#16, 25 апреля 2000 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Русский - это индеец
Никита АЛЕКСЕЕВ (N16 от 25.04.2000)
Недавно я листал книгу Myths and Legends of Native Americans. Книга так себе, популярное издание для американских подростков о верованиях и культуре "краснокожих", живущих на просторах от Аляски до Огненной Земли. Но вдруг поймал себя на том, что политкорректное название Native American, такое привычное по-американски, на русский придется перевести как "индеец".
Школа у моря
Андрей УРАЛОВ (N16 от 25.04.2000)
Если совсем недавно основной поток нес отечественные мозги в Северную Америку и Западную Европу, то сейчас у этой полноводной реки есть множество мелких, не слишком бурных, но вполне оформившихся проток. Одна из них впадает в маленькое островное государство Мальта.
1
-----------------
Русский - это индеец
Никита АЛЕКСЕЕВ (N16 от 25.04.2000)
Недавно я листал книгу Myths and Legends of Native Americans. Книга так себе, популярное издание для американских подростков о верованиях и культуре "краснокожих", живущих на просторах от Аляски до Огненной Земли. Но вдруг поймал себя на том, что политкорректное название Native American, такое привычное по-американски, на русский придется перевести как "индеец".
ИХ НАДО ИСТРЕБИТЬ
Какие индейцы? Индейцами жителей двух частей американского континента назвали искатели морского пути в Индию. Винить их в дурости трудно. У них не было возможности как у нас, говорящих по-русски, сделать различие между "индейцами" и "индийцами". Они плыли, соображаясь со смутными картографическими сведениями, в места, где мускат и перец стоят дешевле пшена, а золото самозарождается в стране Eldorado. Туда приплыли католики XV века, никак не подготовленные к встрече с представившимся их глазам. Людям, привязанным к каменным изукрашенным крестам, жрецы вырезали сердце обсидиановым ножом. Во славу Кетцалькоатля, а не Иисуса Христа. Несколькими параллелями ниже, в Перу, инки ни за что не пользовались колесным транспортом, но их детишки играли глиняными "каталками". "Белокожих", обгорелых на жарком солнце кастильцев, принимали за наконец-то пришедших богов. Это были дикие люди? Носители дьявольского духа? Представьте себя на месте Кортеса и Писарро. Не хочется.
Были еще майя с ритуальными играми в мяч - нечто вроде гандбола. Проигравшая команда с радостью шла на алтарь, чтобы игрокам вырвали печенки во славу богов. Кто был победителем? Тот, кто забросил больше мячей, или тот, кто лег на алтарь ради преуспеяния народа?
Страшно. А индейцы Амазонии с их хорошо развитой технологией изготовления засушенных вражеских голов? Команчи, умевшие одним взмахом каменного ножа срезать скальп с головы пленника? Сиу, за сутки способные пробежать босиком по долам и горам сто миль? Тлинкиты из штата Вашингтон - их "потлатч", "символический обмен", стал основой современной экономики. Еще были "индейцы" пуэбло, строившие многоэтажные террасные деревни - основу современной архитектуры туристических комплексов и дорогих резиденций. И неведомые тольтеки, создатели трехметровых каменных сферообразных голов - они лучше, чем скульптуры Бранкузи. И те, кто проложил в пустыне Наска не то посадочные полосы для инопланетян, не то нарисовал узоры для богов (или Бога), глядящих вниз с небес. Как с такими людьми разговаривать?
