|
|
18+ |
|
iностранец #14 ( ), 24 апреля 2001 года » к содержанию номера ЯРМАРКА ПО-НАШЕМУ» Культура » 24 апреля 2001 24 апреля в Московском центральном доме художника открылась пятая международная художественная ярмарка «Арт-Москва», организованная компание «Экспо-Парк. Выставочные проекты». Это важнейшее в нашей стране событие, посвященное современому искусству. В этом году ярмарка больше, чем в предыдущие годы, она занимает практически все обширное пространство ЦДХ. Кроме убедительной коммерческой программы, в которой участвуют лучшие наши галереи и несколько известных галерей из—за границы, на «Арт-Москве» показано несколько интереснейших некоммерческих проектов. Ярмарка продлится до 29 апреля. Непременно посетите ее!
В следующем печатном номере «i» подробно расскажет об «Арт-Москве» и ее результатах. Пока же предоставим слово некоторым из тех, без кого бы она не состоялась. Ирина БЫЧКОВА, заместитель генерального директора компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты»: – Ирина, Ваша компания в основном занимается организацией коммерческих выставок по дизайну, архитектуре, интерьеру и так далее. Как я понимаю, часть выручки вы тратите на некоммерческие мероприятия вроде «Арт-Москвы» – рынок современного искусства у нас пока еще довольно слабый. Зачем вы это делаете? – Мы на самом деле стараемся это делать. Как члены Гильдии выставочных организаций мы должны делать коммерческие выставки. Но наша любовь к современному искусству не дает нам заниматься только коммерцией. «Арт-Москва» или ярмарка интеллектуальной литературы Non-Fiction, на самом деле, пока большого дохода не приносят. Но это имиджевые стратегии, направленные на будущее. Мы считаем, что когда-то кто—то это купит. Или государство, или частные компании, или частные коллекционеры. Мы убеждены, что необходимо задавать стандарт качества, работать на будущее. Оказывается, что мы становимся кем—то, говорящим «вот это хорошо, а это плохо». Чтобы быть максимально объективными, мы работаем с очень серьезным экспертным советом. Для того, чтобы осуществить такую ярмарку с мощными некоммерческими проектами, только наших средств, естественно, не хватило бы. Поэтому мы обращаемся к западным институциям. Например, мы очень благодарны Институту Гете, оказавшему огромную помощь в осуществлении замечательного пректа «Память тела. Нижнее белье советской эпохи». Мы делим с партнерами затраты. Например, мы предоставляем площадь, занимаемся экспозицией, а они берут на себя расходы, связанные с транспортом или с приездом участников. В этом году на «Арт-Москве» проходит коллоквиум «Искусство глобального мира». В нем принимают ведущие кураторы и искусствоведы из множества разных стран от Южной Африки до Аргентины. Понятно, что без зарубежных партнеров – посольств, культурных центров – мы такой коллоквиум не потянули бы. – Все-таки ярмарка есть ярмарка. Какова динамика продаж от года к году? – В 98-м году было продано произведений искусства на сумму около восьмидесяти тысяч долларов. В 99-м из—за последствий кризиса ярмарка не проводилась. В 2000-м сумма составила почти сто сорок тысяч. Что будет в этом году, пока говорить сложно. Но мы сделали все, чтобы продажи росли. Мы работаем с потенциальными клиентами и всеми возможными средствами их воспитываем. Так что мы надеемся, что этот ком будет расти, стукнет в лоб кому-то, и появятся серьезные коллекционеры современного искусства. В этом смысле важен один из проектов программы «Арт-Москвы» этого года, выставка произведений из собраний семи московских коллекционеров. Видите – они есть, они живы, они продолжают собирать современное искусство. Ханс КНОЛЬ, Knoll Gallery, Вена – Будапешт – Господин Кноль, зачем вы участвуете в этой ярмарке? Ведь с точки зрения продаж больших перспектив, как я понимаю, нет. – С чисто коммерческой точки зрения участие в «Арт-Москве» достаточно бессмысленно. Некоторые мои коллеги на Западе меня спрашивают: «Ты же дилер, коммерсант, зачем это тебе надо?» Но дело в том, что я всегда старался смотреть в будущее. Филиал в Будапеште я открыл еще при коммунистах, и это была первая частная западная галерея современного искусства, работавшая в Восточной Европе. Сперва на меня тоже смотрели как на идиота. Сейчас моя будапештская галерея работает вполне успешно. Благодаря ей некоторые венгерские художники получили известность на Западе; с другой стороны, венгры покупают и моих художников из Западной Европы. Так что мое пребывание здесь – это вложение на будущее. Сейчас я начинаю работать и с российскими художниками. И для меня очень важно дать понять, что мы являемся экспертами в том, что касается искусства из России. Торговля искусством – это не просто торговля. Очень важны контакты и общение. Поэтому я уже дважды привозил группы потенциальных покупателей в Россиию. Я убежден, что для того, чтобы по-настоящему понять и полюбить искусство из России, недостаточно знать его по выставкам на Западе или по публикациям в западных журналах. Необходимо живое общение. И теперь коллекционеры в Германии, Венгрии, Швейцарии, Австрии знают, что у меня есть выходы на наиболее интересных российских художников, галереи и культурные институции. В моей деятельности очень важна коммуникационная и даже образовательная составляющая. Поэтому же я спонсировал показанный здесь совершенно некоммерческий проект «Искусство и власть», в котором приняли участие молодые художники из Австрии, США и России. Марат ГЕЛЬМАН, Галерея Марата Гельмана – Марат, чем является для тебя «Арт-Москва»? – «Арт-Москва» это одна из формообразующих российского художественного рынка. Она дает представление о том, что такое российский рынок. И на мой взгляд, его главная проблема не в том, что он мал, а в том, что он недостаточно структурирован. И «Арт-Москва» помогает это исправить. Вообще же ситуация у нас такова: по моим подсчетам, только от четырех до семи процентов сумм, тратимых у нас якобы на современное искусство, оказываются в сфере того, что на самом деле является современным искусством. Все остальное уходит на квазихудожественные практики. «Арт-Москва» попросту высвечивает то, что на самом деле заслуживает внимания. Мы ведь не тапочками торгуем. Даже галерейная выставка необязательно расчитана на немедленную продажу работ. Главное – привлечь внимание. Продажа обычно происходит позже, когда клиент поймет, сживется с тем произведением искусства, которое он увидел. Поэтому для меня не принципиально, продам я что—то на «Арт-Москве» или нет. Я здесь не думаю, продам я что—то, я скорее занимаюсь стратегическим позиционированием. – Вот—вот, позиционирование, словечко так любимое нашими политтехнологами. Не секрет, что ты сотрудничаешь с Глебом Павловским и с его Фондом эффективной политики. Ты не видишь противоречия: Павловский помогает Путину в строительстве пресловутой «вертикали власти»? Вообще-то речь, похоже, идет о создании «управляемой демократии», а то и попросту тоталитарного режима. Но современное искусство по своей природе либерально, даже анархично. Как оно будет жить в таком обществе? – Сегодня на пресс-конференции я сказал, что галереи современного искусства и институции, связанные с ним, начинались тогда же, когда начинались свободные СМИ, в конце 80-х. Года до 93-го они развивались параллельно. Потом начался процесс инвестиций в свободные СМИ. К чему это привело сейчас, мы все видим. Процесса инвестиций в современное искусство не случилось. Казалось, что это плохо. Я как—то пытался сотрудничать с Лужковым, потом с Кириенко, мы пытались как—то продать себя. Не получилось. И теперь я вижу, что это очень хорошо. Мы остались свободными. Возможно, мы оказались последним свободным островком на нынешнем социальном пространстве. – Но как все-таки насчет противоречий? – А с Павловским я ведь работаю не в качестве галериста. Я просто продаю ему то, что умею, – свои коммуникационные технологии. Ну, представь, что я бы открыл ресторан, и меня начали бы упрекать за то, что у меня обедает Зюганов... Никита АЛЕКСЕЕВ
|
Архив Рубрики Пульс Редакция Реклама Вакансии [1] Связаться с нами | |
© «iностранец» 1993 – |
Распространяется бесплатно | Условия предоставления информации и ответственность |
Учредитель: «Универсал Пресс»
Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
|