#13, 4 апреля 2000 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Самостоятельная девушка в Турции
Елена УСКОВА (N13 от 04.04.2000)
О Турции как стране пляжно-вальяжного отдыха сказано уже достаточно. Большинству сограждан знакомы названия прибрежных курортов, список основных достопримечательностей и достижения местной кожевенной промышленности в качестве сувениров. Уровень цен зависит от пожеланий клиента, уровень качества - от личного везения.
Формула-1 - не роскошь, а повод для путешествия
Ирина МАК (N13 от 04.04.2000)
Пока телеканал РТР робко приступает к трансляции "Формулы-1", а редкие игроки рискуют делать ставки на Хаккинена или Шумахера, продвинутые болельщики предпочитают увидеть гонку живьем, съездив хотя бы на один из ее этапов. Обычно дело кончается Гран-при в Будапеште, поскольку это дешевле всего. Редкие счастливчики попадают на очередной этап в немецкий Хокенхайм, где трасса чуть длиннее венгерской, и билеты чуть дороже - но терпимо.
1
------------------
Самостоятельная девушка в Турции
Елена УСКОВА (N13 от 04.04.2000)
О Турции как стране пляжно-вальяжного отдыха сказано уже достаточно. Большинству сограждан знакомы названия прибрежных курортов, список основных достопримечательностей и достижения местной кожевенной промышленности в качестве сувениров. Уровень цен зависит от пожеланий клиента, уровень качества - от личного везения.
Но если денег в обрез (меньше, чем надо на самый скромный тур), а посмотреть хочется как можно больше, причем исходя из сиюминутных порывов, надо осваивать технологию самостоятельных перемещений, чем небогатые (или экономные?) иностранные граждане давным-давно с успехом и занимаются. У дальних путешествий на восток есть одна черта, кардинально отличающая их от поездок в противоположную сторону: здесь никто не полезет в карман, проверяя, достаточно ли у вас денег, есть ли бронь на отель и медицинская страховка, и где не слишком страшно просрочить что-нибудь или не туда заехать - никто не станет устраивать истерик и навечно лишать визы.
ВОРОТА НА ВОСТОК
Первое, что нужно - поехать на Курский вокзал за билетом до Сочи ($10-13). Уточните, как движется поезд - через Украину или по территории России. Родина предпочтительнее: во-первых дешевле, во-вторых никаких полуночных встреч с таможенниками. Лучше, если поезд прибывает в Сочи утром. День можно потратить на акклиматизацию, болтание по городу и вылазку в порт, откуда ежевечерне отходят пароходы в турецкий город Тробзон (билет обойдется в $60-70): Карден, Гюрген и Аполлония со всеми удобствами, включая бассейн. После кризиса и таможенных прижимов деятелей шоп-бизнеса мало и недостатка в билетах нет. Турецкая виза на 30 дней, которую в паспорт поставят прямо на борту корабля стоит $10. От Тробзона до Стамбула можно добраться за 12-15 часов и $17 на автобусе.
Если из Сочи хочется сразу в Стамбул, кораблик доставит вас за две ночи (и $100), но ходит он не каждый день. Наименее романтичная дорога - чартер из Москвы ($80-90 в одну сторону в низкий сезон). Так или иначе, вы пересекли море, оказались в Турции и движетесь в Стамбул.
МЕСТНЫЙ ПАРИЖ
Для того, чтобы спокойно и с достоинством жить в Стамбуле, необязательно заказывать номер в отелях по $35-50 за ночь. Если вам дороги ваши деньги, не в ущерб здоровью остановитесь в Youthes Hostel, который находится за Айя Софией (только не в Oriental Youthes Hostel, он в том же районе, но народ им недоволен). Singl roome обойдется в $$4-6. Турки в массе своей аккуратны, и большинство скромнейших на вид гостиниц гарантируют вам чистоту и порядок. Кроме того, в таких мини-отелях часто есть кухни, где можно приготовить чай или кофе, а завтраки стоят больше $$1,5-2. И уж совсем точно в Youthes Hostel вы никогда не встретите ни отечественного шопника, ни братка с толстой шеей. Youthes Hostel - отправная точка для европейских любителей полазить по горам и походить по стране пешком.
За пять дней пребывания в Стамбуле вы потратите около $170 и успеете (в плавном темпе) набродиться по городу, увидеть султанский дворец Топ Канэ, грандиозную мечеть Султан Ахмет и православную святыню Айя София. Не забудьте свой студенческий билет - музеи в Турции недешевы ($$5-10), но для студентов бесплатны. Можете понежиться в старинных банях в Яллаве или полюбоваться закатами на Босфоре. От шикарного вокзала Гайдар Паша через пролив постоянно ходят паромы, так что легко и в центр с окраины добраться, и пейзажами налюбоваться.
