Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#15, 21 апреля 1999 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

Неорганизованный туризм неискореним Леонид ТАРАСОВ (N15 от 21.04.1999) В конце апреля российская природа окончательно просыпается от зимней спячки. А вместе с ней пробуждаются и тысячи туристов, собирающихся в походы по России. Только не путайте, ради бога, их с отдыхающими - турист, особенно "неорганизованный", то есть не ждущий милости в виде фирменного турпродукта, а смело берущий ее сам, - отличается от любителя пассивного отдыха, как бешеная собака - от вялого тюленя. Для него семь верст по родной природе не крюк, а отдохновение души. Также как и лазание по скалам, сплав по рекам, спускание под землю, велопоходы и прочее. И походный отдых часто исчисляется затраченной энергией, а не набранными килограммами, как в пионерлагерях советского прошлого. Последний индийский паровоз Игорь СТОМАХИН (N15 от 21.04.1999) Самые яркие впечатления моего детства связаны с революционными праздниками - но вовсе не из-за военного парада и не из-за возможности поучаствовать во взрослом застолье, переходящем в одновременный разговор под хлопки шампанского и залпы салюта за окном. Но наступал момент, когда в комнате воцарялась тишина, на окнах задвигались шторы, а на столе устанавливался 8-миллиметровый кинопроектор. В России будет свой стандарт MBA Борис СТАРЦЕВ (N15 от 21.04.1999) Министр образования РФ Владимир Филиппов подписал приказ "Об организации профессиональной подготовки в области делового администрирования по программам MBA" (Master of Business Administration - магистр управления бизнесом). К началу нового учебного года первые российские программы MBA получат государственный статус. За основу госстандарта MBA взяты принципы европейского стандарта, разработанные Европейской программой повышения качества бизнес-образования (EQUAL) и ратифицифированные 16 января 1999 года. 1 ------------------- Неорганизованный туризм неискореним Леонид ТАРАСОВ (N15 от 21.04.1999) В конце апреля российская природа окончательно просыпается от зимней спячки. А вместе с ней пробуждаются и тысячи туристов, собирающихся в походы по России. Только не путайте, ради бога, их с отдыхающими - турист, особенно "неорганизованный", то есть не ждущий милости в виде фирменного турпродукта, а смело берущий ее сам, - отличается от любителя пассивного отдыха, как бешеная собака - от вялого тюленя. Для него семь верст по родной природе не крюк, а отдохновение души. Также как и лазание по скалам, сплав по рекам, спускание под землю, велопоходы и прочее. И походный отдых часто исчисляется затраченной энергией, а не набранными килограммами, как в пионерлагерях советского прошлого. Время перемен Когда-то у нас числилось 9 миллионов одних только организованных туристов. Тот, кто в походы не ходил, считался либо больным (для них - санатории), либо передовиком, для кого бесплатная путевка в здравницу - подарок, от которого невозможно отказаться. Ну, еще были мамы-с-детьми и для них - южные курорты. А так вся страна надевала рюкзаки - особенно молодые-неженатые - и вперед. Конечно, это была еще и реакция на зажатость общественной жизни - недаром, походы давно стали синонимом весьма вольного времяпрепровождения, а инструктор зачастую играл штатную роль казановы местного масштаба. Времена изменились, но романтический туризм во всех его проявлениях не мог исчезнуть бесследно - страна у нас отдыхающая и часто - отдыхающая активно. Поэтому, если по статистике, организованных туристов стало за последние 10 лет в двенадцать раз меньше, то вряд ли эти отступники разменяли походы на дачи, турции и прочие заменители. Закон сохранения энергии не позволяет в это поверить - какую энергию можно потерять в Турции? Да и дачные удовольствия - очень специфичны. Судя по всему, большая часть активных туристов плавно перетекла в "неорганизованные", там и спрятавшись от официальной статистики. Конечно, какие-то формальные подсчеты ведутся, но точное и даже приблизительное число спелеологов или велотуристов, например, не знает никто. Не говоря уж про пеших туристов. Сыграло свою роль и подорожание жизни - сейчас самодеятельный дальний поход может обойтись дешевле пассивного пребывания в самой дорогой европейской столице - в Москве. Само турдвижение из массового и общественного стало частным и специальным занятием. Туристы скрылись из виду, ушли в своеобразное подполье - с особыми отношениями, сленгом, песнями, намеками, понятными только посвященным, и прочими чертами организации для своих. Изнутри эти организации тоже могут делиться на группы по интересам - даже среди тех энтузиастов, кто многие годы совершает походы по Подмосковью, есть устойчивые компании "физиков" (увлекающиеся компьютерами) и "лириков" (с обязательными самодеятельными песнями). Общее - объединяющий костер с ритуальными воспоминаниями о казусах и приключениях прошлых походов. Молодежи в последние годы стало меньше - конечно, в походы ходят все, но сам туризм ощутимо "постарел" - многие "шестидесятники" как ходили, так и ходят, а молодежный уклон - разве что у любителей вольных путешествий. Но дело не только в возрасте - самодеятельный турист любого года рождения и пола может относиться к разным классам и разновидностям. Турист специальный, обыкновенный и вольный К специальной разновидности можно отнести спелеологов, альпинистов, велотуристов и прочих спортивно-активных. Общее у них то, что без экипировки и снаряжения им просто не обойтись. В связи с вытеснением отечественной продукции зарубежной и общим подорожанием, широкое распространение получили официальные или полуофициальные мастерские, где шьют почти все - от одежды до палаток. И, скажем, велорюкзак обходится в 400 рублей, вместо восьмисот. Да и сами туристы потихонечку осваивают ремесло - вплоть до альпинистского крепежа и подвесных спелеологических систем, а ведь тут халтура - себе дороже. Характер у специальных туристов во многом зависит от того, чем они занимаются. Сурово-романтичные и несколько обособленные альпинисты, упорно держащиеся своим кланом и не допускающие в него раскольников-скалолазов - резко контрастируют с общительными и компанейскими велотуристами, например. Турист обыкновенный - самая массовая разновидность, и внутри нее попадаются самые разные по складу характера люди, поскольку и цели пеших походов тоже бывают самые разные. Одно дело - неспешное ознакомление с природой Урала или Сибири с двухдневным зависанием на стационарной кээспэшной тусовке у Байкала, совсем другое - марш-бросок на 30-50 километров по Подмосковью в так называемом "тренировочном" походе выходного дня, организуемом Московским Турклубом, где уже не до любования дикой природой. И третье - прогулки с гитарой, девушками и алкоголем. Вольные путешественники считают себя самыми продвинутыми. Еще бы, их цель - научные изыскания: как максимально дешево (в идеале - без денег), авто и другим "стопом" в кратчайшие сроки побывать-отметиться в самых отдаленных местах России и прочих местах планеты. Используя знание психологии и собственный опыт. При этом, посмотреть все местные достопримечательности и получить удовольствие от жизни. Что, в идеале, хочет и традиционный турист, но ненаучно, а так - за деньги. Затерянный мир на Большой Коммунистической Кроме неформальных тусовок и чудом сохранившихся некоммерческих турклубов разной направленности (более-менее нормально живется клубам детского и юношеского туризма) у любителей походов есть место сбора в Москве и во вполне официальном месте - в Московском городском центральном туристическом клубе. Расположена эта общественная организация, своего рода затерянный мир социалистического прошлого, там, где и следует, - на Большой Коммунистической улице. Большинство инструкторов, например, руководители походов выходного дня, работают бесплатно. А между тем берут в руководители далеко не каждого, а только сдавших нормативы и поварившихся в пешеходном туризме не один год. Такая вот почетная общественная профессия. МГТЦК на днях стукнет 50 лет. На стенах - масса объявлений о походах, секциях, заседаниях и различных мероприятиях. Организованная жизнь кипит почти как во времена массового туризма. И тут же доска объявлений, внешне напоминающая коммерческие объявления: "Ищу попутчика", "Требуется водитель катамарана - женщина", "Группе нужен врач" и другие приглашения в путешествия для посвященных и новичков. Плюс атмосфера приватного клуба для своих. Хотя в Москве чаще увидишь рюкзачки декоративно-молодежные, а не настоящие, но стоит только выбраться на природу, особенно летом, как туристов там - пруд пруди. Особенно, в глухих местах. Массовый туризм в России не умер. Он просто стал другим. Потеряв бодрое общественное лицо, он стал интимным делом частного человека. Хотя и трудно поддается статистике. /Отдых/ ------------------ Последний индийский паровоз Игорь СТОМАХИН (N15 от 21.04.1999) Самые яркие впечатления моего детства связаны с революционными праздниками - но вовсе не из-за военного парада и не из-за возможности поучаствовать во взрослом застолье, переходящем в одновременный разговор под хлопки шампанского и залпы салюта за окном. Но наступал момент, когда в комнате воцарялась тишина, на окнах задвигались шторы, а на столе устанавливался 8-миллиметровый кинопроектор. Сначала на самодельном экране плясали стрелки и кружки, потом из глубины выезжала дымящая букашка и по мере приближения превращалась в паровоз. Под стрекотание аппарата дым понемногу рассеивался, и из него возникали пальмы и лианы, заклинатели и факиры, дворцы и минареты, слоны и верблюды. Иногда изображение расплывалось, прыгало или ускорялось - кино было любительское, снятое одним из родственников, проработавшим в Индии целых два года. В самом конце снова появлялся паровоз - только теперь, наоборот, удалялся куда-то за горизонт. Со временем традиция общих просмотров утратилась - пленка совсем затерлась, а в доме обосновался цветной телевизор "Радуга". Но с тех самых пор у меня появилась мечта: увидеть в многоцветной реальности то, что врезалось в память черно-белыми картинками на простыне, особенно паровоз. Не знаю, все ли понял из моего рассказа мистер Чилхан - представитель по туризму посольства Индии в Москве. Он принял меня в своем офисе на Петровских линиях, перелистал мои репортажи из разных стран, поинтересовался тиражом "iностранца" и попросил заполнить анкету. Многого он не обещал, но сказал, что с авиабилетом поможет. Правда, неизвестно, на какое число - необходимо согласовать вопрос с министерством туризма в Дели. Работа - ежедневная рутина деловых встреч, пресс-конференций и фотосъемок - поглотила меня с головой, а ответа из Индии все не было и не было. Значит, не судьба, - решил было я. И в этот момент раздался звонок из посольства. Был вечер пятницы. Самолет вылетал рано утром во вторник. Оставалось всего три дня. За этот короткий срок предстояло съездить за билетом в офис "Эйр Индиа", запастись фотопленкой, сложить аппаратуру и вещи, оформить визу, получить медицинскую страховку и исправить запутанную личную жизнь. Поздно ночью, едва успев поставить точку под последним материалом, прямо из редакции я отправился в аэропорт - и только после взлета отчетливо осознал, что еду в чужую страну, где никакие гиды, никакие опекуны - никто не будет встречать, возить, расселять и кормить. Единственная надежда - на толстенный и дорогущий (спасибо коллеге Кукушкину - одолжил) путеводитель Lonely Planet, впридачу к которому пришлось захватить увесистый англо-русский словарь. Пройдя паспортный контроль и уладив таможенные формальности, я получил рюкзак, вышел на улицу и взял первое такси, назвав водителю адрес: "Мэйн Базар". Как я только что вычитал, на этой улице поселяются все европейцы, приезжающие в Дели. Индийское такси, как и лондонское, называется "кэб". Это черный автомобиль а-ля 60-е годы с желтой крышей и механическим счетчиком на капоте. Ветровое стекло превращено в иконостас с изображениями слоноголового божества Ганеши, бородатого святого Сай Бабы и неизвестной мне красавицы в оранжевом купальнике. - Мисс Дели! - пояснил мой драйвер, зажег благовонную палочку и надавил на газ. Машина рванула с бешеной скоростью, из-под колес метнулись обезьяны, я стукнулся макушкой о крышу. - Извините, сэр, на малых оборотах мотор глохнет, - смутился лихач, поддавая газу. В общем, добрались мы минут за двадцать, тогда как путеводитель уверял, что дорога займет не меньше часа.Неужели завтра я увижу свистящее чудище, окутанное облаком пара и запахом копоти? Зима - она и в Индии зима. С самого утра над Дели висит густой туман, из которого, словно из ванночки с проявителем, выплывают очертания зубчатых стен, позолоченых куполов и высоких минаретов, среди которых растворяются тени людей, велосипедов и коров. Днем проглядывает солнце, температура доходит до плюс двадцати - а это гораздо приятней, чем изнутрительная летняя жара. Темнеет внезапно, ровно в шесть вечера. Кажется, будто на город, словно на клетку с канарейкой, набрасывают большое покрывало. В окнах одновременно загораются лампочки, уличные продавцы раздувают маленькие костры для прокаливания орешков, площадь Коннаут Плейс освещается огнями витрин и вывесок. Но самым оживленным местом Дели становится улица Мэйн Базар - бесконечный ряд ларьков, палаток и лавочек, вдоль которых трудно протолкнуться в неостановимом движении цепочноприводного и парнокопытного транспорта. Верхние этажи заняты недорогими гостиницами. Средняя цена двухместного номера - 260-300 рупий в сутки, то есть 6-8 долларов. Есть, конечно, и более шикарные отели - с позолочеными биде, бархатными гардинами и швейцарами в красных тюрбанах. Но ту публику, что лишь временно останавливается в Дели по дороге в Бомбей, а оттуда движется еще дальше - в Гоа - вполне устраивает комнатка с электрическим водонагревателем и вентилятором под потолком. Гоа - это стиль, самовыражение и образ жизни. Культовое место, где пальмы раскрашены розовой краской, а в воздухе перемешаны ароматы отлива, барбекю и марихуаны. Представитель гоанского племени отращивает африканские косички-дреды или бреет налысо голову, носит цветастый балахон из конопли или черную "косуху" в заклепках, прокалывает булавкой ноздрю или наносит татуировку на плечи - а иногда это все сочетается во внешности одного человека. Мэйн Базар упирается прямо в городской вокзал. На втором этаже есть специальный зал для иностранцев. Никакой европеец не сможет добыть себе билет в обычной кассе - просто не пробьется через столпотворение носильщиков и баулов. А наверху - пожалуйста. Надо только заполнить бланк с указанием пола, возраста, гражданства, срока действия визы. У меня же была другая цель. Очень хотелось увидеть самый настоящий, окутанный дымом паровоз с закопченной трубой и чумазым кочегаром с лопатой. А компьютером сидел пахнущий мылом господин. - Ду ю хэв эни стим-трейн? - У вас есть какой-нибудь паровоз? - спросил я, и добавив для убедительности: - Чуф-чуф, чуф-чуф! - Йес, сэр, - ответил служащий. - Вам нужен экспресс "Палас он виллс" ("Дворец на колесах"). Кондиционер, мини-бар и ванна прямо в вагоне. Всего за 300 долларов в сутки будете чувствовать себя махараджей. - А другого вокзала у вас случайно нет? - только и оставалось мне. Оказалось, что есть. Только находится он в Старом городе, что совсем недалеко, и добраться туда можно даже пешком. Москва, конечно, старый город. Но только не по сравнению с Дели. Нашей столице 850 лет, а индийской - пять тысяч, и это чувствуется на каждом шагу. Сколько тайн погребено среди развалин мраморных гробниц, сколько призраков бродит по лабиринтам заброшенных дворцов! Где-то я читал о том, как древние индусские раджи убивали своих царственных соперников. Намечали девочку-красоточку и с детства кормили ее малыми дозами яда. Организм понемногу пропитывался, но для нее это было безопасно. А когда она входила в возраст цветущей красавицы, посылали ее в дар радже, намеченному в жертву. Через месяц тот умирал. Яд из новой наложницы переходил по мосту члена в самое нутро сластолюбца. Да, если и выбирать способ самоубийства, то этот, пожалуй, самый приятный. Впрочем, это так, лирическое отступление. Самая грандиозная достопримечательность Старого города - Красный форт, построенный в 1693 году императором Шах-Джаханом, или Повелителем мира. Ну как не заглянуть, когда фонтаны и галереи, павильоны и террасы, гаремы и молельни - все самое неподдельное. Кажется, даже лифт с раздвижными дверями сделан в эпоху Шах-Джахана. Неужто уже тогда прогресс достиг такой высокой степени? Оказалось, что лифт построили только в 1965 году для индийского премьер-министра Лал Бахадура Шастри. Ему было трудно взбираться по узким ступенькам на крепостные ворота, чтобы приветствовать народ в День независимости. Но особенно меня впечатлил отделанный золотом трон императора, а также мраморный "Диван-и-Кхас" - только это не диван, а громадный зал с инкрустированными колоннами и выгравированной надписью: "Если есть рай на земле - он здесь, он здесь, он здесь". Не знаю, насколько согласны с этим высказыванием обитатели жалких лачуг, теснящихся на берегу реки Джамны, где днем и ночью полыхают погребальные костры и голые детишки тянутся к случайно забредшему туристу. "Онкел, онкел!" - "Дядя, дядя!" - кричат они со всех сторон, выхватывая прямо из рук заранее намененные монетки. Спастись от них можно только бегством. Только теперь я начинаю понимать, как нелегко правительству Индии прокормить миллиард своих жителей. Но самое удивительное - здесь нет нашей непримиримой социальной ненависти. Может быть, потому, что каждый индиец верит: если в этой жизни ему и не повезло, то в следующей все будет по-другому, он вселится в шикарный номер "Амбассадора" и съест на ужин весь годовой доход своей нынешней семьи. Впрочем, кому-то везет уже в этой жизни. Прямо напротив Красного форта я обнаружил храм джайнов - поклонников религии, основанной господом Махавирой в шестом веке до нашей эры. Хоть и торопился я на вокзал - а все же зашел туда. Джайн не имеет права лишить жизни никакое живое существо. Он носит повязку на рту, чтобы не проглотить летающую букашку, и метет перед собой пыль, чтобы не задавить ползущее насекомое. Он не ест овощей, при выкапывании которых можно убить червяка, и не носит вещей, сделанных из кожи животных. Мало того - настоящий джайн должен ходить исключительно голым. При раскраивании и шитье ткани ей причиняется боль - а разве можно поощрять зверство и садизм? По той же причине джайны не работают кузнецами и плотниками - ведь железо и дерево тоже нуждаются в жалости. Вот и получилось, что джайнам остались специальности банкиров, ростовщиков и держателей ценных бумаг. Поэтому среди них трудно встретить нищего человека. Самая богатая в Индии семья - Бирла - джайны из Калькутты. На стене одного из помещений, расположенных внутри храма, нарисована птица с окровавленным крылом. Это госпиталь, где лечатся тысячи голубей, воробьев и ворон. Представьте себе: многомиллионный мегаполис. Днем окна и двери растворены нараспашку, а в каждой комнате, в каждом ресторанчике, в каждом офисе работает вентилятор. Вот птицы и попадают в вертящиеся лопасти. Их, искалеченных, сносят со всего города в лечебницу, где добровольные врачи промывают раны и накладывают шины на переломы. Самых тяжелых больных держат в отдельных клетках, по мере выздоровления пересаживая в общие. Вылеченных птиц выпускают на волю посетители храма. Говорят, что если в этот момент загадать желание, то оно обязательно сбудется. Я задумал первое, что пришло в голову: "Пусть всем, кто прочитает мой репортаж, будет хорошо. А мне пусть повезет с паровозом". Подержал в руках тепленький комочек и раскрыл ладони. Голубь взлетел в небо, оставив крутиться в воздухе серое перышко. И в этот самый момент прямо по улице, покачиваясь и хлопая ушами, прошел слон, а следом за ним промаршировала целая рота музыкантов в красных мундирах. Они дружно дудели в волынки и трубы, били в барабаны и тарелки, а тамбур-мажор орудовал в такт саблей. Сзади скакала лошадь в красной попоне, запряженная колесницей, а замыкал строй наездник на верблюде. Я пристроился сбоку, лихорадочно щелкая затвором. Колонна прошла по главному проспекту, затем свернула в какой-то проулок и запетляла по узким каридорам Старого города. Морщинистый элефант с трудом протискивался между домами, обрывая веревки с развешанным бельем. Прохожие жались по стенам, оркестр гремел во всю мощь, колесница подпрыгивала на булыжной брусчатке. Наконец впереди показалась низенькая арка, украшенная гирляндами цветов и разноцветными лампочками. Хоботорылое существо опустилось на четвереньки и чуть ли не на брюхе проползло под полукруглым сводом. Следом во двор набились остальные участники парада - и были встречены градом конфет, летящих из каждого окна. Только тут я понял: да это ж свадьба! Чтобы не выступать в роли незваного гостя, попытался вернуться назад - и понял, что окончательно заблудился. Попытался найти дорогу. Сунулся в один переулок, в другой. И обнаружил индуистский храм, украшенный каменными изображениями фантастических существ. Я сразу догадался, что этот храм посвящен богу Шиве - потому что в центре установлен каменный лингам - фаллический символ плодородия и продолжения жизни. Вокруг него и совершается ритуал. Специальный служитель - пуджарий - разводит огонь и умащивает фаллос благовониями, поливает молоком и посыпает лепестками цветов. А потом прихожане колотят кокосовые орехи о специальный камень, лежащий у порога. Есть такое поверье: разбился плод с первого раза - значит, будет счастье. Прямо на моих глазах маленькая девочка играючи расколола орех на две половинки. Я тоже взял волосатый шар, занес над головой, хрястнул с истошным криком - и запрыгал на одной ноге, потому что вторую отбил напрочь сам себе. Эх, не видать мне паровоза! На мое счастье вокзал Старого города обнаружился совсем рядом - и здесь тоже было специальное отделение для туристов. На этот раз я сформулировал вопрос умней. Просто спросил, во сколько отправляется следующий паровоз. - Сэр, он уже отправился, - ответил кассир. - Когда? - вскричал я. - Последний - два с половиной года назад. Вот как рушатся мечты. Но времени расстраиваться уже не было. Мимо проехал грузовик, который тащил прицепленную платформу с гигантским макетом какого-то завода. По цехам ходили рабочие с молотками, а на крыше стоял, как я понял, инженер и размахивал линейкой. Следом шли другие машины, и каждая везла свою композицию. На развесистых лианах резиновых джунглей висели актеры, изображающие обезьян, офицеры в белых перчатках стояли вокруг картонной баллистической ракеты, из окон фанерного небоскреба выглядывали довольные новоселы. Это была демонстрация, посвященная дню Республики - дню, когда каждый индийский штат представляет свои главные достижения. Ну и денек! Прямо напротив я увидел купола главной городской мечети. Батюшки, так ведь именно здесь хранятся важные мусульманские святыни: волос из бороды пророка Мухаммеда и отпечаток его сандалии! Если, конечно, не врет путеводитель. Пробиться в то помещение, где находятся реликвии, оказалось непросто. И только перед самым входом выяснилось, что неверных, то есть немусульман, внутрь вообще не пускают. Вернее, не пускают по праздникам - а сегодня Ид-уль-Фитр - конец мусульманского поста. Если честно, не больно-то я и рвался. Особенно, когда выяснил, что фотографировать там вообще никому не разрешается. Зато взобраться на минарет, откуда открывается лучший вид на Старый город, было просто необходимо. Наверх ведет узкая каменная лестница, по которой нужно карабкаться в полной темноте не менее получаса. Зато там, в небесах, захватывает дух от головокружительной высоты и чувства свободного полета. Где-то внизу тянутся длинные крыши рыночных рядов. Это моя улица - Мэйн Базар. Вон громадина Красного форта. Где-то рядом - храм джайнов, где я выпустил голубя. И квартал, где потом заблудился. И вокзал, к которому вышел. А это что за море плещется разноцветной человечьей толпой? Я поставил на камеру приближающий объектив и стал всматриваться, как капитан корабля в подзорную трубу. Да это же городок аттракционов! Забравшись в середину, полуголые пацаны переступают по внутренним перекладинам чертова колеса и вращают его, словно белки. В тире хлопают духовушки, из балагана доносится музыка, по громкоговорителю объявляют победителей лотереи. Булькают в кипящем масле цыплята, распространяя запах карри и трав. Хлопают петарды, взлетают ракеты, искрятся бенгальские огни. А в середине поля замкнутым кругом выложены рельсы, и по ним ходит закопченный паровоз со звездой на железном носу. На платформе, надувая щеки, свистит кондуктор, а чумазый кочегар подбрасывает уголь в жаркую топку. В общем, все по-настоящему. Только в уменьшенном виде. Что-то среднее между реальной железной дорогой и комнатной моделью с электромоторчиком. К паровозу прицеплен открытый вагончик. Из него высовываются измазанные мороженым дети - нарядные девочки и мальчики, сорванцы и тихони, черноглазые, кудрявые, смешные - самые юные граждане самой древней страны. /Репортаж/ --------------------- В России будет свой стандарт MBA Борис СТАРЦЕВ (N15 от 21.04.1999) Министр образования РФ Владимир Филиппов подписал приказ "Об организации профессиональной подготовки в области делового администрирования по программам MBA" (Master of Business Administration - магистр управления бизнесом). К началу нового учебного года первые российские программы MBA получат государственный статус. За основу госстандарта MBA взяты принципы европейского стандарта, разработанные Европейской программой повышения качества бизнес-образования (EQUAL) и ратифицифированные 16 января 1999 года. Первые российские программы MBA, разработанные с привлечением западных экспертов, появились в России в начале 90-х годов. Поскольку в государственном реестре специальностей РФ слова MBA не было, каждая школа выдавала диплом MBA, признаваемый только в ее стенах, а также некий государственный диплом. В одних заведениях это был сертификат об окончании курсов повышения квалификации (например, в Высшей школе международного бизнеса), в других - диплом о втором высшем образовании (в МИРБИСе), в третьих - диплом о подготовке магистра экономики (например, в Международном университете), что имеет мало общего с западным стандартом MBA. Отсутствие государственного стандарта пагубно сказалась на качестве программ. Каждая школа учила тому, что умела и считала нужным: не было определено общее для всех содержание курсов. Например, по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, одни подразумевают под словом "маркетинг" паблик рилейшнз, другие - "продажу картофеля, чтобы он не отсырел". К тому же диплом MBA неохотно признавался работодателями - негосударственные дипломы в России вообще котируются невысоко. Теперь же ситуация должна в корне измениться. В ближайшие месяцы Учебно-методическое объединение (УМО) при Высшей школе экономики разработает российский стандарт MBA. Заниматься этим будут ведущие профессора российских бизнес-школ - МГУ, ВШМБ, МИРБИСа и прочих. За основу стандарта будут взяты девять принципов EQUAL, в том числе жесткий отбор слушателей, набор обязательных курсов, определенная продолжительность обучения (не менее 1.200 часов индивидуальной работы). Президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко не исключает, что в скором времени государственную аккредитацию смогут получить и западные программы MBA, размещенные в наших бизнес-школах, - например, MBA Калифорнийского университета, которую "продает" Институт бизнеса и экономики Академии народного хозяйства. /Образование/


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru