|
|
18+ |
|
iностранец #11 ( ), 3 апреля 2001 года » к содержанию номера Косолапый конкурс и язык динозавра» Обучение » 3 апреля 2001 Учиться можно не только за партами – всюду. Особенно хорошо – в музее, специально созданном для того, чтобы накапливать знания. Однако слово «музей» сразу вызывает у нас скверные ассоциации: «в греческом зале», «витрины руками не трогать», пыльные экспонаты, тетка-смотрительница, которая требует не шуметь, не топать, отойти подальше. В такой музей людям не особенно хочется идти. И лучший способ для музея привлечь внимание к своим богатым фондам – это самому пойти к людям. В западных музеях, особенно естественнонаучных, давно это поняли. Там можно все трогать руками, нажимать на кнопки, запуская действующие модели смерчей и цунами, на практике постигать законы физики и делать домашние задания. Наши музеи в перманентно экстремальных условиях заняты героическим спасением фондов и выбиванием денег; иногда их хватает на мероприятия с унылым названием «лекторий», куда публика, ясное дело, не ломится. Хотя в последнее время среди этих учреждений появились первые ласточки, вносящие умное и веселое разнообразие в традиции вековой, почтительной, пыльной скуки. В Государственном Дарвиновском музее не принимают заявок на экскурсии на время каникул: в залах столько детей, что шум стоит, как в школе на большой перемене, экскурсовода и не услышишь. Уже три-четыре года, с тех пор, как музей несколько обжился в новом здании на улице Вавилова, он предлагает основательную каникулярную программу. В последние два года в нее обязательно входят мастер-классы – как правило, приуроченные к большим выставкам. Пока работает выставка, классы идут с двенадцати до трех по выходным и в каждый день каникул. Сейчас идет выставка «Времена года», поэтому занятия посвящаются четырем сезонам. На первом мастер-классе желающих учили лепить зимние картины из разноцветного соленого теста – каждый сделал мелочь (полосатый носок, снежинку, человечка), потом их собрали на общее панно, и получилось много, ярко и празднично. Потом было несколько фольклорных праздников с играми, представлениями и общим творчеством: все, что дети вдохновенно намастерили, можно увидеть в вестибюле музея: шерстяные куклы (вешние обереги), разноцветное дерево с бумажными птицами. Каждый раз профессиональные преподаватели учат мам с детьми чему-нибудь веселому и необязательному: собирать букеты, делать бумажные подснежники и тряпичных кукол, раздувать кляксы из соломинки, чтобы получались узоры, создавать мозаики. Я с двумя десятилетними скептиками попала на мастер-класс по глиняной игрушке: лепили медведей. Через десять минут после начала мои скептики в числе прочих уже сосредоточенно трудились над косолапыми конечностями. Подошли еще два скептика, лет по четырнадцать. Тоже увязли в глине, взявшись за медведей. Готовым медведям смотрители музея проставили на спине номера вилкой и записали координаты авторов, чтобы потом известить победителей. Скептики, отряся глину с рук, поскакали рисовать на бумажных тарелках времена года. Любой молодой посетитель может взять себе у смотрительницы бумажную тарелку, сесть за стол с красками и изобразить шедевр на указанную тему. Правда, все радостные краски уже почти извели – желтой и белой уже не осталось, зиму не нарисуешь, а осень только позднюю, охристую. Полная выставка конкурсных работ на тарелках – тоже в вестибюле, младшим участникам по два года, старшим по пятнадцать. Тут же можно участвовать в викторине. Вопросы располагаются в витринах выставочного зала: скажем, выставлены кучки по-разному обгрызанных веток, а вопрос – кто их так обгрыз. Потом ответы сдают на особых бланках, музей подводит итоги и раздает призы. Но даже если приза не дадут, все равно в голове застрянут новые сведения о грызунах. Конечно, в экспозиции и без этих интерактивных хитростей есть на что посмотреть (хотя все время приходится давить в себе жалость к зверям, из которых вышли такие живые чучела) – но для более осмысленного времяпрепровождения придуманы рабочие тетради с заданиями (например, для 2-4 класса: «В витрине «Море» спрятались несколько «ежей», «кот» и «попугай». Попытайся их найти и впиши в клеточки их названия». Или: «Найди ошибку, допущенную художником»). Витрина «Море» вся облеплена школьниками с тетрадочками – отыскивают ежей. Может быть, впоследствии они уже сами додумаются прийти сюда – подучить законы наследственности по Менделю или разобраться в альбиносах и меланистах. Кстати, вместо традиционного музейного лектория в Дарвиновском дважды в день (опять же, на выходных и в каникулы) показывают хорошее научно-популярное кино (а перед ним викторина на тему фильма). В последнюю неделю марта шли «Прогулки с динозаврами». Немаловажный штрих: в буфете продают особый длинный пирог «Язык динозавра». С окончанием каникул музей останавливаться не собирается: впереди еще ярмарка игрушек в Вербное воскресенье, два пасхальных мастер-класса (лепка из теста 14 апреля и фитодизайн пасхального стола 15-го), и два гигантских праздника – «День птиц» 7 апреля и «День Земли» 22-го, когда на всех этажах музея будут конкурсы и другие любопытные события. В этот день своих героев найдут награды всех долгоиграющих викторин и конкурсов, в том числе и медвежьего. Все-таки правильный музей – не тот, который гордо хранит свои сокровища, непрестанно требует денег у государства и горюет о бездуховности публики, каковую сам же и пугает львиным рыком своих сотрудниц. Правильный музей – тот, который делает все, чтобы публика в него пошла – глазеть, любопытствовать, познавать, приятно проводить время. И тратить деньги, которые всегда нужны любому музею. Ирина ЛУКЬЯНОВА
|
Архив Рубрики Пульс Редакция Реклама Вакансии [1] Связаться с нами | |
© «iностранец» 1993 – |
Распространяется бесплатно | Условия предоставления информации и ответственность |
Учредитель: «Универсал Пресс»
Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
|