Неприятная вещь - дороговизна общественного транспорта. В среднем проезд на маршрутных автобусах стоит 100.000-200.000 турецких лир ($1=500.000 лир). Примерно во столько же обходится городская электричка. Я посчитала - это далеко не дешево, так же, как и еда. Будте осторожны с турецкой кухней. Она очень аппетитна, но в первые дни наваливаться не стоит. С непривычки получается расстройство, потому что все готовится на мясных жирных бульонах с добавлением томатной пасты и неизвестных русскому желудку приправ. В среднем обед в более-менее приличном ресторанчике обойдется в $$2-3. На наш вкус турки отлично готовят шорбу (суп) из фасоли, кур в гриле, всякие шиш-кебабы и пловы. Попросите сделать микс на пару долларов из всего, что понравится. Это воспринимается нормально, особенно если вынуть деньги сразу. Поторговаться можно. Большое удобство - свободное хождение доллара наряду с местной валютой. Позаботьтесь заранее, чтобы купюр по $1 и $5 было как можно больше, и город откроет вам свои объятия.
Если ваша программа в Стамбуле выполнена, в самый раз познать прелести турецкой природы, для чего рекомендуется переместиться на берега Эгейского или Средиземного моря.
К СОСНАМ АНТАЛИИ
На всем Востоке изумительно развита система автобусного сообщения, а автовокзалы частенько именуют "гараж" или "гаражат". Не торопитесь в первом же попавшемся офисе покупать билет - в соседнем это может быть дешевле процентов на 20-25. Так билет от Стамбула до Анталии может стоить $8, $10 или $12. Дорога займет полный день. В стамбульском Youthes Hostel вы получите массу информации о недорогих и приличных гостиницах там, куда направляетесь. Заведения такого плана сами формируют поток клиентов, создавая целые библиотеки справочной литературы и заводя Интернет-кафе. Эта система кажется мне очень удачной - позволяет увидеть как можно больше, впечатлиться как можно ярче и потратить на это как можно меньше (поверьте, не одни только русские таскают с собой тайком кипятильники, только западный контингент этого вовсе не стесняется).
Из Стамбула предлагаю поехать в Сельджук (в сторону Анталии). Об этом месте мне с большим уважением рассказывал один далеко не бедный австралиец: дешево и прилично. Пожить можно в Guest Hous со стартовой ценой $4 за single roome с завтраком. Еще там есть бунгало (симпатичные такие романтические сараи) доллара по 2. А если вы путешествуете летом, то самое милое место для ночлега - крыша. Это стоит $$2-3, причем горячий душ и завтрак вполне могут быть включены в стоимость.
Турки вообще большие оригиналы в деле обустройства дешевых туристических жилищ. В местечке Olympos возле Анталии есть KadirХs top tree house. Эта, с позволения сказать, гостиница представляет собой несколько избушек на ветвях деревьев в лесу. Стоит такое жилье гроши и пользуется бешенной популярностью среди подвижной публики.
Самое ценное в этих домах-гостиницах не столько дешевизна и нетривиальная обстановка, сколько атмосфера дружелюбия и возможность пообщаться с народом со всех концов света. Люди обмениваются адресами, лазят вместе в горы, плавают на яхтах. Можете завести знакомства хоть в Японии, хоть в Уругвае, не говоря уж о Франции или Англии.
Турецкие пейзажи, в отличие от пустынных ландшафтов остального арабского Востока, очень разнообразны - горы, леса и чистейшее море. При этом нет ни одного селения, где не было бы какого-нибудь памятника природы или истории. Так из Сельджука можно поехать полюбоваться античными развалинами Эфеса или искупаться в термальных водах Паммукале. Всю информацию об окрестностях вы получите в reception вместе с бесплатной картой своего хостела или гест-хауза. И не бойтесь экспериментировать - при наличии у вас здравого смысла и знания некоторых правил поведения, Турция - одна из самых безопасных для одинокой путешественницы стран.
ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ
Что касается здравого смысла, то одеватся в подобное путешествие надо как можно практичнее. Это не та заграница, чтобы вечерними платьями шелестеть. А вот спальник действительно пригодится. Вдруг придется в деревенском доме или в лесу ночевать. К тому же при наличии спальника ночлег на крыше Guest Hous дешевеет до $1.
Совет следующий - начинать путешествие не раньше середины апреля. Если кто-то до сих пор считает, что это края вечного тепла, так он ошибается. Хуже всего, что паровое отопление в Турции - роскошь, и народ тихо коченеет вплоть до конца марта. При этом никто не желает хотя бы двери закрывать, с чем я там упорно и безуспешно боролась. Так что не портите себе нервы и возьмите пару теплых носков и свитер.
Совет третий, исключительно дамский. Вам, девушки, придется привыкнуть, к активной и временами бестолковой помощи местного мужского населения в поиске нужных вам объектов, причем степень ее бескорыстия надо научиться определять на глаз. Человек свежий, непуганый, прямо из сердца России, просто балдеет от предложений сделать для него все что угодно бесплатно, от "чая попить" и до обзорной экскурсии по городу с персональным гидом. За то, что предлагалось как "халява", в конце-концов могут потребовать денег. Поэтому если вы не готовы платить, лучше от "халявы" решительно отказаться. Стоит помнить, что в Турции напористо искореняют нашу проституцию и в случае скандала приставший к вам абориген легко и непринужденно может обвинить вас в преступном домогательстве. Полиция, скорее всего, поверит джентльмену.
Совет последний: спокойнее путешествовать вдвоем, с другом или подругой. Это и дешевле, и безопаснее. В любом single за ту же цену можно жить вдвоем. В отличие от остальных отелей Востока те, которые я упомянула, допускают заселение с неоформленным другом мужского пола. Но есть и минус, вводящий в шок даже прогрессивную русскую молодежь: если нет свободных синглов, к вам, одинокой тургеневской девушке, могут подселить совершенно постороннего мужика. При небольшом крике вам подыщут другое место, но лучше все-таки селиться своей компанией и подобных неловких инцидентов избегать.
/Отдых/
---------------------
Формула-1 - не роскошь, а повод для путешествия
Ирина МАК (N13 от 04.04.2000)
Пока телеканал РТР робко приступает к трансляции "Формулы-1", а редкие игроки рискуют делать ставки на Хаккинена или Шумахера, продвинутые болельщики предпочитают увидеть гонку живьем, съездив хотя бы на один из ее этапов. Обычно дело кончается Гран-при в Будапеште, поскольку это дешевле всего. Редкие счастливчики попадают на очередной этап в немецкий Хокенхайм, где трасса чуть длиннее венгерской, и билеты чуть дороже - но терпимо.
На Гран-при в Монте-Карло не попадает обычно никто. Потому что, как правило, нет билетов. По крайней мере, билеты на VIP-трибуны, расположенные внизу, у самого порта, в единственном месте с приличным обзором, стоимостью $2.500 на три дня, до недавнего времени не предлагал в Москве никто. В этом году ими, и вообще любыми билетами на все этапы Гран-при, в том числе и на монакский, располагает московская туристическая фирма "Остров Европа". На каждый из трех дней они стоят $$100-600, в зависимости от того, где находится трибуна, и какой билет - стоячий или сидячий.
Безумные цены связаны не столько с общей дороговизной страны, сколько с престижем гонки: из-за немыслимых виражей этот этап "Формулы-1" считается самым сложным и потому представляет наибольший интерес. Все эти "Феррари" и "Макларены" носятся по узеньким извилистым улочкам, опутывающим гору, на которой умещается город-страна, стартуя у порта и затем поднимаясь вверх, к столице - площади Монте-Карло. Кое-где там и с черепашьей скоростью не разъехаться - а тут 300 километров в час, даже больше.
Впрочем, Монако - лишь один из 17 этапов гонки, пусть и самый любопытный. В предложениях той же фирмы есть и остальные этапы "Формулы-1", исключая два первых, уже состоявшихся, - в Мельбурне и Сан-Пауло, и того, который начнется через три дня в Имоле (Сан-Марино). Все остальное, начиная с английского Сильверстоуна и кончая Японией и Малайзией, - в вашем распоряжении.
К примеру, можно отправиться во французский Мани-кур, в Бургундию, остановиться на пять дней в замке Шамбор, в 36 километрах от автодрома, три из них потратить на спорт ($$200-450 на все дни соревнований), остальные - на прогулки вдоль долины Луары и чревоугодие (в замке свой повар). От Москвы до Парижа можно добраться Аэрофлотом, от Парижа до Бургундии - поездом, дальше - на "Рено Меган", которая будет ждать вас у поезда. За все, не считая билетов на гонку, - $1.450.
Понятно, что есть варианты дешевле. Даже в Монако. Если, конечно, жить не в самом Монако, а рядом - в Ницце или Антибе, расположенном между Ниццей и Каннами. Всему миру Антиб известен как одно из самых популярных мест стоянок яхт - к счастью, там не слишком дорогие отели, и пятидневная поездка будет стоить чуть дороже тысячи.
Венгрия, как было сказано, доступнее. Стоячий билет на три дня - $105, сидячий - $150, на "золотую" трибуну - $375. Для детей то же самое обходится в три-четыре раза дешевле. А вся пятидневная программа, с проживанием в хорошем трехзвездочном отеле в центре Будапешта, перелетом, страховкой и трансферами, тянет на $590.
Тур в Германию дороже венгерского на $160, а билеты - в среднем - в два с половиной раза (от $240 до $540, VIP - $780). Тот же порядок цен и в других странах, будь то Бельгия, Италия или Япония. Выбор - за вами. Хотя я бы, признаться, начала с Будапешта: цены там божеские, город красивый.
А Шумахер - он и в Венгрии Шумахер.
/Отдых/
|