#2, 19 января 2000 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Вячеслав ПОЛУНИН: "Россия еще не доросла до клоунады"
Марк ШТЕЙНБОК (N2 от 19.01.2000)
Сразу после Рождества клоуну Вячеславу Полунину вручена премия "Триумф" - 50 тысяч долларов. Представляя Полунина на торжественной церемонии, Андрей Вознесенский назвал его гением, потому что этот человек единственным своим словом отразил целую эпоху. Это знакомое всем "низзя".
Форму - на фирму!
Андрей АЛЕКСЕЕВ (N2 от 19.01.2000)
В театре Российской армии состоялась ярмарка вакансий для солдат срочной службы, сержантов, матросов и старшин, уволенных из вооруженных сил прошлой осенью.
1
---------------------
Вячеслав ПОЛУНИН: "Россия еще не доросла до клоунады"
Марк ШТЕЙНБОК (N2 от 19.01.2000)
Сразу после Рождества клоуну Вячеславу Полунину вручена премия "Триумф" - 50 тысяч долларов. Представляя Полунина на торжественной церемонии, Андрей Вознесенский назвал его гением, потому что этот человек единственным своим словом отразил целую эпоху. Это знакомое всем "низзя".
Награждение проходило в Большом театре, где Полунин оказался первый раз в жизни. Если бы не премия, вполне возможно, он в Большой никогда бы и не попал. И уж точно в обозримом будущем не приехал бы в Россию из Англии, где живет последние три года. Гастроли у него расписаны по дням на два года вперед. Впрочем, теперь, после громкого успеха в Москве, не исключено, что в гастрольный план клоуна все-таки будет включена и Россия. Пока что Полунин дал единственный спектакль, на который пришла вся московская элита.
В финале спектакля со сцены на зрителей дуют мощные ветродуи, образуя вихрь из мелко нарезанных бумажек, которые падают и падают, как снег, превращаясь почти что в сугробы. Полунин идет против ураганного ветра...
На следующий день я пришел на служебный вход "Новой оперы", чтобы показать Полунину фотографии спектакля и получить разрешение на публикацию. Такова была предварительная договоренность. К тому же это был хороший повод пообщаться с человеком, которого после вчерашнего спектакля я тоже стал относить к гениям.
- Слава, интересно, а сколько килограммов этих бумажек вы тратите на каждый спектакль?
- Наверно, пару сотен кило будет.
- Тогда на вас должна целая фабрика работать?
- А на меня и работает целая фабрика в Лос-Анджелесе. Специально для нас они делают папиросную бумагу, которая не горит.
- А ее нельзя несколько раз использовать?
- Можно, наверное, но это будет не так красиво.
- Знаете, после спектакля я видел слезы на глазах зрителей. И когда вы выходили на поклоны, мне показалось, у вас глаза тоже были влажными?
(В ответ молчание и улыбка).
- А как можно определить жанр, которым вы занимаетесь?
- В клоунаде есть главная дорога, а есть много ответвлений. Раньше клоунада была простая, то есть выходил один человек и на нем было все сосредоточено. Он реквизит немножко применял, и все. Я пытаюсь сформировать совершенно новую клоунаду, ранее не существовавшую, более интеллектуальную, более философскую, более поэтическую, связанную с живописью, с музыкой... То есть я хочу, чтобы это был тотальный театр. Чтобы он влиял на зрителя всем своим пространством, чтобы все шло в работу.
- У вас замечательно выстроена визуальная сторона спектакля. Кто это все придумывает?
- Я и придумываю. Почти все образы сочинены мною. Художник замечательный Витя Плотников смог эти образы на свой поэтический лад выразить. Следующий спектакль будет оформлять Миша Шемякин. Теперь я отступаю на второй план, потому что мне его не переплюнуть.
- Когда вы начали постоянно работать за рубежом?
- Небольшие гастроли мы начали с 70-го года. Но это было эпизодически и в основном по соцлагерю: Куба, Вьетнам. В 71-м я впервые работал сольный спектакль в Париже. После 85-го года я уже активно работал на выезде. С 89-го, когда мы с "Караваном Мира" поехали, я практически все время нахожусь в гастролях на Западе, в Америке. Каждые года два я меняю место своей жизни. Последние три года я живу в Англии. Я жил в Нью-Йорке, перед этим в Монреале, перед этим в Париже. Обычно я арендую дом, там у меня мастерские, звукостудия, туда приезжают мои друзья.
- Так что, можно считать, что вся ваша жизнь - гастроли?
- Ну да. Гостиница - мой дом. И я болтаюсь по свету, как раньше комедианты с кибитками болтались. Практически каждый месяц новая страна, новые гастроли. В год двести спектаклей. Дети мои ездят со мной, когда у них каникулы. У меня трое мальчиков, сейчас мы с женой ждем девочку.
- А вы строгий отец?
- Ужасно строгий. Я, например, могу лишить Ванечку на полгода компьютерных игр. Я считаю, что похвала ребенку должна быть для него большим событием. Я ведь из казаков, из станицы под Ростовом. У нас традиция беспрекословного подчинения детей родителям.
Зато Ванечка выходит со мной на сцену и имеет счастье ежедневно смешить зрителей. Он уже настоящий артист. У нас семейное предприятие. Я плачу зарплату своим детям, и они знают, что столько, сколько у меня, они ни у кого не заработают.
- Простите, вы выпиваете?
- До 35 лет я вообще не пил. Может быть, пиво иногда или шампанское на Новый год. А когда я однажды оказался во Франции на гастролях и увидел, что у них вино постоянно стоит на столе, как у нас вода, - причем вино потрясяющее, такие оттенки вкуса! - я увлекся. И я теперь всегда пью французское вино, я знаю все названия, у меня есть фавориты. Пожалуй, пьяным я не бываю, но если приходят знакомые или если торжество, у нас всегда есть для распития прекрасная бутылка вина.
- А спортом занимаетесь?
- Раньше занимался, когда искал свой путь. Но двести - или больше? - спектаклей в год - это ежедневные два часа нахождения на сцене в очень активном физичесом состоянии, моих физических сил просто не хватило бы на большее. Поэтому я сейчас преимущественно разминаю мозги.
- Скажите, народ везде открыт для клоунады?
- Нигде народ не открыт для клоунады. Потому что у всех народов, как и у нашего русского народа, отношение к клоунаде - как к чему-то пыльному, старому, залатанному. Так во всем мире. Потому что в 50-е годы старая традиция умерла, а новая не появилась, и люди стали относиться к клоунаде как к какому-то доисторическому явлению.
А я пытаюсь поменять отношение людей к этому жанру. Первые шаги всегда даются с огромным трудом. Требуется огромная реклама, чтобы люди поняли, чем я занимаюсь, чем это отличается от старой клоунады. А сначала, когда я приезжаю в новую страну, они не понимают.
- А в чем особенность восприятия клоунады в разных странах?
- Особенность россиян - готовность сострадать. Если герой близок им по характеру, российские зрители очень переживают. Допустим, куда-нибудь приезжаешь, и если 10 процентов русских в зале - они плачут, а 90 процентов англичан над тем же самым смеются. Кто что от спектакля возьмет. Я стараюсь, чтобы мой спектакль был - для всех. И для тех, кто любит сопереживать, и для тех, кто любит смеяться, и для тех, кто любит страдать, фантазировать. То есть я стараюсь напичкать спектакль тем, на что хоть кто-то может откликнуться.
- А как вам американские зрители?
- Их можно сравнить с детьми. Просто это нация, которая еще находится в детском состоянии. Сколько лет Америке? Ну, двести. А Европе несколько тысяч. Поэтому нормально относиться к ним как к детям, и это не есть отрицательно. Их положительность в том, что они наивные, простые и искренние. И ты, если на этом ставишь спектакль, то получаешь очень хороший результат.
- Ну, а самые продвинутые зрители где?
- Конечно, в европейских странах. Французы очень любят новизну, эксцентрику, поэзию, а англичане очень ценят внимание, концентрацию, абсурд, нонсенс, столкновение понятий. А, например, голландцам интересно, что ты делаешь руками. Они такие мастеровые, и им очень нравится реквизит. Смешно сделанный, например. Когда один и тот же предмет имеет очень много значений.
Короче говоря, каждая нация имеет свои приоритеты, у каждой нации свои удовольствия, и ты стараешься в них попасть.
- А как на Востоке?
- Я был в Гонконге. Там очень наивные зрители. Они воспринимают клоунаду разинув рот, словно дети, попавшие в Диснейленд. Пищат, визжат, кричат - действительно как в детском саду, когда Дед Мороз приходит.
В Индии особые зрители. Если ты нашел ноту и попал в их восприятие, все, ты можешь больше ничего не делать и держаться на этой ноте сколь угодно долго.
- Как вы считаете, почему в России клоунада все-таки не очень популярна?
- По-моему, Россия еще не созрела для этого. Не пришло еще время.
- А вот скажите, Слава, такую вещь. Какая страна наиболее соответствует вашему "я"? Про себя могу сказать, что это Америка, Нью-Йорк.
- Нью-Йорк - это не Америка.
- Пусть так, тогда для меня - просто Нью-Йорк. А для вас?
- Ну, а для меня - Нью-Йорк, Лондон, Барселона, Берлин, Вена и, конечно, вся Индия.
/Разговоры/
-------------------
Форму - на фирму!
Андрей АЛЕКСЕЕВ (N2 от 19.01.2000)
В театре Российской армии состоялась ярмарка вакансий для солдат срочной службы, сержантов, матросов и старшин, уволенных из вооруженных сил прошлой осенью.
Стратегия ярмарки - дать вернувшимся на гражданку четкие ориентиры: кто где нужен - с какой зарплатой и в каком количестве? Тактика - беседы с потенциальными работодателями.
С теми, кто еще не определился, тихие и задушевные консультации в укромных уголках театра, в нишах и между колонн вели психологи, юристы и специалисты по профориентации. Для тех, кто не прочь сменить только что снятую форму на фирму, разные учебные курсы и программы предлагали 30 учебных заведений.
В общем и целом свои вакансии на ярмарке представили около 80 предприятий: частные охранные агентства, милиция, автопарки, мастерские, склады, магазины, предприятия разных форм собственности. А всего в городском банке вакансий около 60.000 вакансий, которые можно считать подходящими для бывших военнослужащих. Зарплаты, правда, маленькие для молодого мужчины - в основном 1.500-2.000 рублей, хотя есть, конечно, и выше. Но надо же с чего-то начинать.
Те солдаты, старшины, сержанты, прапорщики и мичманы, которые не успели на ярмарку вакансий для военнослужащих, но хотели бы найти подходящую работу, могут обратиться в московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива".
/Работа/
|