ЦБ: USD 94.8700; EUR 104.7424; GBP 124.3556      18+          

 

New! Срочная доставка документов (паспортов) по России (в консульства) и за рубеж
Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование

Кредитная карта Альфа Банка, год без процентов!

Срочное оформление банковской карты в Беларуси, надёжно.

Срочное оформление банковской карты в Киргизии, надёжно, есть SWIFT-пополнение и никаких санкций.

Срочное оформление банковской карты в Казахстане, надёжно, есть VIP-оформление с авторизацией в Москве

iностранец #11 ( ), 3 апреля 2001 года » к содержанию номера

Предпасхальное

» Культура » 3 апреля 2001

   В галерее Марата Гельмана (Москва, Малая полянка 7, строение 5) до 19 апреля выставка Ирины ВАЛЬДРОН "Молитвы (Ex Voto)". Ex Voto - произведение икусства, созданное в благодарность Богу за исполненную просьбу в молитве или в надежде на ее исполнение.

   На стенах - четыре огромные панно, выполненные в технике аппликации на сюжеты: Ex Voto, "Пенальти. Автопортрет на футбольном поле", "Христос и кролики", "Пицца". Поочередно звучат фонограммы: песня I Wanna Be Loved By You ("Я хочу быть любимой тобой") Мерилин Монро, песня английских болельщиков "У-А!!!", Only You ("Только ты") группы The Platters и "Пицца" Псоя Короленко.

   Ирина Вальдрон родилась в Петербурге, в начале 80-х эмигрировала, жила во Франции и в Англии, потом вернулась в Россию, сейчас живет в Москве.

   Выставка открылась во время Великого поста, в галерее Марата Гельмана, известного политизированностью и склонностью к провокациям. Тема - религиозная, во всяком случае, ее можно понять так. В современном отечественном искусстве за последние годы произошло несколько скандалов, связанных с использованием художниками религиозной тематики. Самый шумный скандал был спровоцирован Авдеем Тер-Оганьяном, прилюдно порубившим топором дешевые картонные иконы. На него было заведено уголовное дело, "православная общественность" требовала примерного наказания "кощуннику", тот был вынужден сбежать от греха подальше из России и попросить в Чехии политического убежища, которое и получил. Потом Олег Мавроматти провел шокирующий перформанс: его распяли на кресте. Радетелями благочестия выставка Вальдрон ничтоже сумняшеся может быть расценена как очередное глумление над святыней. Им же хуже: Создатель несомненно умнее своих неуемных защитников и разберется Сам. А я позволю себе заметить, что суетное упоминание Бога в гимне страны, которая заявляет себя как мирское государство и в которой агностиков и атеистов явно не меньше, чем практикующих православных, тоже может быть расценено как кощунство и точно уж как несусветная глупость.

   Художники обращались к религиозной тематике всегда и везде, во всех культурах и традициях. Иногда их за это сажали в темницы и жгли на кострах. Иногда им отрубали руки либо выкалывали глаза - чтобы не написали еще одну икону, столь же великолепную, как предыдущая. Что же, "сфера Бога опасна", как сказал один из самых светлых людей современного православия, замечательный богослов митрополит Сурожский Антоний (Блюм). Если же вернуться к Тер-Оганьяну или Мавроматти, то дело вовсе не в кощунстве, а в глупости, банальности и вторичности их акций именно в контексте современного искусства.

   Неумные и нечуткие к искусству люди могут увидеть оскорбление веры в чувственности произведений Ирины Вальдрон. Посоветую им почитать "Песнь песней", стихи великой мистической поэтессы XII века Св. Хильдегарды Бингенской или посмотреть на скульптуры эпохи Барокко, сделанные на сюжет "Экстаз Св. Терезы". Главные редакторы журналов вроде Playboy или даже Hustler вполне могли бы усомниться: а можно ли такое поместить на обложку? Не слишком ли пряно?

   Помимо того, что работы Вальдрон очень хороши визуально, они умны. В них нет ни грана пошлости или безответственности. Что еще важнее - они на самом деле о любви. К Богу, к людям. Пожалуй, единственная моя серьезная претензия к выставке, это включение живых тварей в экспозицию: панно "Христос и кролики" фланкируют клетки с трогательными белыми карликовыми кроликами. Это совершенно необязательный довесок к стройной инсталляции; кроме того, допустимость эксплуатации безответных животных в художественных целях вызывает много вопросов. Да и возникает богословская проблема: кролики оказываются явно живее тряпичного Иисуса Христа. Впрочем, как известно, Спаситель воскресает не только на Пасху, но каждый день. И я убежден, что Он простит Вальдрон вполне понятный испуг зверушек перед вернисажной толпой и вспышками фотокамер, а мне, надеюсь, все эти рассуждения.

Никита АЛЕКСЕЕВ

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами    Рейтинг@Mail.ru 
© «iностранец» 1993 – Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.