|
|
18+ |
|
Вера гражданина – личное дело его страны» Юридический отдел » 17 марта 1999 Теоретически в большинстве европейских и американских стран религия отделена от государства. То есть законодательство там светское, на нормы религии не оглядывающееся, а провозглашенная свобода совести, вместе с христианским правом человека на выбор, позволяет каждому верить во что он умеет и как умеет – при условии, что это не нанесёт вреда окружающим. На самом-то деле даже в самых светских странах церковь оказывает сильнейшее влияние на образ жизни и мысли – а, следовательно, и на законы. Просто в таких государствах это происходит неявно – в отличие от стран, где законодательство религиозное официально. То есть если у нас церковь не советует смотреть фильм Скорцезе, то дело прихожанина – следовать этому совету или нет. В смысле что к нам, в отличие от некоторых других, не зайдёт с проверкой религиозная полиция, которая имеет полное законное право применять к смотрящему не рекомендуемое всякие кардинальные меры. Не суббота для человека, а человек для субботыАфганистан. Эта страна – самый незамутнённый пример того, к чему может привести стопроцентная государственная приверженность догмам религии. Разумеется, речь идёт о той части страны, которая процветает под руководством талибов, готовых вникать в любые мелочи частной жизни своих граждан. Со всей строгостью ими карается всё подряд – от настоящих преступлений до действий, в которых самый строгий судья в каком другом месте не нашёл бы ничего предосудительного, типа отсутствия бороды на лице правоверного. И буквально каждый день талибы дарят своим людям новые развлечения: например, не так давно они перебили все телевизоры и видеомагнитофоны в пределах их досягаемости. И ещё одно нововведение: религиозная полиция закрыла все частные школы для девочек, назвав их «центрами антиталибовской пропаганды». Почему только частные? А потому, что все остальные они уже закрыли до этого: хорошей мусульманке образование ни к чему. Пакистан. Только верховенство положений священного Корана может помочь 140-миллионному Пакистану справиться с преступностью и беззаконием и защитить права простых людей, – так решил премьер указанной страны, добавив при этом, что убийц и насильников следует предавать публичному повешению, а их дела рассматривать в срок от одного до семи дней. Он хочет, чтобы в Пакистане было не хуже, чем в соседнем Афганистане, где шариатские суды, приговаривая преступников к публичному отсечению конечностей или смертной казни, якобы свели на нет криминальные проявления. В связи с этим в стране поправляют конституцию в том ключе, чтобы официально объявить Коран и высказывания пророка Мохаммеда высшими законами Пакистана, а правительству дать право вводить по своему усмотрению законы шариата в любом регионе страны, независимо от мнений на этот счёт местных администраций. Оппозиция сочла, что такие нововведения поощряют бесконтрольность правительства, решения которого нельзя будет обжаловать. А ещё в стране есть отдельный закон, предусматривающий наказание за богохульство, то есть карающий тех, кто неуважительно относится к исламу и Корану. Например, стоит кому-то, скажем, похвалить стихи Рушди – и вот его уже повели. Иран. За порядком тут смотрит состоящий из 12 аятолл Наблюдательный совет, призванный следить за соблюдением норм ислама, и Совет экспертов – выборный орган, выполняющий, главным образом, консультативные функции, но не только: конституция Ирана возлагает на экспертов подбор достойной кандидатуры на пост духовного лидера страны. В 1989 году, после смерти аятоллы Хомейни, Совет экспертов рекомендовал на должность иранского руководителя аятоллу Али Хаменеи. Их волю в жизнь проводит, в частности, исламская милиция. Кто не знает: исламская милиция – это полувоенные формирования, которые после окончания ирано-иракской войны принялись искоренять на родине пробравшуюся туда западную культуру. И вот местный парламент, которому всё мало, одобрил недавно закон, по которому исламисты смогут играть ещё более значительную роль в жизни университетов Ирана: исламской милиции будет позволено контролировать культурную жизнь вузов. Местная оппозиция считает, что новый закон – это попытка консерваторов сдержать радикальных студентов, которые не желают создания исламских университетов. Наблюдательный совет строг, но порой позволяет всякие вольности. Так, недавно он отверг законопроект о раздельном лечении пациентов противоположного пола в медицинских учреждениях. «План медицинского обслуживания в соответствии с нормами шариата» был признан не соответствующим положениям конституции страны, хотя на принятии его настаивали депутаты меджлиса, потрясённые возмутительным распутством медучреждений. Мужчины лечат женщин, а женщины, наоборот, – мужчин, что недопустимо с точки зрения шариата, запрещающего физический контакт между лицами противоположного пола. Вот меджлис и предложил покончить с этими безобразиями, считая, что гинекологами должны быть только женщины, ну и так далее. Однако Наблюдательный совет признал нововведение нецелесообразным. Тем временем Совет экспертов решает очень сложные вопросы. Например – до какой степени допустимо существование Интернета в исламском обществе? Дело в том, что через международную компьютерную сеть поступают не только благочестивые сведения, но и информация, которая противоречит жестким требованиям ислама. Поэтому до сих пор пользователи Интернета в Иране были ограничены рамками электронной почты, а приём фото и графических изображений считался недопустимым: вдруг в страну таким макаром просочится порнография? Неизвестно, что будет с Интернетом – зато в некоторых других вопросах ясность уже внесена: вот иранкам стало позволено становиться судьями. Это просто невероятный прогресс, так как до недавнего времени женщина могла появиться в иранском суде лишь в качестве истца, ответчика или свидетеля, причём показания двух женщин приравнивались к показаниям одного мужчины. Но это мы с вами считаем иранок глубоко несчастными. И как это живут они без всяких прав и свобод, да ещё и парятся в жару в своих темных хиджабах? Впрочем, в жизни тамошних женщин есть и свои плюсы. Например, калым – в случае развода муж его обратно ни в коем случае не получает, а, наоборот, сам остается нищим и со всеми детьми на шее. Есть, правда, исключение: женщина лишается всех прав на имущество в случае, если была уличена в прелюбодеянии. Но для того, чтобы доказать это, необходимо представить суду не менее двух свидетелей, причем независимых. Они не могут быть ни родственниками мужа, ни его друзьями и должны убедить судей в том, что пострадавшему действительно наставили рога. Но это ещё не все – экс-супруг в любом случае обязан содержать бывшую спутницу до тех пор, пока она вторично не выйдет замуж. Дети – отдельный разговор. «Отцы по воскресеньям», – это у нас: у них же вместо этого «матери по пятницам». При этом мужчина имеет полное право лишить мать своих детей этих еженедельных свиданий. Ребенок остаётся при матери лишь на время кормления грудью, затем обязательно передаётся отцу, и вся последующая забота о наследниках лежит именно на нем. Опять же нет правил без исключений. Женщина может отсудить ребенка в тех случаях, когда отец будет признан судом невменяемым или же хроническим наркоманом. Алкоголики в Иране встречаются редко, поскольку сухой закон в этой стране никто не отменял. Да, после смерти отца дочери в Иране достается лишь треть имущества, сыну же – две трети. Но зачем девушке деньги, если она получит калым и после этого особенно не будет заботиться о собственном материальном благополучии? В Иране эта забота – печальный удел мужчин. Турция. 75 лет назад религия здесь была отделена от государства. Местные власти изо всех сил стараются этот порядок сохранить, а исламисты, напротив, пытаются делать вид, что никакого такого отделения у них нет и не было. С исламистами борются суды, то и дело объявляющие вне закона соответсвующие партии. В результате исламисты постепенно утрачивают свое влияние, и, чтобы понравиться людям, им приходится идти в ногу со временем: так, руководство одной из религиозных партий заявило, что более не считает грехопадением употребление спиртного. Лично посетив питейное заведение, один из партийных руководителей провещал: «Пейте, если вам хочется. Но немного». Начало реформаторству в исламской Партии Добродетели положила Назлы Ылыджак, единственная в руководстве женщина, предпочитающая мусульманским одеяниям светскую одежду. Вот она-то и устроила приём в честь лидера исламистов, на котором угощали вином. Ещё один реформатор, муфтий Надир Куру из города Измир, вообще призвал мужчин и женщин к одновременному намазу. И тут все начали спорить – а не является ли грехопадением совместное нахождение представителей двух полов при общении с Аллахом? Проблема решается. А турецкое управление по делам религии невзирая на то, что Турция 75 лет является светским государством и многожёнство в ней официально запрещено, написало книжку-руководство для всех хороших мусульман. Там написано, что «мужчина, если у него есть силы и потребность», может иметь одновременно 4 жены. На вопрос о том, «в какой степени мужчина может созерцать женщину, на которой хочет жениться», отвечается так: «Он может смотреть на руки, лицо и ноги возлюбленной, а также направлять к ней посланницу, которая близко ознакомится с её особенностями». Если проще, то о любимой жених должен знать понаслышке. А женщине-мусульманке нельзя выходить замуж за представителя иной религии, ибо тем самым она совершит грехопадение. Сомали. В этой истерзанной войнами и голодом стране исламский суд занимается нетипичными делами. Так, один из судей в Могадишо заявил, что его главной и первой задачей является очистка тамошней автострады от десятков контрольно-пропускных пунктов, установленных мошенниками-ополченцами, которые обижают и обирают тех, кто по этим дорогам передвигается. Исламские суды, организованные в Могадишо и других городах, преуспели в сокращении числа вооруженных ограблений и других экономических преступлений. Они также успешно действовали, вынося судебные решения по проблемам брака, семьи и наследства. Суды назначают собственные полицейские силы, обычно это ополченцы, связанные с группировкой внутри клана, которая и создаёт эти суды. Население всячески приветствует деятельность исламских судов и даже помогает им материально. Так, местный комитет владельцев грузовиков выразил желание предоставить 3.000 автоматов и сколько надо денег, лишь бы суд избавился от КПП. Индонезия. В этой стране религию пытаются поставить на службу экономике: президент призвал правоверных почаще воздерживаться от принятия пищи и вообще поститься по понедельникам и четвергам. Но предложил он это не для повышения благочестивости населения, – просто из-за засухи и неурожая Индонезии приходится закупать рис. А чтобы бедные индонезийцы могли его покупать, государство вынуждено рис дотировать. Бюджет-то не резиновый. Индонезийская беднота и без президентских призывов поститься уже затянула до невозможности пояса и, вероятно, не слишком сознательно, давно следует в своих привычках питания заветам пророка Мухаммеда. Вследствие экономического кризиса, как свидетельствуют статистические данные, почти 80 миллионов индонезийцев, или 40 процентов населения страны, оказались в этом году за чертой бедности и влачат нищенское существование. Египет. Просто удивительно, какими смехотворными вопросами занимаются иногда учёные богословы. Вот, например, над чем долго ломал голову самый авторитетный религиозный деятель Египта, верховный шейх исламского университета Аль-Азхар Мухаммед Тантауи – он размышлял о том, как быть девушкам-мусульманкам, живущим в светских странах в том смысле, что там им не велят ходить в школу в чадре или ещё в каком мусульманском покрывале. И вот что решил шейх: «Мусульмане обязаны соблюдать законы страны проживания, пока они не начинают входить в противоречие с фундаментальными принципами религии». По его мнению, хотя ношение женщинами платка является важным элементом ислама, всё же самое важное для них «одеваться просто и скромно». Испания. Впрочем, что это мы все о мусульманах – есть ведь на свете и другие религии. И было время, когда их именем творились дела не чуть не лучшие, чем инициатива афганских талибов. Стоит впомнить хотя бы инквизицию... Впрочем, по прошествии веков её ужасы кажутся не очень-то и страшными. Видимо, поэтому и могла появиться на свет книга «Инквизиция в Испании», чей автор, Беатрис Комела, утверждает: число жертв испанской инквизиции сильно преувеличено, а её роль в истории искажена. По оценке автора, за все годы существования этого института было вынесено всего-то 5.000 смертных приговоров, то есть к палачу были отправлены 1,9 процента общего числа привлеченных к судебной ответственности за инакомыслие. Или вот в конце 15 века инквизиция выгнала из страны евреев – ну а что же ей, бедной, было делать, если евреев в Испании расплодилось немеряно? Не согласен автор и с утверждением, что инквизиция затормозила развитие культуры. В подтверждение своего тезиса Комела указывает, что именно на тот период пришелся так называемый Золотой век испанской литературы во главе с Мигелем де Сервантес Сааведра, Педро Кальдероном де ла Барка, Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Франсиско Кеведа. Наконец, Галилео Галилей намеревался найти защиту в Испании. Словом, а был ли мальчик? Ирландия. Ирландия, как и Испания, считается одной из самых религиозных стран Европы. Но долго ли так будет? Как показало исследование, проведённое среди ирландских школьников, только 44 процента мальчиков и девочек строго выполняют все католические нормы и правила, тогда как 83 процента их родителей были воспитаны в свое время в строгом соответствии со всеми догмами, присущими этому вероисповеданию. В современной Ирландии всё больше мам и пап предпочитают не утруждать себя частыми посещениями церкви, в результате чего в 20 случаях из 100 принятие решения, ходить или нет на церковные службы, отдано на откуп самим детям, а почти 12 процентов из них вообще воспитываются атеистами. Упадок религиозных чувств в стране прослеживается и по статистике бракосочетаний. Всё больше молодых пар предпочитают сегодня не идти под венец, а сочетаться гражданским браком. Упадок религиозности в Ирландии – стране, которая традиционно считалась святее самого папы, – местные обозреватели во многом объясняют серией сексуальных скандалов, подмочивших репутацию церкви. За последние несколько лет по обвинениям в педофилии на скамье подсудимых оказались более двух десятков священнослужителей. При этом достоянием общественности становились факты, когда некоторые ирландские епископы и архиепископы, используя свой авторитет и связи, пытались замять расследования, предлагали родителям совращённых детей отступные деньги. Редкое посещение церквей в ряде случаев объясняется также и несогласием людей с некоторыми католическими догмами по морально-этическим вопросам. В основном это касается запретов на использование противозачаточных средств и аборты. Первое здесь можно приобрести в аптеках только по рецепту врача, а невозможность искусственно прервать беременность у себя на родине привела к тому, что ежегодно больше 5 тысяч ирландских женщин проделывают эту процедуру в соседней Великобритании. Польша. Здесь церковь хоть и отделена от государства, но её влияние на умы сограждан очень велико. И вот на днях здешний Синод Римско-католической церкви принял документы, определяющие отношение католиков к окружающему миру. Что касается политики, то церковь не отождествляет себя с какой-либо партией и не выражает её интересы. Верующие призваны прямо участвовать в политической жизни, но духовные лица не должны входить в политические партии и общественные организации, причем даже в такие, которые черпают вдохновение из церкви. При этом Синод дал указание, чтобы во всех епархиях возникли места благодарения Божьего за победу над коммунизмом и объединение народа. Нельзя абсолютизировать свободный рынок и прибыль, забывая этический и религиозный аспекты экономики. Синод призывает восстановить пафос труда, который вёл бы к развитию инициативы, честности, трудолюбия, экономии и расторопности, достоверности в отношениях между людьми, мужества при реализации трудных и болезненных решений. Синод призывает правительство, выводя Польшу из экономической отсталости, куда её привели коммунистические власти, руководствоваться не только логикой приватизации, рентабельности и рынка, но и логикой общественной справедливости. Нельзя допускать излишней диспропорции в доходах населения. Сбор денег на подносах, их пересчёт и ведение финансовых книг не должен быть делом духовных пастырей, считает Синод и предлагает правительству обдумать итальянскую модель финансирования, которая состоит в том, что каждый гражданин платит налог в размере 0,8 процентов от своего дохода и декларирует, на какие цели он его предназначает – на церковь, культуру или благотворительность. Синод призывает очистить культуру от остатков коммунизма и одновременно бороться с её американизацией. Синод просит всех католиков – членов правительства, членов наблюдательных советов фирм, бизнесменов – помнить: получение чрезмерной зарплаты означает отсутствие чувства солидарности с миллионами убогих и бедных, у которых нет надежды на справедливое обустройство родного дома. Израиль. Израиль – страна со смешанным, светско-религиозным законодательством. При этом половина её населения к религии вообще никак не относится – и получается, что одна часть израильтян желает, чтобы все жили по законам праотцов, а другая – чтобы страна стала куском Европы на Ближнем Востоке. Впрочем, пока победа за ортодоксами: страна в целом продолжает жить по религиозным правилам. Взять, например, шаббат – наиболее ортодоксальная часть израильтян надеется распространить его и на иностранных туристов. А это значит, что за два часа до наступления шаббата (он начинается вечером в нашу пятницу) должны прекращаться все экскурсии и другие увеселительные мероприятия, запрещается включать музыку, смотреть кинофильмы и вообще. От владельцев отелей потребуется установить оборудование для автоматического включения света и кондиционеров при входе гостя в комнату – он не должен трудиться даже путем прикосновения к выключателю. Пока же такое есть не во всех гостиницах – до сих пор строго и везде кошерность соблюдалась только в сфере питания. Менеджеры крупнейших отелей выступили против этих угрожающих нововведений. Они указывают, что если израильтяне и смогут понять, хотя отнюдь не обязательно одобрить, такие строгости, то иностранных туристов они отпугнут от Израиля окончательно, ведь и сегодня из-за нестабильности на Ближнем Востоке приток в страну иностранцев значительно сократился. А тут на евреев, ревностно соблюдающих религиозные предписания, свалилась еще одна напасть – им категорически запрещено ковырять в носу. Правда, только в шаббат, а в остальные дни, видимо, можно. Такое постановление вынес духовный лидер приверженцев ортодоксального течения в иудаизме раввин Овадия Йоссеф. Обусловлено же оно желанием обязать иудеев ещё более строго блюсти святость субботы. Это подтвердил и сам раввин, пояснивший во время транслировавшейся по радио проповеди, что, ковыряя в носу, можно нечаянно вырвать волосок и тем самым совершить действие, категорически запрещённое для этого дня недели. Мир дому моемуНигерия. Проще навести порядок там, где бесспорно преобладает одна конфессия. А вот в Нигерии 45 процентов населения – мусульмане, еще 45 – христиане, а 10 процентов – так вообще анимисты. И тем не менее в пишущейся там сейчас конституции, по слухам – она ещё не была опубликована, – допускаются отступления от её светского характера в пользу правомочности законов шариата. Это не может не беспокоить тамошних христиан, и, наверное, анимистов тоже. Предыдущие конституции, ныне не действующие, содержали положение о правомочности «традиционных» судов, однако лишь в ограниченных судебных разбирательствах. Тем самым основной закон страны оставался большей частью светским – и христиане хотят, чтобы он таковым оставался и впредь. Христианская ассоциация Нигерии призвала всех «молиться за мир на земле наших отцов, где каждый должен быть свободен выбирать веру и религию в согласии со своей совестью и убеждениями». Румыния. Здесь православные иерархи пытаются помириться с католиками: декретом правительства Румынии 1 декабря 1948 года Греко-католическая церковь была ликвидирована, и все её здания перешли в собственность Румынской православной церкви. После 1989 года Греко-католическая церковь была формально восстановлена в правах, однако недвижимость ей возвращена не была. Дипломатические отношения между Румынией и Ватиканом были прерваны в 1950 году и восстановлены только в 1990, после краха режима Чаушеску. В Румынии 87 процентов населения исповедуют православие, а 10 процентов – католики. Впрочем, мириться хотят не все. Так, в октябре прошлого года в Алба-Юлии была проведена священная литургия по случаю 50-летия «воссоединения Румынской православной церкви». Поскольку именно в этом году была ликвидирована Греко-католическая церковь, то литургия подверглась яростным нападкам со стороны недругов румынской православной иерархии. «Согласно Конституции 1923 года, – писала „Ромыния либерэ“, – в Румынии существовали две национальные церкви – православная и греко-католическая. В 1948 году православная иерархия вступила в сотрудничество с советскими оккупантами, тогда как греко-католическая иерархия оказала сопротивление, за что и была уничтожена. То, что называют воссоединением Румынской православной церкви, на самом деле было актом терроризма, который осуществлялся при поддержке новых православных иерархов, отобранных коммунистическим режимом по критериям коллаборационизма и рабской покорности». Как бы то ни было, собственность католикам пока не вернули. Израиль. Тут арабы-христиане потребовали положить конец монополии греков на высшие посты в иерархии Греко-православной церкви. Участники состоявшейся в Назарете религиозной конференции аргументировали это тем, что 99,9 процента прихожан церкви в Израиле, Иордании и палестинской автономии – арабы. Священнослужители и миряне призвали руководство патриархии, которое базируется в Иерусалиме, немедленно прекратить продажу и передачу в аренду церковных земель, сделать бюджет церкви открытым для верующих, создать совместные контрольные комиссии с участием священников и представителей церковных общин. Кроме того, принято обращение к правительству Израиля с требованием прекратить вмешательство в дела христианских общин, к которым принадлежат израильские арабы. Мэр Назарета Рамах Джараси заявил, что «эта борьба против церковной верхушки – не религиозная, а национальная борьба арабов за свои права». Между тем в городе Хайфа состоялась церемония рукоположения в сан нового главы греко-католической общины Северного Израиля (Галилеи) епископа Бутроса Муалема. Известно, что Биньямин Нетаньяху возражал против его назначения на этот пост, однако Ватикан пренебрёг мнением премьера. ЮАР. За тесное сотрудничество со всеми единоверцами в ЮАР высказался генеральный синод Голландской реформаторской церкви. На встрече, которая проводится раз в четыре года, её участники поддержали предложение о необходимости расширения связей между представляющими различные группы населения паствами и религиозными организациями одного вероисповедания. В период апартеида они четко разделялись по расовому признаку: Голландская реформаторская церковь – для белых, Объединенная реформаторская церковь – для «цветных» и Реформаторская церковь в Африке – для чёрных. Подобные искусственные границы ничем, кроме политики апартеида, не оправданные, тем более стали анахронизмом с переходом страны к демократическому правлению, указывается в резолюции синода. Делегаты выразили уверенность, что уже начавшийся процесс взаимодействия между единоверцами с различным цветом кожи приведёт в конечном счете к их полному формальному объединению в лоне одной церкви. Иордания. Здесь произошло редкое проявление государственной веротерпимости: муниципалитет Аммана решил предоставить в аренду участок земли христианской общине маронитов для возведения храма. 34 из 40 членов муниципалитета проголосовали за аренду сроком на 20 лет с символической рентной платой 140 долларов в год. Информация о намерении построить в столице Иордании маронитский храм сразу вызвала ожесточенное сопротивление со стороны трех лидеров организации «Братья-мусульмане», направивших в муниципалитет письмо с требованием не отдавать маронитам исламские земли. Комментируя эти события, министр информации заявил, что свобода вероисповедания, закреплённая конституцией, является реальностью в Иордании – стране, где мирно сосуществуют различные конфессии и где царит атмосфера религиозной терпимости и понимания. Он добавил, что если три человека выразили свое личное мнение, то это не повод для того, чтобы поднимать газетную шумиху. Призыв трёх лидеров не нашел поддержки ни у членов их организации, ни у Фронта исламского действия – ее политического крыла. Иорданская община маронитов имеет длительную историю. Она стала шестой из девяти христианских церквей, признанных королевским указом 1958 года. По данным маронитского священника Аммана отца Джорджа, сегодня община включает около 1500 прихожан. Болгария. Как ни печально, Болгарская православная церковь никак не может жить в мире сама с собой. Все началось в 1989 году, когда, после падения коммунистического режима, действующие в стране политические формации поручают патриарху Максиму провести церковную реформу. Тот обещает в определенный момент отойти от дел с тем, чтобы не мешать процессам обновления церковной жизни, однако отказывается утвердить состав нового Синода, в который введены реформаторы – митрополиты Калиник, Пимен и Панкратий. Последние усматривают в этих действиях угрозу своей церковной карьере и не долго думая решаются на дворцовый переворот. Дело не обходится без вмешательства светских властей. В разработку сценария устранения красного Максима активно включается ультраправый премьер Филипп Димитров, который ведет весной 1992 года переговоры с Калиником в Бачковском монастыре. 9 марта 1992 года контролируемая правительством Димитрова Дирекция по делам вероисповеданий (ДДВ) объявляет незаконным избрание Максима патриархом. 25 мая того же года ДДВ утверждает временное руководство Священного Синода в составе Калиника, Панкратия и Пимена. При этом последний, Неврокопский митрополит Пимен, получает должность наместника-председателя. Предполагается, что он сохранит свои полномочия до проведения церковного собора. Получив моральную поддержку светских властей, раскольники переходят к активным действиям, объектом которых становится церковное имущество. В результате реформаторы захватили свечной заводик, а также ряд храмов и монастырей в провинциальных епархиях. Своей кульминации скандал достигает 22 августа 1992 г., когда Синод созывает Архиерейский собор (духовный суд) и наказывает низвержением троицу раскольников. Те отвечают той же монетой, созвав альтернативный синод. Налицо прямое вмешательство государства в дела отделённой от него церкви и грубое попрание православного канона. 5 ноября 1992 г. следует демарш Верховного суда, который объявляет решение ДДВ незаконным. Наконец, в декабре 1996 г. при правительстве социалиста Жана Виденова ДДВ регистрирует Священный Синод во главе с Максимом. На сторону легитимных церковных властей открыто встаёт и претендент на болгарскую корону Симеон Второй, который в мае 1996 г. встречается в Софии с Максимом, игнорировав при этом Пимена. Однако в январе 1997 года в стране начинается новый политический кризис, и к власти опять приходит консервативное правительство. 5 марта не без нажима исполнительной власти недавно созданный Верховный административный суд отменяет регистрацию единственного канонического Синода. После состоявшихся в апреле 1997 г. досрочных парламентских выборов и формирования нынешнего правоцентристского правительства Ивана Костова Синод и патриарх Максим остаются объектами непрекращающихся манипуляций. Складывается парадоксальная ситуация, в которой Синод БПЦ, признанный всем православным миром и его автокефальными церквами, не признается правительством и административными инстанциями Болгарии. В этой неприглядной интриге замешаны как судебные власти, так и президент Болгарии, находящийся с Максимом в весьма натянутых отношениях, хотя и не встающий открыто на сторону альтернативного патриарха Пимена. Филиппины. Реформы церкви почти непременно ведут к расколу, именно этим они в первую очередь и опасны. Пионером посягательства на католические каноны стал пастор Гектор Канто в центральной провинции Илойо. Он объявил, что женится, но сан сохраняет и продолжает служить пастве. Влюблённого священника осадила Конференция епископов Филиппин. По их приговору, мятежник уже заявлением о намерении сочетаться браком осквернил веру и подлежит лишению священного сана. Суровость церковных иерархов, однако, не задушила моду в зародыше. Закрепивший в церкви должным ритуалом брак лишенного рясы Гектора пастор Иисус Сива был так впечатлён счастьем бывшего коллеги, что тоже решил не сопротивляться своим чувствам. О сосуществании религии и закона можно писать вечно. А ведь кроме мировых религий есть ещё всякие мелкие секты, которые тоже взаимодействуют с властями самым интересным образом, о чём мы и напишем в одном из следующих номеров «i». Ольга ВОЛКОВА Предыдущая статья:
|
Архив Рубрики Пульс Редакция Реклама Вакансии [1] Связаться с нами | |
© «iностранец» 1993 – |
Распространяется бесплатно | Условия предоставления информации и ответственность |
Учредитель: «Универсал Пресс»
Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
|