ЦБ: USD 73.0081; EUR 85.6823; GBP 100.0722      18+          

 

Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование


Глобальный язык в глобальном масштабе

» Образование » 28 апреля 1998

Общая картина

   Ежегодно более миллиона человек со всего мира едет учить английский за границу, в страны, где этот язык родной. С каждым годом среди этих людей становится всё больше русских – настолько больше, что в прошлом году Россия вошла в группу лидеров вместе с Италией, Францией, Германией, Испанией, Японией и Кореей.

   Подавляющее большинство (более 70 %) размышляет вполне логично и традиционно и выбирает для учёбы Великобританию, родину английского языка и школ английского для иностранцев. Дальше, постоянно меняясь местами, идут Ирландия, США и Канада. Замыкают список стран, посещаемых для изучения английского, Мальта, Австралия и Новая Зеландия.

   Это из англоязычных стран. Но курсы английского для иностранцев в последнее время появились и весьма успешно продаются и в совсем неанглоязычных местах – Италии, Испании, Франции, Мексике, Португалии, на Кипре. Произошло это неслучайно: все перечисленные страны – известные и популярные (в том числе и у нас) туристические центры, и курсы английского для местных лингвистических школ – дополнительный бизнес.

   То же самое происходит и в Швейцарии. Там, как известно, можно несколько европейских языков учить одновременно. Но особым спросом, по крайней мере в России, пользуются курсы неродного для Швейцарии английского языка, особенно в сочетании со спортом и отдыхом.

   Обычно лингвистические школы неанглоязычных стран пытаются создать у себя языковую среду: приглашают преподавателей, например, из Англии, организуют клубы, встречи и вечеринки с носителями языка. Последние всегда легко находятся – это или студенты из англоязычных стран (часто даже далеко ходить не надо, они учатся здесь же, в языковом центре), или заезжие туристы, или те, кто тут живёт и работает.

   Хорошие курсы английского есть и в северной Европе: Голландии, Швеции, Финляндии. Но учатся там в основном местные жители или гости из соседних стран. Вряд ли можно ожидать массового интереса к таким курсам. Но как вариант они всегда остаются. Для любителей экзотики. К тому же эти курсы дешевле аналогичных во многих англоязычных странах.

   Но при всех своих достоинствах и особенностях, конечно, ни Италия, ни Голландия и даже ни Швейцария не конкуренты англоязычному миру: английский язык всегда будут учить в первую очередь там, потому что там есть главное – языковая среда.

   Как уже было сказано, школы и центры английского языка для иностранцев придумали англичане. Они же разработали схему и методику обучения. Это know-how стали активно использовать как в самом Соединенном Королевстве, так и за рубежом. Поэтому можно говорить о некоем стандарте курсов английского для иностранцев за рубежом. Если исключить национальные особенности, свойственные той или иной стране, получится, что школы в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Квинстауне и Дублине очень похожи.

   У всех есть обязательный набор базовых программ. Это общий английский (General English, обычно 20 часов в неделю), интенсивный английский, бизнес-курс. И такой же обязательный набор дополнительных занятий, экскурсий, спортивной и культурной программ. Все учителя имеют диплом и квалификацию преподавателя английского для иностранцев. Везде используется одна и та же методика – коммуникативная: сначала студента учат говорить, а грамматика, чтение, письмо изучаются на основе уже известных языковых формул. Некоторые школы и преподаватели вносят что-то своё в эту методику, но от этого суть не меняется.

И всё-таки они разные

   Отличаются же друг от друга школы большим или меньшим профессионализмом учителей, дополнительными программами и возможностями, атмосферой.

   В каждой стране есть школы-гиганты (обычно входящие в международные образовательные группы, например, Aspect/Anglo World, inlingua, Berlitz/ESL, International House, Eurocentres, EF, LAL и др.). Чем хороши такие школы, так это главным образом тем, что у них больше разнообразных программ (и они могут регулярно запускать новые) и предлагают они их одновременно в нескольких странах, зачастую ещё и на нескольких языках. У некоторых из них лучше оснащение, они также могут себе позволить приглашать на работу лучших учителей. Часто у них существует целая система скидок для своих студентов – на транспорт, в музеи, пабы и рестораны.

