ЦБ: USD 75.6826; EUR 90.5391; GBP 104.4193      18+          

 

Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование


iностранец #50 ( ), 26 декабря 2000 года. » к содержанию номера

Я хочу, чтобы их услышали

» Культура » 26 декабря 2000

   Ванесса Редгрейв, член знаменитой артистической династии Редгрейвов, - великая актриса. Сотни миллионов кинозрителей любят ее благодаря ролям в фильмах "Восточный экспресс", Blow Up, она дважды получала в Каннах главный приз за лучшую женскую роль (в 1966 году за фильм "Морган! Подходящий случай для лечения") и в 1969 за "Любовники Айседоры". Знатоки театра знают ее как одну из лучших английских драматических актрис последних десятилетий: она прославилась великолепными ролями шекспировского и современного репертуара.

   Менее известно то, что Ванесса Редгрейв тратит не меньше сил и страсти на политическую борьбу и общественную работу, чем на театр и кино. Корреспонденту "i" она заявила, что он будет шокирован ее политической позицией. Шока не последовало: известно, что Редгрейв давно и истово придерживается левых, почти радикальных взглядов. В этом она не одинока. Многие западные интеллектуалы-шестидесятники зрели под знаменами большевизма и троцкизма. Большинство, впрочем, потом "образумилось" и стало вполне спокойными членами буржуазного истеблишмента. А Ванесса осталась верна юношеским идеалам.

   Еще в 60-е она билась за право Северной Ирландии на самоопределение. Потом защищала диссидентов в СССР, Восточной Европе и в Китае, боролась за права человека в Афганистане, Боснии, Косовом поле, Чечне. Постепенно все больше внимания Ванесса Редгрейв начала обращать на страдания детей в горячих точках. Она - посол доброй воли ЮНИСЕФ. И, надо заметить, в отличие от многих деятелей шоу-бизнеса, превративших гуманитарную деятельность в источник славы и денег, Редгрейв всегда была чиста в своих помыслах и действиях.

МНЕ ДОЛГО СНИЛИСЬ КОШМАРЫ

   19 декабря Ванесса представила в Москве, в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова спродюсированный ею документальный фильм "Детские рассказы о Чечне". Перед просмотром она сказала:
- Я сделала довольно много документальных лент. Но сегодня я не хочу выступать в качестве кинематографиста. Конечно, важно, что я актриса. Возможно, поэтому ко мне иногда прислушиваются. Я еще и посол ЮНИСЕФ, но сегодня я говорю и не в этом качестве. Я член международной подкомиссии ООН по женщинам и детям-беженцам. Комиссия по делам беженцев была основана Альбертом Эйнштейном еще в 1933 году, когда он бежал из нацистской Германии. Время идет...

   Но еще важнее для меня вот что: я говорю с вами как ребенок войны. Я в детстве не испытала тех ужасов войны, которые пришлись на долю многих россиян моего поколения. Но я знаю, что такое жить в городе, который ежедневно бомбят. Я знаю, что значит прятаться с мамой и младшим братом в подвале. Одно из моих первых впечатлений - это английские дети-беженцы из Лондона, из рабочих семей, жившие вместе с нами в маленьком сельском коттедже в шестидесяти милях от столицы. Я сидела на горшке, они смотрели на меня, а я смотрела на них как на каких-то пришельцев с Луны. Я видела, как полыхал город Ковентри, разбомбленный нацистами. Мы видели это зарево за сто миль. Потом до двадцатилетнего возраста мне несколько раз в неделю снились кошмары. И только оказавшись в Сараево во время осады, я поняла, почему у меня были эти кошмары. Так что я немного знаю, что такое война.

   Я научилась читать в четыре года и в 45-м читала родительские газеты. Тайком, - они старались их от меня прятать. И я узнала, что в январе 45-го был освобожден Освенцим, узнала о том, как пал Берлин, как пришел конец III Рейха. Друг моих родителей, замечательный польский художник Феликс Топольский оказался в первой группе западных журналистов в блокадном Ленинграде. Благодаря его рисункам я что-то почувствовала по поводу того, что значит жить в осажденном городе. Я знала, что СССР был нашим союзником в войне против нацистов. И мои родители объяснили мне, что благодаря советским солдатам мы, англичане, спаслись от нацистов. И совсем юной я узнала о героических людях, партизанах, совершавших невероятные подвиги. А потом увидела фильм замечательного американского режиссера Фреда Циннемана "Поиск" - о жизни осиротевших немецких детей в руинах немецких городов. До меня дошло, что эти немецкие дети не имели ничего общего с гитлеровским III Рейхом. А немного позже я увидела советский фильм "Иваново детство".

