#24, 23 июня 1999 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
В стране Суоми наслаждаются всем, а особенно - сауной
Владимир ХЕККОНЕН (N24 от 23.06.1999)
Северные соседи России переживают настоящий риэлторский бум. Не обошел он и Финляндию. За последние 5 лет стоимость недвижимости в этой стране выросла в 1,5-2 раза. Дом, купленный в 1994 году за 750.000 финских марок (около $170.000 по тогдашнему курсу) сегодня оценивается в 1.400.000 марок ($255.000). В настоящее время высокий курс доллара по отношению к финской марке ($1 равен 5,5 финской марки) делает покупки наиболее привлекательными.
Жизнь как частный случай автостопа
Леонид ТАРАСОВ (N24 от 23.06.1999)
По несколько иезуитскому утверждению, отдых есть всего лишь смена деятельности. А что делать, если это уже не помогает, и вас утомила повседневная жизнь в целом? Наиболее простой способ отдохнуть душой - радикально поменять эту жизнь и отправиться в путешествие. Конечно, за всякое удовольствие надо платить, но совсем не обязательно деньгами. По мнению автостопщиков, это просто неправильно. И если приходится все же раскошелиться на транзитную визу (если вы не радикал) и потратить 1-5 долларов (никак не больше!) за ночлег, проезд или обед в местном ресторане, коли очень захотелось, то только в самом крайнем случае. В виде исключения.
Образование попало в сети
Борис СТАРЦЕВ (N24 от 23.06.1999)
На прошлой неделе в Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошло учредительное собрание Международной академии открытого образования. Формально академия - это объединение около 200 отечественных и зарубежных вузов и учебных центров, обучающих россиян дистанционно. С точки зрения потребителя, это единое виртуальное учебное заведение: по его программам можно учиться в сети Интернет в любой точке планеты. После открытия академии в МЭСИ состоялась конференция "Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды".
1
--------------------
В стране Суоми наслаждаются всем, а особенно - сауной
Владимир ХЕККОНЕН (N24 от 23.06.1999)
Северные соседи России переживают настоящий риэлторский бум. Не обошел он и Финляндию. За последние 5 лет стоимость недвижимости в этой стране выросла в 1,5-2 раза. Дом, купленный в 1994 году за 750.000 финских марок (около $170.000 по тогдашнему курсу) сегодня оценивается в 1.400.000 марок ($255.000). В настоящее время высокий курс доллара по отношению к финской марке ($1 равен 5,5 финской марки) делает покупки наиболее привлекательными.
Есть немало и других факторов, говорящих в пользу Финляндии как места, где вы хотели бы приобрести собственность. Все, кто приезжает в эту страну, ощущают здесь полное спокойствие и безопасность. Это гармонично развитое государство с изумительной природой и добродушными людьми. В стране с передовой экономикой и современным производством действуют одни из самых жестких экологических правил. Климатические условия благоприятные, особенно на юге Финляндии, где климат такой же мягкий, как в Прибалтике.
Для иностранцев в Финляндии не существует ограничений на покупку недвижимости. Дом, квартиру, участок любой площади можно приобрести в любом уголке страны.
Выгоднее всего регистрировать недвижимость на финскую компанию, что влечет за собой ряд преимуществ. Покупка обходится дешевле, так как НДС (18 процентов от стоимости недвижимости) возвращается после оформления сделки. Кроме того уменьшаются ежемесячные экплуатационные расходы на сумму НДС. Владельцу фирмы и всем членам его семьи предоставляется возможность получить вид на жительство (более подробно о регистрации компании в Финляндии см. "i" за этот год Ь23, с. 22).
Оформление документов на право владения собственностью занимает неделю. Правда, на основании этих документов максимум через месяц выдается еще и именное свидетельство, формально закрепляющее приобретенную недвижимость за ее владельцем. Но жить в своем доме или квартире можно уже сразу с момента их покупки.
При оформлении сделки выплачивается разовый налог, составляющий 7 процентов от стоимости недвижимости. Если вы приобретаете индивидуальный дом с участком земли, то помимо разового налога нужно будет ежегодно оплачивать налог на землю. Его размер зависит от площади участка, но в среднем составляет несколько сотен долларов в год.
Если на покупку не хватает всей суммы, то вполне реально получить ипотечный кредит. Его размер, как правило, не превышает 33 процентов от стоимости недвижимости. Кредит выдается на срок до 15-20 лет под 5-7% годовых.