Испанские колонизаторы пытались обратить los indianos в истинную католическую веру. Кого жгли на костре, кого соблазняли деньгами к таинству крещения. Католический подход был ужасен, но он привел к тому, что Латинская Америка - теперь один из оплотов христианства. Постоянно взбаламученного, правда, пузырями старой веры в предков, в Пернатого Змея и в неизбежное возвращение чужого, белокожего бога откуда-то с Запада. В США и Канаде получилось по-другому. Туда из Старого Света прибыли не широкие в богословии инквизиторы, считавшие indianos заблудшими душами, а простодушные и жестокие протестанты из Англии, Голландии и Франции. Те, кто в Новый Свет отправился, чтобы сбежать от безбожных налогов. А потом гладить седую бороду перед внуками и радоваться тому, как удачно удалось привести в порт Провиденс клиппер с чаем из Ист-Индии и невольниками из Африки. Для них, "Истинного Израиля", them injuns были животными. Чернокожие рабы, тоже не имевшие души, были хотя бы инструментами. Они пахали землю, собирали хлопок. Индейцы были бесполезны. Их надо было истребить.
РАЗГОВОР С НЕАНДЕРТАЛЬЦЕМ
Вот такие Born in America. Дело в том, что в Америке приматов, от которых хотя бы гипотетически могли произойти современные американцы, не было. Там водились только широконосые обезьяны. Биологическая группа, к людям имеющая очень далекое отношение. Это у нас в Африке, Азии и Европе жили наши возможные предки. Это в Иерихоне одновременно трудились и молились представители биологических видов Homo Neanderthalis и Homo Sapiens. Почему "сапиенсов" считают "думающими"? Почему неандертальцы оказываются на картинках из учебников какими-то совсем "не местными"?
Здесь, видимо, и кроется ответ на вопрос, кто "нейтив", а кто нет. Неандертальцы, чья ветвь развития оказалась тупиковой, появились на планете раньше, чем наши кроманьонские предки. Они, несмотря на наличие у них религии, то есть того, что на человеческом языке отличает человека от животного, исчезли с лица земли. Возможно, они плохо молились божеству, и оно решило больше не тратить на них силу. Но как бы хотелось встретить неандертальца и задать ему вопрос "како веруеши?". Это куда интереснее, чем спрашивать о том же своих биологических родственников. Эти - отвечают одно и то же.
Либо взаимообвиняются по поводу: "Мария - Богородица или Христородица? У Иисуса было сколько природ, воль, и не был ли Он просто видимостью? Есть ли свобода воли, или все предопределено? Б-г является таковым только для Израиля? Или нет? Или и так, и сяк? Правильно ли была истолкована воля Пророка о передаче халифата? Кто лучше принял Коран: Омар или Али? Будда Шакьямуни Сиддхартха ушел в нирвану или в паранирвану, и был ли он единственным Буддой для всего человечества, или Будд столько же, сколько имеется ложных мнений? Был Заратуштра окончательным дуалистом или вовсе нет? Платон друг, но истина дороже, или ценнее почитание Зевса, Персефоны и Аполлона? На небо можно подняться на черном вороне или карабкаясь по кедру? Зачем герой осетинской мифологии Батрадз все время попадал в бессмысленные с обыденной точки зрения обстоятельства - или его нелепое и самоубийственное поведение свидетельствует о божественной природе?". И так далее. Или - "Бог один для всех, Он повсюду и нигде". То есть и говорить о нем, как выразился бы Хармс, нет никакого смысла.
Нет, хорошо бы обсудить богословские вопросы с неандертальцем. Может, он что-то новое бы сообщил.
СКАЖИ "ДНЕПР"
С ним говорить интересно: он абориген из аборигенов. Беседа с ним была бы драгоценна потому, что мы могли узнать, как Иерихон назывался на языке неандертальцев из будущего Израиля. Это - сокровище для лингвистов и всех нас, говорящих на каких-то языках.
А мы, россияне? Являемся ли мы Native Russians?
Нет. Мы на своей родине новички. Всего-то веков тринадцать, в лучшем случае, здесь живем. Это очень мало. Мы даже не успели еще переименовать реки.
Волга это русское слово? Нет. По-русски оно не значит ничего. А для угро-финнов оно отзовется значением "белый". Вы понимаете, что такое Дон (про реки Днепр и Днестр, находящиеся в пределах родственных Украины, Молдавии и Белоруссии, а также о общеевропейском Дунае говорить не стану)? Вряд ли. Но каждый ираноязычный осетин, потомок скифов, скажет - "дун", "дон" это - "вода". А Ока, так названная куда-то исчезнувшими ятвягами, дальними родственниками литовцев? Река Москва, на которой стоит столица нашей родины? Счастлив буду, если кто-то мне это название выведет из русского языка. Но исследователь балтийских и угорских языков сообразит - слово связано либо с медведем, либо с заболоченной низменностью. Про Клязьму, Яузу, Неву, Пахру, Двину, Каму, Енисей и Амур говорить нечего.
Мы здесь оказались недавно, по воле определенных обстоятельств. Но не желаем признаться себе в том, что страна, называющаяся Россией, для русских остается не совсем обжитым гостиничным номером. Мы отчасти похожи на американцев, живущих на реках с названиями Миссисипи и Миссури. Растящих кукурузу в Вайоминге и мерзнущих на ветру в городе Чикаго, на берегу озера Мичиган. Они жуют бургеры, редко задумываясь о том, что названия их родных местностей не имеют никакого отношения к языку Чосера, Шекспира и Джорджа Вашингтона. Но они хотя бы придумали словосочетание "нейтив америкенс".
Мы, закусывая соленым огурчиком, выращенным на сапропеле финно-угорского озера Неро, в голову этакую чепуху не берем. Напрасно.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН
Наши древнерусские предки, кривичи, вятичи и прочие дреговичи, придя на эту землю, не вели себя как испанские конквистадоры в Мексике и в Перу. Не истребляли "краснорожих", как это делали последователи Лютера и Кальвина из Франции, Англии, Голландии и Шотландии. По простой причине: наши предки находились почти в том же культурном и религиозном состоянии, что "нейтив рашнс". У финской "мещеры" и у балтийских "ядзвингов" железных ножей, возможно, было поменьше, чем у поселившихся по соседству древлян и полян, но они лучше знали, где имеет смысл рыть колодец и куда выгоднее отправиться на охоту. Они показывали нашим предкам, как лучше, без потери для будущего, выжечь лес и начать пахоту.
Они были хозяевами этой земли. Им на ухо веками божки шептали, как выжить в кромешном лесу, которым тогда была Россия.
Безусловно, между WASP ("белый англо-саксонец протестантского исповедания") и индейцем пуэбло, который, чеша длинные и немытые черные волосы, пытается втюхать "уоспу" уродливое ожерелье из пластмассовой бирюзы, разница другая, чем между россиянами разного происхождения. Русский и ненец на Ямале - оба жертвы отсутствия "северного завоза". Ненец, правда, может уйти в тундру пасти реликтовых оленей. А русский - что он? Куда? Зачем? Ненец ему может попытаться продать расписные унты, русский может попробовать обменять их на бутылку водки. Но "потлатча", символического обмена, основы экономики, не происходит. Не только потому, что у ненца и русского нет залога символического обмена, то есть денег. У исконного и пришлого американцев тоже может быть очень мало долларов. У них есть другое: знание, кто здесь первый, а кто второй. Оба, пережевывая "бургеры" (не совсем американское изобретение), знают - "Америка это плавильный котел наций". Я тебя сейчас переплавлю в "уоспа" или хотя бы в поганого ирландца-поляка-еврея-индийца.
Я БЕСПОЛЕЗНЫЙ ИНДЕЕЦ
Так что же такое "нейтив рашн"? Для кого-то, возможно, это "лицо славянской национальности". Белобрысое, с хорошим румянцем на молочно-белой коже, с носом-пипочкой, голубыми глазами и перманентной верой в то, что "миръ" и "мiръ" это одно и то же. Последнее, впрочем, оставим профессиональным славистам и графу Толстому. Проблема заключается в другом: "лицо славянской национальности" оказывается портретом чуваша или карела. То есть - изображением аборигена, жившего на русской земле задолго до того, как сюда прибыли предки Баркашова. И вообще - наука не стоит на месте. Молекулярный анализ нашей с вами крови, братья славяне, показывает, что у "исконных русских" (тех, кто склонен настаивать на своей "русскости") славянский элемент составляет не более десяти процентов. Остальное - тюркские, балтийские, германские, семитские, кельтские, кавказские, иранские и монгольские компоненты.