   Я не уверена, но, возможно, поэтому, из-за этих детских и юношеских впечатлений я и трачу большую часть своего времени на то, чтобы пытаться помочь тем, кто помогает детям. У меня есть твердые политические взгляды, но я не хотела бы сейчас их обсуждать. Когда я делала этот маленький фильм о чеченских детях, я просто хотела помочь этим детям прорваться сквозь политические, идеологические и национальные барьеры. Я пыталась сделать что-то, чтобы прорвать молчание правительств. Этим детям необходима защита, необходима помощь.

   Я хочу, чтобы их услышали. Ведь они находятся в положении, принципиально отличном от того, в котором были боснийские или косовские дети. В Сараево и в Приштине было ужасно. Но там все-таки дети находились хоть под каким-то прикрытием Комиссариата ООН по делам беженцев и ЮНИСЕФ. Множество других гуманитарных фондов работало там, было много журналистов. Кроме этого, осажденное Сараево поддерживали очень многие знаменитые писатели, музыканты, художники. В концерте в поддержку Сараево, который я организовала в Нью-Йорке вместе с Сюзан Зонтаг, крупнейшим левым философом, участвовал Иосиф Бродский, которого никто бы не мог заподозрить в симпатии к левым взглядам. Он даже специально написал для нас стихотворение: "И люди умираютѕ" Этот концерт назывался "Письмо из Нью-Йорка в Сараево", в нем приняли участие многие известные люди. Он прошел, когда Сараево уже тысячу дней находилось в осаде. Представьте: европейский город, до Лондона меньше трех часов полета, война закончилась пятьдесят лет назад. И - блокада, ежедневные обстрелы, голод и холод.

   Но в Боснии и в Косовом поле все же удалось организовать программы, помогавшие детям, травмированным войной. Приезжали артисты, устраивали спектакли. У детей хоть немного грелась душа.

   В Чечне - ничего. В Чечне нет международных сил. Их туда не пускают. Там практически не работают комиссии ООН и ЮНИСЕФ. Героическая организация "Врачи без границ" что-то пытается делать там. Но они не имеют права находиться в Чечне больше одного дня, на ночь они обязаны выехать за пределы республики. Чеченцам приходится за гуманитарной помощью добираться до Ингушетии, а для этого им надо миновать восемнадцать блокпостов. Я не буду продолжать дальше. Многие в России об этом знают больше, чем я. Но посмотрите этот фильм.

   И еще одно: я была бы счастлива, если артисты, писатели, музыканты, художники из России захотели бы, рискнули что-то сделать для чеченских детей. Я не могу обещать очень много, но совершенно уверена, что некоторые из моих знакомых, люди очень знаменитые, приедут в Россию и примут участие в ваших проектах.

ВОЙНА ЕСТЬ ВОЙНА?

   Сам фильм "Детские рассказы о Чечне" (режиссер Андрей Некрасов) не стоит обсуждать с художественной точки зрения. Это жесткий и страшный документ. Такого мы по российскому телевидению не видим. Кто-то, наверно, скажет, что это и не надо показывать. Дети с ампутированными ногами и руками, с обожженной кожей, дети, глядящие в камеру глазами, мертвыми от отчаяния, рассказывающие вещи, которые не то что понять, но и слышать невозможно.

   Кто-то, наверно, скажет: "И вообще это чеченская пропаганда!", тем более, что фильм посвящен Андрею Бабицкому. И заявит: "Война есть война, на войне убивают". И добавит: "А с нашими парнями что эти бандиты делают?"

   Найдутся, наверно, в России и такие, кто усомнится: "А не сами ли "ваххабисты" детям руки-ноги поотрывали, а потом на пленку получившееся сняли?"

   Да, война, к сожалению, есть война. Но никакие зверства одной или другой стороны не могут оправдать страдания детей или заставить умолчать о них.