Многие иностранцы, в том числе российские граждане, приобретают собственность в Хельсинки и его окрестностях. В самой столице продаются как индивидуальные дома, так и квартиры, причем отдельно стоящий частный дом (одно-, двух- и трехэтажный) может находиться и в центре города. Разница в стоимости особняков, в зависимости от места их расположения (центр, пригород), может составлять до 30%.
Частный дом в престижном центральном районе Хельсинки, расположенный в 200 метрах от моря стоит 2.450.000 финских марок (FM) или $445.000. Площадь дома - 205 квадратных метров. В нем есть 3 спальни, большая гостиная (50 квадратных метров), камин, сауна, джакузи, гараж. Дом отделан качественными строительными материалами, оснащен современным оборудованием. Есть достаточно большой земельный участок - 1.184 квадратных метра и красивый сад, граничащий с городским парком.
Таким образом можно стать крупным домовладельцем почти в самом сердце одной из европейских столиц. Хотя сами финны предпочитают селиться в живописных пригородах, на берегу тихого залива. Такой дом на побережье с собственным причалом для катера стоит около FM2.300.000 (около $420.000). Cредняя цена хорошего, не требующего ремонта индивидуального дома в районе Хельсинки, равна $$400.000-600.000.
Существуют и более дорогие предложения - роскошные особняки конца прошлого-начала нынешнего веков, небольшие замки, виллы, где останавливались известные личности. Самый же недорогой отдельно стоящий дом в Финляндии стоит около $100.000. Правда, если вы купите такой "особняк", то без ремонта вам наверняка не обойтись.
Помимо индивидуального дома можно приобрести таунхаус. Он, как правило, двухэтажный, с отдельный входом с улицы, с небольшим участком для цветника (в среднем одна сотка). Стоят такие дома от $80.000 до $800.000. Например, таунхаус площадью 160 квадратных метров, с 3 спальнями, гостиной, итальянской встроенной кухней, сауной, джакузи стоит FM2.100.000 ($380.000).
Однокомнатные апартаменты в Хельсинки стоят от $40.000, двухкомнатные - от $$50.000-60.000, трехкомнатные - от $70.000. В небольших же городках, расположенных рядом с Хельсинки, однокомнатную квартиру можно купить и за $27.000. Все многоквартирные дома обеспечены центральным отоплением. Вблизи кажлого жилого дома предустмотрено место для парковки автомобилей.
Отличительной особенностью финской недвижимости является обязательное наличие сауны. Финская баня есть в каждом доме, в том числе и многоквартирном.
У финнов популярны также деревянные дачи на берегу озера. В отличие от наших дач в финских обязательно есть канализация, горячая вода и другие прелести цивилизации. Чаще всего такие дачи одноэтажные, но могут быть и в два этажа. Подавляющее большинство из них построено в одном архитектурном стиле - в виде лесной избушки с крыльцом и треугольной крышей. Почти в каждой из них есть камин. Стоят дачи от $20.000.
Дачи также имеют свои участки земли. В знаменитом краю озер - Сайме - в местечке Йоутса можно приобрести участок размером 1,7 гектара. Он весь покрыт хвойно-березовой рощей и расположен прямо на берегу славящегося свой рыбалкой озера (береговая песчаная полоса составляет 300 метров. Есть место для причала и официальное разрешение на постройку дачи. Стоит участок всего FM95.000 ($17.000).
Если вы надолго оставляете свою собственность, то не расстраивайтесь: в Финляндии широко развиты службы ухода за домом или квартирой в отсутствие их хозяев.
Приобретенную в Финляндии недвижимость можно очень быстро и без проблем сдавать в аренду - арендонанимателя можно найти всего за один день. Специально ради выгодной сдачи своей собственности в аренду многие покупают недвижимость в Лапландии, где "живет" Санта Клаус, и на всемирноизвестных лыжных курортах - Леви, Вуокати, Пюха. Зимой в этих местах наблюдается массовый наплыв туристов, желающих снять какое-нибудь жилище.
