#20, 26 мая 1999 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
Последнее безвизовое лето
Валерия МОЗГАНОВА (N20 от 26.05.1999)
В очередном заявлении МВД Чехии о планируемом введении визового режима для россиян ничего удивительного нет - не в первый раз. Хотя теперь чехи называют более конкретные сроки прекращения безвизовых отношений с Россией и некоторыми другими странами СНГ - до конца года. Необходимые документы в ближайшее время поступят на утверждение правительства.
Крым без посредников
Ирина МАК (N20 от 26.05.1999)
Нынешней весной россияне - не все, но большинство, - беднее, чем прошлой. И многие, выбирая место для отдыха, загранице вынужденно предпочтут родину. Или ближних соседей. И выбирать будут не из Турции и Италии, у которых, кстати, свои минусы в лице курдов и югославской войны, а между Крымом и Кавказом. В этом последнем выборе мало кто будет руководствоваться разумом - вспомнят старые привязанности и отправятся туда, где не были лет десять-пятнадцать. Причем не организованно - в пансионаты или санатории, куда и раньше приезжали не по любви, а по профсоюзной путевке, - а самостоятельно.
Сделай сам
Елена АНОСОВА (N20 от 26.05.1999)
Обладатели авиабилетов в салоны первого и бизнес-классов проходят регистрацию на рейс как белые люди - у отдельных стоек. Остальные - вместе с народом. Конечно, если вы летите на самолете, вмещающем 150 человек и если пассажиров ожидается не под завязку, можно потолкаться. А если ваш лайнер - Ил-86 или Boeing-777? А если пришли все 300 попутчиков? А если вы еще опаздываете на регистрацию, и на самой регистрации, как назло, сидят отморозки? Недавно в международном амстердамском аэропорту Схипхол заработала новая система, с помощью которой зарегистрироваться на рейс можно самостоятельно, без помощи персонала авиакомпании.
1
-------------------
Последнее безвизовое лето
Валерия МОЗГАНОВА (N20 от 26.05.1999)
В очередном заявлении МВД Чехии о планируемом введении визового режима для россиян ничего удивительного нет - не в первый раз. Хотя теперь чехи называют более конкретные сроки прекращения безвизовых отношений с Россией и некоторыми другими странами СНГ - до конца года. Необходимые документы в ближайшее время поступят на утверждение правительства.
Правда, МИД Чехии, без согласования с которым никакие внешнеполитические изменения произойти не могут, не собирается форсировать введение в действие новых правил. Более того, как заявляют в Праге, если бы Россия смогла достичь соглашения о безвизовом режиме хотя бы с одним членом ЕС, Чехия тут же бы поддержала эту идею и тоже прекратила разговоры о визах для россиян.
Звучит почти что издевательски: как неоднократно отмечал "i", в ЕС на сегодняшний день нет ни одной страны, которая не то что предложила, а хотя бы намекнула России о готовности пойти на безвизовые отношения. Даже кандидаты в единую Европу готовы ввести с нами визовый режим задолго до вступления в ЕС.
Чешское правительство должно поручить МВД разработать график отказа от безвизовых соглашений. Скорее всего, первой страной СНГ, для которой Чехия введет визы, будет Белоруссия. Для России же визы могут быть введены в последнюю очередь. Что мало успокаивает.
/Технология отъезда/
-------------------
Крым без посредников
Ирина МАК (N20 от 26.05.1999)
Нынешней весной россияне - не все, но большинство, - беднее, чем прошлой. И многие, выбирая место для отдыха, загранице вынужденно предпочтут родину. Или ближних соседей. И выбирать будут не из Турции и Италии, у которых, кстати, свои минусы в лице курдов и югославской войны, а между Крымом и Кавказом. В этом последнем выборе мало кто будет руководствоваться разумом - вспомнят старые привязанности и отправятся туда, где не были лет десять-пятнадцать. Причем не организованно - в пансионаты или санатории, куда и раньше приезжали не по любви, а по профсоюзной путевке, - а самостоятельно.
Крымский сезон открылся в мае. Москвичи и питерцы потянулись к билетным кассам - и тут их ждало первое разочарование. Стоимость билета на самолет - 1.200 рублей - заставляла отказаться от услуг авиации. И даже купе (800 рублей с носа) оказалось многим не по карману. В результате, в скором поезде Ь 67, отправлявшемся 30 апреля по маршруту "Москва-Симферополь", в купе было полно свободных мест - а в плацкартных вагонах, билет в которые стоил 500 рублей (плюс постель - 25 рублей из Москвы и 4 гривны (28 рублей) из Крыма), было не протолкнуться от родителей с детьми. Железные дороги, правда, обещали в течение сезона тарифы не повышать - но и те, которые действуют в настоящий момент, впечатляют.
Раньше россиянину для пересечения границы с Украиной, если он путешествовал с внутренним паспортом, требовался вкладыш с указанием гражданства - теперь такого не нужно, по крайней мере, формально. В симферопольском аэропорту действительно вкладышей не спрашивают. Но в поезде пограничник может этот вкладыш затребовать. А неопытный путешественник, не будучи в курсе своих прав и не озаботившись таким вкладышем, даст стражу границы взятку - и совершенно напрасно. Опыт показывает, что, встретив грамотное сопротивление, пограничники-вымогатели ретируются.
Если кто-то надеется сэкономить на дороге, отправившись в Крым на автомобиле, он сильно ошибается. Как бы автолюбитель не считал копейки, на границе из него все равно вытрясут все, что положено. Деньги берут за все: за детей (у вас полная машина!), за собаку, за то, что краска на машине облупилась. По 7 гривен (49 рублей) за каждое излишество. Рассказывают, что при въезде на украинскую территорию весь личный неукраинский транспорт время от времени опрыскивают вонючей дрянью - якобы от какого-то вируса. Мало того, что за санобработку берут деньги, так потом машина не отмывается.
Итого на круг, по скромным подсчетам, пересечение российско-украинской границы обходится в $40 - это уже дороже билета на поезд. К тому же обладателю российских номеров все равно спокойно перемещаться по Украине не дадут - за каждым углом вас будет ждать неподкупный страж порядка. Вдруг ему не понравятся ваши габаритные огни? Послушайтесь совета и езжайте поездом.
Неприятные впечатления теряют силу, едва вы выползаете с чемоданом на вокзальную площадь города Симферополя. Таксисты буквально рвут на части: "Судак? Новый Свет? - $25". По московским понятиям, это вполне нормальные деньги за 120 километров пути. Но по здешним - грабеж. Не поленитесь отойти от площади несколько шагов - а заодно и поменяйте рядом с вокзалом деньги, там курс выгоднее, чем на курорте, - и поторгуйтесь. За пару минут цена спустится до $10 с пары - вот тогда можно ехать. Примерно столько же стоит добраться до курортов Южного берега - Гурзуфа, Алупки, Мисхора. Подороже - и подальше - выходит дорога до Коктебеля, но туда правильнее и дешевле (50 рублей) ехать из Феодосии.
Жилье для "дикарей" в Крыму за последние два-три года не поднялось в цене, но кое-где прибавило в качестве. Лет пятнадцать назад продавленные койки, по четыре в комнате, с некрашеной будкой во дворе, улетали со свистом - хорошо, что хоть что-то нашли! А сегодня все или, по крайней мере, многие, побывав за границей, претендуют на человеческие условия. И получают их. Нет, если вы готовы жить с туалетом на свежем воздухе - ради Бога, за доллар, максимум, два в день. А за $$3-4 с человека можно найти достойное во всех отношениях жилье - с туалетом, горячей водой, ванной, нормальной кухней и человеческими кроватями. На курортах Южного берега койка стоит на доллар дороже - но так было всегда, на то он и Южный берег. Разумеется, к июлю жилье на курортах Восточного Крыма (в Коктебеле, Судаке, Новом Свете) подорожает до $$5-6, но это будет все равно менее накладно и более вольготно, чем пансионат с удобствами.
Правда, в пансионате в стоимость проживания входила бы еда - но не факт, что она бы вас устроила, это же не шведский стол в Испании или хотя бы в Турции. К тому же сейчас в Крыму полно заведений, где можно поесть - по московским представлениям, за бесценок. Те, кто пытается экономить, и дома в рестораны не ходят - а в крымских магазинах полно относительно недорогих продуктов. И всюду, даже в крохотных поселках, таких, как Новый Свет, где сроду рынков не было, сейчас они появились. Если чего-то на прилавке нет, можно заказать - рыбу, мясо, творог, семечки. Среди торговцев много представителей коренного крымского населения - благодаря им на прилавках всегда есть баранина. На судакском рынке уже давно стоят два мясных павильона - один для свинины (новое население Крыма), другой, в которыми торгуют репатрианты, - для всего остального.
Ходят слухи, что в этом году не будет дешевых фруктов - потому что фруктов вообще будет мало. Из-за заморозков в мае (таких холодов в Крыму не помнят с 1918 года) даже грецкие орехи висят на деревьях черные.
Три года назад, когда я была в Крыму последний раз, местное население жаловалось на украинский ОМОН, не дававший жить ни крымчанам, ни приезжим. Сегодня страхи перед людьми в камуфляже отошли на второй план: в Крыму свирепствует налоговая полиция. 22 процента своего дохода крымские хозяйки вынуждены отдавать государству, и попробуй не отдай - проверяльщики являются по пять раз на дню. Возможно, не будь таких поборов, отдых в Крыму стоил бы дешевле.
Но отдыхающих там все равно ждут и надеются, что желание искупаться на Царском пляже и полазить по Кара-Дагу не убить ничем - ни налогами, ни грубостью милиции. Домовладельцы стали несравненно терпимее по отношению к приезжим, чем раньше - борются за клиента, а таксисты предлагают экскурсии по Крыму - в Ялту, в Бахчисарай. Раньше это была целая проблема - поездить по Крыму, а теперь - запросто и задешево. К сожалению, наши отдыхающие, да и крымчане не вполне понимают, что есть Крым - его памятники и заповедники достойны экскурсий не меньше заграничных. Если это понимание придет, в Крыму появится настоящий экскурсионный туризм. Тем более, что в заповедники в Крыму теперь пускают: весной - даром, летом обычно за деньги (в среднем, билет стоит гривну). А побывать в Крыму и ничего в нем дальше пляжа не увидеть - непростительная глупость.
С моими друзьями, побывавшими только что в Новом Свете, случилась показательная история. Проехав от Москвы в симферопольском направлении 4 часа, они обнаружили, что оставили дома все деньги. Завалявшихся 20 рублей и $15 могло не хватить даже на дорогу от вокзала. Их надежды на телеграфный перевод были развеяны попутчиками: деньги в Крым можно отправлять только почтой, и дойдут они через месяц. Осуществить банковский перевод тоже нельзя: исключения составляют крупные здравницы, в которых иногда действуют отделения московских банков - но это редкость. Пришлось договориться с проводником - через три дня деньги, переданные через него, прибыли в Симферополь. А люди все это время жили и питались в Новом Свете в кредит, под честное слово. Где-нибудь еще такое возможно?
/Отдых/
--------------------
Сделай сам
Елена АНОСОВА (N20 от 26.05.1999)
Обладатели авиабилетов в салоны первого и бизнес-классов проходят регистрацию на рейс как белые люди - у отдельных стоек. Остальные - вместе с народом. Конечно, если вы летите на самолете, вмещающем 150 человек и если пассажиров ожидается не под завязку, можно потолкаться. А если ваш лайнер - Ил-86 или Boeing-777? А если пришли все 300 попутчиков? А если вы еще опаздываете на регистрацию, и на самой регистрации, как назло, сидят отморозки? Недавно в международном амстердамском аэропорту Схипхол заработала новая система, с помощью которой зарегистрироваться на рейс можно самостоятельно, без помощи персонала авиакомпании.
Правда, пока этим новшеством могут пользоваться исключительно клиенты авиакомпании KLM - участники программы для часто летающих пассажиров "Летучий голландец", и только те из них, кто летит налегке. Без чемоданов, баулов и рюкзаков, которые надо сдавать в багаж, а по-интеллигентному - с одной лишь ручной кладью.
Подходите в зале вылета к специальному автомату-киоску, засовываете туда вашу персональную карту участника "Летучего голландца", автомат считывает номер, жужжит и выплевывает посадочный талон: тьфу, подавитесь. Если предложенное место вас не устраивает, повторите операцию: получите другое - помягче и поширше.
Чтобы воспользоваться этой системой, необходимо при бронировании билета указать ваш номер участника "Летучего голландца". Тогда вы сможете не только автоматически зарегистрироваться на рейс, но и заказать обратный билет. А к концу этого года KLM обещает устроить такое же и пассажирам, обремененным багажом: зарегистрировать можно будет не только себя, но и свой чемодан. Правда, опять же - только "Летучим голландцам".
"Летучие голландцы" - это такие люди, у которых есть возможность пользоваться немалым количеством бесплатных услуг: путешествовать на самолетах KLM и ее партнеров, жить в гостиницах, посещать музеи Голландии. Главное условие - как можно чаще и дальше летать рейсами голландской авиакомпании. Чем чаще вы летаете, тем больше баллов скапливается на вашем персональном счету. Настанет время, когда на эти баллы вы сможете получить что-нибудь бесплатное. Например, сыр.
/Технология отъезда/
|