Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#44, 14 ноября 2000 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

Вот и бацацырки Никита АЛЕКСЕЕВ (N44 от 14.11.2000) 3-12 ноября в Центральном доме художника на Крымском валу представлен был вниманию специалистов и широкой публики очередной Российский антикварный салон, организованный компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты". Уже девятый по счету - в нашей стране, где все имеет обыкновение взрываться, тонуть и гореть, такое постоянство вызывает восхищение. В 1995 году, когда прошел первый Антикварный салон, на его инициаторов смотрели как на безумцев, решивших по ошибке, что Россия это цивилизованная страна. Тогда согласились в нем участвовать всего восемнадцать магазинов. Сейчас свой товар показывали более четырех дюжин ведущих специалистов по антиквариату из Москвы, Санкт-Петербурга и дальнего зарубежья. Хамелеон в зеркальной клетке Записала Марина ВАСИЛЬЕВА (N44 от 14.11.2000) Если верить рекрутинговым агентствам и рейтингам спроса на рынке труда, одна из самых на сегодня востребованных профессий в крупных городах - дизайнер. Есть среди дизайнеров и такие, кто поработав в России, едут работать за рубеж. 1 ------------------ Вот и бацацырки Никита АЛЕКСЕЕВ (N44 от 14.11.2000) 3-12 ноября в Центральном доме художника на Крымском валу представлен был вниманию специалистов и широкой публики очередной Российский антикварный салон, организованный компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты". Уже девятый по счету - в нашей стране, где все имеет обыкновение взрываться, тонуть и гореть, такое постоянство вызывает восхищение. В 1995 году, когда прошел первый Антикварный салон, на его инициаторов смотрели как на безумцев, решивших по ошибке, что Россия это цивилизованная страна. Тогда согласились в нем участвовать всего восемнадцать магазинов. Сейчас свой товар показывали более четырех дюжин ведущих специалистов по антиквариату из Москвы, Санкт-Петербурга и дальнего зарубежья. ПОРА ВСПОМИНАТЬ Российский антикварный салон проводится дважды в год, осенью и весной. Осенний сеанс в силу предопределения случается аккурат, когда россияне празднуют (или не празднуют) годовщину Великой Октябрьской социалистической революции или День примирения и согласия. Как ни назови этот ноябрьский денек, остается одно - это выходной. То есть можно потратить свободное время как заблагорассудится. Накопившееся грязное белье постирать, водкой накушаться, а то и проявить эстетическую и политическую активность. Ваш корреспондент в этот day-off отправился на Крымский вал. Перед этим полюбопытствовал: что творится в центре столицы нашей необъятной и умонепостижимой родины? Происходило что и всегда. Анпилов лаял в мегафон. Бабульки махали парсунами Ленина-Сталина. Безмозглые подростки из движения АКМ ("Авангард коммунистической молодежи") вопили что-то не то лево-радикальное, не то державно-нацистское, и пытались залезть под хвост битюгу, оседланному маршалом Жуковым. Рядом другие ушибленные по жизни подростки клялись в верности Путину, обещали не бросать жевательную резинку на асфальт, не пользоваться наркотиками и быть хорошими. В общем, скука. У ЦДХ было интереснее. К входу выстроилась очередь, по количеству мыслящих единиц куда как превышавшая число участников упомянутых манифестаций. Зададим себе вопрос: почему тысячи москвичей и гостей столицы вместо того, чтобы заняться домашним хозяйством, спортом, погублением своего здоровья или маханием флагами отправились смотреть на антиквариат? Неужели все они купят себе "маленького голландца", здоровенную деисусную икону южнорусского письма либо фарфоровую пастушку? Или так себе, просто любопытствуют? "i" внимательно следит за Антикварным салоном с момента его возникновения и не раз уже настаивал на том, что существование рынка всевозможной красивой старины есть залог нормальности жизни в России. Коллекционирование любого антиквариата и торговля им являются естественным занятием всякого вменяемого человека: кто-то собирает "Фаберже" ценой в десятки тысяч "у.