#39, 6 октября 1999 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Куда девать наследников
Евгения СТЫШНЕВА (N39 от 06.10.1999)
Неотвратимо надвигаются осенние школьные каникулы, и хотя до них еще месяц, молодая поросль радостно стучит копытцами в предвкушении воли. А воля, она же свобода, в некотором возрасте означает "с толком проведенное отдельно от родителей время". И если летом принято развлекать такой контингент у моря, а зимой - на горнолыжных курортах, то осеннюю неделю логично посвятить осмотру близлежащих европейских культурных ценностей.
Какие деньги? Вы нам еще должны!
"i" (N39 от 06.10.1999)
чтобы проработать в португалии три недели и ничего за это не получить, пришлось заплатить почти полторы тысячи ДОЛЛАРОВ
За верность Аэрофлоту пассажиры будут вознаграждены
Елена АНОСОВА (N39 от 06.10.1999)
Авиакомпания "Аэрофлот - российские международные авиалинии" открыла в Интернете новый сервер - для часто летающих пассажиров-участников программы "Аэрофлот Бонус". С помощью сервера, который разместился по адресу http://www.aeroflotbonus.ru, клиенты Аэрофлота могут познакомиться с правилами участия в программе, зарегистрироваться в качестве ее участника, а также узнать о состоянии своего призового счета.
1
--------------------
Куда девать наследников
Евгения СТЫШНЕВА (N39 от 06.10.1999)
Неотвратимо надвигаются осенние школьные каникулы, и хотя до них еще месяц, молодая поросль радостно стучит копытцами в предвкушении воли. А воля, она же свобода, в некотором возрасте означает "с толком проведенное отдельно от родителей время". И если летом принято развлекать такой контингент у моря, а зимой - на горнолыжных курортах, то осеннюю неделю логично посвятить осмотру близлежащих европейских культурных ценностей.
Казалось бы, чего уж проще, сел да поехал, Европа русскими туристами освоена буквально до вытоптанности. Но пристроить несовершеннолетнего в обычную группу крайне сложно, потому что формально кто-то должен нести за него ответственность.
Существует два варианта. Можно попытаться уговорить или простимулировать какого-нибудь совершеннолетнего гражданина из вашей же группы взять на себя обязательства по присмотру. Но вряд ли здравомыслящий человек согласится провести отпуск, ведя круглосуточное наблюдение за неродным подростком даже за деньги.
Вариант второй - нанять отдельного сопровождающего. Но, во-первых, это дорого - придется оплатить поездку и ребенку, и этому милому человеку. А во-вторых, ни о какой личной свободе в таком случае речь не идет: подросток, конечно, сможет решать, куда и когда направиться, но сопровождающий будет ходить за ним как пристегнутый. С тем же успехом можно поехать отдыхать с мамой, бабушкой, младшей сестрой и двумя старыми противными болонками.
Самый разумный выход - воспользоваться услугами турагентств, занимающихся детскими (рассчитанными в том числе и на подростков) групповыми поездками. Наиболее массовые из них - экскурсионные автобусные туры: вполне бодрая атмосфера и доступная цена.
Обычно такие программы включают посещение сразу нескольких стран. Например, тур, предлагаемый агентством "Бегущая по волнам": Прага, Париж, Амстердам, Берлин.
Поездка рассчитана на 10 дней и стоит $370 плюс железнодорожный билет Москва - Брест - Москва (плацкарт $30, купе $50). Два ночных переезда (по дороге из Праги в Париж и из Берлина в Брест) - удовольствие сомнительное, но легко переносимое. Все остальное время группа ночует в двух- и трехзвездочных гостиницах, остановки в отелях более высоких категорий для автобусных туров (независимо от возраста путешествующих) нехарактерны.
Во всех заявленных в программе городах проводятся обзорные экскурсии и дается время на самостоятельные прогулки куда-глаза-глядят. На то, чтобы проникнуться Парижем, отводится три дня.
То же агентство предлагает еще более дешевый "полуоседлый" экскурсионный тур в Чехию на шесть дней. Поездка обойдется родителям в $210 плюс проезд до Минска (255 рублей за плацкарт, 385 рублей - купе). Дети живут в отеле на берегу живописного озера в 35 километрах от столицы. Каждый день группа выезжает на автобусные экскурсии в Прагу, Карловы Вары и по окрестным замкам, и к ужину (в 19.00) возвращается в гостиницу.
Самые обычные познавательные туры, когда турист, приезжая в какой-то город, по нему всю дорогу и путешествует, рассматривая его квартал за кварталом, возможны, разумеется, и для детей. Такую поездку в Лондон предлагает "Центр Международного Образования".
Стоит это удовольствие (как и все в Великобритании) недешево - $850 плюс $70 виза. За это вы имеете: недельное проживание в настоящей английской двухзвездочной гостинице (в таких обычно узкие лестницы и нет лифта), с настоящими английскими (континентальными, "кофе-булочка-джем") завтраками, и четыре экскурсии: обзорная по Лондону, по Вестминстерскому аббатству, просмотр церемонии смены караула Национальной гвардии и посещение лондонской Национальной галереи (недешевый билет в галерею включен в стоимость поездки).
При таком умеренном наборе экскурсий времени и возможностей для самореализации у нормального деятельного подростка предостаточно. А степень свободы, предоставляемой гидами-сопровождающими подрастающему генофонду вдали от родины, будет зависеть исключительно от индивидуальных пожеланий родителей.
/Отдых/
---------------------
Какие деньги? Вы нам еще должны!
"i" (N39 от 06.10.1999)
чтобы проработать в португалии три недели и ничего за это не получить, пришлось заплатить почти полторы тысячи ДОЛЛАРОВ
Александр - москвич. В июле этого года он заключил договор с агентством "Виз-Арт".
НА ВСЕМ ГОТОВОМ
- Они предлагали работу в Португалии на стройке. Я, как не имеющий строительного образования, мог стать разнорабочим. Зарплату обещали $600 в месяц.
Сначала я хотел полностью оформляться через них, но они сказали, что за визу надо платить $150, а в целом за свои услуги по получению визы, покупке билета и за встречу в аэропорту - и за адрес и телефон работодателя - они просили 300 долларов.
А я восемь лет занимался перегоном машин по Европе и из Кореи, поэтому в курсе насчет цен, и решил все делать сам - зачем переплачивать? За $100 сделал себе туристическую португальскую визу в обычной турфирме, купил за $560 билет на самолет туда-обратно, действительный в течение целого года.
Пришел к ним со всем готовым, а они и говорят: ну вот, молодец, давайте $300, мы вам телефон продиктуем. Получается, я заплатил триста баксов за эти семь цифр.
Перед отъездом я позвонил в Португалию, и тамошний партнер фирмы подтвердил, что работа есть - в Лиссабоне и пригородах на возведении жилых домов и общественных зданий. Я был готов за эти $600 хоть мусор выносить.
В "Виз-Арте" с меня взяли $300, и сказали, что тому, кто встретит меня в Португалии, ничего платить не надо. Но потом придется отработать три недели бесплатно. Плюс $200 за получение вида на жительство.
ПРИЛЕТ
Летел я через Франкфурт-на-Майне, с пересадкой. Немецкие пограничники увидели португальскую визу, билет на самолет до Лиссабона - и никаких проблем. В Лиссабоне тоже, раз самолет прибыл из Германии, никакого контроля в аэропорту нет совершенно.
А вот рейс "Москва-Лиссабон" проверяют серьезно. И если видно, что человек не туристом едет, без ваучера турфирмы, без брони на гостиницу, его отправляют назад.
В Лиссабон прилетел в полночь, меня встретил Сергей, русский парень с Украины, отвез в гостиницу, поселил, и говорит: давай $200. За что, спрашиваю? За то, отвечает, что я тебя встретил, привез, а накануне еще факсы отправлял. Нет, говорю, так не пойдет.
Тут он стал грозить, что уйдет и не вернется, а я останусь в чужом городе без языка, без знакомых, один и так далее. В общем, мы с ним поспорили, и все кончилось тем, что он согласился наутро позвонить в Москву в фирму "Виз-Арт" и все выяснять.
Я думал, что не вернется.
Но он вернулся и сказал, что позвонил, и что платить все-таки надо.
Ладно, отдал я ему эти деньги. Он взял и тактично так мне напоминает, что еще я ему должен буду отдать свой заработок за две недели.
На следующий день из России приехали еще три человека, и вымогательство повторилось.
СТРОЙКА
На следующий день нас отвезли на работу, мы строили на окраине Лиссабона на территории какого-то высшего учебного заведения. Стройка почти заканчивалась. Нас поставили на отделочные работы - класть плитку, трамбовать, мостить дорожки. Ребята клали плитку, а я размешивал и подносил бетон и раствор для плитки. Вся бригада состояла из наших: я, еще Александр из Владимирской области, трое с Украины и молдаване. Бригадира не было, а командовала нами одна женщина-португалка, наша патронесса. Общались при помощи одного молдаванина, он там уже восемь месяцев пашет.
Жили мы вполне прилично. Домик кирпичный, комнаты на пять человек, туалет, душ. Работа с 8 утра до 6 вечера. Пару раз нас попросили отработать ночью. Но все эти разговоры о том, что сверхурочные оплачиваются в полуторном размере - вранье, платят, как и за обычную работу.
Кроме нас на стройке работала куча людей из Африки (Ангола, Мозамбик, Кот-дХИвуар) и румыны. У них у всех зарплата выше, и все они снимают квартиры. Африканцы знают португальский язык и на тех же работах получают существенно больше нас.
Работа была тяжелой, но без напряга. Физический труд мне вообще в кайф. Питались мы на свои деньги. Но там на всех стройках очень хороший обед: есть столовая, кормят сытно - обязательно большая порция супа, большое второе - много мяса или рыбы, бутылка сухого вина, пива или воды, выбираешь сам, и все это за $3.
ДЕНЬГИ И ДОКУМЕНТЫ
Нам сказали, что мы будем получать по $2,5 в час. Работы было мало, поэтому трудились мы не по 10 часов в день, как было обещано, а 8-9 с двумя выходными в неделю, так что заработок получался гораздо ниже, чем ожидалось.
Когда свои деньги у нас кончились, мы попросили выдать аванс. Нам дали примерно по $25 - на еду.
Но самое неприятное, что у них расчетный месяц кончается 25-го числа, а деньги они выдают только 10-го числа следующего месяца, и с 25-го по 10-е живи как знаешь.
Все шло хорошо. И уже намечалось у нас снятие трехкомнатной квартиры на семерых в пригороде Лиссабона - $$60-70 с носа в месяц.
Я заговорил с патронессой о продлении документов, она обещала помочь. Я отдал ей паспорт, другие бумаги и стал ждать. Ждал-ждал, а она каждый день говорит, что у нее не получается. У меня виза была до 16 августа. 13-го я ей говорю: давай отвечай однозначно, можешь сделать или нет? Потому что я знаю, чем это чревато - вылетать с опозданием из шенгенской зоны: введут в компьютер, и станешь тогда невъездным во всю Европу на 5 лет.
Она при мне начала куда-то звонить, звонила-звонила, но сделать ничего не смогла.
А ребята, которые работали у нее уже давно - 8 месяцев и более - стоят рядом и говорят, что и вообще это она просто так - вид делает.
И начинают рассказывать, как в один прекрасный день к дому, который снимали наши парни вшестером, подъехала полицейская машина, у всех проверили паспорта и всех забрали, кроме одного глухонемого, у которого было что-то вроде социальной карточки от какого-то португальского общества защиты и поддержки глухонемых.
Ну раз так, я решил улетать. Сообщаю о своем решении патронессе, прошу рассчитать, а она говорит: очень хорошо, зарплата за август будет 10-го сентября. Ладно. За три недели мне полагалось $350. Договорился с ребятами, что займу у них денег, а она им потом отдаст мою зарплату.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
И я улетел. Во Франкфурте, естественно, меня сразу взяли под белы руки, и повели в комнатку: так, мол, и так, вы пробыли в Португалии не 15 дней, как вам было разрешено, а 25, заполните бланк. А в бланке все просто: согласен ли я, такой-то, что нарушил правило такое-то? Если да, то подпиши пункт А, если не согласен - подпиши пункт B.
И тут же дают адрес и телефон адвоката, к которому я могу обращаться и начать все это оспаривать.
Но что тут оспаривать? Я действительно нарушил, и теперь меня внесли в компьютер, и я не могу въехать в Европу в течение 5 лет.
Приехав в Москву, я пошел в "Виз-Арт". Они очень удивились и спросили, почему я уехал из Португалии. Я сказал, что они обещали мне официальное разрешение на работу, продление визы, а на деле ничего не было. Они сказали, что ничего подобного не обещали. Когда я сказал, что у меня все наши разговоры есть на кассете (а это действительно так, все мои разговоры с сотрудниками "Виз-Арта" записаны на диктофон), они сменили тон и спросили, чего я хочу.
Я хочу возместить все свои расходы, а именно $300 за их услуги, $560 за билеты, $150 - страховка, $200 - этому Сергею, который меня встречал, - то есть всего около $1.200. Еду и гостиницу я считать не стал.
Они говорят, мол, как это, о каких деньгах вы говорите, пришли с улицы и требуете деньги.
Как это с улицы, говорю, вот у меня все бумаги, все печати и квитанции за билеты, визы, вот ваша подпись, вот даже расписка от Сергея из Лиссабона за $200.
Ну, а если не хотите возвращать, может, вы отправите меня поработать куда-нибудь в другое место бесплатно?
Тогда мне стали говорить, что это не они мне должны, это я им должен еще $300 - заработок за две недели работы в Португалии.
Тут я опешил и позвонил в Лиссабон тому парню, у которого занял денег под свою зарплату. Оказалось, что на следующий день после моего отъезда патронесса их всех уволила и ни эскудо не отдала, заявив, что все заработанное пойдет Сергею - за то, что он нас к ней привел.
Самое печальное, что договор, который я с "Виз-Артом" подписывал - всего лишь на оказание информационных услуг, а не на трудоустройство. И еще одна бумага есть - что я осознаю, что въезжаю в страну по турвизе, не дающей права на работу. Так что юридически они, выходит, чисты?
/Работа/
--------------------
За верность Аэрофлоту пассажиры будут вознаграждены
Елена АНОСОВА (N39 от 06.10.1999)
Авиакомпания "Аэрофлот - российские международные авиалинии" открыла в Интернете новый сервер - для часто летающих пассажиров-участников программы "Аэрофлот Бонус". С помощью сервера, который разместился по адресу http://www.aeroflotbonus.ru, клиенты Аэрофлота могут познакомиться с правилами участия в программе, зарегистрироваться в качестве ее участника, а также узнать о состоянии своего призового счета.
Всего в мире существует более 70 программ для часто летающих пассажиров. Самая первая авиакомпания, давшая своим клиентам возможность конвертировать налетанные мили в бесплатные билеты, была American Airlines: у нее бонус-программа появилась в 1981 году. В начале 90-х - начиная с Air France - программами для часто летающих клиентов стали обзаводиться европейские авиаперевозчики.
Среди российских авиакомпаний Аэрофлот - вторая после Трансаэро, у кого появилась программа поощрения часто летающих пассажиров. Об открытии "Аэрофлот Бонус" было объявлено в апреле этого года, а реально программа начала действовать в мае. За четыре месяца ее участниками стали 10.000 человек. Для примера скажем, что трансаэровской программой за четыре года ее существования заинтересовалось лишь 20.000.
Стать участником "Аэрофлот Бонус" может любой пассажир старше 14 лет. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму-заявление, которые, кстати, распространяются практически на всех рейсах Аэрофлота, и отправить ее в Центр "Аэрофлот Бонус" (Москва, Фрунзенская набережная, дом 4). Или же, что проще, зарегистрироваться через новый интернетовский сайт. После этого вам будет присвоен персональный идентификационный номер (ПИН) и открыт персональный счет. После каждого полета на регулярном рейсе Аэрофлота на этот счет автоматически "капают" заработанные вами баллы.
Баллы начисляются в зависимости от тарифа, по которому был куплен билет, и дальности полета. За полеты на расстояния менее 500 километров - 500 баллов. За путешествия на более дальние расстояния баллы начисляются в соответствии с реальным расстоянием: за 1 километр пути - 1 балл. Например, от Москвы до Берлина 1.598 километров, значит, и баллов вы получите столько же.
Однако учтите, что до сих пор у Аэрофлота нет соответствующих соглашений с авиакомпаниями-партнерами, поэтому участники программы "Аэрофлот Бонус" не могут "зарабатывать" балы, летая на самолетах дружественных Аэрофлоту авиаперевозчиков.
Скопив определенную сумму очков, участник "Аэрофлот Бонус" может вступить в элитный клуб, получив серебряную или золотую карточку. Для "серебряного" уровня надо иметь 75.000 баллов, для "золотого" - 150.000. Клубные карточки дают пассажирам ряд привилегий. Например, обладатели "серебряной" карточки могут одними из первых пройти регистрацию на рейс, бесплатно провезти в дополнение к норме еще 10 или 20 килограммов багажа и т. д.
У клиентов Аэрофлота, периодически летающих на короткие расстояния, есть возможность достичь элитных уровней альтернативным путем. Для "серебряного" уровня надо налетать 75 полетных сегментов (два сегмента - перелет в обе стороны), для "золотого" уровня - 150. Правда пока, как признался корреспонденту "i" директор программы "Аэрофлот Бонус" Александр Филиппов, у Аэрофлота нет ни одного "золотого" пассажира.
При достижении определенного количества баллов участник программы "Аэрофлот Бонус" получает премиальный сертификат, который можно обменять непосредственно на саму премию - в любом агентстве Аэрофлота в России или представительстве за рубежом.
В качестве премии вы можете получить бесплатный билет или повысить класс обслуживания на борту. Баллы, набранные по программе, действительны для получения премиального сертификата в течение двух лет, а сам премиальный сертификат действителен в течение одного года с момента выписки.
/Технология отъезда/
|