А может ли быть иначе в стране, которая, слава Богу, не является этническим резерватом вроде Исландии? И можно ли из России сделать Исландию? Надеюсь, что нет. Главное - не нужно. Исландия чудесная страна, Россия тоже, и обе живут на одной планете. Нам бы не помешал приток исландской крови, а потомкам викингов, живущим на вулкане, не повредила бы наша "толстоевская" примесь.
Кто имеет право называться русским? Или надо уже говорить о россиянах, что более правильно с исторической и политкорректной точки зрения? Кто моя соседка, пятнадцатилетняя азербайджанка из вполне исламской семьи - у входа в ее квартиру висит талисман с "рукой Фатимы" и цитатами из Корана, которые вряд ли кто-то из домочадцев может прочесть? Гюзель, Галя говорит по-азербайджански, наверно, хорошо - оценить не могу. По-русски - как интеллигентная москвичка. Носит мешковатые штаны Diesel, на вечеринки красит волосы в ультрамариновый цвет и всегда с искренней вежливостью здоровается с соседями. Возможно, она выйдет за "лицо славянской национальности" - надеюсь, она сохранит правила своих предков и обогатит ими нашу и без того обильную жизнь. По-моему, разговор между Гюзелью-Галей и ее мужем Колей про то, какие "памперсы" надо купить малолетнему Александру-Искендеру, и есть надежда на процветание России.
Но вернусь к "нейтивс". Я считаю, что некоторое право у меня на это есть. Мое сердце перекачивает коктейль из русской, еврейской, английской, польской, эвенкийской, татарской и французской кровей. Это только то, что я знаю достоверно.
Так вот - я Native Russian. Я - настоящий индеец, от которого пользы никакой нет - особенно пришельцам в мою страну. Тем, кто кичится своей русскостью.
Я пахать на них не буду. Цемент месить - тоже. И бегать с мандатом за сто миль, как сиу, не соглашусь. Лучше его сжую под первым плетнем. Истинный россиянин - это тот, кто приносит пользу своему Отечеству ощутимым образом.
Например: Владимир Набоков, гордившийся своим татарским происхождением, и бросивший, достигнув творческой зрелости, писать по-русски. Еврей Мандельштам, с которым наверняка в раю Пушкин обсуждает, не сделал ли он ошибок в "Евгении Онегине". Поляк Казимир Малевич, нарисовавший "Черный квадрат", самое ясное объяснение отношения русских к изобразительному искусству после образов Св. Андрея Рублева. Великие ученые Роман Якобсон и Илья Пригожин, в эмиграции никогда не жавшие на педали своей "нейтивности", но прославившие Родину.
Это очень банально. Но все же давайте будем правильными краснокожими в России.
/Народы/
---------------------
Школа у моря
Андрей УРАЛОВ (N16 от 25.04.2000)
Если совсем недавно основной поток нес отечественные мозги в Северную Америку и Западную Европу, то сейчас у этой полноводной реки есть множество мелких, не слишком бурных, но вполне оформившихся проток. Одна из них впадает в маленькое островное государство Мальта.
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ
На крохотный остров площадью каких-то триста квадратных километров и с населением в несколько сот тысяч наши люди едут не только отдыхать, но и завести там собственное дело и придти к успеху и процветанию.
Снежана и Евгений Батишяну - молодая семья с двумя детьми сделала это четыре с половиной года назад.
Евгению тридцать лет. Высокий, спокойный и абсолютно уверенный в себе. Если он кому-то когда-то и уступает, то лишь своей собственной щетине. Вечно пищащий мобильник, то и дело соединяет его то с местными, то с московскими партнерами.
До отъезда на Мальту Евгений занимался исконным русским бизнесом - торговлей. Торговал он всем, в частности, сахаром. Сахара было много.
Дела шли неплохо. Но тут под окном стали взрываться соседские "Мерседесы". Женя понял, что относительно безопасная стадия первоначального накопления капитала в России подходит к концу, и, пока очередь не дошла до его личного автотранспорта, пора срываться.
Как раз в это время жена и подруга Жени - Снежана Батиштяну, молодая, похожая сразу и на киноактрису (хрупкая и красивая), и на классическую крестную мать (все сметает на пути своей целеустремленностью), решила, что хватит ей заниматься только воспитанием детей (их уже было двое) и домашним хозяйством. Пора получать высшее образование и подучить английский.
Батиштяну собрались в Канаду. Но перед дальней дорогой решили где-нибудь отдохнуть. На Канары решили не ездить - слишком много русских и вообще банальное место. И тут как-то случайно появилась Мальта.
Они полетели туда на пару недель отдохнуть, а остались надолго. Не исключено, что навсегда. Снежана говорит, что они просто влюбились в Мальту, и про Канаду забыли. Видно, судьба.
Кроме того, оказалось, что высшее образование на Мальте гораздо дешевле, чем в Канаде. Прошлой весной Снежана окончила университет в Валетте, прошла практику в адвокатской фирме и стала магистром юридических наук.
СВОЕ ДЕЛО
Без отрыва от Снежаниной учебы Батиштяну завели на Мальте собственное дело. Если спросить у Снежаны, почему именно школа, она скажет, что детям пришла пора учиться, а русских школ на Мальте не оказалось, вот и пришлось открывать свою.
Дело пошло успешно. В школе, как дома - это про школу Батиштяну. Ученики не по-нашему раскованы. Евгения и Снежану зовут по имени. В расслабляющей атмосфере цветущего острова это звучит абсолютно естественно.
Тем не менее, дети учатся по-настоящему. Железной дисциплины нет, но внутренний порядок поддерживается неукоснительно.
Когда нет уроков, дети тоже чем-то заняты.
Прошлой зимой вся школа снимала свою версию "Ромео и Джульетты". Съемки шли несколько месяцев. Получилась комедийная пародия на шедевр Шекспира. Сочиняли сценарий и придумывали реплики все вместе. По ходу съемок не раз менялся сюжет. Фильм был смонтирован и озвучен в собственной школьной студии - профессиональное оборудование подарил школе один родитель.
ОТБОР
В школе всех считают талантами. Таланты бродят по территории, сидят на ступеньках, валяются на диванах в холле, плещутся в бассейне и галдят наперебой.
Школа платная - $12.000 в год. Но деньги здесь решают не все. Несмотря на то, что указанная сумма сама по себе уже определяет круг клиентов, владельцы школы стараются не иметь дело с родителями - откровенными бандитами и так называемыми трудными детьми.
В прошлом году они не возобновили контракт с папой одного старшеклассника, который каждый день рассказывал сыну по телефону, кого еще в Москве замочили, и с кем и как он мылся вчера в бане.
Столь же строгий отбор касается и кандидатов в учителя. Все учителя, кроме преподавательницы английского, - из России. Платят хорошо. Плюс жилье, полный пансион и великолепный климат.
Как-то одна из вновь рекрутированных учительниц позволила себе накричать на ученика. На следующий день она была уволена и поехала домой, в Россию за свой счет.
В результате такого отбора у Батиштяну остаются работать не все. Из оставшихся назовем учителя физкультуры - бывшего чемпиона России по дзюдо, а ныне действующего тренера сборной Мальты по тому же виду спорта. Уроки танцев дает бывший хореограф Ларисы Долиной. Ну, и так далее.
НАЛОГИ И ОТЧЕТНОСТЬ
Кроме школы, у Батиштяну есть и другой бизнес. Они держат туристическую компанию и компанию по распространению дисконтных карт. Дисконтный бизнес поначалу был задуман как дополнительная приманка для туристов, но теперь он существует сам по себе.
Все это развивается и приносит прибыль. В частности, и потому, что налоговая система тут проста и эффективна. Налог на добавленную стоимость здесь составляет 15 процентов. Еще есть налог на прибыль - 30 процентов и небольшие отчисления в пенсионный фонд. Это все, что должен платить предприниматель.
Естественно, как и везде, он старается заплатить поменьше.
Все стараются минимизировать налог на прибыль, поскольку, по закону, в статью "расходы" можно включать почти все. Зарплату тоже все показывают минимальную, чтобы уменьшить отчисления в пенсионный фонд. Все рассчитываются наличными - это расчеты совершенно ничем не ограничены. При этом мальтийские банки хранят абсолютную тайну вклада, не выдавая ее никаким госорганам ни под каким предлогом.
Раз в год предприниматели сдают бухгалтерский отчет, заверенный независимым аудитором. Но аудит здесь - это не тотальная проверка всей финансовой деятельности компании за огромные комиссионные. Аудитор здесь лишь заверяет правильность бухучета, основываясь только на тех документах, которые ты сочтешь нужным ему показать. Стоимость аудиторской проверки, по российским меркам, просто смешная - несколько сотен мальтийских фунтов.
РЭКЕТ И МАФИЯ
Батиштяну живут совсем рядом с президентским дворцом. Никакой сверхъестественной охраны возле него нет. Полицейских на улицах тоже мало, и они больше всего похожи на сытых котов, греющихся на солнышке. Изредка они попадаются также у входа в некоторые банки и обменные пункты, да кое-где в местах особого скопления туристов.
Рэкета на Мальте нет. Правда, зарулила сюда однажды парочка московских студентов, решивших срубить деньжат с местных лохов. По всем правилам этого бизнеса, они наехали на одного местного торговца, сообщив ему, что теперь они - его крыша, и он должен отстегивать им за это по пятнадцать мальтийских фунтов то ли в день, то ли в неделю. Местный товарищ не растерялся, сразу же согласился и предложил нашим бандитам зайти за деньгами завтра, о чем тут же сообщил в полицию. На следующий день вся мальтийская полиция, давно уставшая от ничегонеделанья, сидела в засаде. Бестолковых рэкетиров с незаконченным высшим образованием мигом повязали и в тот же день депортировали.
В единственной на Мальте тюрьме сидят сегодня всего шесть человек. Из них самый страшный преступник - старичок, который много лет назад в припадке ревности убил свою жену.
РУССКИЕ
Несмотря на то, что русская мафия здесь еще не слишком наследила, отношение к русским в последнее время очень испортилось.
Так, например, четыре года назад, когда Батиштяну понадобились компьютеры для школы, Снежана просто пришла в мгазин и спросила:
- Могу ли я приобрести компьютер в рассрочку?
- Конечно, можете.
- А несколько компьютеров?
- Несколько отдадим даже со скидкой.
- Но мы же иностранцы, - честно сказали Батиштяну.
- Мы видим, - ответил менеджер.
- Нужны ли в этом случае какие-то особые гарантии?
- Ничего не нужно, оставьте только свой адрес, чтобы мы знали, куда присылать товар.
Отдав $500 задатка, Батиштяну забрали свои компьютеры стоимостью $10.000, воспользовались скидкой и еще услышали "спасибо за покупку".
Такая же история была и с покупкой автомобилей. Они купили сразу две машины, сэкономив и получив удовольствие.
Теперь такой номер уже не пройдет. Русским здесь больше не доверяют. Потому что русские сделали и продолжают делать все для этого.
Снежана рассказала, как совсем недавно их клиенты-туристы радостно хвастались, как они поужинали в ресторане дорогого отеля, а счет за съеденное записали на чужой номер. Такого рода экономия свойственна многим небедным русским.
КОНКУРЕНЦИЯ
Естественный вопрос, а не чинят ли препятствий иностранному бизнесу местные власти? Если иностранец не создает местным жителям прямой конкуренции, никаких препятствий нет. А русская школа здесь никому не мешает, наоборот, всячески приветствуется: как-никак, Батиштяну создали некоторое количество рабочих мест для киприотов, арендовали на длительный срок целый этаж в отеле, ввозят на Мальту большое количество туристов, платят налоги в местную казну. Что еще надо?
Правда, все выглядит не так безоблачно, если начать конкурировать с местным бизнесом. Прямого и грубого противодействия, конечно, нет, но иностранца, если он прет слишком сильно и нагло, начнут постепенно выдавливать с этого рынка. Поэтому иностранных туркомпаний в чистом виде здесь нет. Когда Батиштяну начинали свой туристический бизнес, им пришлось взять в компаньоны гражданина Мальты: дела ведет Евгений, а мальтиец обеспечивает, так сказать, юридическую крышу.
КАКТУСЫ
Есть, конечно, на Мальте, какие-то ископаемые, какая-то малозаметная промышленность, есть даже своя - довольно знаменитая - киностудия, специализирующаяся на съемках морских сюжетов, но основной доход страна получает от туризма.
Кактусы-опунции растут на Мальте вдоль дорог как трава или, скорее, как деревья, и даже выращиваются здесь специально. Из их плодов, размером со среднюю картофелину - по вкусу похоже на ананас и на киви одновременно - делают водку и местную газировку, похожую на колу.
Своего источника электричества на острове нет. Когда в свое время на Мальте встал вопрос о строительстве электростанций, правительство провело опрос местного населения. Население высказалось против. Поэтому электроэнергия импортируется в основном по подводному кабелю с Сицилии.
ДРУГИЕ ЛЮДИ
Русские, переехавшие за границу навсегда, становятся совсем другими людьми. Вернее, становятся такими, какими они должны быть на самом деле.
Слабовольные, бездельники, глупые и трусы отсеиваются сразу. А все остальные, как закаленные и выведенные для суровых условий семена, попав в благодатный климат, мгновенно дают мощные всходы. Эти всходы развиваются и начинают приносить плоды намного быстрее, чем в России.
С одной стороны, годы практического обучения капитализму русского образца без законов и правил выковывают из тех, кто выжил, ничего не боящихся и всегда готовых к труду и обороне бойцов специального назначения.
С другой стороны, встречающая их в цивилизованном Западе атмосфера спокойствия и благожелательности, непривычная для русской души, истерзанной вечным ожиданием то великих чудес, то потрясений, - тот недостающий элемент, которого так не хватает в России для того, чтобы заквасить и вырастить наконец человека действия.
Что такое жить на Мальте?
Это значит сиеста. На улице сорок пять градусов, все сидят по домам за закрытыми ставнями и задернутыми шторами, пьют что-нибудь или просто спят.
Это значит фиеста. Все время какие-то праздники, фейерверки, карнавалы и шествия, какие-то фаны, раскрашенные в разные цвета и колобродящие ночи напролет.
Это значит сидеть вечером на стульчике или прямо на тротуаре перед своим домом и смотреть на толпу туристов, ощущая, как все хорошо.
Это значит не запирать двери на ночь.
Это значит никогда не видеть снега. Зимой здесь температура редко опускается ниже 15 градусов и все остается зеленым.
Евгений говорит, что они по-прежнему остаются гражданами России. По березкам не тоскуют. И стараются не смотреть русское телевидение, чтобы не знать что происходит в этой сумасшедшей России.
Они уехали не потому, что всю жизнь мечтали жить за границей. Дела дома и так шли достаточно успешно. Просто, говорит Женя, они устали жить на вулкане. Когда ничего нельзя спрогнозировать, нельзя ничего организовать - ни жизнь, ни бизнес, - остается либо ничего не делать, сидеть и ждать опять-таки неизвестно чего, либо искать место на земле, где можно жить и работать по-человечески.
А на Мальте можно планировать свою жизнь по крайней мере на поколение вперед, а не ждать новых революций. К примеру, мальтийский фунт за последние 30 лет почти совсем не потерял в весе - несмотря на все кризисы.
/Личный опыт/
|