е"., кто-то бережет фотокарточку своей бабушки, отдыхавшей в Геленджике в 1955 году. Кто-то все продает, другой - не может представить себе жизнь без лоскутка прошлого, не имеющего никакого смысла для окружающих. Когда-то, во времена, отмеченные красными флагами, жил в Тамбове коллекционер Анатолий Афанасьев по кличке "Складной": был очень долговяз и смахивал на раскладной метр. Он собирал все. В его коллекции имелось: Масленка, из которой маслил свой велосипед Владимир Ульянов, катаясь в эмиграции по предгорьям Татр. "Спас Нерукотворный" XIII века. Крюк, на котором повесилась в Елабуге Марина Цветаева. Здоровенное "Искушение Св. Антония" школы Рубенса. Мумия воронежского помещика начала XIX века, жертвы египтомании, завещавшего себя похоронить "по чину фараонскому". Автограф Петра Вяземского: Ma chere amie, je vous souplie de m'excuser: je suis exsangue apres ma maladie, mes forces m'echappent, et - helas! - je raterai, tragiquement, votre aimable jeudi. Безумие? Отчасти. Скорее - естественное желание "вспомнить все". Учтем и это: Толик "Складной" жил во времена, когда собирательство расценивалось властями как идеологическая и экономическая диверсия. Сейчас - тьфу-тьфу-тьфу! - эпоха более комфортабельная. У нас всех есть возможность, не слишком рискуя, не деконструировать, а восстанавливать жизнь. ЖИВЕМ ЧЕСТНО Каков был девятый Антикварный салон? Без обиняков можно сказать: удачный. Дело не только в том, что он больше предыдущих, обильнее по предложению и меньше похож на "блошиный рынок". Важнее другое - это событие подтверждает, что серьезные торговцы антиквариатом стремятся к прозрачности рынка, к строительству единого фронта борьбы против черных дилеров и производителей фальшаков. Разумеется, бесконечных золоченых бронзовых танцовщиц, картинок, произведенных многочисленным художественным семейством Клеверов, живописи "живописцев школы/круга Айвазовского/Поленова/Маковского", парадных портретов государя императора Николая II, лоснящихся "фабержистых бацацырок" и новодельных икон в жирных окладах было предостаточно. Это - ради Бога, это для тех, кто еще на дурные деньги не напихал добром краснокирпичные терема. Но этот сегмент рынка становится все менее интересным. Покупатели антиквариата становятся разборчивее и разумнее. Время, когда деньги сыпались на одних с потолка, а у других тонули в болоте, закончилось. Сейчас речь идет уже не о шальных закупках чего угодно, но о сознательном собирательстве. Подтверждением этому многообразие и большая, чем раньше, структурированность рынка. Если говорить о "топах" - это, разумеется, ранний пейзаж Василия Кандинского (1899 год) в галерее "Принт Арт", заявленная цена 17.262.000 рублей. Аукционный дом "Гелос" на открытии салона показал еще пущую редкость - акварель Кандинского "Ахтырка с двумя дамами", сделанную в год той самой Октябрьской революции. Изобретатель абстракционизма иногда от скуки баловался, рисовал что-то в духе одновременно Бакста и корявого лубка. Эта чудесная картинка предлагалась за 600.000 долларов и исчезла со стенда на следующий день. Сенсацию устроил антикварный салон "Арбат 15/43": в его экспозиции была считавшаяся утраченной и недавно обнаруженная в частном тбилисском собрании картина Нико Пиросмани "Черный медведь" и его же восхитительный парный портрет "Сестра и брат". Кроме того - на Салоне были икона великого иконописца XVII века Симона Ушакова, очень неплохая мебель первой половины прошлого столетия, а также весьма достойные ювелирные раритеты. Это - про объекты стоимостью в многозначные цифры. Салон был интересен и более дешевыми, но не менее привлекательными вещами. Например, курьезным парадным "Портретом мужчины, нарисованным ногами". У автора, никому не известного французского живописца первой половины XIX века Луи-Сезара Дюкорне, не было рук. Таким уж он уродился. Ногами пользовался складно. Очень хорошую графику русского авангарда (уникальную и печатную, Ларионова, Гончарову, УНОВИС, Малевича) предлагал магазин "Букинист": что лучше, купить новый телевизор или за ту же цену - литографию Розановой с точным провенансом? А любители странностей вполне могли соблазниться на стенде "Гелоса" конвертом с грифом "ЦК ВКП(б)" и размашистой надписью красным карандашом "В газету "Правда". Тов. Ровинскому. От С." Кому, надеемся, "С" не любим, приглянулся бы автограф всемирного чемпиона по изобразительному искусству Пабло Пикассо, адресованный camarade Сергею Юткевичу. Впрочем, в том же "Гелосе" можно было и полакомиться: купить коллекционные портвейны из Массандры. После этого - всего-то долларов за двадцать снабдиться подзеркальной туалетной полочкой трофейного немецкого происхождения со сделанным методом выжигания узорчиком: овечки на лугу и надпись готикой "Живем честно". Антикварный салон нельзя было бы принимать всерьез, замкнись он на отечественном рынке и наших сугубых проблемах. Этого - в очередной раз - не случилось. Почти сенсационным событием, но мало кем замеченным, было появление парижской галереи Art Deco, рискнувшей привезти в Москву мебель и интерьерную пластику 20-30-х годов. Россияне привыкли к тому, что "павловская карела", "русский чиппендейл" и бегемотообразные изделия времен Александра III стоят бешеных денег. А вот "арт деко", скромный и дискретно-роскошный, пока еще может вызвать нарекания: "почему же это, похожее на Ikea, стоит как 600-й "Мерседес"? Потому что. По той причине, что такую красоту, да из такого драгоценного дерева, да с такой finition сделать мог только мастер, равный Чиппендейлу. Подтверждением валентности нашего Антикварного салона было и традиционное участие аукционного дома Sotheby's: торговать они у нас пока ничем не торгуют, но считают необходимым рекламировать в Москве очередные торги русского искусства, которые пройдут в Лондоне в этом месяце. Еще более знаковым оказалось появление в Москве венского дома Dorotheum (старейшего в Европе, основанного императором Иосифом I в 1707 году). Лондонская Big Three (Sotheby's, Christie's и Phillips) считается монополистом мирового художественного рынка. Иногда британцы инсценируют взаимные скандалы, кончающиеся одним - общим согласием по поводу конъюнктуры и ценообразования. Результат естественный - задирание цен и диктаторские решения по поводу того, что стоит покупать и продавать. "Доротеум" всегда держался в сторонке от "Большой Тройки" и вызывал нарекания по поводу политики, направленной на снижение стоимости продуктов, циркулирующих на глобальном арт-рынке. Решение венской фирмы организовывать постоянные продажи искусства из России очень показательно. Это значит, что Art from Russia оценивается как конкурентноспособное и поддающееся противоречивым котировкам. То есть - это не совсем маргинальный сегмент рынка. Искусство из России заслуживает внимания как объект для долгосрочных инвестиций, и эпоха мифологизации (когда с успехом торговали никогда не существовавшими художниками вроде "учениц Малевича Нины и Ханы Коган") может прийти к концу. ВХОД - ВЫХОД Девятый Российский антикварный салон состоялся. Но в России ничего и никогда, похоже, не бывает "как у них". Одной из важнейших проблем нашего художественного рынка является нелепое законодательство по поводу ввоза и вывоза произведений искусства. Нам часто показывают по телевизору очередной сюжет про доблестных пограничников, пресекших преступную попытку вывезти из страны "национальное достояние". Любой человек, мало-мальски понимающий что-то в истории искусства и в положении на художественном рынке, глядя на экран, буркнет: "Идиоты". Это определение коснется не столько сотрудников "органов", сколько демонстрируемых контрабандистов. Их усилия тщетны: "досками-девятнашками" в серебряных окладах затоварены антикварные ларьки от Бергена до Сингапура. По-настоящему серьезные хищения национального достояния случаются крайне редко и раскрываются быстро: своровать, продать и спрятать что-нибудь вроде даже настоящего Айвазовского очень трудно. Такая операция требует организации, сравнимой с провозом многокилограммового груза кокаина. Проблема отечественного художественного рынка в другом: в Россию сложно и невыгодно ввозить что-то из-за рубежа. Это может вызвать удивление, но ситуация именно такова. Емкость наших культурных ресурсов очень мала. В силу определенных исторических обстоятельств в России производилось и сохранялось меньше, чем на Западе. Наша страна была и остается беднее Европы, здесь рисовали и рисуют меньше картин, делают меньше табуреток и "бацацырок", а что делают - регулярно уничтожают либо сплавляют за рубеж. Все без исключения эксперты единодушны: арт-рынок в России впадет в коллапс, если не будет "привоза". В стране есть деньги, есть вся гамма запроса, но часто не хватает товара. И проблема не только с ввозом иностранного искусства, которого у нас катастрофически не хватает. Отечественные произведения на Западе нередко стоят дешевле, чем на родине. Покупай - не хочу. Но, чтобы вернуть достояние домой, вы должны заплатить в казну сорок процентов от стоимости купленного. Вы это сделаете? Сомнительно. Либо постараетесь объяснить, что купленный вами в Париже-Лондоне-Нью-Йорке Репин-Кабаков-Перов стоит три доллара. Результат - непрозрачность рынка и потворство жуликам. Неглупые люди из министерства культуры недавно обратились к правительству РФ с просьбой отменить бессмысленное законодательство. Высшее начальство отреагировало быстро. Удовлетворило