   Но не всем крупным школам удаётся сохранить высокое качество учебных программ. И уже совсем редкий случай, когда такая школа обеспечивает персональный подход и внимание каждому студенту. В гигантских структурах – а таковыми являются некоторые образовательные объединения – не до мелочей. И эти мелочи и становятся потом предметом жалоб и недовольств студентов.

   В маленьких, семейных школах иностранные студенты от отсутствия внимания не страдают. Такие школы тоже есть везде, но особенно ими славятся Ирландия, Новая Зеландия, Мальта. Нельзя сказать, что они обязательно лучше больших. Просто они рассчитаны на другую категорию студентов. Большие школы хороши для молодежи, для тех, кто любит общество, компании, тусовки, кому нужно, чтобы вокруг все крутилось, было много людей. Маленькие же больше подходят тем, кто хотел бы отдохнуть от суеты, расслабиться или тем, кому требуются индивидуальные занятия и особый подход.

   Именно нюансы и особенности, которые присущи любой школе и порой на первый взгляд не видны, и определяют в конечном итоге, подойдет вам этот учебный центр и этот курс или нет. Значение имеет всё: и сколько действительно человек в группе (может меняться в разное время года), и сколько из них одной национальности (не половина ли русских, или не 90 % японцев), и какой средний возраст студентов (есть исключительно молодежные, как Leicester Square School of English в Лондоне, и только для солидных клиентов), и насколько квалифицированы учителя, и интересно ли они преподают (в менее известных и популярных у туристов и студентов районах может быть дефицит хороших преподавателей, но в то же время в самых посещаемых местах типа Лондона, Нью-Йорка чаще можно натолкнуться на дешёвую халтуру).

   Такие нюансы могут знать только те, кто уже в этой школе учился, или образовательные агентства, которые давно на этом рынке работают и хорошо знают разные зарубежные лингвистические центры.

Особенное есть даже в традиционной Англии

   Примерно около 80 % россиян едет на курсы английского в Великобританию, а точнее в ту её часть, которая называется Англией. В этом мы совпадаем с общемировой статистикой. В выборе городов мы тоже неоригинальны: Лондон, Кембридж и Оксфорд – туда стремятся попасть все, кто первый раз оказывается в Соединенном Королевстве. Оксфорд и Кембридж живут славой своих знаменитых университетов, и многие едут туда хотя бы для того, чтобы потом можно было гордо сказать: «А я учился в Оксфорде (Кембридже)». Пусть не в университете, а в языковой школе, в данном случае это не имеет значения. Кстати, многие оксфордские и кембриджские школы стараются держать марку и предлагают действительно хорошие и качественные программы.

   Но мировая популярность имеет и свои издержки. Перечисленные города, а также расположенные на побережье Брайтон, Борнмут и Истборн перенасыщены иностранными студентами, в частности русскими. Временами (особенно в сезон, летом) создается такое впечатление, что местных жителей там вообще нет. А с кем же тогда практиковаться в английском? Ведь не для того же вы ехали в Англию, чтобы общаться со своими соотечественниками или с такими же, как вы, иностранными туристами.

   Впрочем, в Великобритании школ так много, что всегда можно найти неосвоенное туристами место. Только частных языковых школ в Соединенном Королевстве более 800. Добавьте к ним государственные школы, центры на базе университетов и школ-пансионов, и эта цифра будет еще больше.

   В Англии много красивых мест. В центре, в районе холмов расположено «Сердце Англии», на юго-западе красивейшее графство Девон, на севере район озер и дикой природы, графство Йоркшир. Там живут настоящие англичане, там говорят только по-английски. И если хотите познакомиться со страной и местным укладом жизни, надо ехать в такие места. Кстати, лучшие языковые школы располагаются как раз за пределами туристических центров.