   В зале Общественного центра имени Сахарова одновременно с просмотром фильма Ванессы Редгрейв проходила выставка рисунков чеченских детей. Она производит впечатление не менее страшное, чем фильм. Обычно дети любовно рисуют принцесс и принцев. Здесь - бородатые красавцы с зелеными повязками на голове. Мальчики обожают рисовать войну: "бабахи" из дул пушек, дым, валящий из подожженных самолетов, трассы пуль, бегающие человечки с винтовками. Здесь "бабахи" и горящие самолеты тоже есть. Но и разрушенные дома и лежащие фигурки. Детская корявая подпись с перевернутыми буквами: "мертвые моя мама, моя сестра, мой брат, другой мой брат". Эти маленькие художники не придумали войну и не нарисовали ее под впечатлением от увиденного кино. Война наполнила их только что начавшуюся жизнь. Кем они вырастут, если им будет дано дожить до взрослого возраста?

   После фильма началось обсуждение. Не фильма - его обсуждать невозможно. Посетители - а их не хватило даже на то, чтобы заполнить небольшой зал - говорили о том, что происходит с нами и что делать дальше.

   Елена Боннэр обвинила думских политиков из СПС в том, что они идут на бесконечные компромиссы с властью, предаются бессмысленным словопрениям по поводу государственной символики и не делают ничего для прекращения войны в Чечне. Она посетовала, что демократически мыслящих людей в России все меньше, но сказала, что это, с другой стороны, и хорошо: ряды чище, и можно крепче взяться за руки.

   Сергей Юрский был более мрачен. Он сказал, что ничего хорошего в малочисленности демократов нет, что ему горько и страшно. Но надо жить и делать все, чтобы спасти людей.

   Зулейхан Багалова, директор Центра исследований и популяризации чеченской культуры "Лам", рассказала о том, что творится в ее стране, и попросила российских матерей задуматься о ситуации: с обеих сторон растут больные и привыкшие убивать люди.

   Светлана Ганнушкина, сопредседатель комитета "Гражданское содействие", поведала, как разворовываются бюджетные деньги и гуманитарная помощь, отправляемые в Чечню, и какие преграды приходится преодолевать, чтобы помощь дошла до адресата.

   Асламбек Аслаханов, депутат Госдумы от Чечни, объяснял, что правительство РФ почти ничего не делает для улучшения ситуации в республике, рассказывал о зверствах, чинимых полками генерала Шаманова, о коррупции, о том, что Беслан Гантемиров уже купил себе особняк на Пречистенке и гордится фактом, что до него в Грозном убивали десять-пятнадцать мирных жителей ежедневно, а сейчас всего пять-шесть. А еще о том, что в Чечне сейчас отмечают священный месяц Рамадан, во время которого мусульмане от рассвета до заката должны поститься. На фоне гуманитарной катастрофы религиозная традиция приводит к тому, что изголодавшиеся люди утром просто не просыпаются.

   Спорили о том, хороший человек был Дудаев или нет? Можно ли давать депутату от Чечни слово, или он на это не имеет права? Ванесса Редгрейв сказала, что телевизионная передача, в которой Ельцин в Кремле общается с Масхадовым, ей ныне кажется галлюцинацией.

   Много и справедливо говорилось о том, что помощь в Чечню должна направляться только по конкретным адресам, не по государственным каналам, а через правозащитные организации вроде "Мемориала", "Фонда Сахарова" и "Гражданского содействия". Затем начался сбор средств.

   Да, прав Юрский: страшно и горько. Кончаются год, век и тысячелетие. Понятно, что календарные границы условны, но неужели мы даже их, ничтоже сумняшеся, переступим, пассивно участвуя в насилии? Не о бандитах с той или другой стороны сейчас речь, а о детях, о разрушенных школах, о голоде и об отсутствии врачей и медикаментов.

   Совершенно не хочется накануне Рождества и Нового года впадать в банальности по сюжету "мальчик у Христа на елке". Тем не менее: христиане, атеисты, кто угодно, найдите адреса и помогите! Это не трудно. Один из них: secretary@sakharov-center.ru, телефон (095)943 4115.

   Что же касается политических убеждений Ванессы Редгрейв - так будь она хоть сто раз троцкисткой или маоисткой, это значения не имеет. Особенно у нас в стране, где коммунисты, по идее обязанные своей идеологией быть интернационалистами и борцами с ксенофобией, почти поголовно придерживаются националистических взглядов и жаждут крови.

   Важно, что замечательная актриса делает то, что обязан делать каждый, независимо от взглядов и этнической принадлежности. Она помогает людям. Извините за банальность.

P. S. К моменту подписания номера в печать выяснилось, что НТВ решилось показать в своем эфире фильм Ванессы Редгрейв.

Никита АЛЕКСЕЕВ

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами    Рейтинг@Mail.ru 
© «iностранец» 1993 – Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.