просьбу, но наоборот. Теперь вы временно можете везти из России произведения искусства без уплаты пошлины, только отдав какую-то мелочь минкульту за бумажку, из которой следует, что вывозимое не является национальной драгоценностью. Понять смысл этого постановления трудно. Легче всего, конечно, заняться поисками виноватых по системе qui prodest?, "кому выгодно?". Но можно предположить, что все проще. Что все как всегда. Большие начальники перепутали "сено и солому" и не умеют разобраться в надписях "вход" и "выход". /Культура/ ---------------------- Хамелеон в зеркальной клетке Записала Марина ВАСИЛЬЕВА (N44 от 14.11.2000) Если верить рекрутинговым агентствам и рейтингам спроса на рынке труда, одна из самых на сегодня востребованных профессий в крупных городах - дизайнер. Есть среди дизайнеров и такие, кто поработав в России, едут работать за рубеж. О том, чем отличается работа дизайнера в России от аналогичной за рубежом, "i" рассказал Сергей ГОНЧАР - криэйтер, дизайнер среды, несколько лет проработавший за границей, победитель двух европейских биеннале - в Париже и Хельсинки. МАСТЕР-КЛАСС В пять лет мама отдала меня в художественную школу. С учетом того, что мне 36, созданием среды - в тех или иных его проявлениях - я занимаюсь 31 год. После Строгановки, где я учился, меня - от нее же - послали на стажировку в Германию, в "Баухаус", куда приглашают со всей Европы и студентов-выпускников, и молодых дизайнеров, художников, архитекторов, у которых есть некоторые природные данные. Всем приезжим выделяется какой-то минимальный объект, который они разрабатывают. Мне в качестве такового была предложена арка - то есть, по сути, дыра. Потом была Академия изящных искусств в Париже, отделение изобразительного искусства, - я прошел двухгодичный курс. Потом началась практика. Но само по себе профессиональное мастерство, когда ты что-то делаешь, проектируешь, строишь, рисуешь - это лишь одна сторона. Другая - и куда более важная, - что ты по ходу всего этого с кем-то общаешься, у тебя появляются знакомые, вы что-то вместе делаете, участвуете в конкурсах, выставках. На биеннале я попал, можно сказать, случайно. Это было 10-15 лет назад, когда здесь, в России, всем это было безразлично, поскольку не могло никак сказаться на карьере. Ну, поучаствовал - и ладно. Меня приглашали сами французы - завязалась некая дружба с людьми из посольства. Они, зная какие-то твои движения в жизни, приглашают как бы в частном порядке - ты не страну свою едешь представлять, а себя самого. Ну и, соответственно, знакомишься с новыми людьми. Потом я работал в Финляндии, в Национальном центре дизайна. Помогал проводить мастер-классы по дизайну мебели. Один очень известный человек - с именем на уровне страны, в данном случае Финляндии - собрал определенное количество людей, которые хотели бы научиться проектировать мебель. Все эти люди уже имеют проектное образование - инженерное или художественное. А на мастер-классе идет как бы расширение сознания. Они просто практикуют, создают некий объект. Идея берется из воздуха - ну, скажем, какие должны быть кресла в городском транспорте для инвалидов. Ведь дизайн - это прежде всего функциональная - удобная - конструкция, а не просто фантазия. После мебели в Финляндии была гостиница на Мальте. Курортный пятизвездочный отель в стиле минимализма. Сначала меня пригласили главным дизайнером по интерьеру, но потом перевели на должность главного архитектора. Отель строился шесть лет, я работал три года - на втором этапе, конечно, - достраивал, доводил до ума. ГАЛСТУК Однажды к одному дизайнеру - ну, или уже криэйтеру - пришел знакомый банкир и говорит: - Все у меня хорошо: хорошее дело, крепкий банк, но вот уже два года он не двигается ни вверх, ни вниз. Это ведь губительно для дела - никакого движения. Дизайнер - нет, все-таки уже криэйтер - посмотрел на банкира, попросил перевести энное количество денег на его счет и сказал: - Знаешь что, смени галстук! Банкир заплатил советчику гонорар и побежал в магазин. Он купил новый галстук - совершенно не похожий на тот, что носил раньше - и дела банка двинулись вперед. На самом деле и старый галстук был вполне хорош: и в тон, и модный, и, естественно, качественный. Но если человек день за днем ходит в одном и том же галстуке, значит, он взял себя и свою работу в тиски - и не выпускает. И люди тоже ничего нового от него не ждут. Как же в такой ситуации ждать роста и перемен? КАТЕГОРИИ Способность стать дизайнером - первоначально это, конечно, промысел Божий. Но потом все зависит лишь от тебя самого - от умения и таланта реализовать все, что тебе дано. Чем больше делаешь, тем чаще тебя приглашают еще куда-то - тем больше работы. Если дизайнер не мегаталантлив, он рано или поздно выбирает себе одно какое-то направление. И если дизайн - это действительно ваше дело, к вам так или иначе начнут приходить заказчики. И без практики вы не останетесь, потому что люди хотят, чтобы вокруг них было то, что им нравится. В России понятие "дизайнер" очень размытое. Есть и веб-дизайнер, и дизайнеры-мебельщики, интерьерщики. Среди дизайнеров, как и в любой другой профессиональной среде, есть проектировщики, научные работники, руководители проектов (направлений), ответственные за сдачу объекта, эксплуатационщики. Есть дизайнеры, которые ничего не проектируют, а, например, просто расставляют мебель - то есть, работают, по сути, декораторами. А есть дизайнеры, создающие среду. Они и называются криэйтерами. Пройдя от минимума до максимума, вы не перестаете быть дизайнером-мебельщиком или дизайнером-осветителем - вы еще и архитектор, и тот, кто все эти понятия объединяет - и выходит за пределы архитектуры, беря пространство в общей массе - как таковое. Двадцать первый век называют веком дизайна. Появились новые машины, новые технологии - и новые пространства. Ведь все это - в широком смысле - дизайн, обустройство среды. И дизайнеры станут лидерами нового. В каждой сфере будут свои дизайнеры - создается новая среда, не та, которая была все предыдущие тысячелетия. НОВАЯ РУЧКА Криэйтер от дизайнера отличается не только тем, что он (криэйтер) уже не возьмется просто обставлять квартиру, ему это неинтересно. Криейтер берет все в комплексе и разбирается как в экономических аспектах, так и в гуманитарных. Вот, например, в дизайн-бюро обратились люди, которые хотят не просто реанимировать устаревший объект, но и просчитать, какой доход он принесет в будущем. Криэйтер проводит маркетинг, все это выясняет, для уточнения каких-то деталей он может привлечь отдельных специалистов, но в принципе - он все может сделать и сам. Или у заказчика есть крупный бизнес, много денег, но нет времени придумывать что-то новое. К примеру, он производит ручки, торгует ими же и хочет создать еще одно дочернее предприятие. Криэйтер начинает думать. И через какое-то время предлагает начать выпускать ручки для инвалидов, для людей, у которых нет указательного или большого пальцев, или нет всей кисти руки. А также ручки, которые не ломаются в сумке, пишут в темноте, имеют с другой стороны карандаш, превращаются в зажигалку, пищат, когда их потеряли. Ну и так далее. То есть вы фактически создаете новую фирму, которая будет заниматься и новыми технологиями, и новым дизайном. Но при этом вы должны еще отследить ее бюджет - финансирование, прибыль, расходы. КРЕСЛО В большинстве случаев для того, чтобы что-то изменить, надо иметь не внешнее окружение, а сознание. Но именно внешние перемены дают толчок к переменам внутренним. Вот, к примеру, сидит человек, работает. И стол у него так хорошо стоит - прелестный вид из окна. Все бы ничего, но у него, оказывается, доминирует правое полушарие, отвечающее за воображение и творчество. Эта правая половина все время реагирует на пейзаж за окном, а о бизнесе думать очень трудно. Чтобы усилить левую сторону - и уравновесить ее с правой - достаточно слегка - на 45 градусов - повернуть его стол и кресло. Пейзаж за окном все равно будет в поле зрения, но "творческое" полушарие теперь обращено внутрь офиса, и внимание не рассеивается. ПРОФАНАЦИЯ У нас очень много дизайнеров. Но если спросить у тех, кто обращался к их услугам, будет ли еще раз - если понадобится - звать дизайнера, в ответ можно услышать: - Больше при мне этого слова не произносить! Сегодня дизайнерами зачастую называют себя люди, которые вовсе не соответствуют этому званию. Так, дизайнером называет себя человек, умеющий декорировать. И берется за дизайнерские услуги, хотя декоратор, занимающийся мелкой пластикой, не может решить вопрос по большим формам. Человек, умеющий строить - или архитектор - тоже, оказывается, дизайнер. А настоящий дизайнер должен все эти специальности в себе соединять. СВЕТ И ЦЕНА Для каждого помещения существуют определенные формулы количества и размещения света. Человек, который всего этого не знает, не сможет правильно поставить свет. То есть, можно потратить деньги, купить светильники, но от них будет болеть голова, и все в помещении будут