/Недвижимость/
-------------------
Жизнь как частный случай автостопа
Леонид ТАРАСОВ (N24 от 23.06.1999)
По несколько иезуитскому утверждению, отдых есть всего лишь смена деятельности. А что делать, если это уже не помогает, и вас утомила повседневная жизнь в целом? Наиболее простой способ отдохнуть душой - радикально поменять эту жизнь и отправиться в путешествие. Конечно, за всякое удовольствие надо платить, но совсем не обязательно деньгами. По мнению автостопщиков, это просто неправильно. И если приходится все же раскошелиться на транзитную визу (если вы не радикал) и потратить 1-5 долларов (никак не больше!) за ночлег, проезд или обед в местном ресторане, коли очень захотелось, то только в самом крайнем случае. В виде исключения.
Больше пяти лет назад (февраль 1994 года) "i" одним из первых написал про автостоп. Скорее, самодеятельный. А через полтора года в Москве наступило время "научного" - открылась "Академия вольных путешествий" и "Школа автостопа". Кроме спортивно-технической стороны хитч-хайкинга, в чем особенно преуспели питерцы, москвичам особенно дорога философия автостопа (про психологию вольных путешествий - в комментариях основателя и президента "Школы автостопа" Валерия Шанина).
Автостопом по европам, азиям и прочим местам
Вечно молодому (по возрасту и духу) Hitch-hiking-у уже официально стукнуло 75 - первое упоминание о нем в американской Nation относится к 19 сентября 1923 года. Хотя, несмотря на столь точную дату рождения, способ перемещения в пространстве с помощью "добрых людей" и их траспортных средств наверняка насчитывает тысячелетия, а не восьмой десяток лет. В конце концов, общение между людьми возникло намного раньше, чем был изобретен автомобиль. Хотя он и стал катализатором современного автостопа.
Порождение американского автомобильного бума 20-х, способ hitch ("зацепка") hiking ("странствие") - движение не столько "автомобильное", сколько "стопное". Кроме классической четверки (авто, авиа, гидро и железнодорожный стоп), разновидности могут быть любыми - вплоть до верблюдо- и слоностопа. Но автомобильный вариант так и остался самым распространенным в мире.
Конечно, пограничные барьеры мешают вольным странствиям. Возможно поэтому абсолютное большинство голосующих на дорогах современной Европе - чехи и поляки, которым не нужны визы. А примерно половина российских автостопщиков отсеивается именно на границе. Особенно допекает требование "показать деньги" - поэтому сейчас получила распространение практика небрежного помахивания толстой пачкой однодолларовых купюр перед носом бдительного таможенника. Если правильно махать и цифры не видны - то номер проходит.
Население всех стран мира автостопщиков не обижает. Несмотря на некоторые сложности в южной части Европы или, например, Индии (где выпрашивают деньги до последнего), отношение к путникам хорошее. У европейцев преобладает желание сделать "доброе дело" (В. Шанин: "Редко кому удается проехать автостопом через Германию, не получив хотя бы DM10 на "кофе с булочкой"). А на Арабском Востоке накормить и приютить гостя - вообще священная обязанность.
Если говорить про национальные предпочтения самого автостопщика, то, несмотря на эффектный расклад рекордсмена по автостопу Ив-Ги Бержеса ("американец, француз и испанец голосуют в одиночку, немец - группой, итальянец - семьей"), Валерий Шанин считает, что особенности и предпочтения у автостопщиков почти не видны: все члены одной семьи.
Российский стоп
В советские времена автостоп (конечно, внутренний) одно время даже расцвел пышным цветом, был моден и опекаем. Во время туристического бума в шестидесятых годах, официальная организация "Автостоп", объединявшая в регионах до 80.000 членов, даже выпускала специальные талоны, стимулирующие водителей подвозить голосующих на дорогах (талоны потом разыгрывались в качестве лотерейных билетов).
Но время массового социального туризма осталось далеко позади и автостопщики, поддающиеся учету, в России сейчас измеряются сотнями, а не десятками тысяч.
Правда, в 90-е годы у российского автостопа открылось второе дыхание - международное. Проницаемые границы плюс отсутствие лишних денег - идеальное сочетание для познания себя и окружающего мира. Но до автостопа тоже надо дойти - спонтанной тяги к бесплатным странствиям, по словам Валерия Шанина, обычно не бывает. Вначале - "слово". Чаще всего в автостоп новички приходят, начитавшись специальной литературы.
В московские клубы ("Школу", ориентированную на Запад, телефон В. Шанина (095)486 9937, или "Академию" - на Восток, телефон А. Кротова (095)457 8949) могут обратиться все желающие - разделения на своих и чужих нет. Здесь же формируются пары и группы по общим интересам, направлениям и опыту, всегда можно найти близкого по духу и получить конкретную помощь в получении виз.
Про питерские же организации что-то определенное сказать трудно - правда, радикальная команда "УЛЬТРА автостоп", специализирующейся на экстремальных экспедициях, участвовала в последнем сборнике, но другие живут своей особой жизнью - и основанная еще в 1978 году "Петербургская Лига автостопа" (ПЛАС), так и отколовшаяся от нее "Петербургская Гильдия автостопа". По вольным московским понятиям, это организации сурово-спортивные, закрытые и строго иерархические - члены Лиги, например, четко делятся на 3 категории. Высшая - "номерные гонщики". Их примерно 80. Это что-то вроде ареопага, сената или ЦК. Далее, члены первой категории - "стажеры", то есть кандидаты в "номера", имеющие некоторые права - например, совещательного голоса. И члены низшей категории - "ученики", что-то вроде подмастерьев, которые обязаны всех слушаться. Так что петербургские лиги-гильдии московским школам-академиям - не товарищи.
Но это все дела местные, знакомый спор двух столиц. Парадоксы самого автостопа намного интересней.
Безденежье - это свобода
Конечно, к выводу, что не в деньгах - счастье, можно прийти и не путешествуя. А деньги - наркотик почище любого классического. Если по определению одного американского психолога, "смысл алкоголя в том, что он создает иллюзии", то деньги - это иллюзии в квадрате. Зачем общаться, если можно заплатить?
Но если собираешься куда-нибудь на месяц и больше, твердо зная, что можешь позволить себе минимальные траты, то понимаешь, что успех путешествия зависит только от твоей наблюдательности, общительности и доброжелательности по отношению к окружающим. Одним словом, ты сам себя бросаешь в воду и учишься выплывать. Хочешь ночевать не в поле - учись работать с людьми.
Валерий Шанин: "Деньги создают человеку некоторую защиту от неприятностей. А жизнь устроена так, что чем рискованней, тем она интересней. Конечно, самое безопасное - просто сидеть дома. А если ты в чужой стране с деньгами - зачем пытаться общаться? Дешевле переводчика нанять."
Настоящий путешественник тратит деньги разумно - например, на обед в тегеранском ресторанчике, где, при всем желании, больше $2 не оставишь (по воспоминаниям участников индийского похода). И удовольствие от такого обеда - куда больше, чем от бездумных трат на стандартную трапезу у "организованного туриста".
Смысл автостопа - постоянно пользоваться помощью окружающих. По мнению Шанина, у многих автостопщиков "накапливается огромный заряд "нескомпенсированного" альтруизма и, становясь автовладельцами, бывшие автостопщики начинают сами подвозить попутчиков". Да, в отличие от дающих, берущие иногда испытывают неловкость - и пытаются "расплатиться" дорожными байками и мелкими услугами в пути. Или, получая в подарок деньги, берут, оправдываясь про себя, что "заслужили" их уже тем, что водитель достал своим занудством.
Но с другой стороны, именно автостопщик и дарует возможность помочь. Местный житель вряд ли от своего доброго поступка испытывает меньшее удовольствие, чем сам автостопщик. По большому счету хитч-хайкеры это понимают и, когда получают от сердобольных местных еду и деньги - берут не стесняясь.
К тому же известно, что когда помогаешь кому-либо, то и сам привязываешься к предмету своего внимания. По рассказам, даже водители, подвергшиеся нападению дорожных бандитов, все равно не могут избавиться от желания помочь ближнему.
Цвет автостопа -
желтый
Желтый цвет, несмотря на исключения (от зеленого до оранжевого) - все же основной цвет, даже "униформы" автостопщика. А между тем, нет цвета более сложного и противоречивого. С древним миром все ясно, там желтый - символ императорской власти в Китае, атрибут Аполлона и священный у Зевса.
Но в более поздние европейские времена желтый - цвет предательства, ревности, трусливости и лжи, и болезни. Сейчас времена прагматические: согласно статистике, этот цвет - самый безопасный на дороге.
Такой вот удивительный набор. Парадоксальное сочетание противоположных качеств словно напоминает о том, что автостоп - это всегда проверка. По мнению Шанина, путешествие вдвоем по дорогам - идеальный способ не только познания себя и мира, но и испытание межличностных отношений. Дорога может сблизить, может и развести.
Автостопщики - тоже люди разные, хотя, конечно, экстраверты преобладают. Независимо от того, являются ли они "спортсменами", ориентированными на результат, или "философами", для которых важна не скорость, а созерцательность путешествия. Главное - следовать своей судьбе. Те и другие для того и выходят на дороги, чтобы попытаться ее застопить.
Сейчас "Школа автостопа" готовится к кругосветному автостопному путешествию по маршруту: Москва-Китай-Вьетнам-Кампучия-Таиланд-Сингапур-Индонезия, дальше - Австралия-Новая Зеландия, потом - Чили-Перу-Эквадор-Колумбия-Панама-Коста-Рика-Никарагуа, Мексика-Канада-Франция-Москва. Старт 19 сентября 1999 года, в день рождения хитч-хайкинга. Экспедиция пройдет тремя группами, с исключительно научными целями - изучить современные возможности кругосветного автостопа и трудности, подстерегающие путешественников на этом пути.
/Отдых/
-------------------
Образование попало в сети
Борис СТАРЦЕВ (N24 от 23.06.1999)
На прошлой неделе в Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошло учредительное собрание Международной академии открытого образования. Формально академия - это объединение около 200 отечественных и зарубежных вузов и учебных центров, обучающих россиян дистанционно. С точки зрения потребителя, это единое виртуальное учебное заведение: по его программам можно учиться в сети Интернет в любой точке планеты. После открытия академии в МЭСИ состоялась конференция "Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды".
В мире есть три вида дистанционных программ. Первый основан на кейс-методе: студент получает набор пособий и очные консультации. По этому методу в России работают многие западные вузы, например, Университет Тихоокеанского побережья).
Второй - на применении телевидения (cовместный проект Современного гуманитарного университета и Кембриджского университета, в рамках которого лекции из Кембриджа можно слушать в 176 городах России и СНГ - см. "i" Ь 21(278), c. 15).
В основе третьего метода - возможности сети Интернет: например, находясь в Якутске, студент "скачивает" лекции и задания с сервера, находящегося в Москве или в Нью-Йорке, после чего общается с преподавателем по электронной почте. Такую систему в России внедряет МЭСИ.
В России экзамены во всех случаях очные, хотя в развитых странах студенты-"дистанционщики" сдают их и виртуально: чтобы экзаменуемый не посадил за компьютер более знающего приятеля, существуют различные способы идентификации (например, по зрачку глаза).
Академия открытого образования будет работать прежде всего через сеть Интернет, хотя возможен и кейс-метод - для этого нужно лишь распечатать учебные материалы. Все участники академии - будь то американский университет Kennady Western или Удмуртский госуниверситет - могут поместить на сайт курсы своих профессоров.
"Гуляя" по сайту, человек может выбрать специальность, по которой он хочет учиться; затем вуз, который ему приглянулся; курс, который он хочет изучить; профессора, который читает этот курс. Естественно, обучение в более престижном вузе и у более опытного профессора обойдется дороже: один курс может стоить от 500 рублей до нескольких сотен долларов.
Просмотрев демонстрационную версию курса, студент по электронной почте сообщает в вуз о своем желании поучиться, перечисляет деньги, после чего получает по почте оригинал договора, комплект учебных пособий и пароль доступа к системе. В Институте дистанционного образования МЭСИ, где такая методика уже "обкатана", курс обычно рассчитан на сто часов и состоит из пяти разделов. После каждого раздела студент, если хочет, задает профессору 5 вопросов по электронной почте, затем выполняет тренировочные задания и тесты.
Обучаясь в Академии открытого образования, можно брать любое количество курсов в любой последовательности - за каждый пройденный курс выдается сертификат. Если же необходим диплом о профподготовке, высшем образовании или переподготовке, надо изучить набор дисциплин (например, на российский диплом бакалавра менеджмента требуется пройти 37 курсов, сдать 2 курсовые работы и госэкзамен).
Тем, кто захочет получить зарубежный диплом, придется по такой же схеме изучать курсы западного вуза, после чего сдавать экзамены заезжим профессорам или сертифицированным тьюторам-наставникам. Сейчас МЭСИ ведет переговоры с несколькими западными университетами об их появлении на сайте Академии.
/Образование/
|