   Совсем неизвестны у нас и Шотландия, и особенно Уэльс (хотя за границей Эдинбург входит в число самых популярных для путешествий городов). А там – завораживающая природа, доброжелательные люди, тихо и безопасно.

   Так же, как самые посещаемые города, можно выделить и самые ходовые учебные программы. Это базовые курсы, в основном, общий английский, иногда плюс спецзанятия, факультативы. Базовые курсы – это то, чем большинство школ живёт. Новые и специализированные программы школа делает либо под влиянием спроса, либо для того, чтобы иметь преимущества перед многочисленными конкурентами. Иногда это бывает что-то очень оригинальное. Например, Totnes School of English (графство Девон) предлагает иностранным студентам необычные курсы по интересам: изготовление обуви, резьба по дереву, составление китайских букетов и танцы конгэ, Salisbury School of English – полеты на самолете, а Richmond Language Institute – курсы садоводства и лондонской архитектуры.

   Некоторые спецпрограммы уже стали хорошо известны и традиционны, например, английский для академических целей, язык для профессионалов и специалистов (для бизнесменов, юристов, медиков, менеджеров туризма и т. д.), «Английский плюс» (плюс развлечения, экскурсии, спорт, путешествия).

   Последняя программа особенно пришлась по душе российским школьникам и подросткам. В ответ на спрос из России появились короткие образовательно-развлекательные туры для школьников и студентов по схеме all-inclusive. Стоят они недорого (у некоторых фирм до $1.000 за две недели), с серьезной учебой имеют мало общего. Но для каникул – очень неплохой вариант.

   Совсем новая программа наступающего сезона – 3-недельный автобусный тур по Европе с изучением английского в курортном городке Фолкстоун (юго-восток Англии). За неделю предполагается осмотреть по пути Польшу, Германию и Бельгию, а последующие две недели посвящены учебе и экскурсиям по Англии.

Из Старого Света – в Новый

   США – второе популярное направление для лингвистических поездок в России (заметим, что по мировой статистике второе место среди стран, посещаемых для изучения английского языка, занимает Ирландия). Америке достаточно быть Америкой, чтобы привлекать миллионы людей из разных стран. Смело можно предположить, что если бы не удаленность от России (и связанные с этим расходы на перелет) и не проблемы с визами, многие предпочли бы учиться в Штатах. Даже несмотря на то, что там свой английский.

   Большие центры английского языка, часто на базе университетов и колледжей – типичное явление для Америки, любящей гигантизм. Не случайно самая большая в мире система языковых центров ELS – американского происхождения.

   Еще одна характерная для Америки черта – доминирование интенсивных языковых программ. У курсов английского для иностранцев в Америке есть даже специальная аббревиатура – IEP (Intensive English Programs). По статистике, для подавляющего большинства иностранных студентов интенсивные или специальные курсы английского в США – первая ступенька на пути в американский университет или колледж.

   Однако надо иметь в виду, что это «подавляющее большинство» – студенты из Азии: Японии, Кореи, Тайваня. Европейцы же, и русские в том числе, в первую очередь ищут в Америке развлечений. И несмотря на то, что США далеко, приезжают сюда на сравнительный короткий – до месяца – срок.

   Популярны места, которые, благодаря кино и телевидению, у всех на слуху – Нью-Йорк, Голливуд, Санта-Барбара, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Майами. Языковые центры в основном группируются вокруг крупных городов и туристических центров на западном и восточном побережье. Но поскольку отделения английского как иностранного (ESL – English as a Second Language) есть при любом университете и колледже, а последние разбросаны по всей стране, то можно выбрать себе самую невероятную географическую точку.

   Безусловно, лингвистические поездки в США более затратны и обходятся на порядок дороже, чем подобные туры в Англию. Но и здесь наши умудряются находить дешевые образовательно-развлекательные варианты. В Лос-Анджелес можно съездить на 4 недели всего за $1.500 (вместе с билетом). Хорошо идет и дешевый образовательный тур в Майами для детей – там один учебный центр снял целую гостиницу с бассейнами и спортивными комплексами, рядом с океаном, и в ней и учит, и развлекает школьников.

   Образовательные центры, расположенные на севере США, тоже имеют свои «приманки», например, могут организовать для своих студентов экскурсионную поездку в соседнюю Канаду или вообще предложить комбинированный вариант: пару недель учебы и отдыха в Штатах и пару – в Канаде. Можно и два языка взять: английский и французский.

   Двуязычные школы – особенность Канады и ее преимущество. Двуязычные центры есть во многих районах Канады, но что интересно, больше их во франкоговорящей провинции Квебек. Английская часть Канады, как и весь англоязычный мир, видимо, считает, что миру достаточно и одного языка – английского.

   Канада – вторая по величине страна в мире и в чем-то очень похожая на Россию. Климатом и большим природным, национальным и культурным разнообразием, например. В Канаду из России едет много эмигрантов – и совсем мало студентов. До последнего времени получить канадскую студенческую визу было практически невозможно – в каждом студенте видели нелегального эмигранта. Поэтому российские образовательные фирмы просто исключали Канаду из своих программ. Сейчас иммиграционные власти изменили свою политику. Канада открывается для студентов, в том числе для тех, кто собирается изучать язык в этой стране.

   Как и в Америке, в Канаде очень распространены языковые центры при университетах и колледжах. Как и американские, канадские центры гордятся новейшей компьютерной техникой и технологиями, которые используются в учебе.

   В целом, канадские учебные программы (и языковые, и профессиональные, и академические) дешевле американских, в основном за счет того, что канадский доллар стоит меньше. Но в остальном чувствуется тяготение к Америке (за исключением, может быть, франкофонского Квебека) и стремление к единообразности (кстати, учебные программы обеих стран взаимопризнаваемы).

Всегда есть альтернатива

   Хотя получить визу и в Великобританию, и в США, и в Канаду стало легче, проблема не исчезла совсем. По-прежнему сохраняется так называемая «группа риска», у которой шансы на отказ в визе выше, чем у других. Это молодые люди (мальчики – призывного возраста, девочки – незамужние), по мнению иммиграционных властей перечисленных стран, без крепких связей с родиной, финансово несостоятельные. И то, и другое далеко не всегда верно, скорее, наоборот, но доказать это бывает трудно. Если учесть, что это самая подвижная группа населения и основные «потребители» языковых программ за рубежом, то можно понять, почему так много наших студентов едет учить английский, на-пример, на Мальту.

   Мальта совсем недавно появилась на нашем горизонте, до этого многие просто не знали о существовании такой страны. Мальтийцы просто оказались в нужное время и в нужном месте. Пару лет назад, в самый разгар визовых проблем с Великобританией, мальтийцы стали предлагать свою страну в качестве альтернативного Англии варианта. Реклама строилась на противопоставлениях: в Англию трудно получить визу, на Мальту – без проблем, в Англии дожди и туман, на Мальте – солнце и теплое море, англичане холодные и отстраненные, мальтийцы – доброжелательные и приветливые. Ко всему прочему, курсы английского на Мальте дешевле, чем в Англии.

   Результат превзошел все ожидания: сейчас русские составляют четверть всех иностранных студентов, изучающих английский на Мальте. Учатся наши и в школах (кстати, здесь уже есть русская частная школа), и в Мальтийском университете.

   Безусловно, теплое Средиземное море, которое у берегов Мальты еще и очень чистое и прозрачное, и длинный летний сезон – неоспоримые преимущества острова Мальта. И приезжают сюда в первую очередь любители совмещать приятное с полезным. Но Мальта претендует и на звание страны с высоким уровнем образования. Образовательная система Мальты была создана британцами (Мальта долгое время была английской колонией), по английскому образцу делались и языковые школы. Собственно, многие из них и принадлежат англичанам, которых на Мальте много. Или британцы работают в них преподавателями. Для самих же мальтийцев английский – второй родной язык.

   На противопоставлении Великобритании, правда, менее вызывающем, порой делается реклама и Ирландии. Туда тоже легче получить визу, ирландцы тоже более гостеприимные и доброжелательные. Разве что с погодой Ирландии, как и Англии, не повезло. Здесь за один день могут смениться все 4 времени года, правда, они не такие контрастные, как у нас. Зато летом в Ирландии так же тепло и хорошо, как и везде.

   Но у Ирландии действительно есть свои особенности и преимущества. Ирландцы считаются пуристами в языке, и потому английский здесь близок к классическому. Существует даже расхожее мнение, что нигде в мире не говорят на таком хорошем английском, как в Ирландии.

   Преимуществом считается академичность и высокий уровень преподавания ирландских лингвистических центров. Эти две черты, кстати, свойствены и ирландскому образованию в целом. Говорят, что ирландские школы в массе своей лучше оснащены – компьютерами, видео. И везде присутствует индивидуальность, у каждой школы – свое лицо. В целом иностранные студенты в Ирландии получают больше внимания и заботы.

   Ирландские курсы английского в последнее время приобрели еще один плюс: они стали дешевле британских – из-за того, что курс английского фунта растет, а вместе с ним и цены в пересчете на европейскую валюту и доллары.

   Ирландия, пока неизвестная у нас, очень популярна в Европе: сюда приезжают учить английский итальянцы, испанцы, французы, немцы. Появляется мода на эту страну и в Латинской Америке, и Азии. И уж совсем непознанный край – Северная Ирландия. Вполне спокойное и безопасное место, вопреки сложившемуся имиджу.

Дальние земли, новые впечатления

   Из англоязычного мира остались совсем далекие от нас Австралия и Новая Зеландия. Большинство европейцев приезжает сюда на довольно продолжительные (не менее трех месяцев) лингвистические или профессиональные программы. Получается очень выгодно: курсы, профессиональное и высшее образование здесь дешевле, кроме того, по студенческой визе разрешено подрабатывать.

   Русских студентов мало в Австралии и еще меньше в Новой Зеландии. Например, новозеландская Queenstown Language School с нетерпением и энтузиазмом ждет своих первых студентов из России – они должны приехать в мае. Ожидается, что в ближайшее время число российских студентов по крайней мере в Австралии увеличится: австралийцы объявили о льготном тарифе в $990 на перелет из Москвы в любую точку Австралии и обещали урегулировать визовые проблемы (см. «i» № 222, с. 13).

   Новая Зеландия пока не делает ничего специального для российского рынка. Но она может быть интересна сама по себе – это совершенно другая земля, и поездка туда – совершенно новый опыт. Многие приезжают сюда учить английский ради удовольствия, сочетая это занятие с приключенческим и экзотическим туризмом. Многие школы это учитывают и создают уникальные программы «Английский и приключения» (см. «i» № 207, с. 6).

   Экзотика, первозданная природа, хорошая экология, спокойный, провинциальный уклад жизни (и связанная с этим безопасность), возможность испытать себя в необычных видах спорта отмечаются иностранными студентами как главные преимущества Новой Зеландии. Кроме того, таких редких гостей, как россияне, по утверждению новозеландских языковых центров, ждет особая забота и внимание. Еще одно преимущество – времена года наоборот: из русской зимы можно уехать в новозеландское (австралийское) лето.

   Но пока это могут себе позволить лишь немногие. Возможно, в перспективе, если предположить, что у россиян будет меньше визовых и экономических проблем, выбор страны, места и конкретной школы будет более актуален.

«i»

Предыдущая статья:
Следующая статья:
К содержанию номера

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами    Рейтинг@Mail.ru 
© «iностранец» 1993 – Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.