нервничать. Однако, находясь в том или ином помещении, никто не должен чувствовать, что здесь работал дизайнер. Просто надо, чтобы каждому было хорошо и комфортно. После ухода дизайнера помещение, с которым он работал, становится не только более функциональным и красивым, но и дорожает. Квартиры, которые "сделаны" именитыми дизайнерами, при том же метраже, что этажом выше или ниже - становятся экономически выгодны для владельца: их можно продать или сдать гораздо дороже. Многие обращаются сегодня к дизайнеру именно с целью дальнейшей продажи квартиры, дома, офиса, ресторана или магазина. То есть, бюджет пространства, в которое вложены деньги, растет: это уже не только само пространство, но и удовольствие, и удобство от того, что вы в этом пространстве находитесь. ПОИСК КЛИЕНТА Крайне редко клиент приходит к дизайнеру просто так, с улицы: хочу, мол, сделать квартиру. Даже через рекламные журналы идет всего один-два процента. В большинстве случаев дизайнеры передаются из рук в руки. Один клиент, которому вы понравились, рекомендует вас другому. Вы встречаетесь. Надо, чтобы вы понравились друг другу, и чтобы между вами возникло понимание и желание вместе работать. Если этого нет - лучше ничего не начинать. Если дизайнер более-менее известен в своей среде, определенная часть заказчиков - небольшая, процентов десять - идет не по рекомендации, а на ваше имя, на шлейф, который за этим именем тянется, и на ваш интеллектуальный уровень. УСТУПКА Как и у врачей, профессиональная этика у дизайнера такова, что у него - у нас - не существует понятия "уступка". Или вы принимаете то, что я вам говорю, и следуете моим рекомендациям, или мы с вами не работаем. Спорить с клиентом - занятие неблагодарное, делать так, как он хочет - значит, ступить на путь конъюнктуры. Российский заказчик сегодня - фигура весьма своеобразная. Главное, зачем он приглашает дизайнера - чтобы тот сделал все дорого и были бы видны вложенные деньги - вся куча. Ради этого заказчик готов поступиться удобством и уютом. Европеец, обращающийся к дизайнеру, в первую очередь, хочет совсем другого. А именно, чтобы люди в том или ином пространстве чувствовали себя удобно и уютно, а на вопрос о том, в какую сумму все это обошлось, можно было отвечать: - Да все по минимуму! В России, идя навстречу пожеланиям заказчика, многие дизайнеры просто берут и заказывают все по наивысшим ценам, создают среду из очень дорогих вещей. Это процесс обоюдоострый - дизайнер, работающий на крупном бюджете, создает абсолютно новый продукт, он придумывает и вкладывает в новые технологии и выявляет новые возможности самих предметов. В большинстве случаев заказчик к дизайнеру - если уж они начали работать вместе - конечно, прислушивается. Встречаются, правда, очень капризные - это когда уже есть деньги, но пока нет культуры обращения с ними. Но понятия "новый русский" для меня нет. Ему не придет в голову обратиться к дизайнеру по поводу создания комфортной среды, а по другим я не работаю. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ Все дизайн-бюро, зарабатывающие деньги, могут сделать все, что хотите в любом стиле - от кантри до минимализма. Эти направления сегодня наиболее популярны в России, а значит, уже выходят из моды, их ресурсы исчерпаны. Лет пять назад весьма популярным у нас был хай-тек. Это высокие технологии в интерьере: как можно больше технологичных вещей, неживая кожа - дерматин, пульт, с помощью которого, не сходя с места, можно разогреть еду или включить ТВ в соседней комнате. Этакий "умный дом", в котором вы тоже перестаете быть человеком. Потом актуализировался лоу-тек. Нет, это - вопреки названию - не низкие технологии, а такие же высокие, но теперь пусть все будет натуральным: кожа - кожей, дерево - без добавок, а чехлы в машине - не сверхсинтетическими - пусть хуже чистятся, но зато не греют попу, ну и так далее. Приблизительно половина заказчиков приходит сегодня с просьбой сделать им модно и круто. А вторая половина - просит реализовать их мечту - чего они всю жизнь хотели, только вот денег не было. А наш народ привык к классике и неоклассицизму. За рубежом структура заказов дизайн-бюро совсем другая. Всегда есть 10 процентов, которые хотят чего-то нового и удивительного. Процентов 20 заказывают то, что модно. Остальные 70-80 процентов просто ищут удобства и уюта, поэтому кухню он хочет современную, спальню - в стиле Людовика XIV, а кабинет - в колониальном. В результате получается эклектика, но эта эклектика возводится в ранг удобства. Кстати, она удобна еще и тем, что такой разнообразный дом не надоедает, в нем можно жить всю жизнь. А клиент в России заказывает всю квартиру в одном стиле, требует строго его соблюдать - и через два года это все ему уже неинтересно, а такие деньги вбуханы! Собирательный портрет сегодняшнего российского заказчика дизайн-бюро - это человек, который ведет элитный бизнес: эксклюзивные марки автомобилей, рестораны хорошего уровня, торговля алкоголем - но не водкой, а элитными винами, бутики - и особенно - мебельные салоны. Те, кто сегодня этим занимаются, приглашают дизайнера и для офиса (магазина), и для дома. В этом смысле сапожник у нас с сапогами. Все остальные - включая производителей и торговцев всем прочим, а также политиков, артистов и художников - к услугам дизайнера высокого уровня почти не обращаются. ПЕРИОДИЧНОСТЬ Клиент, которому понравилось, что сделал с его пространством дизайнер, обращается к нему же, как правило, через 3-5 лет. Если в первый раз он создавал квартиру, то теперь это будет дача - или наоборот. Сейчас в России идет рост денежного обращения, и человек не будет переделывать одно (например, квартиру), пока не построит другое (загородный дом). Потом - если все хорошо - человек начинает строить квартиры детям. Потом - переоборудовать собственный дом с учетом внуков и престарелых родителей. Но эпизодические обращения могут быть, конечно, связаны и с появлением нового члена семьи - ребенок родился, бабушка переехала, собаку завели. В этих случаях жилье переоборудуется процентов на 50. У собаки, например, есть когти, она будет царапать паркет, значит, требуется новое - неуязвимое - напольное покрытие. А где она будет спать-есть? Коврик в углу и миска на кухне - с точки зрения грамотного дизайна, это сегодня уже недостаточно, надо оборудовать специальные места, плюс место, где будет храниться ее корм. Ребенок родился - нужно новое пространство, но оно же вместе с ним не рождается, значит, надо как-то расширить старое и трансформировать его под ребенка. Кухню и кабинет можно не трогать, а вот гостиная, спальня родителей, холл могут видоизмениться. Для этого профессиональный дизайнер заранее заложит элементы конструктива в план такой квартиры. А дальше надо обсуждать - и предлагать. Кто-то поставит в разных углах десять горшков, а кто-то - один, очень технологичный горшок, который будет сам себя мыть, звать ребенка, когда тому нужно пописать и все остальное. Есть сегодня и такие. Ребенок быстро растет, значит, надо сразу заложить вариант детской библиотеки - и игротеки. С бабушкой - примерно то же самое. Ей нужно свое место. В зависимости от того, как сложились отношения в семье, это либо центральное место (если бабушка носитель традиций или у нее много денег), либо надо ее куда-нибудь "задвинуть" - но тоже с удобствами, чтобы она не отсвечивала и не мешала жить. В принципе, придя один раз к дизайнеру, человек может стать его заказчиком на всю жизнь - его собственную или дизайнера. У грамотного дизайнера есть обычно 10-15 таких заказчиков. Однако при таком монообщении есть опасность стагнации - можно затормозиться в своем, так сказать, творческом росте и застыть на одном уровне: клиенту нравится, он платит - чего еще надо? Чтобы торможения не произошло, надо, что называется, жонглировать: если вы занимались интерьером квартир, попробуйте себя в автомобильном дизайне, специализировались на мебели - станьте дизайнером семейным, работали в столицах - съездите в крупный сибирский город, не брались за малобюджетные проекты - попытайтесь сделать что-то из ничего. А иногда полезно на год-другой вообще отказаться от практики: пусть по вам соскучатся! ПЛОЩАДЬ И СУММА Минимальная площадь, с которой имеет смысл начинать работать - 100-150 метров. Здесь срабатывает как экономический, так и сугубо пространственный фактор. Нет заказчиков, готовых вкладывать большие деньги в маленькое пространство. Однако, я думаю, лет через пять-семь такие клиенты появятся. Дело в том, что человек, обитающий на 120 квадратных метрах, иногда хочет побыть один. Тогда он покупает себе 36 метров, но оборудует их на сумму, равновеликую той, которую он потратил на предыдущие 120. Потому что он там будет работать, или библиотека там у него будет, ну или еще что-то - то, что ему нужно и важно. Кстати, чем пространство меньше, тем больше средств требуется для его обустройства. В принципе, и пять, и три метра - площадь, которая может быть подвергнута дизайну. Другое дело, что - в отличие от пространственного - финансовый аспект - особо минимализироваться не может. Не имея $3.000, к дизайнеру не обратишься. Минимальная оплата труда дизайнера в России сегодня - $50 в день (начинающий, без особого опыта). Максимальная сегодня - $250 в час (опытный и с именем). При этом понятно, что во втором случае вам за час выдадут столько, сколько в первом вы, может быть, и за десять визитов не получите. За рубежом работают дизайнеры, чей рабочий день стоит от $1.500 и выше. Весь этот день расписан по часам, у хороших дизайнеров - с опытом и именем - существует строгий график. ФИНАНСИСТ Кроме всего прочего, дизайнер - это еще и финансист. Он встречается с заказчиком и узнает, чего он хочет и каким бюджетом располагает. Есть один важный момент, перед тем, как начать творить. Надо быть очень честными по отношению друг к другу. И вы должны нравиться заказчику, иначе он вам не скажет всей правды о том, какие деньги он может потратить на обустройство того или иного пространства. Итак, вам называют сумму N, и под эту сумму вы подгоняете то, что в результате должно получится. Покупает все необходимое сам дизайнер. Достать и сориентироваться на рынке товаров - это тоже его задача. Заказчик, в европейском понимании - только заказывает и финансирует. У работающего дизайнера есть сеть поставщиков, с которыми он постоянно сотрудничает - начиная от простых магазинов и кончая мастерскими и фирмами-производителями. ВАРИАНТ С ОТЪЕЗДОМ Один ученый провел эксперимент: посадил хамелеона в зеркальную клетку. Через некоторое время несчастное животное погибло - потому что у него не было возможности мимикрировать, подстраиваться под кого-то или подо что-то. Нашему, российскому дизайнеру, который давно и более или менее успешно подстраивается под желания нашего заказчика, трудно так сразу подстроиться под желания западного. Перед тем как ехать работать за рубеж, надо подтянуть очень многое. Во-первых, провести маркетинг и мониторинг на новом месте - вы ведь пока не ориентируетесь на тамошнем рынке: что, где, почем, из каких материалов, с какими деталями, каков способ доставки, особенности и сроки сборки - ну и так далее. Во-вторых, войти в среду местных дизайнеров, чтобы адаптироваться и понять, что к чему. Однако в концептуальном плане наш дизайнер имеет перед западным два несомненных преимущества. Во-первых, он умеет выживать в любой ситуации, а для проекта это главное - способность выжить, осуществиться. Во-вторых, наш дизайнер в состоянии осуществить проект минимальными средствами. ТРАЕКТОРИЯ Дизайнер - профессия космополитичная. Если вы хотите в дизайне ровной и спокойной карьеры - это Европа. Если есть мечта взлететь ярко и стремительно - это Америка, хотя потом можно также ярко и стремительно упасть (провалиться) - уже без всяких надежд на повторный взлет. Ровный, но в то же время достаточно быстрый взлет - с минимальным риском падения - Австралия. Дизайнеров там пока мало. В России для дизайнера и криэйтера - масса работы. Здесь довольно много безобразного, и это безобразие можно и нужно преобразить. Хотя через год я уеду преподавать во Францию. Пора сменить среду. Любой художник всегда скучает по разным ее формам. В среднерусской полосе нет гор, и ландшафтная архитектура несколько однообразна. Приехав после российского опыта на Запад, вы чувствуете себя - по отношению к рафинированным западным коллегам - как молодой волк. Мы можем то, чего не могут они. Очевидно ведь, что посади в наши бетонные трущобы обычного европейского дизайнера, он через полгода начнет деградировать, мимикрировать и наконец - если не уедет назад - просто-напросто загнется. Все творчество у него здесь пойдет в минус. А у наших ребят там -- все идет в плюс. Пока счет наших, российских, дизайнеров, которые уехали работать на Запад, идет на десятки. Сама жизнь в России пробуждает творчество - во всех его смыслах: как иначе абстрагироваться от того, что тебя окружает - и начать обустраивать все вокруг себя уютно и красиво. Подобные творческие усилия требуется проявлять ежеминутно - это идет уже на автомате. Дизайнеру в Европе или в США (Канаде, Японии) такого перманентного творчества проявлять не нужно. Там - при тамошнем уровне жизни - и так все хорошо, и снаружи, и внутри. Но значит - не существует творческого нонсенса, недовольства собой и окружением, а без этого творчества не бывает: ну раз нет потребности что-то менять. / РАБОТА / / вакансия, вакансии, трудоустройство /


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru