, сколько психологическая реабилитация: теперь сколько ни учи язык, а подспудная ненависть оказывается сильнее. Впору идти сдаваться в психдиспансер. Другой выход – позвать на помощь лингвистического психолога.
Лингвистическая психология занимается проблемами восприятия и обработки информации каждым отдельно взятым человеческим мозгом. На запоминание нового влияют сотни факторов – и в первую очередь индивидуальные психологические особенности личности, склад ума, способ мышления. Холерика надо учить иначе, чем флегматика, синтетический и аналитический умы обращаются с информацией каждый по-своему. На основании психологических тестов можно выделить четыреста тысяч типов человеческой личности. И сейчас уже можно каждому из этих типов предложить что—то свое. Составлением индивидуальных программ на основе результатов психологических тестов занимаются в Центре языковой психологии (его координаты на полосе 34).
Вот, например: «Уважаемая Л. В.! На основании анализа Ваших тестов мы можем дать следующее заключение. Хорошо развита конкретная логика, Вы тщательно прорабатываете любой вопрос и мероприятие, стремитесь к порядку, дисциплине, соблюдению четких норм и правил...» Дальше повествуется об основных трудностях в обучении (эмоциональные перепады и недоверие к новому, неожиданному, нестереотипному), даются рекомендации: обязательны индивидуальные занятия, специальная программа развития речи. Другому человеку («развитое познавательное мышление, интересные идеи, недостаток самодисциплины, склонность к демократизму вплоть до бестактности») предлагается иное: дистантная программа обучения и занятия в группе общения на языке.
На уроки ходить не надо – вместо них для каждого слушателя записываются кассеты (их может быть и 30, и 100). Слова и выражения многократно повторяются и перемежаются переводом, которого становится все меньше. Дальше все индивидуально: одному нужно повторить слово четыре раза с большими паузами, другому – десять раз, но почаще. Одному – прослушать кассету три раза, другому хватит одного. Но перевыполнять план нельзя: превышается порог усвоения, и знания отторгаются. Говорят, был печальный случай с депутатом госдумы, который отслушал 14 кассет за три недели вместо трех месяцев, депутатский мозг возмутился таким насилием и отверг новые знания. Пришлось начинать сначала.
Кассеты советуют слушать между делом: пока смотришь телевизор, например, или за рулем – а не тогда, когда сидишь сложа лапки и «погружаешься в язык». Так и взбеситься можно: «Maybe. Maybe. Maybe. Может быть. Maybе». Когда на этом не циклишься, голова сама запоминает. На следующем этапе придется повторять слова за диктором – это лучший способ отработать произношение, интонацию, запомнить множество клишированных выражений. Потом придется слушать и смотреть в словарь. В Центре стараются ориентироваться на грамотную речь представителей среднего класса – именно такие носители языка и записывают кассеты. Хотя по индивидуальному заказу (например, для шпиона со сложной легендой) можно сделать даже английский со шведским акцентом, чтоб все его принимали за шведа. Текст начитывают только мужчины: психологи утверждают, что оба пола лучше воспринимают сказанное мужским голосом.
Встречаются и очень тяжелые случаи – в основном это люди, долго и безуспешно учившие язык. Тогда вместо того, чтобы строить новое, приходится ломать старое. Поэтому все слушатели начинают с нуля. Сначала короткие фразы и выражения, потом материал усложняется. Выдается и большой учебник грамматики, и тетрадь для упражнений. Назначаются индивидуальные консультации с преподавателем, дальше можно приходить общаться в группы. А потом ехать в Америку и выдавать себя за шведского подданного.
/ учеба, обучение /
/ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ /
/ ЯЗЫКИ /
|